Джон Брайн. Эпитафия Иова

Инквизитор Эйзенхорн 2
ЭПИТАФИЯ ИОВА
Джон Брайн (1755)

Иов 19.25-27

Бог, Который является суверенным над всеми вещами, благоволил через смерть удалить от нас очень достойного человека, и в этих скорбных обстоятельствах провидения я хотел бы объяснить вам сейчас эти слова.  Каждый внимательный читатель может легко наблюдать, что они являются словами Иова, в отношении которого дано Самим Богом самое почетное свидетельство, а именно: равных ему в святости тогда не было на земле. Сатана осмелился обвинить его в неискренности, и чтобы опозорить Своего врага, Господь исполнил его желание испытать веру и терпение этого прекрасного человека. Его дети, надежда и радость очей его, были забраны от него; он был быстро лишен не только потомства, но и всего своего большого имущества и ввергнут в нищету, и эту страшную перемену обстоятельств он перенес с большим терпением и отрешенностью, говоря: Бог дал, Бог взял, да будет имя Господне благословенно! Сатана, несмотря на это, возобновил свои обвинения против него, и дерзко предложил Богу дать ему возможность не только ввести Иова в скорбь, но и проклять его самого. Бог дал сатане разрешение сделать это, и он поразил Иова, так что боль пронзила его от макушки до подошвы ног, и даже десны его покрылись зловонными и болезненными язвами. В течение некоторого времени, когда он впал в это печальное состояние, он вел себя терпеливо и покорно. Но с нарастающей слабостью он утратил терпение, и в ярости и муке  проклял день своего рождения, ибо как бы он не преуспел в святости, без постоянного притока благодати он не мог терпеливо нести долгое и тяжелое несчастье. Его друзья, которые пришли посетить и утешить его, были исполнены удивления перед его бедой и пробавлялись ошибочными мнениями о ней; они сочли его лицемером, который справедливо наказан и не заслуживает сострадания. В своих спорах с ними он утверждал и смело защищал свою невиновность против их ложных обвинений в лицемерии.
Представив в этой главе силу своих мук и безнадежность своего положения, в котором его покинули родные, друзья и даже слуги, Иов в очень сильных и ярких выражениях сосредотачивается на своей будущей кончине. Он не хочет пышных похорон, но лишь памятного камня, который увековечил бы его память, и желает, чтобы слова, приведенные в этом тексте, были надписью на нем, так чтобы память о его вере могла  быть увековечена для всех последующих поколений. Эти слова должны были быть не просто написаны пером, но высечены на камне; столь важным ему представлялось то, чтобы память о его вере не была потеряна и земля сохранила ее. В этой надписи или эпитафии мы видим следующие вещи.

I. Иов утверждает свой интерес к живому Искупителю.
II. Он говорит, что будет восставлен в последний день на земле.
III. Он описывает, как его тело будет истреблено смертью.
IV. Он утверждает, что по смерти во плоти своей узрит Бога.
V. Он описывает преимущества и характер этого блаженного видения.
VI. Он настаивает, что истление его тела в могиле никоим образом не должно предотвратить это видение.

 I. Святой человек  утверждает здесь свой интерес к живому Искупителю.
1. Некоторые понимают это так, что он имеет в виду Бога Отца, Который избавляет Своих людей и Церковь от скорбей. Но эти слова лучше согласуются со Христом, Который встанет в последний день на земле и Который приобрел вечное искупление Своими страданиями и смертью.
(1). Ибо Он есть наш Искупитель в самом полном и подлинном смысле этого слова. Он наш близкий Родственник, состоящий в союзе с нами, как тот человек, который прообразовал собой Искупителя в левитском устроении. Брат, дядя или сын дяди имел право выкупа. Христос приобрел одну природу с нами; как дети причастны плоти и крови, так и Христу надлежало принять оные, чтобы и Освящающий и освящаемые поистине стали одним. Они имеют одну природу, и они не только одной природы, но также одно в суверенном и милостивом указе. Ибо я полагаю, что это не просто одинаковость природы, которая была предусмотрена для них, но близкий альянс и союз, который был для них предназначен. Христос как Глава и Его люди как Его члены были включены в одну и ту же суверенную цель. Он был изначально предуставлен как Первенец, и они были предопределены быть Его младшими братьями. Это Божественное установление касается как самих ипостасей, так и того союза и отношений, которые имеют место между Христом и Его членами. И следовательно, Он "не стыдится называть их братьями", ибо Он есть наш близкий Родственник и право выкупа принадлежит Ему.
(2). Он есть наш  Отмститель. Человек, который в соответствии с законом имел право отомстить за смерть убитого, назван отмстителем или, как некоторые переводят это, искупителем крови (Чис.35.19,21). Наш благословенный Господь есть Искупитель также в этом смысле. Ибо согласно изначальному обетованию Он как наш Глава должен был победить великого противника наших душ, сатану, который вовлек нас в полное разорение. "И вражду положу между тобою и между женою, между твоим семенем и семенем ее; оно будет сокрушать твою голову, а ты будешь жалить его в пяту". Так наш славный Отмститель сокрушил того, кто имел власть смерти, то есть дьявола; также Он покорил  начальства и власти и подверг их позору. Спаситель одержал полную победу над всеми адскими духами; Он пленил плен и законно приобрел Себе могучих пленников.
