Облака Эльфриды

Владимир Митюк
В который раз убеждаюсь, никакой текст, считанный с экрана, не идет в сравнение…

Да что я? Держу в руках только что вышедшую из печи, влетевшую из издательства,  книгу Эльфриды Бервальд «По лестнице в облака». Вышедшую в Иванове, издательство МИК.  Стихи и проза…

 И начинаю путешествие с автором и счастливыми читателями.  Останавливаясь на прекрасно выполненных рисунках автора.  Теплая книжка в моих руках, повторюсь, а иначе и не скажешь.

«Кони огненные мчались над погостами,
Их без устали пришпоривал седок.
Под копытами сгорели девяностые
И в двухтысячные выстрелил курок…»

Большая часть жизни автора прошла в Средней Азии, и Эльфриде, как мне кажется, вынуждено пришлось покинуть родные места:

Мне опять снятся горы твои, Казахстан,
Просыпаться в холодную зиму так трудно.
Я живу в миражах, и как майский тюльпан,
Кем-то сорванный, липну к случайным попуткам.

Пусть по струнам домбры серебрится полынь,
Как бальзам, горький запаз ее по душе мне.
Я из северных льдов сердцем рвусь в эту синь,
За твоим караваном, вчерашний кочевник.

Сон бредет мой по звездам, - Акын, ты играй,
Твои песни вселенная вышла послушать….
Но сердце хранит память. …

И вот еще, про всю нашу бесконечную Россию:

Росси – запад и восток…
О, сколько в том противоречий,
То жаркий азиатский вечер,
То европейский холодок…
Но ропот на судьбину вечен.

Войдет ли солнце над рекой,
Иль век кровавою зарею,
страна неведомой тропою,
слепой ведомая рукою,
- в стремленье быть дугой прямою.

 Здесь – и боль, и надежда и понимание. Что свойственно большинству нормальных людей, но у каждого – свои слова, а слова Эльфриды проникают до самого сердца. Это и домотканый рушник («твой домотканый рушник/выбит чужими крестами,/лебедь распята гробами,/ песен славянских родник/был домотканый рушник. … Сын твой ушел на войну,/ и прокричала ворона,/ что не видать ему дома,/ что Украина в плену, /тех, кто разграбил страну.  … Твой домотканый рушник,/ залитый братской кровью,/ дядюшка Сэм рвет с любовью,/ чтоб никогда не возник / песен славянских родник. …

И стихотворение В глуши твоей, седая Русь, приведу один лишь куплет : «Где вьется черный дым костров, / мне чудится народов ропот / и смуты новой страшный топот. / О, мир, ужели ты готов /вновь повторить кровавый опыт…» - это очень современно…  Как и «Май почернел от горя» («Май, 2014).

 Автор живо реагирует на происходящие события, размышляет и доносит до читателей самое сокровенное. Пример – стихотворения «А с миром что-то происходит», «Откуда эта память», … «Браток, покурим напоследок» и других…  и – памяти Олеся Бузины:  «Во тьме украинское небо, / расстрелян Олесь Бузина, / За то, что брехливым он не был, / а правда была не нужна»….

 И все-таки надежда:

Я вижу, как розовый свет
За ливнями тянет рассвет,
А где-то отчаянным стоном
Капели стекающей стоны…

Несколько строк, а столько смысла! А ведь перед этим:

В чарующей неге весны
Березки волненьем полны…

Любовь и оптимизм…  «Я – пыль на бабочке летящей, / я – миг, не прожитый тобой, / Открой меня, мой ангел бдящий, / мой мир, вспорхнувший над судьбой»… Потому что «с тобой я не дрожу от холода»…

Не могу не остановиться на потрясающих строках:

«Разрезанный гранат стекал багровым соком,
По жаждущим губам – мы были влюблены.
Мгновения неслись над вечностью потоком,
И что нам до теней, снующих за порогом,
Они стары для нас, а мы так зелены»

– это строки из стихотворения «Мы были влюблены», и тут же – «Там где ты был, где я была, / был мир, как маленький осколок», и дальше, дальше – «С тобой я не дрожу от холода…».

