Париж

Елена Конюшкова
Годы неумолимо катились и приближались к неизбежному нищенскому периоду. А я так и не была в этом чертовом Париже. Нет, ну нельзя же считать себя путешественником не отметившись в этом населенном пункте! Я не стала дожидаться неизбежного рубежа, а с ним и нищеты. В Париж! Это стало почти фикс-идеей.

И однажды я решилась. Компании не было. Французский – на полном нуле. Средняя зарплата – хорошо, если  визу дадут. Денег – не густо.

В турагентстве  все варианты путешествий,  доступные по ценам, были недоступны по срокам. Хотелось  Париж плюс  какой-нибудь отдых на каком-нибудь море. Искали. Наконец-то что-то подходящее нашлось. Групповой тур, включающий  Париж и полторы недели на Лазурном Берегу – в районе 70 тысяч. Зная о Ницце как о курорте для миллионеров, о Лазурном Береге я даже не мечтала. И вот, пожалуйста, мой отель – в пригороде Ниццы, минут сорок на автобусе до центра. Перелет от Парижа до Ниццы на самолете. Потом обратно  в Париж, и лишь оттуда в Москву. Все трансферты между аэропортами и отелями, естественно, включены в путевку, как и услуги сопровождающего гида. Из питания -  только завтраки.

Дни напряженного ожидания…  ура! Всё подтвердили и визу дали! Я даже удивилась – не может всё быть так гладко. И, как выяснилось позже, я была права в своем удивлении – испытания ожидали меня.

Удивлялась я не просто так – у меня был печальный опыт подобного рода. Власть не любит, когда ей не подчиняются беспрекословно. Дело в том, что моё категорическое нежелание вливаться в единый поток одобрямса установившемуся гебешному режиму создает для меня множество проблем с работой, с личной жизнью, с повседневными бытовыми делами… в том числе, и с путешествиями.
Ни одно оформление загранпоездки не проходило гладко. Вернее, обычно все шло нормально лишь до первого телефонного звонка. Телефоном мне категорически противопоказано пользоваться.  Судя по опыту -  он прослушивается постоянно. А как обойтись? Вот и приходится быть всегда готовой к грядущим неприятностям.
Сладкая жизнь.   

Но переступить через себя я не могу. Вернее, я даже не задумываюсь о таком варианте. Яснее ясного, мои потенциальные услуги не шибко требуются этой мерзкой власти. Требуется другое – вымазать меня в дерьмо сверху донизу. Тогда они успокоятся. А сейчас у них психологический дискомфорт – они все в дерьме, а я смею разгуливать в белоснежном костюмчике! Нет, конечно, клеветой они пользуются на всю катушку - не погнушались даже разрушить мою  жизнь. А куда жаловаться? Да, даже в свидетели никто не пойдет при этом режиме, не говоря уже о наших судах. Да и к чему? Жизнь не вернешь.
И, тем не менее, они-то знают, что это клевета. А хочется, чтобы было правдой. Ну, очень хочется. Тогда они более утвердятся в своей правде – порядочных людей нет, все подонки. Значит, они сделали правильный жизненный выбор. Они – на коне! Вот такие маниакальные субъекты попались. И потому, пока не угробят – не успокоятся. Ну да всё когда-нибудь кончается…

Через день после полного оформления и получения документов из турагентства перезвонила девушка и попросила меня приехать для переоформления документов. На мой законный вопрос «Зачем?» прошелестел невнятный ответ типа «начальство решило переоформить ваш тур на другую организацию, так для бухгалтерии удобнее». Я ответила в том смысле, что проблемы вашей бухгалтерии решайте сами, мне они не интересны, куда хотите, туда и переводите. Оно мне надо? Но, оказалось, что проблема в том, чтобы у меня не осталось подлинных документов. Ответила, что  претензий к ним не имею и не собираюсь использовать документы им во вред. Но это ее все равно не устраивало. Ага, уже понятно. Подготовили какую-то гадость и хотят умыть руки на тот случай, если я по возвращении надумаю, например, подать на них в суд. А вовремя не успели подсуетиться - проворонили соответствующие структуры мои первые визиты в это турагентство.  Ну что же – ваши проблемы. Да и с какой стати мне переоформлять документы, если я покупала тур именно у них, и именно они выдали мне этот договор? Что за интриги?
Я сослалась на занятость перед самым отъездом и, естественно, никуда не поехала. Она обещали перезвонить после моего возвращения. Ну-ну, звоните…
Ах, как мне это все надоело!