(3). Христос искупил нас лично от праведного сокрушения.  Наше отступничество от Бога, развращенность нашей природы и вина, которую мы приобрели по завету, подвергли нас проклятию закона и мстящему неудовольствию Бога. Но наш Спаситель в полному времени подчинился закону, чтобы искупить подзаконных; и  сделавшись за нас клятвою, Он искупил нас от проклятия закона. В Его лице мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов. Через добродетель Его смерти, которая была ценой нашего искупления, мы избавлены от вечной скорби, которой должны были подвергнуться, страдая от Божия гнева и мести.
(4). Он приобрел для нас право небесного наследия. Мы лишились права на жизнь и не могли требовать будущего блаженства из-за нашего греха и вины, и это составляло главное препятствие к нашему счастью. Блаженный Искупитель Своей Жертвой удалил этот препятствие, и через Свое подчинение закону и послушание всем его указаниям, как наш Поручитель, Он приобрел для нас право на вечную жизнь. Бессмертный венец славы есть корона праведности, и Бог, в Своем характере праведного Судии, возлагает ее на головы святых. "Отныне готовится мне венец правды, который Господь, праведный Судия, даст мне в тот день; и не только мне, но всем, кто любит и ждет явления Его" (KJV). Так благодать царит славно к вечной жизни, и это  царствование через праведность Иисуса Христа, Господа нашего. Ибо, получая оправдание даром, мы "соделались наследниками в надежде вечной жизни". И, следовательно, существует неразрывная связь между оправданием и прославлением: "А кого оправдал, тех и прославил".
2. Он говорит: "Знаю, что Искупитель мой жив". Иов не говорит, что Он жил или будет жить, но что Он жив в настоящее время.
(1). Мы можем наблюдать, что Он существовал уже тогда. Его человеческая природа тогда еще не существовала, Он еще не пришел как человек; но Он всегда существовал в Его Божественной природе. "Прежде чем воздвиглись горы и т.д.", и тогда Он был у Отца и воспитывался при Нем. Христос Слово был в начале, то есть прежде всего сущего, и, следовательно, Его  существование должно быть до времени, и быть вечным, то есть без начала. Ибо если Он был в некотором имеющем длительность начале, Его существование должно предшествовать этой длительности, и, следовательно, быть вечным. Ибо нелепо думать, что может быть ограниченное время, которое не включено в неизмеримую продолжительность. Такова славная Личность Того, Кто жив вчера, сегодня и вовеки.
(2). Он жив. В Нем есть жизнь, и эта жизнь была свет человеков. Он имеет в Себе эту жизнь. И кроме того, что Он есть Жизнь, Он есть Путь и Истина. В Нем Источник жизни. Вся естественная, духовная и вечная жизнь исходит от Него. Мы живем как люди Его жизнью. Также Он сообщает нам как христианам принцип небесной жизни, и через Свое благодатное влияние Он   сохраняет и поддерживает его. И вся наша блаженная жизнь в будущем состоянии будет исходить от Него.
(3) Христос живет, и всегда будет жить, как Человек. Как наш Поручитель Он претерпел смерть, для того, чтобы искупить и спасти нас. Но, воскреснув из мертвых, Он больше не умирает, смерть более не имеет над Ним власти. Ибо если Он умер, Он умер однажды за грех, но поскольку  Он жив, Он жив для Бога. Поэтому Он говорит о Себе: Я живый, Я  умер, и вот, Я жив во веки веков. И поскольку Он живет, и мы будем жить.
3. Иов знал, что его Спаситель жив: "Я знаю, Искупитель мой жив". Он имел уверенность в Нем. Точно так же Церковь всегда может сказать: "Возлюбленный мой принадлежит мне, а я Ему"; и точно так же апостол говорит, что Он "возлюбил меня и предал Себя за меня". Некоторые, кажется, думают, что эта уверенность имеет важное значение для любого акта веры, или что вера никогда не действует без нее. Я полагаю, что это очень большая ошибка, и что может быть множество драгоценных актов веры, в которых нет этой уверенности. Я убежден, что каждый человек, который является счастливым обладателем благодати веры, имеет надлежащую основу для убеждения в своем личном интересе к дорогому Искупителю, но я не могу думать, что вера всегда может полагаться на Христа как Спасителя с уверенностью в спасении, а не только в своем интересе к Нему.
Есть два способа, которыми эта уверенность в нашем  интересе ко Христу может быть внедрена в святые души.
(1).  По свидетельству Духа. Он свидетельствует духу нашему, что мы дети Божьи. Я полагаю, что это является Его непосредственным и положительным воздействием на наши умы, с особым приложением к ним обетований,  которые подходят к нашему случаю и положению, с помощью которых могущественно покоряется неверие и мы можем с удовлетворением принять обетование и убедиться в нашем собственном интересе к тем драгоценным преимуществам, которые предоставлены нам в нашей вере.
