Лекарство от иллюзий

Андрей Андреевич Нестеров
  Случилась эта история в далеком 1984 году. Жил я тогда в городе Свердловске. В то время это был большой областной центр с развитой промышленностью и инфраструктурой. Население более миллиона человек. Большое количество промышленных предприятий, институты, больницы, театры, рестораны — все, что надо  для комфортной жизни, работы, отдыха и развлечения обычного человека. 
Должен сказать, что уже в то время в Советском Союзе  возникли существенные проблемы  в экономике — многие продукты и товары длительного пользования находились в дефиците.  Мебельные и кухонные гарнитуры,  бытовая техника — холодильники, стиральные машины, цветные телевизоры, автомобили — все это можно было купить только либо по блату, либо с огромной переплатой.  Процветала спекуляция. На рынке купить можно было все, а в свободной продаже практически ничего не было. Населению не хватало продуктов — молока, мясных продуктов, круп, макаронов, сахара и многого другого. А мясо, колбасы и алкоголь вообще продавались только по талонам. Огромные очереди в продуктовых магазинах. Люди часами стояли  в очередях и были счастливы купить  кусок колбасы или бутылку водки.  Ежемесячно старшие по улицам, по домам, по   подъездам выдавали талоны на продукты каждому проживающему. По одному талону можно было купить весьма ограниченное количество продуктов. 
Появилось понятие «блат». Это натуральный товарообмен  между людьми, имеющими доступ к различным дефицитным товарам или к власти. Происходило это в массовом порядке. Работать продавцом в магазине стало крайне выгодно и престижно. При маленькой зарплате продавца денег  «завались», да и круг знакомых был очень широким — от работников милиции, врачей, юристов до представителей местной власти. Общество изнутри разъедалось ржавчиной «блата». В сознании людей перевернулась система ценностей. Вместо интеллекта, честности, порядочности. доброты на первое место вышли жажда наживы. Деньги, полученные нечестным путем,  давали возможность пользоваться теми или иными благами общества за счет других.  Ложь и обман становились сутью человека. Процветало взяточничество и коррупция. Конечно органы государственной власти пытались бороться с этим массовым явлением, но что они могли сделать. Ведь всех не пересажаешь. Да и сами органы власти были насквозь пропитаны этими же пороками.
  Должен сказать, что система образования в Советском Союзе работала без сбоев. Это был своеобразный парадокс. В сознание граждан с детства внедрялись гуманистические идеалы, вера в добро, в справедливость, честность и порядочность, принципиальность и взаимопомощь, бескорыстность и многое другое. В в обязательном порядке в школе преподавалось обществоведение, а в институте изучались такие предметы как  история КПСС, политэкономия, диалектический и исторический материализм, научный коммунизм. Я  сам так учился и не жалею. Многое, что есть во мне хорошего, было заложено в ту пору действующей системой образования и воспитания, а не только родителями. Спасибо учителям  и воспитателям. Вот только жизнь оказалась на поверку другой, чем та, которой нас учили.   Это была настоящая трагедия советского общества.  Официально провозглашались одни ценности, а на деле все обстояло по другому. Цинизм и двуликость  разрушили наше общество. Надо сказать, что лучше, чем  идеи социализма мир не придумал. Замечательный принцип — от каждого по способностям, каждому по труду создавал основу для развития как личности, так и общества.  Но так устроен человек — его желание меньше работать, больше потреблять.  Но как прожить не работая или мало работая?  Путь известен — жить за счет других, работающих. Вот и плодятся, как грибы, лентяи — потребители и преступники всех мастей. 
Странное было время. Но надо сказать, что мне повезло в жизни. Считал и считаю, что человек может жить при любом общественном строе, будь то капитализм или социализм, достойно только благодаря тяжелому, неустанному труду. Я сам так всю жизнь работал и всем рекомендую. Живу не богато, но все, что нужно для счастливой старости, у меня есть. И по ночам сплю спокойно, так как законов не нарушал. Я научился довольствоваться тем, что имею и рад этому. 
Конечно  не приятно было встречаться с несправедливостью, которая имела место в нашем обществе. И переживал сильно, и сопротивлялся как мог, но, слава Богу, не сломался. Конечно «розовые очки» спали достаточно быстро, но я не разочаровался в идеалах и нравственных  ценностях. С некоторыми иллюзиями я расстался, хоть и не со всеми. Об этом как раз мой рассказ.
В в марте 1984 года родился у нас с женой сын. Назвали его Павлом. Так решила жена и я не особо возражал. Уж больно ей нравился киногерой из известного фильма «Адъютант его превосходительства" превосходительство» Павел Андреевич Кольцов, которого успешно сыграл  артист  Юрий Соломин. Родился он в роддоме городской больницы №27. Современный роддом, большие светлые палаты на двух человек. Казалось бы все для рожениц. Но не все так было хорошо на самом деле, как выглядело. Родила жена здорового мальчика и через несколько дней их  обоих выписали домой. Все было как у всех - цветы, конфеты, родственники, друзья. Праздник быстро закончился и начались будни.