Можно бесконечно продолжать, но тогда придется перепечатать всю книжку, я не преувеличиваю, ведь автор «не дрожит от холода», и «Вся жизнь волшебное видение, /а дни летят, как снега хлопья / и учатся в пути терпению»….

Прекрасные строки, незаурядные стихи – все это творчество Эльфриды Бервальд….

И еще – она скромно пишет, что только начала писать рассказы…. Всем бы так! В книге их маленькая повесть «Алькино детство»,   рассказы «за воздушным змеем», «Сны в вечность», «Я все-таки его расстреляю» и «Деревенские будни»…

Это надо читать, вдумчиво – ничего лишнего, и столько впитано детских впечатлений.  Из семьи уходит отец – как-то буднично, безо всяких разговоров, и все. …
Вот, прочтите:

Было часов восемь утра, но азиатское солнце уже припекало сквозь окошко, становилось душно и жарко. Алька решила открыть двери во двор. И в это время с другой комнаты вышел отец, почему-то с чемоданом.
 
- Одет,  как на парад в костюм - удивилась Алька.

- Подойди ко мне, Алька, я уезжаю - сказал он.

- Куда, папа? - Она еще не поняла, что видит его в последний раз, и дороги их уже никогда не пересекутся.

- Витя спит, а где Саша?- ответил он вопросом на ее вопрос.

- Так ведь за травой для скотины в поле пошел.

 Алька лихорадочно вытирала замасленные ручки об мамин фартук, в котором хозяйничала. Щеки ее были в муке, отец вытер их ладонью, приблизив Альку к себе, обнял и поцеловал в обе щеки и в лобик. и почему-то ей сразу захотелось плакать. Она чувствовала, она нутром понимала, что жизнь теперь будет другой, совсем не той, что была прежде, она любила отца. Отец, отвернувшись, махнув рукой, вышел. Алька не помнила, что он сказал на прощанье, она перевернула лепешку, которая начала подгорать и выбежала вслед за отцом.

Но детство еще не заканчивается… Просто до неузнаваемости изменился мир ребенка…   Бедность, вечные проблемы, работающая с утра до ночи мама… Которая была вынуждена оставить детей и уехать на заработки.  Когда читаешь, на глаза наворачиваются слезы…  А жизнь идет….

 «За воздушным змеем» - это почти мистика, тяжелые роды и счастливое мгновение встречи  с новорожденным… . Как и не избавление, но надежда в новелле «Сны в вечность». Автор – оптимист, несмотря ни на что.

И сколько юмора в, казалось бы, грустном рассказе «Я все-таки его расстреляю!»  - не буду раскрывать заранее финала…. Но как хорошо  - « Он оделся и вышел во двор. Взяв деревянную лопату, стал чистить двор от снега»…  Простые бытовые дела никто не отменял, чтобы ни случилось.

 Да и в деревенских буднях – да, суровая правда, автор проявляет оптимизм.

«Вот такая жизнь без прикрас, а люди чего хотели? Простого человеческого счастья. А где его найти и как сохранить, никто не знал. Антонина знала – этот вопрос быть или не быть, вечен. А вот ее вопрос – платить или не платить,  - актуален, но решаем. …  И Антонина стала собираться на почту за пенсией»…

И мы не знаем, как сохранить обретенное. Часто кажется, что решение есть, а его-то и нет. Зато есть прекрасные стихи и рассказы Эльфриды Бервальд,  где соседствуют наши реалии и душа автора…

 А томик у меня наверняка зачитают.  Такие книги не должны просто стоять на полке.

Но ничего – я вновь загляну в издаваемый нами альманах «Двойной тариф» или   на стихиру…

Чего и Вам желаю…
 
***

С произведениями Эльфриды можно познакомиться на ее страничке на стихире

http://www.stihi.ru/avtor/fridabakkara

и в альманахах «Двойной тариф»

http://www.proza.ru/2014/10/13/2111

и

http://www.proza.ru/2015/04/21/2231