(2). Через проницательность, которая есть плод Божией благодати, дарующей интерес к живому Искупителю. Духовное знание, святые желания и небесное расположение являются ясными свидетельствами нашего интереса ко Христу и к любви Божией. Тот, кто является предметом освящения, может с уверенностью заключить, что он есть также предмет Божия избрания ко спасению. Бог от начала избрал нас к спасению через освящение Духа, и те, чьи умы в какой-то мере  являются одухотворенными, имеют Христа как Главу жизни и Его влияние, и они не могут бне ыть заинтересованы в Нем как в живом Искупителе, хотя они могут часто бояться, что они не имеют Его из-за наличия и силы в них закона греха, который они остро чувствуют в себе. Если мы призваны званием святым, или если Христос сделался для нас освящением, Он также сделался для нас искуплением. Иов знал, что корень зла в нем самом, и, следовательно, вполне понимал свой интерес в Искупителе. Следовательно, мы можем наблюдать, что вера не гипотеза, и не просто взгляд, это знание. Он дал нам понимание, что то, что мы можем знать Его - это правда. И это самое превосходное знание, ибо ничто не сравнится с ним. Мы должны быть готовы потерять все, что имеем, ради превосходства Познания Христа Иисуса, Господа нашего.
II. Святой человек говорит, что он будет восставлен в последний день на земле.
Это выражение, "последний день", можно понимать как завершение законного устроения и еврейского домостроительства и введение евангельского устроения. Слово "восставить", стоящее здесь в оригинале, имеет различные значения: поднять, сделать стойким или, наконец, воскресить; мы должны рассмотреть его в каждом из этих значений.
1. Оно может иметь (и чаще всего имеет) значение "поднять из праха"; так толкует его Нолдиус (1). Если понимать слова в этом смысле, то здесь явно имеется в виду воплощение Христа и Его святое Воскресение. Под прахом здесь понимается наше смертное состояние: "ибо прах ты и в прах возвратишься". Господь знает наше состояние и помнит, что мы прах. Наш Искупитель есть Семя жены, ибо Он был зачат и рожден от Девы.  Таким образом, Тот, кто есть Истина, пришел от земли в соответствии с этим пророчеством и обетованием: "правда произрастет из земли". Это сверхъестественное создание человеческой природы Господа нашего ввело ее в союз с Его Божественной Личностью, и призвало Его к благословенному делу, которое Он должен был исполнить. Он есть Семя жены в собственном смысле; Его природа та же самая, что и наша, но абсолютно свободна от скверны, которая захватила нас. И, следовательно, он наш Первосвященник, святой, непричастный злу и непорочный.
2. Он встал твердо на земле. Христос жил и обитал среди людей, и Он был тверд, стоек и непоколебим  в разгар всех искушений, возражений и жестоких гонений, с которыми Он столкнулся. Ад и земля, люди и бесы объединились против Него, и Он пострадал от тех и других. При всех Своих страданиях Он явил удивительную твердость ума. Он был тверд как кремень, и лицо Его не постыдилось. Когда Его готовы были схватить, Он обратился к людям, которые пришли к Нему: кого вы ищете? Они ответили: Иисуса из Назарета, и Он ответил: это Я. Они искали Его и могли не найти; Он отдал им Себя добровольно. Когда Его привели к первосвященнику, Он явил стойкость и бесстрашие, хотя обнаглевшая грубая толпа оскорбляла и злословила Его; и Он позволял плевать Себе в лицо, бить Себя по щекам и рвать Свои волосы, не уклоняясь. И пред лицом Пилата Он проявил не меньшее мужество. Ни малейший признак страха не обнаружился в Его лице, словах или поведении. Когда Он был осмеян и подвергся самому жестокому обращению со стороны беспощадных солдат, Он явил то же величие разума и неустрашимость, что и срели позора и всех мучений креста. Ибо Он представил Себя Божественной справедливости в совершенную Жертву за грехи наши, и пережил страшное потрясение под гневом Божиим, тем не менее не сломившись под ним, ибо Он явился как Лев от колена Иудина, и также как Агнец Божий. Храбрость льва и кротость агнца соединились в Нем в Его страшном, не имеющем аналогов страдании. "Он был как овца, веден на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не открывал уст Своих". Так явив великодушие без высокомерия, кротость без низости и смятения духа, наш Спаситель пережил всю удивительную трагедию Своей смерти. И таким образом Бог воссиял через человека, или, иначе говоря, Божественная сила благословенного Иисуса явилась, поддержав Его человеческую природу в страданиях.
3. Наш Господь воскрес. Поэтому слово "восставить" иногда следует понимать и в этом смысле. "Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела. Проснитесь и пойте, поверженные в прахе, ибо роса Твоя, как роса растений, и земля извергнет мертвецов" (Ис.26.19). Благословенный Иисус наследовал гроб со злодеями, и все же Он был погребен у богатого. Ибо было невозможно, чтобы узы смерти удержали Его. Божественный Отец как Судия нанес Ему наказание, и затем Он же направил с небес посланца правосудия откатить камень от двери гроба, где Господь лежал, чтобы с честью освободить Его из темницы.  Таким образом, Он был поднят из мертвых славою Отца, и это было полным доказательством всего, что Христос сделал и ради чего Он пострадал за нас.
