Музыка поп

Любовь Райт
Интересно пофантазировать, как отреагировали бы советские люди, услышав современные поп-песни? Заткнули бы уши, покатились бы со смеху, стояли бы в онемении, сожгли все носители этой музыки? Они, конечно, не понимали бы, как цензура пропустила такое. Но еще бОльший вопрос — как такие произведения могли быть написаны на русском языке? Это после Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Чехова, Окуджавы? Как такое вообще возможно?

Началось все с распада СССР, когда появились тенденции к «стебу», и простеньким песням для танцпола. Были певцы, начинавшие еще в советское время, которые приспособились к новым трендам и обрели популярность. Сергей Минаев, например, начинал свое творчество еще в 1987-ом году. Он тогда отказывается исполнять русифицированные песни The Beatles, потому что «воздушные, бесшабашные „битловские“ песенки как-то слишком „поумнели“ и погрузнели».

Минаев даже не подозревал, что исполнит сингл, который одним названием охарактеризует почти всю российскую поп-музыку двухтысячных — «Музыка поп». В нем пелось: «Музыку поп любит
наш народ, под музыку поп он пляшет и поет. Музыка поп: музыка для поп. Музыка поп может и без нот», «Музыка поп ползут глаза на лоб. Музыка поп крутится нон стоп. Музыка поп, живота и ног. Музыка поп, Мурка и Гоп стоп. Я тону и врагу буду гнать я пургу. Ой, тяжелый труд артиста кое где порой!»

В тексте песни еще есть смысл, очевидный стеб, есть даже игра слов, так что можно благодушно улыбнуться и с чувством облегчения навсегда забыть об этом творении российской эстрады.

Группа «Сплин» пошла дальше. Основанная в 1994-ом, она стала популярной в основном за счет качества своих текстов. А в 2003-ем году в их исполнении прозвучала песня «Рыба без трусов». Текст со стебом, но совершенно лишен всякого смысла: «А по морям, да по волнам, Сегодня - здесь, а завтра - там, Я целый день плескаюсь в море– Голой жопой к рыбакам. Дурдома нет без дураков, Рыбалки нет без рыбаков, А я рыба, а я рыба, а я рыба без трусов». И этот текст звучит у группы, которая впервые набрала более 1 млн прослушиваний на глобальном музыкальном проекте Last.fm. У группы, с огромной русскоязычной аудиторией.

Дальше — хуже. Кажется, смысл утерян раньше, а теперь и про стеб окончательно позабыли. Поют песни-пустышки. Ярким примером можно назвать невероятно прилипчивую песня Кати Ледь «Муси-пуси». Она присасываль к мыслям, как жевательная резинка к подошве бахотинка. Но ничего в ней не было. «Муси-муси, пуси-пуси, миленький мой, Я горю, я вся во вкусе рядом с тобой. Я как бабочка порхаю над всем, И всё без проблем, Я просто тебя съем» всякому мыслящему человеку хотелось поскорее вырвать из своей головы — так оно приедалось.  Но у такой «музыки» нашлись свои «продолжатели».

В 1996-ом году некая девушка Таша заняла первое место на республиканском конкурсе юных пианистов "Наши надежды", в 2008-ом она с красным дипломом окончила филологический факультет — Таша действительно подавала большие надежды. А в 2012 по «Русскому радио» крутилась ее песня «Сережа».

Текст был такой: «Он круче крутых, и он лучше всех лучших. Огонь его сердца никто не потушит. Он мыслит, как Бог, и, как Бог, созидает. Он царственный лев, его Серегой называют», «И вновь на ковре его образ точеный,И каждый противник его обреченный. Он знает, что нужно, и все его знают, Но только лишь я его "любимчик" называю». Надежды пали, но история поп-музыки этого сорта продолжилась.

Похожую песню исполнила группа «НеСтрклки» уже в 2010-ом. Она носила многообещающее название «Вова».  Главные слова, как водится, были к куплете: «Вова, вернись, Вова, вернись, Я без тебя падаю вниз, Вова, вернись, Вова, вернись, Ты моя жизнь, Вова, вернись». Что еще мы услышим в ближайшее время от группы, дебютный сингл которой назывался «ПМС»?
В 2011-ом году пол-страны не могли выкинуть из головы песню Потапа и Насти Каменских «Чумачечая весна». Без смысла, зато с искареженными простонародными словами, с настроением и задором, так сказать. Впору составлять словарь сниженной лексики поп-исполнителей.