Послесловие к рассказу Свинья и зонтик

Валерий Соболев
Чтобы понять, что представлял собою описываемый рейс*, достаточно мысленно представить следующий маршрут: на пассажирском пароме «Анна Каренина»** из Ленинграда в Киль (Германия), оттуда на автобусе – в порт Гамбург, и далее уже на грузовом судне: Бремен (Германия) – Антверпен (Бельгия) – Ла-Гуайра/Каракас (Венесуэла) – Картахена (Колумбия) - Кингстон (Ямайка) -  Порт-о-Пренс (Гаити) – Пуэрто-Плата (Доминиканская республика, север) - Рио-Хайна (Доминиканская республика, юг) - Сан-Хуан (Пуэрто-Рико) - Пуэрто-Кортес (Гондурас) – Санто Томас де Кастилья (Гватемала) –– Санта-Марта (Колумбия) – Роттердам (Голландия) – Бремерхафен (Германия) – Ленинград. В каждом порту стояли  несколько дней, так что и насмотрелись и нагулялись – словом, впечатления на всю жизнь. Первым делом в Европе купили фотоаппарат, простой – «мыльницу», но и он был единственным на судне: тогда эра массовой цветной фотографии только начиналась – 1991 год.


Из воспоминаний о рейсе.

Ла-Гуайра. 
Как только пришвартовались, тут же на борту появились люди, говорящие по-русски. Им нужно было только одно: хлеб ленинградской выпечки, только чёрный. Соскучились – и жизнь была им не мила без чёрного русского хлебушка. Поделились. А как же?!


Картахена.
Запомнились колумбийские девушки, все - очень красивые. Хотя в присутствии жены можно было бы по сторонам и не глазеть.


Кингстон.
Ямайка - совершенно бандитский остров. Посольский работник, прибывший на судно сразу после прихода в порт, рассказал несколько впечатляющих историй, недавно случившихся в городе, - все они заканчивались трагично для иностранцев, вольно или невольно оказавшихся на улицах столицы острова. Даже открытого окна в автомобиле было достаточно, чтобы стать жертвой нападения местных жителей - на светофоре, например. Причём здесь не просто грабят, но и убивают, длинными такими ножами типа мачете.

Но всё же, мы – на Ямайке. Одно название завораживает, и влечёт из каюты – прикоснуться к экзотике. Вот мы с женой и решили: выйдем, но недалеко от порта, чтобы чуть что – быстро вернуться обратно. И вернулись, даже быстрее ожидаемого. Дело в том, что, едва ступив за ворота порта, мы стали объектом внимания стоявшей неподалёку компании. Вскоре от неё отделился парень в грязной майке и дредами*** и направился к нам походкой, не оставляющей сомнений в том, кто на улице хозяин. Нужно сразу же было бежать. Но мы, растерявшись, стояли как вкопанные. «Натти Дред» подошёл, улыбаясь, схватил жену за руку, и потащил. Мне ничего не оставалось делать, как тащить супругу за другую руку в противоположную сторону. Эта глупая сцена, сопровождаемая диким гоготом уже упомянутой компании парней, была прервана откуда ни возьмись появившимся патрульным автомобилем полиции. Впрочем, машина даже не притормозила, но наш чернокожий «друг» руку на мгновение отпустил, и этого было достаточно, чтобы мы рванули прочь в направлении ворот порта: благо, они были рядом.


Порт-о-Пренс.
Идём по улице. Хочется чего-нибудь экзотического, и просто хочется пить. После того как местные жители в борьбе за независимость выгнали французов, столица Гаити **** превратилась в место, где не только кафе приличное не найти, но и купить бутылку воды невозможно. Как и в каждой стране, где народ бедствует, на улицах «тусуются» люди и пытаются что-то продать или обменять. Здесь – по обеим сторонам одного из центральных проспектов нескончаемой вереницей стоят граждане со всевозможным скарбом на обмен или продажу. У одной из гаитянок я замечаю бутылку пива Гинесс. Денег нет. Но у меня с собой электрокипятильник. Начинается торг. Французского я не знаю. По-английски – они не говорят. Потому диалог идёт «на пальцах»: предлагаю им кипятильник, одновременно показывая на бутылку пива, а в ответ вижу знаками показываемое недоумение – зачем, мол, мне эта плойка (так негритянка поняла предназначение кипятильника), волосы у меня и так кудряшками, что, дескать, мне завивать?  Тут я, как могу, опять же жестами, объясняю, что это кипятильник: черчу в воздухе воображаемый сосуд, как бы опускаю в него кипятильник, и уже с помощью определённого движения губ и выдыхаемого особым образом воздуха изображаю процесс кипения воды. Видимо, получилось убедительно, и пиво я получил под одобрительные возгласы собравшихся вокруг таких же горе-торговцев. Пришли на судно. Пиво – в холодильник, и через час, предвкушая наслаждения напитком, открываю бутылку и делаю глоток. Нет, это уже слишком – такой горечи я никогда не пробовал, здесь явно что-то не так! Смотрю на этикетку и понимаю, что именно: дата производства – 15 лет назад!!!