4. Он встанет на земле, когда Он явится во  второй раз, без греха во спасение. Это Его неизменное решение: "искуплю их от власти могилы, спасу их от смерти". О смерть, Я буду твоей язвой, о могила, Я буду твоим разорением, и не изменится то в очах Моих! Так смерть будет поглощена победой. Вот что имел в виду святой Иов, как показывают и его последующие слова.
Прежде чем перейти к их объяснению, представляется нужным ответить на некоторые возражения, которые были выдвинуты против них в буквальном смысле, а именно против того, что Иов верил в воскресение своего тела, хотя ему предстояло истлеть в могиле. Социн отрицает это, и те, кто следуют ему, рассуждают следующим образом:
(1). Ссылаясь на еврейских писателей, которые трудятся, чтобы доказать воскресение, и тем не менее нигде не приводят эти слова, чтобы подтвердить его, и, следовательно, как представляются, не считают их смысл таковым. Я отвечаю на это, что солнце несомненно светит в полдень, хотя слепые его и не видят. Это возражение не заслуживает никакого другого ответа. Мы знаем, что еврейские мудрецы во время жизни нашего Господа на земле были слепыми вождями слепых, и я не понимаю, почему мы должны доверять их отказу, зная, что на них сошел гнев до конца*.
(2). Задают вопрос: как Иов мог знать столь возвышенную тайну, как воплощение Сына Божия и воскресение праведных, и быть при этом несчастным?  Я отвечаю: 1. Тогда уже было дано откровение, что Семя жены сотрет главу змия, и разрушит дела дьявола. Если этот ответ не удовлетворит кого-либо, я добавлю: 2. Он мог знать эти тайны через личное вдохновение. Позвольте мне, в свою очередь, спросить тех, кто возражает, как Иов мог знать, что он должен быть освобожден от его нынешнего разорения? Что тело его сделается свежим, как у ребенка, и энергия его истощенной плоти востановится? Как он мог тогда знать и эти вещи? Ясно, что по откровению или через непосредственное вдохновение. Тогда я спрашиваю: почему он не мог тогда узнать эти возвышенные тайны в том же порядке? Разве он не был вдохновлен? Конечно, был. Он был одним из тех святых людей Божиих, которые говорили, будучи движимы Духом Святым. Почему, следовательно, он не мог знать евангельских чудес, хотя они и не были открыты никому до его времени?
(3). Говорят, что лишь метафорическое толкование этой фразы может быть согласовано с ее контекстом. Я отвечу: это правда, что Иов мог сказать, что он еще увидит благость Господа в земле живых, если мы знаем о том замечательном изменении, которое состоялось в его обстоятельствах. Но здесь есть и доказательства того, что он он рассчитывал на нечто большее или по крайней мере надеялся и ожидал этого, что, собственно, и требовалось доказать.   Ни один факт не может поддержать это возражение, но знание Иовом будущего - это то, что мы можем здесь четко видеть. Сняв эти возражения, я перехожу к следующему наблюдению.
III. Святой Иов описывает, как его тело будет истреблено смертью. Он говорит, что кожа его, то есть прекрасный покров его тела, однажды распадется и разрушится. Иов говорит так: "Скажу тлению: ты отец мой, и червю: ты мать моя, и сестра моя". Он описывает это разрушение тела с той же ясной лаконичностью, что и апостол, который говорит: "тленное сие" или "смертное сие", то есть тленное и смертное тело.  "Распадающееся" - это очень характерное выражение. Иов не имеет в виду описать свое еще живое тело, ибо он решительно говорит о том, что оно подвергнется тлению и будет съедено червями. В оригинале здесь используется слово, прямо означающее уничтожение, как уничтожается животное, приносимое в жертву. И, следовательно, Иов говорит не о нынешнем состоянии своего тела, не о тех лютых язвах, которые охватили его тогда, но он прямо говорит о разрушении смертного тела, когда оно кладется в землю и поглощается молчаливой могилой. Для меня удивительно, что кто-то вообще сомневается в утверждении, которое столь ясно выражено здесь, ибо здесь нет ничего неясного; фразы кратки, но они вполне определенны. Истинная же причина недоумений здесь такова, что это  очень сильное доказательство того, что Иов должен был быть знаком со счастливым воскресением праведных, в противовес мнению социниан, считающих, что он ничего не знал об этом. Это истинная причина того, что они, цепляясь за неясность текста, отторгают буквальный смысл этих слов и борются за метафорический. Как утверждает Нолдиус: "Это разрушение здесь обозначается тем же словом, что и валка деревьев и убиение животных". Социниане, следовательно, поступают безрассудно, считая, что это место ничего не говорит о воскресении из мертвых, но только о временном восстановлении Иова. Ибо после полного разрушения временного восстановления ожидать явно не приходится. Иов   говорит о вещах, которые он знал; он прямо говорит: я знаю. Но этого нельзя было сказать о временном восстановлении или о пользе в этой жизни, которая зависит только от расположения Божия, Иов не мог ни знать о подобном, ни иметь обетования его; у него не было никакой временной надежды, хотя многие и утверждают обратное. Кроме того, приведенные слова, во всей силе своего признания и торжества веры, означают нечто большее и более важное, чем надежду на восстановление к благам этой жизни (2). Нет ни малейших причин думать, что Иов в этих словах беспокоится о плоти, когда он давно уже отрешился от нее; но есть веские причины истолковать их как надежду на воскресение после того, как его тело будет разрушено смертью. Мысль о кончине не особенно страшила его, ибо он имел в виду счастливое воскресение, как показывают его дальнейшие слова:
