4. Театральные приметы

Елена Силкина
фото автора

    Актёры – люди впечатлительные и оттого нередко суеверные. Хотя к современной молодёжи это относится в гораздо меньшей степени, но всё же есть вещи, соблюдать которые предпочитают даже скептики.
     Если перечислять все приметы, связанные с жизнью на сцене – нужно писать энциклопедию театрального фольклора, тем более что у каждого театра он свой. Но некоторые приметы давно традиционны во всех театрах.
     В театре нельзя свистеть – будет провал.
     Коты, живущие при театре, приносят удачу. Особенно, если их кормить.
     Нельзя вязать в кулисах и в гримёрке.
     Тому, кто плюнул на сцену, сцена обязательно отомстит.
     Нельзя смотреть в гримировочное зеркало поверх плеча коллеги.
     Актёры стараются не изменять вещам, которые были на них или при них в момент успеха.
     Если украдут роль – всё получится.
     Под кем провалилась сцена – тому до ста лет жить.
     Найти на сцене гвоздь – к заглавной, «гвоздевой» роли. Но гвоздь должен быть прямым.
     И, наконец – если перед спектаклем ты уронил текст роли на пол, надо взять его, положить на стул и посидеть на нём…
   
     Приметы можно создавать.
     Как-то утром я вышла из дома, чтобы ехать в театр, и первыми, кто попался мне навстречу, были дети. О, как замечательно, сразу подумала я. Дети – это новая жизнь, это очень хорошая примета. Тем более, что именно эти дети охотно мне заулыбались в ответ на мою улыбку, особенно малыш в пухлом комбинезончике, которого вела за руку девочка чуть постарше.
     В этот день у нас должна была состояться премьера, на которую обещали прийти критики-обозреватели из театральной прессы. Естественно, все актёры нервничали, и я – тоже, поэтому искала в окружающем мире моральную поддержку хотя бы в виде благоприятных примет.
     Премьера состоялась, я успокоилась и села за свои записи…
     Да, практически любой актёр суеверен в той или иной степени, но, к счастью, не наш режиссёр.
     «У того, кто свистит, денег не будет? А когда их и так нет, то, может, если посвистеть, они как раз появятся?» Так сказал однажды Микаэль, а я засмеялась, потому что уместная и удачная шутка меня утешила.
     Кстати, он оказался прав.