Пуэрто-Плата.
Туристический рай. Здесь отдыхают американцы. Чистые, ухоженные пляжи, вежливые местные жители, чудесные пейзажи. На высокой горе – статуя Иисуса Христа, такая же, как в Рио-де-Жанейро, с моря её видно за 20 миль до берега. Однако, совершенно портит общее впечатление - наличие прямо в центре  города какого-то производства, технологический цикл которого предполагает нечто такое, что каждые полчаса на несколько минут включается завывающий звук огромной мощности, по децибелам точно превышающей уровень громкости звука от взлетающего истребителя; во всяком случае, неподготовленный зевака, оказавшийся рядом, совершенно теряется и не знает, куда бежать…


Рио-Хайна.
Пригород столицы Доминиканской республики Санто-Доминго. Ещё одно бандитское место. Как разительно отличается юг страны от благополучных северных территорий! Уже при швартовке мы наблюдали, как на крыше склада рядом с причалом появились люди, уселись и сверху смотрели на нас. Как оказалось, это наводчики, которые собрались координировать процесс разграбления груза местным населением в трюмах судна. И это им удалось, пусть и с переменным успехом, но часть груза (лекарства, стройматериалы, продукты питания) было вынесено, несмотря ни на какие усилия экипажа предотвратить грабёж.    

Берег Карибского моря. Конечно, хочется на пляж. И мы с женой пошли вдоль прибоя в надежде выйти на сколько-нибудь оборудованный берег. Шли около получаса, но не обнаружили даже признаков цивилизации: прибрежный песок покрыт корягами, водорослями, каким-то мусором с моря. Решили остановиться, присели, разделись, стали загорать.  Через несколько минут нас окружила толпа молодых агрессивно себя ведущих негров. Один из них подошёл ближе и стал выворачивать карманы нашей лежавшей рядом одежды.  От  такой наглости жена дёрнулась было вырвать одежду из рук злодея, но я, предвосхищая худшее, её удержал. Не обнаружив дензнаков и вообще чего-либо ценного, бандит потянул руки к золотым серьгам супруги. Здесь уже я не выдержал: пытался вскочить, но тут же был прижат к песку десятком чернокожих рук. Было, отчего отчаяться. Неожиданно издалека послышался крик на их – негритянском – языке. Все обернулись: к нам шёл быстрым шагом ещё один негр. Приблизившись, он швырнул бандита на песок. Тот быстро поднялся, схватил палку и набросился на обидчика. Началась потасовка, группа наблюдающих окружила соперников, мы остались без присмотра и «дали дёру».  Метров через сто я оглянулся: схватка продолжалась, судя по возбуждённым воплям и жестам, там происходило что-то невообразимое. Благодарен тому парню, спасшему нас от неминуемой расправы, и на себя принявшему бандитский запал озверевшей толпы.   
         

Сан-Хуан. 
Как только вошли в бухту порта, с борта судна в воду стали прыгать люди, и плыть в направлении берега. Ими оказались бывшие жители Доминиканской республики, попрятавшиеся в недоступных местах судна, переждавших морской переход от о.Гаити до о.Пуэрто-Рико, и теперь попавшие в государство, где относительно неплохо можно жить. Так у них осуществляется эмиграция. Как потом выяснилось, двенадцать человек незаметно укрылись между секциями сложенной кормовой аппарели, там и провели суточный переход, а потом растворились в новой реальности *****.

Мы – на городском пляже. Я полез купаться, жена осталась на берегу. Несмотря на то, что покой отдыхающих охраняли полицейские на трёхколёсных мотоциклах, приспособленных для гонок по песку, было известно, что вещи без присмотра здесь оставлять нельзя. И вот я залихватскими движениями рук плыву в направлении каменной гряды, протянувшейся параллельно берегу метрах в пятидесяти от него. Доплыл, стал на ноги, вернее – на морского ежа. Долго потом доставали иголки, впившиеся в ступни…


Санта-Марта.
Снова пляж, теперь уже колумбийский. Сидим в шезлонгах, и тут неожиданно прямо из моря вырастает фигура пловца с ведром, доверху наполненным устрицами. Он идёт к нам, достаёт ракушку, вскрывает её, затем выдавливает на открывшийся моллюск несколько капель лайма; устрица начинает кочевряжиться, и в этот момент нужно её поглощать, что я, хоть и с усилием, но сделал. Похожая на маринованный опёнок, скользкая и почти безвкусная, она проскочила, не задерживаясь, прямо в желудок.  «Неплохо» - подумал я, но повторять не захотел. Супруга и вовсе отказалась от такого «лакомства».


Через месяц, уже в Финском заливе проснулись от скрежета льдин о борт судна.
Вот мы и дома…



* Речь идёт о том самом рейсе, «гватемальская» часть которого описана в рассказе «Свинья и зонтик».

** Зачастую пароходы Балтийского морского пароходства подолгу (годами) не заходили в порт приписки Ленинград, да и вообще в советские порты; смена экипажей происходила в иностранных портах, куда команду доставляли, как правило, самолётами. Но иногда, как и в этот раз, - на пассажирских судах, также принадлежавших БМП.

*** Дреды (от англ. dreadlocks; устрашающие локоны) — наиболее известное наименование спутанных в локоны волос, которые образуются естественным (если отказаться от ухода за волосами длительное время) или искусственным путем (благодаря определенным методам спутывания волос в локоны). Существует множество способов изготовления дредов, самый простой из которых — перестать расчёсывать волосы. Сам термин dreadlocks возник на Ямайке в 50-х годах XX века. Свалявшиеся локоны шокировали публику, которая окрестила их «дрэдлокс» (жуткие локоны, патлы).

**** Республика Гаити — беднейшее в плане экономики государство западного полушария планеты и одна из самых неразвитых стран мира. ВВП на душу населения - 1317 долл. (203-е место в мире). Ниже уровня бедности — 80 % населения. 50 % — неграмотны.

***** Пуэрто-Рико (исп. Puerto Rico, в переводе — «богатый порт»), официально — Содружество Пуэрто-Рико (англ. Commonwealth of Puerto Rico), является зависимой от США территорией и имеет статус «неинкорпорированной организованной территории». Связь с США заключается в наличии общего гражданства, валюты и обороны. Неофициально - "51-й штат США".