 IV. Иов утверждает, что по смерти во плоти своей он узрит Бога.
1. Некоторые понимают это как видение Христа во плоти, или в человеческой природе. Слово стало плотью. И Божественная слава благословенного Иисуса вечно будет созерцаема святыми через Его человеческую природу, что наполнит их высочайшим из возможных наслаждений. И если те, кого Отец дал Ему, смогут быть с Ним, они будут причастны Его славе. Но это не то, что Иов имеет в виду в этих словах, говоря: "во плоти моей".
2. Он называет эту плоть в полном смысле своей собственной, то есть составной частью себя. Очевидно, он имел в виду следующее: несмотря на то, что мое смертное тело будет уничтожено червями, но оно будет поднято к новой, бессмертной и счастливой жизни, и, воссоединившись с моей душой, обретет блаженство перед Богом. Сие  тленное должно облечься в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие. В этой фразе он говорит о том, о чем не говорит в предыдущей; он не только говорит о распаде своего тела, но заявляет о своей вере в его восстановление в блаженной жизни после этого уничтожения и вопреки ему.
3. Иов знал, что он должен увидеть Бога.
(1). Вот дивная перспектива того, что Божественные Лица, Отец, Сын и Дух, в милости и доброте предусмотрели каждую деталь его спасения.
/1/. Отец, Который издревле бесконечно любил Свой народ, избрал мудрый и милостивый способ его восстановления и благословил его всеми духовными благословениями во Христе, и в отдал Сына Своего за Своих людей в назначенное время. На основании исполнения Им закона вместо них Отец оправдывает их лично. Через Его смерть и Жертву Он прощает их грехи и избавляет их от справедливо заслуженного наказания. Он посылает также Своего Духа в сердца их, чтобы восстановить, освятить и утешить их, и сохранить в безопасности к вечной славе, к которой Он их призвал.  И все это Он творит для них по богатству Своей доброты через Иисуса Христа, независимо ни от чего, что Он бы нашел в них. И взгляд на это навсегда исполняет их души немыслимой радостью и святым обожанием.
/2/. Христос явил святым всю силу Своей любви. Он подчинился закону за них, и тем самым принес им вечную праведность. Он отдал Свою жизнь вместо них, чтобы искупить их для Бога и избавить от проклятия, гнева и мести, которых они заслуживали по Божией справедливости, и тем самым явить богатство Божественной милости. Как прекрасна должна быть их радость, вытекающая из видения любви, сострадания и доброты дорогого Искупителя и всех многочисленных путей, которыми Его любовь открылась им!
/3/. Благословенный Дух исполняет важнейшую часть грандиозного замысла нашего спасения. Он приходит в сердца народа Божьего, оживотворяет Его людей, когда они еще мертвы в своих грехах, подготавливает их к участию в наследии святых во свете, направляет их, утешает, оживляет, запечатлевает и утверждает. Он обитает в них, и будет пребывать с ними навсегда, хотя они часто оскорбляют Его своими грехами. Он утверждает добрую работу, начатую в них, и непрестанно совершенствует ее. Как прекрасна радость, вытекающая из этого благодатного дела Отца, Сына и Святого Духа в нашем спасении! Никакой язык не может выразить ее.
(2). Божественное совершенство также четко созерцается святыми, ибо оно явлено в их восстановлении из руин и совершенствовании к счастью и славе. Суверенитет Божий - это основа всех Его дел, и абсолютная причина, исходя из которой Он принимает решения. Ибо спасение грешников безусловно возможно лишь потому, что любая вещь в нем совершается по свободной воле и расположению Бога.  Причина, почему Бог спасает виновные существа, не состоит в том, что они пригодны для спасения. Будь это так, их спасение не зависело бы от Его благоволения, и Он не решал бы, спасать их или нет. Если бы они были пригодны ко спасению, Бог не был бы волен поступать с ними так, а не иначе. Это правда, что Он спасает нас таким образом, что мы становимся в итоге пригодными ко спасению, чего не могло бы быть в противном случае; но это не потому, что мы были пригодны изначально и потому Бог решился на наше спасение. Это замысел, являющийся результатом Его суверенной воли, а не только совершенства Его природы. И именно поэтому наш милосердный Первосвященник кого хочет милует, а кого хочет, ожесточает и оставляет в состоянии нераскаянности. Опять же, в этом явлено все изобилие Его бесконечной мудрости, ибо средства, которыми Он намерен добиться нашего спасения, являются достаточными и действенными, так что великий замысел не может быть не достигнут. Вся его благородная цель вполне достойна Бога, и искупление тех, кого Он имел в виду искупить, полностью обеспечено. В этом деле явлена высокая слава всех Божественных совершенств, и вполне предусмотрена честь всех Его атрибутов. Все богатство Его благодати, доброты и милосердия великолепно явлено в Его делах; точно так же святая и негибкая справедливость Бога  