Через какое-то время  мы заметили, что у сына появились признаки недомогания — плохой аппетит, бессонница, кал с зеленью, субфебрильная температура, ребенок перестал набирать в весе. Мы обратились к детскому врачу -  педиатру. Сдали анализы и врач сообщил нам, что у Павла в крови  обнаружен  «золотистый стафилококк», которым он заразился в родильном доме. Болезнь эта опасна тем, что если ее не лечить, то она дает серьезные осложнения, разрушая внутренние органы.  Мы обратились в родильный дом, но он был уже закрыт на профилактику именно по этой причине. Разговаривать там с нами не стали и отправили в медицинское учреждение по месту жительства.  Врач сказал нам, что лечить эту болезнь необходимо только антистафилококковым иммуноглобулином. Всего пять уколов и ребенок будет здоров. Других препаратов для лечения этой опасной болезни не существует. Однако предупредил, что лекарство это страшно дефицитное и достать его практически не возможно. Выписал нам поддерживающую терапию и все. Лечитесь как хотите. Мы обегали и обзвонили практически все аптеки нашего города, однако везде был один ответ — лекарства нет и не предвидится. Мы снова обратились к педиатру с просьбой положить сына в больницу,  чтобы его там пролечили.  Врач отказал, сказав, что и в больницах этого лекарства тоже нет.  Сходили мы к главному врачу поликлиники и тоже получили отказ. Тогда мы обратились в городской отдел здравоохранения. В городском отделе здравоохранения признали, что ребенка заразили этим опасным вирусом в родильном доме, но развели руками — это, мол, теперь ваши проблемы. Не извинились и ничем не помогли.  Вот так мы остались один на один со своей бедой. Сыну становилось все хуже, а мы ничем не могли ему помочь. Не верил я врачам — не может быть, чтобы в городе не было такого лекарства. Меня убивало их равнодушие и не желание исправлять собственные ошибки. 
В душе моей что-то разладилось. В школе и институте мне внушали, что социализм — самая гуманная и справедливая система человеческих взаимоотношений, где забота о человеке ставилась во главу угла, а человеческая жизнь объявлялась величайшей ценностью независимо от статуса человека и задача медицины в том и заключалась, чтобы оберегать и сохранять ее как можно дольше. На деле все оказалось наоборот. Так где же правда и справедливость.  Это было первое столкновение с несправедливостью, которая коснулась лично меня. До этого я видел несправедливость в отношении других людей, но  не придавал этому особого значения. Думал, что люди сами в чем-то виноваты. Но теперь я понял всю лживость существующей системы — на словах провозглашались права человека, на деле их постоянно нарушали или ими попросту пренебрегали. Я задумался — что это за явление. Можно было обидеться на социалистическую систему, разочароваться в ней и считать, что капитализм более справедлив. Что, кстати, многие граждане нашей страны и сделали. Но я понял, что не  система идеалов социализма виновата, а люди, которые взялись за их реализацию. Довели саму идею социализма до абсурда, опошлили, выхолостили  и все это ради собственной выгоды. Чиновники всех мастей работали только на себя, свою семью и близких им людей.
Во всяком случае я твердо усвоил, что надеяться на действующую систему нельзя. Не для «человека» она была реализована, а для «чиновников». В этот момент с меня спали розовые очки и мир предстал в черно-белом свете. Ясно одно - надо выживать . Но как? Где достать лекарство?  Эта мысль неотступно преследовала нас с женой. Время неумолимо отсчитывало дни, лекарства все не было. Все наши попытки его достать были тщетны. Нас охватило чувство безысходности. Мы по инерции ходили на работу, получали зарплату и приличную по тем временам. Но что нам было делать с деньгами, если на них купить ничего не возможно, даже самые жизненно необходимые вещи. Работа валилась из рук, настроение никакое...
И тут мне повезло. На работе я случайно разговорился с  одной женщиной средних лет. Она работала представителем заказчика на нашем заводе. Звали ее Оберюхтина Людмила Георгиевна. Она увидела мое удрученное состояние и спросила меня в чем причина? Я честно рассказал ей о нашей проблеме с ребенком. Она очень внимательно выслушала меня и внезапно предложила помощь, взявшись достать это дефицитнейшее лекарство. Я оторопел. Посторонний человек проявил столько участия к нашей беде, проявил доброту и заботу. На фоне бездушных медицинских чиновников это казалось невероятным. Я даже не поверил ей, приняв ее слова за желание хоть как-то успокоить меня. И жене не стал говорить об этом. Но каково же было моё изумление, когда через несколько дней он принесла упаковку этого лекарства. Я взял эту коробочку с ампулами и заплакал. Я готов был целовать ей ноги. А ведь внешне эта женщина казалась суровой и никогда бы не подумал, что в ней  столько доброты и порядочности.  Я конечно поинтересовался — откуда это сокровище. Оказалось все просто — у нее дочь работала заведующей одной из аптек города. Денег за лекарство она взяла с меня ровно столько, сколько это лекарство стоило в аптеке, ни копейкой больше. Я был взволнован и растроган. На следующий день я отблагодарил ее коробкой конфет, которую он смущенно приняла. Господи, как я был благодарен этой скромной женщине за ее отзывчивость. Она вдохнула в меня новые силы, чтобы продолжать жить.  Жена заплакала, когда я принес это лекарство домой.
Мы тут же побежали в процедурный кабинет, чтобы начать ставить уколы. И опять столкнулись с человеческим равнодушием. Выяснилось, что в ампулах находится доза, превышающая необходимую в два раза. Поэтому медсестра набрав из ампулы половину содержимого, остатки вылила в раковину. Тут мне стало жутко. Я спросил ее, почему она не хочет использовать это лекарство для другого больного ребенка? Ведь мы могли бы приходить на уколы одновременно вместе с ним и лекарство бы не пришлось выливать. На что медсестра ответила, что это вопрос ее не касается. Мы все же попросили ее и врача, чтобы они постарались решить эту проблему, но напрасно. Половина этого лекарства так и ушла в раковину... 
Сына мы вылечили, но с этого момента я стал другим человеком. Оказалось, что это лекарство стало лекарством не только для сына, но и для меня. Благодаря ему, я вылечился от некоторых иллюзий и, наоборот,  в некоторых укрепился. Я верю в добро и справедливость, несмотря ни на что, но надеюсь только на себя. Вот такое это замечательное лекарство — антистафилококковый иммуноглобулин.


                28.07.2015г.