Конечно же, сама турфирма, функционирующая и поныне, не виновата, у меня нет к ней претензий, что касается обслуживания. На нее просто наехал этот  бандитский каток, и у них не было выбора, если они хотят работать. Да и документы на тур мне выданные готовит туроператор, а они лишь посредники. Так что их хата вообще с краю. Но, конечно, хотели подстраховаться. А может сверху заставили.

Да, вот такая я важная. Мне порой просто неловко обращаться в какие-то организации, я понимаю, что создаю им проблемы. Ну а мне-то что делать? С моста прыгать?

  В общем, поехала. По дороге в Москву пересеклись с похоронной процессией. Покойника, вполне молодого мужчину явно бандитской наружности, пронесли прямо под моим носом. Среди провожающих тоже было немало особей бандитского вида.
Ничего не скажешь – добрый знак. Ну да ладно, коль помру во Франции, так родственникам, по крайней мере, не придется обременять себя устройством моих останков на, так сказать, постоянное место жительства. Это радует. Мне всегда было крайне неприятно думать, что после моего неизбежного ухода кому-то придется заниматься моим бездыханным телом. Как это отвратительно. Лучше бы какие-нибудь рыбы или звери сожрали, что ли.  Посмертно, конечно.

В Париже представители туроператора встретили, усадили в автобус и стали развозить по отелям, попутно информируя о предстоящих мероприятиях. Группа была сборная – первые дни в Париже вместе, а потом кто-то возвращается обратно, кто-то задерживается подольше, кто-то перемещается дальше по маршруту. Объявили, что трансферт обратно будет с 12-00. Ну, ничего себе, у меня самолет в 13 с минутами! Однако, пробиться со своими вопросами мне в первый день не удалось. Хотя у них же список есть, и они  сами должны знать кто куда летит. Странно.

Меня поместили в отель хоть и не на самой окраине, но и далеко не в центре. И совершенно одну. Выбирать отель при покупке тура не дали, сказали, что оператор сам размещает. Обычно можно в центре выбрать за доплату. Это намного удобнее.  Пока добрались было уже пять вечера, а назавтра в 9 утра сбор у оперного театра на обзорную экскурсию. Добираться сказали на метро. Хорошо хоть карты раздали и эту Гранд-Оперу показали.

Я очень боялась утром заплутать и опоздать на экскурсию и потому, бросив вещи, пошла на разведку. Планшета у меня тогда еще не было, в  телефоне не интернет, а издевательство, в общем, от информации полностью отрезана. Ну не тащить же с собой лишний килограмм ноутбука! Моему хрупкому организму это противопоказано. Да и, надо
заметить, прежние путешествия были как-то более цивильно организованы – по отелям развозили, из отелей собирали… В общем я такой самостоятельности никак не ожидала.

В метро кассы с кассиром, как и сказали ранее, не было. Только автоматы. Человеческие кассы с билетами есть только в центре города.
Мелочи у меня, естественно, не было тоже. Никаких магазинов, типа супермаркетов, где можно без проблем разменять деньги не просматривалось. По прочим я без знания языка ходить не решилась. Короче, взяла карту и потопала пешком. Минут через сорок-пятьдесят блужданий моё путешествие успешно завершилось – я стояла перед Оперой. Гора с плеч свалилась – я знаю маршрут. Если не плутать – полчаса пешком. Нормально.

На следующий день с трудом добилась информации относительно моего трансферта в аэропорт. Было такое впечатление, что они впервые слышат о моей проблеме, куда-то перезванивали, выясняли... То есть, если бы я не добивалась  давно оплаченного трансферта, то меня бы бросили на улице? Из отеля бы выселили, естественно, и иди куда хочешь? Мило.
Кстати, бомжей в Париже огромное количество. Порой вечером просто страшно идти. Чувствуют они себя на улице как дома. Спят прямо посреди тротуара или в телефонных будках, ни от кого не скрываясь. А порой даже с комфортом – расстелив посреди улицы постельное белье. Очень впечатляет контраст между великолепным городом и такой вот жизнью.

Но Париж мне все равно понравился. Стильный и красивый город. Оправдывает свою славу. Нас возили и водили по городу, обедали в симпатичном ресторанчике, возили в Версаль, вечером – прогулка по Сене и иллюминация на Эйфелевой башне.

Как-то, самостоятельно прогуливаясь между экскурсиями, присела отдохнуть и съесть какой-то пирожок на скамейку где-то в районе Елисейских Полей. Не прошло и десяти минут как ко мне один за другим подошли два мужчины с явным намерением познакомиться. Первый говорил на французском, второй уже на английском. Моим ответом обоим было «I don’t understand». Я действительно не поняла ситуацию. Присела в совершенно тихом месте, никого там кроме меня не было. Одета была совершенно по-походному, в джинсы. Косметикой я в путешествиях не пользуюсь. Молодость давно прошла. Так чего этим мэнам было нужно? Что это было за явление мне до сих пор непонятно.