вполне оправдана в свете всего этого удивительного замысла. Грешники свободно прощены, и вечное спасение принесено в похвалу славы Божественной Благодати. И также бесконечное возмущение Бога против греха проявляется в назначении наказания за нашу вину нашему Искупителю посредством вменения, со стороны Бога Отца  и по добровольному согласию Сына. Милосердие и благодать, святость и праведность согласованы и в равной степени торжествуют в нашем искуплении. Вечная жизнь является даром Бога нам, но мы получаем законное право на нее через послушание Христово. И так замысел Евангелия утверждает честь закона  в бесконечно более высокой славе, чем она могла бы быть явлена через наше идеальное послушание всем его святым заповедям, даже за всю вечность. Закон возвеличен и почтен достижением спасения через праведность и Жертву нашего дорогого Искупителя. Кроме того, именно таким образом устрояется наше наслаждение будущего блаженства. Никто не приводится на небеса без святости, которая вводит в это блаженство и подготавливает к нему. Вся гордость изымается у человека; всякое хвастовство исключается у тех, кто спасен. Они могут лишь стыдиться своих падений, и признавать, что только благодаря Своему мудрому и святому замыслу Бог привел их к себе и позволил принести плоды. Итак, все наши враги, грех, сатана и смерть, побеждены и преданы заклятию. И эта победа была получена нами в нашей природе, которая была принята в союз с Сыном Божиим и в которой Ему было дано исполнить то величественное и благородное дело, которое было Ему предназначено, исполнить Божественный совет, относящийся к нашему спасению. Поэтому здесь Бог в изобилии явил нам все богатство Своей мудрости и ведения. И каждое совершенство Божества, Его правда, верность, неизменность и бесконечная сила, равным образом отражены в этом дивном замысле.  Кто из тех, что должным образом рассмотрит эти вещи, сможет удержаться от того, чтобы выразить свое удивление словами апостола: "О, бездна богатства, и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!". Святые уже знакомы с этим и будут вечно постигать эту перспективу, будучи подняты из мертвых. О счастливое, блаженное дивное видение! И их созерцание будет далее непосредственным, ясным, постоянным, непрерывным и бесконечным. Такова была вера святого Иова, на которой он сосредоточился теперь, и, таким образом, нет ничего удивительного, что он возвысился до этого созерцания и желал, чтобы его слова исполнились, когда времени больше не будет. Они действительно достойны вечной памяти, и они не будут забыты в вечности. 
V. Святой человек описывает преимущества и характер этого блаженного видения. Здесь также есть несколько моментов, которые необходимо разъяснить. Он говорит:
1. Кого он увидит. Здесь употреблено выражение, которое иногда означает личную выгоду или преимущество. Счастье святых будет состоять в видении Бога. Таким образом, наш Господь говорит: "это жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и Иисуса Христа, посланного Тобою". Это прежде всего непосредственное, ясное и непрестанное созерцание Божественных совершенств, как они осуществлены и явлены в нашем спасении, которое принесет и будет поддерживать самое высокое удовлетворение и наслаждение в наших умах вовеки. Это видение бесконечного добра, благодати, доброты и милосердия, как действующих в полном согласии с бесконечной святостью и справедливостью, под руководством бесконечной мудрости в деле нашего восстановления и спасения, которое поднимает в нашей душе великую радость и святое преклонение. Ибо в нем содержится все, что величественно, благородно, благостно и мудро, и, следовательно, это дает нам ту полноту счастья, какую наши облагороженные и взращенные умы только могут получить в этом блаженном видении.
(1).  Иногда эта частица выражает присутствие и близость объекта к человеку. Святой человек знал,что он должен увидеть Бога рядом с ним. Это не созерцание на расстоянии, которое святые имеют уже сейчас, но то, что всегда будет рядом с ним. И, следовательно, это видение Бога будет ясным и полным. В будущем состоянии не будет никакого средостения, отделяющего нас от Предмета нашей радости, ибо мы будем с Ним всегда и увидим Его как Он есть.
(2). В некоторых случаях, как представляется, это выражение имеет иной смысл (3) и вполне может рассматриваться так: Кого я вижу перед собой. Будущее видение Бога в небесном состоянии будет столь же близким, сколь и непосредственным. Христос представлен нам как сидящий на престоле, а Церковь - как пребывающая вокруг Него. Вот самое благоприятное положение для восхищенных святых, способных насладиться прямым видением Его! И то, что Он увенчан славою и честью, наполнит их немыслимой радостью.  Их благодарные умы будут наполнены изысканным удовольствием, видя то достоинство, ради которого Он претерпел поругание, пытки и крест за них.
2. "Глаза мои увидят".
