Греку плохо - грек поет

Юрий Язовских
Со времен фильма "Свадьба" (1944), снятого по произведению А.Чехова, фраза "в Греции все есть" прочно вошла в жизнь советского человека. На самом деле в Греции есть не все: нет нефти, суверенной демократии, зимних морозов, братьев Ротенбергов, денег в бюджете, и много чего еще. Еще несколько лет назад я думал, что и хорошая музыка там отсутствует. Был когда-то у Греции Демис Руссос – один-одинешенек, да и тот куда-то пропал (а в начале 2015-го и вовсе умер – всего в 69 лет). Сейчас насчет греческой музыки мое мнение изменилось кардинально. Греция – страна, в которой множество замечательных эстрадных исполнителей, которые достаточно хорошо известны в Европе, но очень плохо у нас (за небольшим исключением).

Мое мнение о греческой музыке кардинально изменилось в 2009 году, когда я побывал в Греции с дружественным визитом. Недельного экскурсионного утра хватило, чтобы понять: мои представления о Греции были настолько же близки к действительности, как картина мира зрителя телеканала "Россия". Применительно к рассматриваемой теме, я обнаружил, что в Греции не просто поют, а так душевно поют, как у нас никогда и не пели!

По приезду я принялся рыскать по просторам Сети и скачивать альбомы греческих поп-звезд. В Греции всего-то чуть больше 10 миллионов жителей, но эстрадных исполнителей там видимо-невидимо. По количеству поп-звезд греческая эстрада ничуть не уступает российской, а если брать профессиональный уровень исполнителей – сильно ее превосходит. У нас поп-музыка в последние годы фактически умерла, а в Греции дела обстоят очень даже неплохо. Не ошибусь, если скажу, что греческая музыка чувствует себя гораздо лучше, чем местная экономика.

Что меня поражает – это количество замечательных песен у местных исполнителей, поскольку по существу, греки поют одну и ту же нескончаемую песню. Ее главные признаки просты: душевное исполнение и греческий язык. Не спутайте "душевность" с "духовностью": "духовность" есть только у нас – этот товар экспорту не подлежит. Если говорить об использовании специфических инструментов, то часто в греческих песнях звучат какие-то местные балалайки, да изредка что-то вроде флейты, которые добавляют национального колорита местной музыке.

Для греческой песни придумали даже особый стиль: лаика (лайка), но за ним не скрывается ничего, кроме названных мной признаков. Так что нет особого смысла употреблять странный термин "лайка", ассоциирующийся у русского человека исключительно с породой собак.

Греческие звезды много поют и на английском – для европейцев, но это уже совсем не то. Все-таки именно греческий язык придает особую притягательность местной эстраде. Греческий язык сложен для носителей русского языка, но очень приятен для "русского уха". Для нас он не менее красив, чем итальянский язык.

О чем поют греки? – Вопрос риторический. Не об экономическом же кризисе им петь! - Греки поют про любовь. Отсюда и душевность греческих песен. Любовь – штука печальная, особо здесь не повеселишься. Так что поет грек не от того, что у него душа радуется, а потому, что ему плохо. Страдание и печаль – фундамент греческой песни.

Кого из современных исполнителей греческой песни можно выделить? Насколько я разобрался, на греческой эстраде есть "четыре мушкетера": Йоргос Мазонакис (1972 г.р.), Сакис Рувас (1972), Антонис Ремос (1970 г.р.) и Панос Кьямос (1975 г.р.). Первые двое начали карьеру в начале 90-х, Ремос – в 1995-м, а Кьямос – в конце того же десятилетия.

Мой фаворит из этой четверки – Мазонакис. У него и репертуар побогаче, и голос весьма характерный. Проблема в том, что у греческих исполнителей голоса очень похожи. Лично я эти звонкие мужские голоса распознаю с большим трудом – а еще точнее, практически не различаю. За исключением Мазонакиса. Могу посоветовать  прослушать два его альбома: "Allaxana ta plana mou" (1999) и "Savvato" (2003). Это настоящая классика современной греческой песни.

Сакис Рувас, наверное, самый известный греческий певец, как в России, так и в Европе, но он слишком европеизированный певец – в его репертуаре не хватает душевных греческих песен. В основном, он исполняет типичную европейскую попсу, часто на английском языке.

Я назвал только четверых популярных исполнителей, но известных певцов, имеющих на своем счету целый ряд отличных песен, на порядок больше: Яннис Коцирас (1969 г.р.), Яннис Плутархос (1970 г.р.), Йоргос Цаликис (1975 г.р.), Михалис Хадзиянис (1979 г.р.), Нино (1981 г.р.), Христос Холидис…

Из новых звезд, совсем недавно вспыхнувших на греческом Олимпе, выделю Костаса Мартакиса (1984 г.р.), Димоса Анастасиадиса (1985 г.р.) и Сакиса Арсенио (1984 г.р.)

Но не только голоса у греческих певцов похожи - есть еще одна особенность на греческой эстраде. Все современные греческие певцы как будто создаются в лабораториях: в результате один получается краше другого. У нас и Дима Билан за красавца сойдет, но в Греции с такой внешностью покорять поп-сцену – дело гиблое.

Некоторые женщины на меня могут обидеться, но все-таки в Греции на первых ролях пребывают исполнители-мужчины. Певиц там много, но мало кто из них выделяется своим репертуаром. Среди нескольких десятков эстрадных исполнительниц отмечу ветеранов Анджелу Димитриу (1955 г.р.), Анну Висси (1957 г.р.), Кати Гарби (1961 г.р.) и Деспину Ванди (1969 г.р.). Из среднего поколения греческих звезд мне нравится Пегги Зина, 1975 г.р. (настоящее имя – Каллиопи Зина), а из молодых (по моим меркам) певиц я предпочитаю Ирини Меркури (1981 г.р.).

Когда я слушаю хорошую греческую песню, то чувствую что-то очень родное и близкое. В детстве и юности ничего подобного я слышать не мог – тем ни менее данное ощущение меня не покидает. Может, в прошлой жизни я был греком? Не исключено. Одно время я подозревал, что ранее был итальянцем, но с тех пор, как я познакомился с греческой музыкой, я в этом уже не уверен. Думаю, что чуток ошибся с дислокацией моего предыдущего пребывания на этой планете – километров на 500 на восток по северному побережью Средиземного моря…