Последняя экскурсия закончилась в первом часу ночи. Нас высадили возле Гранд-Оперы и добирайся как знаешь. В метро я пойти не решилась – еще пропущу с непривычки свою станцию и выйду где-нибудь не там… Времени на исправление ошибок уже не было – метро закрывается. Значит ночь на улице в незнакомом городе? Нет уж, спасибо. Лучше - протоптанной дорожкой. Я так летела по пустому городу с редкими прохожими и бомжами, что через 23 минуты была уже в отеле. Оказывается, страх сокращает расстояния.
Кстати, некоторые из группы так и не смогли разобраться в парижском метро. А все потому, что там ветки туда-обратно расположены не так как у нас – с одной платформы, а с разных платформ. Как туда перебраться - надо еще найти. Но схемы, указатели обычно висят.

Потом были еще Нотр-Дам, Монмартр, Лувр …  Монна Лиза оказалась небольшой картиной за толстым стеклом и оградой. Героиня с явной живой усмешкой смотрела на творящееся вокруг нее столпотворение и непрерывное щелканье фотиков. Представляю, как ей это надоело.

Машина за мной приехала в начале десятого. Вместо первоначальных двенадцати. Оказалось, что в этот день я одна лечу в Ниццу. Спросила, что за странный групповой маршрут. Водитель сказал, что так обычно и бывает 2-3 человека в день, а то и никого. М-да, это, значит, вам не Турция. Высадил меня у дверей аэропорта и бросил на произвол судьбы. Сервис, однако.
Свой рейс я на табло нашла. Регистрация у них практически вся через автоматы. Я была к этому не готова. Хорошо хоть русский язык можно было выбрать. В общем, не без проблем, но в самолет попала.
Летели над заснеженными горами. Красиво. Французские Альпы, наверное.

В Ницце меня, к счастью, встретили. А то я уже была готова ко всякому, хотя и уточняла у гида про эту встречу. По дороге до отеля расспросила водителя про экскурсии, он дал мне буклет. Спросила к кому обращаться, если возникнут проблемы, он сказал, что по телефону в том же буклете. Потом еще узнала, как до центра Ниццы добираться. На вопросы отвечал, но и только. В отеле вообще не видно было русскоговорящих людей. Одна я. Я говорю о гостях, с которыми пересекалась  на завтраках, о персонале и речи нет. Также не было стенда с объявлениями про отъезд и приезд, хорошо хоть карта Ниццы нашлась среди буклетов. Никаких гидов и т.п. там, естественно, тоже не было. Ладно, разберемся. Море, солнце, отель вполне себе симпатичный и расположен, можно сказать, на пляже, горы вдали… всё настраивало на оптимизм.
 
Погода была отличная и не слишком жаркая. Море – лазурное. Ницца – красивая. Но, если говорить о природных красотах, то знаменитый лазурный берег не так уж и впечатлил меня. Наши Крым и Кавказ  местами явно превосходят его. Особенно, Крым. А я объездила изрядную часть лазурного побережья.

За все полторы недели отдыха никто ни разу не поинтересовался моими потребностями. Ни вживую, ни по телефону. Потому что я жила в отеле одна? Так кто меня туда одну поселил, интересно? Был еще не пик сезона, и в этом отеле было полно свободных мест. Думаю, и в других также. Почему же меня не поселили с другими туристами, которые, как я потом выяснила, все же были? Звонить по телефону из буклета я не стала. Звонки, даже из отеля, платные, стоимость прозвучала невнятно, и я очень сомневалась, что со мной будет говорить кто-то, владеющий русским языком. А мой примитивный инглиш, хотя и выручал меня многократно, но все же не для телефонного общения. И, как потом выяснилось, я была права – на связи, скорее всего, были бы люди, русским не владеющие.

Экскурсионный автобус по Ницце я нашла самостоятельно. Какое-то русскоязычное турбюро я тоже нашла самостоятельно. Путешествовала везде тоже самостоятельно. Всё было прекрасно! Между прочим, не так уж тут все и дорого, и экскурсии, и еда, и сувениры, и транспорт  нисколько не дороже того же Парижа и вообще в обычных пределах.  Да и стоимость проживания в отеле была самая обычная. Так что сказки это все. Недвижимость тут, наверное, дорогая. Но к чему она туристам?

Но самое интересное было с обратным отъездом. Когда до вылета остался один день, а со мной так никто и не связался, я забеспокоилась.
До аэропорта около десяти километров, вылет в 8 утра, а автобусы начинают ходить после шести, да пока еще приедут и доедут. Сама я не доберусь!