(1). Святые будут видеть Бога очами их разума. Их понимание будет полностью освобождено от той темноты,  которая в настоящее время посещает его. И они будут способны созерцать идеальным образом славу Божию в Личности Христа. Их созерцание небесных тайн не будет столь несовершенным, каким оно является теперь, но будет абсолютно без порока, и примеси ошибок. Также оно никогда более не прервется, ибо всю их вечность наполнят размышления о совершенствах Бога, явленных в величайшем замысле их вечного искупления. Их перспектива созерцания возвышенных и глубоких вещей Божиих будет самой обширной. Они увидят, как они видимы, и познают, как они сами познаны. Они будут четко различать любовь Отца, и Сына, и Святого Духа. Их познание Божия совета об их спасении будет тогда совершенно истинным, а созерцание мудрости и совершенства Его пути их восстановления - точным и полным. Тогда они увидят, с восхитительным удивлением, как благодать царствует через праведность к вечной жизни через Иисуса Христа, Господа нашего. Также Божественная справедливость будет явлена им в равной степени с триумфом Его благодати в их помиловании, принятии и прославлении через добровольное послушание и Жертву Сына Божия.  Кто может определить, чем они будут больше восхищаться, когда войдут в славу: благодатью Божией, которая является причиной и источником их блаженства, или Его мудростью и справедливостью, столь великолепно явленными в восстановлении их из руин и приведении в это состояние достоинства и бессмертного блаженства? Я уверен, что это невозможно.
(2). Они увидят Христа, Господа и Бога их, своими телесными очами. И есть основания думать, что святой Иов имел здесь в виду именно это. Он знал, что глаза принадлежат к его телу, которое быстро разрушается,  и, скорее всего, в ближайшее время закроются, и все же, что он своими глазами увидит Бога, Который является его жизнью, и Спасителя в той славе, которой он будет вечно обладать. Телесные глаза святых, когда они воскреснут из мертвых, будут способны устойчиво созерцать прославленное тело Христа, Чей лик воссияет пред ними, как солнце в его полной силе. Эта ослепительная слава Его человеческой природы не будет слишком сильной для их взгляда. Они будут вполне способны видеть эти славные лучи света, которые в этом смертном состоянии они ни в коем случае не смогли бы вынести. И в этом видении святого Иисуса будет состоять немалая часть нашего счастья.
3. Святой Иов говорит, что Бога увидит он, а не другой.
(1). Некоторые под "другим" или "чужим" здесь понимают лицемера, незнакомого с благодатью Божией. Мы можем быть уверены в том, что без святости никто не увидит Господа. Это блаженное видение не может быть приятным неосвященному разуму, ибо оно никак не подходит к его природе. Наслаждение небесным наследием невозможно без пригодности для него. Но:
(2). Я думаю, что эту фразу лучше понимать таким образом, что это не будет другое или чужое тело. Святой человек был убежден, что тело, в котором он должен видеть Бога, будет его собственным, а не другим. Это чувство хорошо согласуется с тем, что он выражает перед этим и, следовательно, гораздо предпочтительнее предыдущего. То же тело, которое сейчас находится в союзе с душой и которое после смерти вернется в прах, воскреснет и воссоединится с нашим умом.  Как ни велики трудности, которые сопровождают воскресение того же тела, они не являются непреодолимыми для бесконечной мудрости Всевышнего, и потому мы можем быть уверены, что эта работа осуществится. Иов имел твердое убеждение в этом. И, следовательно,
VI. Иов настаивает, что истление его тела в могиле никоим образом не должно предотвратить это видение. "Хотя внутренности мои истребятся": несмотря на то, что смертные тела святых будут разрушены и рассыплются в прах в молчаливой могиле, они будут полняты вновь в жизнь бессмертную, духовную и славную, воссоединившись с их совершенными душами, и они будут в целости и навсегда, наслаждаться блаженным видением Бога и дорогого Искупителя.
Некоторые читают эту фразу без дополнений и рассматривают ее как краткое, острое и изящное выражение Иовом желания наслаждаться состоянием воскресения. Будучи уже лишен привязанностей, которые должны были быть истреблены смертью, Иов выражает свое стремление к этому благословенному состоянию, и перспективу, которой он уже обладает в настоящее время и потому говорит о ней так ясно. Если это так, то он просто желает познакомить своих друзей со своей жаждой этого непревзойденного блаженства, котрое будет ждать его в воскресении из мертвых. Это было предметом наиболее искреннего желания апостола Павла, который, таким образом, говорит: если бы с помощью любых средств я мог "достигнуть воскресения мертвых", а не то, чтобы он уже достиг этого совершенно. Он имел в виду,  что совершенство, о котором он твердо знал, что его душа будет обладать им по смерти, наступит еще до воскресения, но его стремления были расширены дальше, и даже к той славе, которую принесет счастливое воскресение праведных, и потому он был уверен в том же, что и Иов, только в еще большей степени. Эта перспектива будущего блаженства поддерживала его в вере в чрезвычайных бедствиях и была основанием его торжества, когда он, как и Иов, уже ждал кончины и разрушения своего смертного тела в могиле.
