Белошвейка...

Нина Радостная
   Фотографии... Не так часто теперь мы заглядываем  в семейные альбомы. К сожалению. Но необходимость   заставила   перебрать  отложенные в коробочки  фотографии. Все они имели разный возраст.
      Осталось совсем немного фото, на которых мы видим своих дедушек и бабушек.  Вот в  объектив  смотрят две женщины. Моя свекровь Мария Петровна провожает подругу,  Анну Кирилловну. Ждут автобус.
Смотрю на малознакомую для меня женщину. Сколько в ней обаяния.
    Довелось встречаться с ней в доме у родителей мужа ещё до  нашей свадьбы. Зашли мы с Володей в дом, она с книгой в руках сидела  на диване, лицом к двери. Мы сразу же встретились глазами. Будущая свекровь или моя вторая мама представила нас друг другу. Впечатление такое, что  передо мной дворянка. Анна Кирилловна мило улыбалась.
    Женщина в возрасте,а возраста не определить. Разговаривали мы недолго. Нам с Володей нужно было уходить. Но женщина оставила очень приятное впечатление  и  хотелось узнать о ней что-то ещё.
         Прошло немного времени, мама заговорила про  платье, в котором  собиралась идти на регистрацию брака:
   - Нина, я буду примерять платье, посмотри, всё ли ладно. Как-никак, а в люди надо выходить.
Мама одевалась, разговаривая:
- Платье это я сама шила. Анна Кирилловна помогала. Помнишь ведь её?  Встречались  вы и не очень давно. Очень талантливая женщина. С её помощью я выкройки делала. Она подсказывала, как соединять детали. Так, понемногу, я училась шить.
       И пошёл разговор. Узнала я о том, что Анна Кирилловна профессиональная портниха. Ещё в юности оказалась в  Петербурге, училась швейному делу. В   начале  её обязанностью было   разносить готовые изделия заказчикам. Хозяин следил за тем, как сама была одета. Аккуратна ли.
    Прошло время, увидел, что девушка не лентяйка и всегда готова выполнить любое распоряжение. Определил на работу в швейную мастерскую. Не ошибся. Старалась Аннушка и заказчики на качество ею пошитых изделий не обижались.
    Прошло  какое-то  время  и  её  серьёзно стали называть белошвейкой. Тем самым  она получила  возможность принимать серьёзные заказы. Шила бельё, верхнюю одежду.
    Пришло время больших перемен в стране  и  в семье.
 Аннушка встретила свою судьбу. Жить вернулись на  родину. Муж служил в церкви священником.
   Народились детишки - сын и дочь. В те самые горькие годы  мужа арестовали.
Его судьба  осталась  неизвестна.

   Очень скоро и война пришла.

  Разговаривая с женщинами, пережившими военные годы, мы спрашивали, как обходились  в войну с одеждой и обувью. Ведь семьи были не маленькие.
    Тётя Зина, землячка  Анны Кирилловны сразу и сказала:
- Остались живы благодаря Анне Кирилловне. Всех в деревне обшивала. И не только у нас. Ребятишки в её фуфайках и бегали.  И взрослые спасались с её помощью. Святой человек. Сколько она пошила... Днями и ночами за машиной. Ведь всё переделать надо было, перешить.

     Но, слава Богу, смогла милая женщина, пережив войну, пошить одежды ещё на праздники и на свадьбы. Нашла силы. А позднее учила  девчат и замужних женщин  тому, что сама в совершенстве умела.
    Мне приятно осознавать, что первые навыки швейного дела я получила от моей второй мамы. Сначала я училась шить одежду для детей, позднее осмелилась делать выкройки для себя и для мамы. Дошла очередь и до мужской одежды.
     Рядом со мной, на всякий случай, была помощь мамы Марии, которая училась шить ещё у Анны Кирилловны. Каждый раз, видя меня за работой с  выкройками, мама меня благословляла. И не зря...Таким путём навыки опытной швеи Анны Кирилловны я получила уже от моей свекрови. Светлая память замечательной, скромной, уважаемой, талантливой женщине.