Сначала я выяснила на ресепшене, нет ли для меня письма  относительно моего отъезда. К моему удивлению оказалось, что письмо есть. Странно, чего же не отдали? Стала читать. Там были указаны лишь рейс самолета и время вылета. А то я их не знаю! И всё! Никакого трансферта. Кино. М-да, действительно, такое письмо можно было и не отдавать.

На выданном мне рекламном буклете кроме телефона оказался и адрес этого заведения в Ницце. Но без всяких ориентиров. Не один час я исследовала разные карты Ниццы, пока наконец-то обнаружила искомую улицу.  Поехала искать. Оказалось, что расположено оно в обычной квартире на втором этаже без заметных вывесок. Встретили меня девушки, с которыми я худо-бедно изъяснилась на английском. Они все поняли и сказали, что у них есть русскоязычная девушка, которая представляет нужную мне фирму, но она сейчас отсутствует, они ее позовут. Я подождала, девушка пришла, уже в курсе моей проблемы. И стала нести какую-то ересь. Да, трансферт есть, она даже распечатала при мне документ на эту тему из компьютера, правда, потом категорически отказалась дать мне его или копию под самыми дурацкими предлогами, мол, это внутренний документ, потом якобы сломался ксерокс и т.п. Да ладно, не очень надо, у меня та же примерно информация есть в документах.
Дескать, да они должны отвезти меня в аэропорт, но вот у них тут вроде бы забастовка таксистов наметилась и по этой причине они решили меня не отвозить.

Я, что называется, офигела. Они меня решили тут оставить жить где-нибудь на пляже? И мне даже никто не сообщил! А ведь, будь я более наивна, могла бы просто ждать утром машину у отеля! Весело. 

Говорю – при чем тут такси?  Разве меня на такси должны отвозить? 
- Нет – говорит – но таксисты могут увидеть и побить нашего водителя.

Продолжаю фигеть.
- С какой стати?

В ответ что-то маловразумительное про всеобщую солидарность трудящихся. Цирк.

В общем, они посовещались, и другая девушка предложила, чтобы меня отвез какой-то ее родственник. Ну и на том спасибо. Мне все равно.

- Вопрос номер два – говорю.
- В билетной квитанции не указан терминал в парижском аэропорте для вылета в Москву, а я слышала, что  там несколько терминалов.

Они не поверили, что нет терминала, всегда бывает, стали изучать – правда, нет. Та же девушка стала звонить куда-то в Париж и выяснила терминал для данного рейса.  Не зря я волновалась – оказалось, что терминалы прилета и вылета разные! Спасибо французским девушкам, они более свободны, чем наши граждане. А то бы так я и померла где-нибудь под мостом. Не зря, выходит, знак был в начале пути!

Покидая отель, мне пришлось доплатить еще 10 евро – какой-то там у них налог, даже бумажку показали. Но у меня этих 10 евро, тем более мелочью, могло и не остаться! Мне же никто ни слова об этом не сказал! И были бы еще проблемы.
Часов в пять утра за мной, как и обещали, приехал некий француз. Спасибо добрым людям.

Когда я прибыла в парижский аэропорт, я в полной мере оценила свою предусмотрительность: уже зная нужный терминал, я полчаса кружила по аэропорту, пока обнаружила указатель на внутренний поезд между терминалами. И только прибыв, наконец-то обнаружила на табло нужный рейс. Промежуток между рейсами был не так уж велик, если бы я не знала сразу что искать, вполне реально было бы опоздать на рейс. С чувством облегчения, найдя нужную стойку, спросила у пары, стоящей последними:
 
- На Москву?
- Да, на Москву - ответили мне по-русски.

Путешествие благополучно закончилось.

Можно было бы сказать, что каждый отдельный сбой в работе данного  сервиса есть дело случая. Возможно. Но, уж очень не просто странные, а даже какие-то дикие, некоторые из этих случаев. И уж совершенно немыслима вероятность  такого вот случайного комплексного их объединения. Ведь в моих документах все внутренние трансферты между отелями и аэропортами были прописаны отдельными строчками! А в итоге, все пришлось просто выбивать, а последний даже  выбить не удалось. Ведь любезность посторонних людей не есть исполнение обязательств по договору.

И еще долго видела я на своем телефоне номер того турагентства. Перезванивали, как и обещали. Я не брала трубку. Потому что, если бы я ответила, пришлось бы устраивать скандал, а я не чувствовала в себе сил на это.  Отпуск все равно был прекрасен.

Успокойтесь, не пойду я никуда жаловаться – нервы дороже. Да и зачем? Пытаться отсудить какую-то компенсацию? Смешно. Да и не голодаю вроде. Спите спокойно.