Таким образом, я попытался объяснить эти богатейшие слова так кратко, как мог. И я признаю, что у меня  не так много склонности к этой работе или удовлетворенности ею. Но из уважения к достойнейшему человеку, ушедшему от нас, я решился изложить эту тему. Я думаю, что без всякой лести к памяти этой сестры можно сказать, что она всегла была благоразумна и скромна, нежна и сострадательна, отличалась искренностью и стойкостью в дружбе, и извлекала пользу из всякого положения, в которое ставило ее провидение. Она была послушным ребенком, а потом - по-настоящему нежной и верной супругой, нежной матерью, горячо заботившейся о своих детях и в особенности о благе их душ, и поэтому она не пренебрегала время от времени давать им благочестивые наставления, которые не должны быть забыты вами, ибо они уже произвели глубокое впечатление на многие сердца и принесли добрые плоды, которые она так желала. В юности она была призвана благодатью Божией, исповедовала свою веру во Христа и отдала себя Господу и Его народу, предавшись в волю Божию, и с тех пор пребывала в непрестанном общении с Церковью Христовой. Из-за телесной слабости,  причиненной, как я думаю, нервным расстройством, она не могла участвовать в публичном богослужении в течение нескольких лет. При своей последней болезни, которая была очень тяжелой, как мне сообщили, она испытывала глубокое утешение, и чем ближе подходило время ее отшествия, тем больше росла сила ее веры и любви, и потому смерть не была страшна для нее. Она не раз говорила: "Хотя мое хрупкое тело дрожит от боли, я не боюсь умереть, ибо я уверена, что завет благодати нерушим, и хотя плоть моя и сердце падают, Бог есть твердыня сердца моего и доля моя вовек".  Таково было видение ее интереса в завете благодати, которое дало ей сохранить ясный разум и даже радоваться приближающейся кончине.
Мы можем сделать различные выводы из этой благородной темы. Поскольку мы грешные и смертные существа, конечно же, мы должны быть смиренными. Неужели ты, смертное творение, которое в близком будущем должно возвратиться в прах, будешь чем-то гордиться? Если так, то ты глуп, человек. Твоя красота и великолепие однажды увянут; подумай, что с ними будет, когда все изменится и ты будешь забран с земли. То, что может составлять ныне предмет твоих вожделений, станет еще более отвратительным, чем черви, которые пожрут и истребят твою плоть в могиле. Пусть мысль об этом сбросит вниз твою гордость и смирит твой надменный ум. Гордые слова и надменность никак не подобают существу, уделом которого однажды станет тление. Опять же, это значит, что только Христос является Источником нашего избавления. Только Он мог совершить его; Он  свободно предпринял это, и приобрел вечное искупление для нас Своими страданиями и смертью. И, следовательно, наша надежда на прощение и избавление от проклятия закона и гнева Божия должна быть сосредоточена на Нем и только на Нем. Ибо ничто из того, что мы можем сделать, никакая вещь, которую мы могли бы принести Богу, никогда не компенсирует наши преступления, не искупит нашу вину и не освободит нас от смерти и осуждения, которому мы справедливо подлежим за грех. Только вера в искупление Христово может придать нашим умам твердый мир, радость и триумф в перспективе приближающейся смерти. Никаким иным образом грешный человек не устоит пред Богом на суде Его. Все остальное несомненно оставит нас. Но на этом основании наш самый главный интерес является безопасным. Поэтому святые могут вечно восхищаться, и праздновать хвалу искупительной любви Того, Кто возлюбил нас и омыл нас от наших грехов в Своей собственной крови, и соделал нас царями и
священниками Богу и Отцу Своему. Ему слава и держава отныне и навеки. Аминь.
 
 (1) Qui Postremus ex Pulvere (Terra) surget: on the Particle l[
(2) Caeterum, pqn quum notet Excisionem destructivam (qualis Sylvae excisae, Esa. 10:34, vel Victimarum mactarum, Esa. 29:1) frustra sunt Sociniani, & qui cum iis pertendunt, Locum hunc non
agere de Resurrectione ex mortuis; sed tantum de Restitutione temporali. Nam haec post pqn & totalem
Dialasin, nullo modo expectari potuit. Jobus loquitur de iis quae novit (yt[dy yna) inquit 5:23. Ut talis non fuit temporalis Restitutio, (quod pendebat a Conditione, & Voluntate Dei libera) Jobus scire, aut promittere sibi non potest. Imo, Spem temporlem nullam habuit. Quod dispalescit ex Cap. 7:21 & 17:13, 14, & 19:8, 9, 10, & seq.Sed & Verba antecedentia (Intimatio ad hanc Fidei Confesssionem & Triumphum) scribi in Libro, etc. majus aliquid prae serunt, quam ut de Spe ad Restitutionem hujus Vitae explicari possint. Annot. & Vindic. No. 80
(3) Я имею в виду то, что Нолдиус пишет об созерцании, ибо в других случаях он может упоминать это в ином смысле.

* Кристиан Нолдиус (1626-1683) - датский лютеранский богослов и гебраист. Родился в Хойбии в Шконе, первоначально обучался классическим языкам в Лунде, откуда в 1644 г. был переведен в университет Копенгагена, в котором учился до 1650 г. и получил степень магистра свободных искусств. В 1654-1657 гг. посетил Германию, Нидерланды, Англию и Францию. Завершил образование в университетах Лейдена и Франекера. В 1660 г. стал домашним наставником управляющего королевским двором и вскоре получил сан служителя и кафедру профессора богословия в Копенгагене, где жил и трудился до конца жизни. Автор лучшего в свое время справочника по арамейскому языку, переизданного в Йене в 1734 г., книг по истории Иудеи и Европы, а также работ по логике для теологов и юристов.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn