Олег Видов Часть 2 Глава 5 Я шагаю по Москве

Александр Руденский
               
                ГЛАВА 5 -  Кинофильм « Я шагаю по Москве »
 
      В 1963 году Олег  снимается еще в одной эпизодической роли в фильме                режиссера Георгия Данелия «Я шагаю по Москве».

Это была лирическая комедия - жанр, в котором проявился талант Георгий Данелия, как режиссера. Фильмом «Я шагаю по Москве» он начал свое восхождение к вершинам популярности, а вместе с ним «шагали» и молодые актеры - Никита Михалков, Галина Польских, Евгений Стеблов, композитор Андрей Петров... Едва ли найдется человек, который не знает песню на стихи Геннадия Шпаликова, ставшую лейтмотивом этого фильма о московских ребятах 60-х, о взаимовыручке, дружбе и, конечно, о любви:

        Бывает всё на свете хорошо
        В чём дело сразу не поймёшь
        А просто летний дождь прошёл,
        Нормальный летний дождь

        Мелькнёт в толпе знакомое лицо,
        Весёлые глаза
        А в них блестит Садовое кольцо
        А в них бежит Садовое кольцо
        И летняя гроза

        А я иду шагаю по Москве,
        И я ещё пройти смогу,
        Солёный Тихий океан,
        И тундру, и тайгу.

        Над лодкой белый парус распущу
        Пока не знаю с кем
        А если я по дому загрущу
        Под снегом я фиалку отыщу
        И вспомню о Москве
        И вспомню о Москве...
       
        Это была лирическая киноповесть о молодежи 1963-года -

 Молодой монтажник из далекой тайги, проездом к родственникам погибшего товарища, на один день заехал в Москву. Ему необходимо встретиться с редактором журнала "Юность", в котором был напечатан его первый рассказ. Этот день он провел с новыми знакомыми, их большими и малыми заботами, встретил девушку и пригласил ее  приехать к ним в Сибирь на стройку ..
               
                *   *   *
    
    Вначале хочется сказать о том, кто создал сценарий этого светлого фильма.

                СЦЕНАРИСТ – ГЕНАДИЙ ШПАЛИКОВ
                По месяцу Зодиака – Дева, а по году рождения -  Бык

              Геннадий Шпаликов  был поэтом, кинодраматургом, режиссёром.

Он родился 6 сентября 1937 года в городе Сегеже (Карело-Финская АССР).

В 1955 году окончил Киевское Суворовское военное училище и поступил в Московское Краснознаменное военное училище имени Верховного Совета.               

Во время учений был ранен и в 1956 году комиссован по состоянию здоровья.

В 1961 году окончил сценарный факультет ВГИКа  (мастерская Иосифа Маневича). Он был автор множества стихов и рассказов.

Печатался с 1955 года.  О том, что он пишет стихи, нечего не было известно, кроме тех, что превращались в песни в его сценариях.               

В кругу   знакомых  его называли  «Шарфиком». Он был  светлым и тихим человеком. Никто никогда и подумать не мог, что его шарф окажет ему роковую услугу.

Покончил он с жизнью 1 ноября 1974 года в доме творчества в Переделкино, повесившись в шкафу. Родившись в 1937 году, он ушел когда ему исполнилось 37 лет.
 
На сберкнижке остались лежать семьдесят две копейки...  Его любили очень многие, отдавая дань его таланту: киношники, писатели, художники. Только после его смерти, прочитав его стихи, стало понятно что происходило в душе этого редкого, талантливого, застенчивого человека:

      Пустые улицы раскручивал,               
      Один бродил  щека к руке.               
      Но ничего не помню лучшего               
      Ночного выхода к реке.               
      Когда в заброшенном проезде               
      Открылись вместо тупика               
      Большие зимние созвездия               
      и не замерзшая река.               
      Все было празднично и тихо               
      и в небесах и на воде.               
      Я днем искал подобный выход               
      и не нашел его нигде.

   Он был одной из самых ярких личностей советского искусства 60-х годов.               

             Его знала вся, мало- мальски просвещенная, Москва. 
   
  После его смерти в Москве была издана книга его избранных произведений, куда вошли многие его стихи и известные киносценарии.

                По его сценариям были сняты  11 фильмов :

         в 1962 г. — « Маленькие мечтатели »;               
         в 1962 г. — « Трамвай в другие города »;               
         в 1963 г. — « Я шагаю по Москве »;               
         в 1964 г. — « Застава Ильича » («Мне двадцать лет»), совместно с Марленом Хуциевым;               
         в 1966 г. — « Жил-был Козявин », совместно с Лазарем Лагиным;               
         в 1966 г. — « Я родом из детства »;               
         в 1966 г. — « Долгая счастливая жизнь »;               
         в 1968 г. — « Стеклянная гармоника »;               
         в 1971 г. — « Ты и я »;               
         в 1971 г. — « Пой песню, поэт…»;               
         в 1994 г. — « День обаятельного человека ».

  Его песни  " Пароход белый-беленький ", " Ах утону я в Западной Двине ",                " Прощай, Садовое кольцо " распевала вся страна, не зная имени автора.   
         
                Песни на его  стихи  звучат в фильмах:

          « Коллеги »  (1962),               
          « Я шагаю по Москве »  (1963),               
          « Пока фронт в обороне » (1964),
          « Рабочий посёлок » (1965),               
          « Кто придумал колесо » (1966),
          « Мальчик и девочка » (1966),               
          « В тринадцатом часу ночи »  (1969),
          « Ждём тебя, парень » (1972),               
          « Трясина »  (1977),               
          « В день праздника »  (1978),               
          « Культпоход в театр »  (1982),               
          « Слёзы капали »  (1982),               
          « Военно-полевой роман »  (1983),               
          « Гений »  (1991).
         
             В двух фильмах снялся в эпизодических ролях:
               
               в 1962 г. — « Трамвай в другие города »               
               в 1966 г.— « Я родом из детства » — эпизод

      И конечно следует сказать о нем, как о режиссере, хотя это было только                один раз.. 

   В 1966 году он по своему сценарию снял фильм « Долгая счастливая жизнь », который на  Международном Кинофестивале в Бергамо получил Первую Премию.
 
В главных ролях этого фильма он снимал Кирила Лаврова и свою жену Инну Гулую.
 
Сегодня трудно рассуждать, что стало причиной его трагедии. Вероятнее всего их было много.  Главной составляющей, безусловно, было его пристрастие к алкоголю.  Эта болезнь погубила очень много людей, и среди них творческих, писателей, поэтов, актеров и режиссеров.  Генадий Шпаликов был не исключение.  Ну а жизнь вообще в то время была не простой и не легкой,  а для таких людей тем более. 

Не случайно великий русский поэт говорил: « Не дай бог родиться в России с душой! ». Особенно с такой тонко чувствующей как у него, у Виктора Некрасова и у других.  Кстати сказать, что высылка из СССР Виктора Некрасова, его друга в 1974 году, тоже была одной из составляющих его рокового поступка.  Я видел их тогда вдвоем в Киеве в 1974 году  (В. Некрасова и Г.Шпаликова ). 
   
     В городе  Сегеже в Карелии, в котором он  родился, была установлена мемориальная доска.
 
А перед зданием ВГИКа, как дань своим легендарным студентам, была установлена мемориальная скулптура: Тарковский, Шпаликов , Шукшин.

 (На фотографии Олег Видов в день  своего 70-ти летия у здания ВГИКа. Он пришел туда  после передачи у Андрея Малахова.)
               
                *   *   *

Я не буду  описывать содержание этого фильма, так как нельзя описать все то, что собой представляет каждый  его момент, имевший место на улицах и площадях Москвы. 
Прекрасная, светлая Москва – неотъемлемая часть сюжета. 

                Как об этом рассказать, надо смотреть.

  Интересней рассказать о некоторых моментах имевших место во время съемок, тем более, что некоторые имели отношение к Олегу Видову.
               
         Режиссер Георгий Данелия через много лет вспоминал:
 
" У меня курьёз приключился.  В эпизоде мы сняли какого-то мальчика на велосипеде. И лишь много лет спустя я узнал, что этот мальчик - Олег Видов. Он сам мне об этом рассказал»".

 Конечно режиссер и не запоминал такие детали.  Но хорошо запомнил, другое.                Когда снимали сцену с идущей под дождем девушкой, над которой герой Олега Видова держит зонтик, получилась не стандартная ситуация. В этой сцене снимали трех разных красивых девушек. Как вспоминал сам режиссёр, это были  «две блондинки и одна журналистка». В первый день снимали светловолосую стройную девушку,  но на следующий  день она на съёмку не явилась. Очевидно,  просто её об этом не предупредили.   Ей нашли замену среди студентов ВГИКа.  Сняли крупным планом. Но оказалось, что у нее начались экзамены. В завершении пришлось снимать «босые ноги корреспондентки газеты, которая пришла брать у режиссёра интервью».

Хочу напомнить моему читателю, что этот сюжет в фильме, небольшой его фрагмент,   этот эпизод и был самым первым толчком в появлении всего фильма. С него все и начиналось. Так уж устроен процесс творчества. Именно эта сцена будущего сценария появилась первой в сознании Генадия Шпаликова. И именно с ней одной он пришел к Данелии,  спрашивая –« Будем снимать фильм? » и описал только эту одну сцену, которая станет своеобразным лирическим лейтмотивом всего фильма. 

                *  *  *

Отбор будущих исполнителей на роли в фильме проходил как всегда.  На все роли было по несколько претендентов.

На главную роль Володи пробовались еще и Виталий Соломин, и Генадий Бортников.
Имя главного героя фильма было придумано режиссером в честь его сына.
На роль Алены – продавщицы  грампластинок ГУМа пробовалась вначале Наташа Селезнева.

В роли  метростроевца Кольки   режиссер видел определенный тип рабочего парня.
Никиту Михалкова рекомендовал сценарист Шпаликов  по просьбе своего друга Андрея Кончаловского. Никите Михалкову было тогда 18 лет, он был студентом   первого                курса ВГИКа.

На роль Саши, который то женится, то не женится, то идет в армию, то нет, тоже пробовался другой актер.  Но когда Егений Стеблов, студент Щукинского  училища,                по совету сокурсника Виктора Зозулина, заглянул в комнату съемочной группы на Мосфильме и его увидел Данелия, судьба исполнителя этой роли была решена.
Можно сказать, что он попал на роль случайно. Но это будет неверно.  Это было не случайно. Как говорят иногда актеры – « Пришел случайно на студию, а меня там увидели.». Случайно на студию никто из будущих актеров практически не ходил.
Студенты-актёры и ВГИКа и московских школ-студий  имели обыкновение, как бы случайно заглядывать, прогуливаясь по коридорам «Мосфильма», в какую-нибудь                дверь с табличкой «Съёмочная группа фильма»… А вдруг обратят внимание?                Пригласят войти и, того гляди, и попробоваться хоть на какую-нибудь роль?               
Так же  «случайно» заглянул и Стеблов по совету товарища :: « Иди в «Я шагаю по Москве», там молодых ребят ищут!» 

Единственное, что омрачало  существование  начинающего  актёра это то, что приходилось раз в 2–3 дня заново стричь голову  как «призывнику», а в эпизодах «с волосами» носить в жару парик. Когда же он через несколько дней опять появлялся в парикмахерской и опять  стригся  «под ноль», на него смотрели с подозрением. В те               годы :моды на бритоголовых ещё не было.

                *  *  *

Как проходили съемки, и как появилась песня Генадия Шпаликова, подробно рассказал Федор Раззаков в своей книге «Наше любимое кино» :

« 10 октября 1963г.    В первых числах октября 1963 года съемочной площадкой фильма "Я шагаю по Москве" стал один из дворов на Мосфильмовской улице, где снимали танцы. Помните, молодежь танцует под патефон, а Колька с балкона пытается докричаться до соседнего дома, где живет невеста Сашки, и никак не может. Тогда он выключает музыку, и все танцующие хором вызывают невесту.  Через несколько дней съемки проводились во 2-ом павильоне Мосфильма,  где прошло освоение декорации "отделение милиции":               

8—9 октября сняли один из самых смешных эпизодов, где герой Ролана Быкова кричит "я контуженый!" и пытается убедить милиционера, что Володя и его друзья хотели его загипнотизировать, а потом ограбить.

А вот 10 октября на площади Маяковского снимали проход Кольки и Сашки по улице. В это же время Геннадий Шпаликов сидел неподалеку, в ресторане "София", и сочинял слова легендарной песни "А я иду, шагаю по Москве...". Музыку к песне написал ленинградский композитор Андрей Петров. Однако музыка была, а стихи никак не получались.

 А стихи нужны были немедленно, поскольку в ближайшие дни должны были начаться съемки в метро и герой Никиты Михалкова должен был исполнять эту песню, поднимаясь по эскалатору.   

             Увидев Геннадия Шпаликова, Данелия поинтересовался:   
   
  "Слова написал?".  Услышав отрицательный ответ Данелия взял в руки мегафон и закричал чуть ли не на всю площадь:
        "Слова сочиняй!"
     —  "Первая строчка уже есть", — сообщил ему Шпаликов и продекламировал:
     — "Я шагаю по Москве, как шагают по доске..."
     — "Не пойдет, — замахал руками Данелия.
     — Эти стихи на музыку не ложатся. Сочиняй новые".

Геннадий Шпаликов объявился через несколько минут и снова заорал на всю площадь:

      "Я иду, шагаю по Москве,
      и я пройти еще смогу
      Великий Тихий океан,
      и тундру, и тайгу".

    За следующие полчаса он сочинил их еще два. А потом Юсов снял то, что нужно, и съемки закончились. Продлись они чуть дольше, куплетов в песне могло быть больше...»

Через некоторое время после начала съёмок сложилась интересная ситуация, когда молодой Никита Михалков пришёл к Георгию Данелии и попросил увеличить его съемочную ставку с 8 рублей за день до 25-ти.  В советское время это было полным абсурдом. Молодой актер без звания не мог получать такой ставки и Георгий Данелия, чтобы не создавать конфликтную ситуацию, которая могла привести к снятию актера со съемок,  пошёл на хитрость и сказал Никите Михалкову, что на эту  роль  хотят взять другого актёра. Никита,  поняв, что сделал глупость, расплакался,  начал просить прощения и сказал, что это ему посоветовал старший брат Андрон Кончаловский.

Самым неспокойным на съемках был Ролан Быков. В тот период он монтировал свой фильм «Пропало лето» и из-за этого все время опаздывал на съемки. Данелии приходилось самому ехать за ним. Но Данелия тогда, когда пригласил актера сниматься у себя,  еще  не знал, что Ролан Быков  всегда на съемках предлагает свои варианты и при этом они всегда бывают интересными. Так было на съемках Андрея Рублева, так было и в этот раз.
 
И Данелия рассказывает - « Снимали эпизод: идет его герой, оглядывается на ребят и уходит. Быков хорошо сыграл, но тут же предложил снять эпизод по-другому: что он не просто гуляет, а вышел познакомиться с девушкой. Сняли. У Ролана новое предложение: «Давайте так: герой грамм сто пятьдесят принял». Сняли. Потом новый дубль - пиджак не надет, герой несет его. Все варианты у Ролана были хорошие. После девятого дубля актер говорит: «Давайте еще вариант. Он оглянулся, испугался, но девушка ему понравилась».

   - « Все, хватит! » - не выдержал Данелия – « Дальше пленку за свой счет покупать будешь»

                *  *  *
      
                ( Кадр из фильма  - полотер)

   И еще хочу рассказать об истории появления в фильме героя созданного В.Басовым.  Руководство киностудии,  контролируя процесс съемки,  усмотрело, что фильм получается каким-то совсем легким, можно сказать пресным и потребовало от создателей внести в него какой - нибудь критический или сатирический элемент.
Тогда Данелия вместе с Генадием Шпаликовым взялись что-то придумать. Со второй попытки  у них появился образ полотера, выдающего себя за писателя. Подобрали артиста на эту роль, но он вдруг заболел, а  съемочный процесс остановить невозможно. И вот идет озабоченный режиссер по коридору Мосфильма, а навстречу ему идет Басов, который тогда занимался озвучиванием своего фильма «Тишина ». Поздоровались и разошлись. Но Данелия почему - то оглянулся и увидел «спину своего полотера».
 
 Не знаю,  что там произошло дальше, но он уговорил В. Басова сняться в этой роли. Возможно, сработала режиссерская солидарность – помочь коллеге. Но самое интересное, что именно с этой эпизодической роли, началось признание Басова как актера.               
 
                *  *  *

    Премьера  фильма состоялась 11 апреля 1964 года в только что  построенном                новом и самом большом в Москве кинотеатре  « Россия»  Кинотеатр был построен по проекту  Юрия Шевердяева — учителя Георгия Данелии в архитектурном институте.               

             Это был день премьеры фильма и открытия кинотеатра.               
            В 1964 году фильм посмотрело 20 миллионов зрителей.   

                Награды  фильма на кинофестивалях :

   В 1964 году на Каннском кинофестивале) Георгий Данелия отмечен  особым упоминанием, как режиссер фильма в группе молодых режиссёров

   В 1964 году  на Ленинградском кинофестивале оператор Вадим Юсов получил приз                за операторскую работу и диплом ВЛКСМ.

   В 1964 году на Конгрессе  УНИАТЕК в Милане в конкурсной программе фильм получил  Первую премии.

   В 1966 году в Риме  Специальная премия Международного кинообзора «Капитолийский Юпитер». 

   На кинофестивале трудящихся в Чехословакии Владимир Юсов получил Премию за операторскую работу.
   
                *    *    *

       И еще одно событие, которое произошло относительно недавно и которое можно считать тоже  наградой  и  этому  фильму.

                В 2006 году премию «Белый квадрат» -               
                «За вклад в операторское искусство»               

получил Вадим Иванович Юсов, народный артист РСФСР, Лауреат Ленинской премии, завкафедрой операторского мастерства ВГИКа.

     Зрителям трудно было сдержаться, когда на экране появились кадры из всем   известных фильмов этого оператора.
               
                ОПЕРАТОР  -  ВАДИМ ЮСОВ
            По месяцу Зодиака - Телец,  а по году рождения - Змея

         Вади;м Ива;нович Ю;сов  — советский и российский кинооператор,               
      педагог, завоевавший всемирную известность своим сотрудничеством               
          с режиссёрами Андреем Тарковским и Сергеем Бондарчуком.

Вадим Юсов родился 20 апреля 1929 года в посёлке Клавдино Ленинградской области.

  В 1954 годуокончил ВГИК (операторский факультет, мастерская Б. И. Волчека).

  С 1954 года работал на студии «Мосфильм»:

  с 1954 по1957 г.  как ассистент оператора,

  с 1957 года — как оператор-постановщик.

  Первый его самостоятельный фильм был «Каток и скрипка» .А. А. Тарковского

  В 1979 году ему присвоено Звание « Народный артист РСФСР »

  В 1982 году стал Лауреатом « Ленинской Премии СССР »

  С 1983 года — заведующий кафедрой операторского мастерства во ВГИКе. В       

  1984 году – Лауреатом  « Государственной премии СССР »

  В 1988 году  за операторскую работу в фильме «Чёрный монах» Ивана Дыховичного  на  Венецианском кинофестивале он был награжден Специальнвм Призом  «Золотая Оселла».
 
  В 1991, 1992 и 2004 годы -  три раза  удостаивался  Национальной кинопремии «Ника»
 
                Всего он снял 36 кинофильмов  и среди них:

   в 1959 г. — « Лейли и Меджнун » (реж. Т. Березанцева, Г. Валамат-Заде);               
   в 1960 г. — « Каток и скрипка » (реж. А. А. Тарковский);               
   в 1962 г. — « Иваново детство » (реж. А. А. Тарковский);               
   в 1963 г. — « Я шагаю по Москве » (реж. Г. Н. Данелия);               
   в 1966 г. — « Андрей Рублёв » (реж. А. А. Тарковский):               
   в 1969 г. — « Не горюй! » (реж. Г. Н. Данелия);               
   в 1972 г. — « Совсем пропащий »  (реж. Г. Н. Данелия);               
   в 1972 г. — « Солярис » (реж. А. А. Тарковский);               
   в 1975 г. — « Они сражались за Родину » (реж. С. Ф. Бондарчук);               
   в 1975 г. — « Чисто английское убийство » (реж.С. И. Самсонов) — автор сценария;               
   в 1980 г. — « Карл Маркс. Молодые годы »  (реж. Л. Кулиджанов);               
   в 1982 г. — « Красные колокола ». Фильм 1. Мексика в огне (реж.С. Ф. Бондарчук) 
   в 1983 г. — « Красные колокола ». Фильм 2. Я видел рождение нового мира  (реж. С. Ф. Бондарчук);               
   в 1987 г. — « Борис Годунов » (реж. С. Ф. Бондарчук)
.  В 1984 году был членом жюри  37-го Каннского  Кинофестиваляи, а
   в  1995 году – в жюри  45-го Берлинского кинофестиваля..
          
        В 1913 году был награжден Почётной премией  «Золотой орёл».

    Ушел из жизни 23 августа 2013 года и  похоронен на Новодевичьем кладбище               
 
      Когда режиссеры хотели иметь шедевр, они обращались к Вадиму Усову. 
      
                И вот как сказал о нем  режиссер  Георгий Данелия :
   
 « Я считаю, что Вадим Юсов - лучший оператор в мире. Я много фильмов посмотрел за свою жизнь, видел много блестящих операторских работ. Сам работал с выдающимися операторами, но никто из них не может сравниться с Юсовым, потому что Юсов все картины снимает, исходя из стилистики и драматургии. Например, мою картину "Я шагаю по Москве" он снял сразу же после картины " Иваново детство ". Посмотрите, какая разница между этими работами. Никогда даже не подумаешь, что это снимал один и тот же художник ».
               
                *   *   * 

                РЕЖИССЕР – ГЕОРГИЙ ДАНЕЛИЯ
              По месяцу Зодиака – Дева  по году рождения - Лошадь               
               
                Данелия Георгий Николаевич
                Режиссёр-комедиограф, сценарист, актёр.
                Родился 25 августа 1930 года в Тбилиси.

  Отец — Данелия Николай Дмитриевич (1902—1981) — инженер-путеец, был бригадиром, начальником шахты, главным инженером Метростроя Москвы и СССР, генерал-майор.

  Мать — Мери Ивлиановна Анджапаридзе (1905—1980) — работала на «Мосфильме» ассистентом, вторым режиссёром; сняла несколько короткометражных фильмов.               

      В 1950 году стала Лауреатом « Сталинской премии первой степени ».

  В 1955 году  Г.Данелия окончил Московский архитектурный институт,
 
              в 1959 году — Высшие режиссёрские курсы.

     В 1959 году Георгий Данелия начал работать режиссёром-постановщиком на «Мосфильме   

     В 1960 году снял фильм  «Серёжа» (совместно с И. В. Таланкиным) по повести Е.Ф. Пановой.  Этот фильм получил Главный приз на Международном Кинофестивале в Карловых Варах

    В 1965 году  ему присвоено Звание  « Заслуженный деятель искусств РСФСР » .

    В 1974 году  присвоено Звание  « Народный артист РСФСР »               

    В 1977 году фильм  « Мимино » на Международном Московском Кинофестивале получил « Золотой приз ».

    В 1978 году стал Лауреатом  « Государственной премии СССР »  за фильм «Мимино».

    В 1979 году  фильм « Осенний марафон » на Кинофестивале в Сан –Себастьяно получил Главный приз.

    В 1981 году – Лауреатом  « Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых»  за фильм  « Осенний марафон »;

    Снял 23 фильмов, К 19 фильмам написал сценарии, сам как актер снялся в 12 своих  фильмах.
 
       Два из этих фильмов были короткометражные, один анимационный.

                Вот названия некоторых из этих фильмов:

            1962 год -  « Путь к причалу »               
            1965 год -  « Тридцать три »;               
            1975 год -  « Афоня »               
            1977 год  - « Мимино »               
            1979 год  -  « Осенний марафон »               
            1986 год  -  « Кин-дза-дза! »
         
      Приз Президента РФ «За выдающийся вклад в развитие российского кино» 

            В  1989 году – Звание « Народный артист СССР »
   
            В 1994 году - Лауреат  Премии «Золотой Овен»

            В 1996 году  - Лауреат Государственной премии РФ  за фильмы:

                «Паспорт», «Настя», «Орёл и решка»);
               
                Написал три автобиографические книги: 
                в 2002 году «Безбилетный пассажир»;
                в 2005 году  « Тостуемый пьет до дна »;
                в 2006 году  «  Чито-грито » ;   
   
      Закончить рассказ о режиссере фильма я хочу словами итальянского               
                поэта, сценариста Тонино Гуэрра :

« Я убежден, что пришла пора снова смотреть его фильмы. В них обманчивая народная простодушность (недаром публика так любит их).Но, несмотря на тень народной простоты на лице его фильмов, это самое элегантное кино. Он самый элегантный человек, которого я встречал в кино. Его ирония и грусть — всегда с прищуром улыбки. Он учит ходить по улицам, усеянным цветами.»
       
                *   *   * 

                АЛЕНА  -  ГАЛИНА ПОЛЬСКИХ
               По месяцу Зодиака –Стрелец, а   по году рождения - Кролик

В том, что фильм получился таким светлым, жизнеутверждающим, была и заслуга одной из главных героинь, чей образ был создан актрисой Галиной Польских.
               
    Галина Александровна Польских родилась 27 ноября 1939 года в Москве
            
Её отец погиб в 1942году  на фронте во время Великой Отечественной войны.  а мать скончалась от туберкулёза легких в 1947 году.

Девочка лишилась матери в восьмилетнем возрасте и не попала в детдом, только потому, что ее соседи нашли в Белоруссии бабушку по материнской линии, которая ради внучки переехала из деревни в Москву. Старший брат уже воспитывался в семье родителей отца.

 Жили они с бабушкой в полуподвальной девятиметровой комнате. Бабушка работала уборщицей в одном из московских магазинов.

В 1964 году Галина Польских окончила  ВГИК  (мастерская  С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой)  и стала актрисой Театра-студии киноактёра. Три года (1962,1963, 1964) занималась параллельно с Олегом Видовым.

На курс Герасимова она попала после небольшого академического отпуска, взятого после рождения дочери. 

       Ее первый муж Фаик Гасанов погиб, попав под трамвай в Ялте.   

            Впервые снялась  в кино в 1962 году в фильме 
           режиссёра Ю. Ю. Карасика «Дикая собака Динго».
.
           А потом были многие прекрасные образы ею созданные.
   
     Для меня она всегда будет Мамой  в прекрасном фильме Ролана Быкова 
                « Автомобиль, скрипка и собака Клякса » 

 Галина Польских — талантливая актриса о которой можно сказать, что она как звезда, которая светит всегда одним ровным светом, не агораясь и угаснув, а потом опять загораясь, а постоянно согревая  своим  теплом души полюбивших ее зрителей.   
       
           Снялась Она в более 120-ти фильмах и среди них :

      1962 год – « Дикая собака Динго » - Таня Сабанеева               
      1964 год – « Жили-были старик со старухой » - Галя               
      1967 год – « Журналист » - Шура Окаёмова               
      1971 год – « Тени исчезают в полдень » -  Клавдия Никулина               
      1974 год – « Автомобиль, скрипка и собака Клякса » - мама Анны               
      1977 год – « По семейным обстоятельствам» - Галина Аркадьевна               
      1977 год – « Фронт за линией фронта» - Зина               
      1980 год – « Коней на переправе не меняют » - Таня, жена Мячкина               
      1985 год – « Воскресный папа » -  Зоя Александровна, тёща               
      1987год  – « Человек с бульвара Капуцинов » - миссис Мегги Томсон               
      1987 год – « Мы — ваши дети » Александра Ивановна Демидова,               
      1988 год – «Пусть я умру, Господи Клавдия Ивановна               
      1992 год – « Три августовских дня»  – жена генерала (партнерша Олега Видова) и много других…

   В 1978 году за исполнение роли Зины в героической киноэпопее «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта» она стала Лауреатом « Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых ». 

         В 1979 году ей присвоено Звание « Народная артистка РСФСР »

  А в 1992 году она еще раз на съемочной площадке встретиться с героем моего
повествования – с Олегом Видовым. Это будет в фильме «Три дня в августе».

     27 ноября 2014 года Галина Польских отметила  75-летний юбилей...

   В 2015 году Галина Польских во время съемок фильма Сергея Гармаша в результате падения на Соборной Горе города Серпухова Московской  области сломала ногу.

       Несмотря на перелом ноги актриса вернулась на съемочную площадку


                * * *
         
                ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЗРИТЕЛЬ И НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИССЕР:
            
         Финальная  сцена фильма снималась  на станции метро Университет.
 
Герои прощаются,  и Володя садится в вагон, чтобы ехать в аэропорт. Но станция Университет во время съемок была последней.  И в кадре видна надпись   «Посадки          нет», так хорошо знакомая всем москвичам. Значит он мог уехать только в тупик.
     А  Алёна проходит через зал и на противоположной платформе садиться в свой                поезд и уезжает в сторону центра. Сразу после этого, когда Коля направляется с песней на выход от платформы, где «посадки нет», перед ним уже не противоположная платформа бывшая мгновением раньше,  с которой уехала Алена,  а лестницы на           переход к другой станции. Съемки этого эпизода совершались в разные дни,  и                режиссер не заметил эти несовпадения во время монтажа.               
               
                *   *   *

 Еще одна история, связанная с этой картиной, хорошо характеризует то отношение к кино, которое существовало тогда у советских людей (сегодня подобного чувства                давно нет и в помине – вытравили). Фильм посмотрела некая девушка из одного далекого провинциального городка и, плененная показанной в нем Москвой, решила                на свой страх и риск отправиться в столицу. Однако эта поездка получилась  не такой светлой, как она ожидала.. В Москве девушке не удалось устроиться ни в одну из гостиниц, поэтому ночевать ей пришлось на вокзале. Там у нее украли все ее деньги, после чего забрали в милицию как проститутку. Короче, столица повернулась к гостье не лицом, а обратной стороной. Обескураженная этим обстоятельством, девушка написала письмо Данелия, где высказала свое недоумение произошедшим. Режиссер  ей ответил следующим образом: мол, жизнь разная, и в ней случается всякое. Мой фильм – о хорошем. Но, к сожалению, столица бывает и другая, и именно такой вам довелось ее увидеть.

И все же финал этой истории оказался таким же оптимистическим, как и в фильме.                Вскоре девушка написала режиссеру ответное письмо, где сообщила, что неприятности, произошедшие с ней в Москве, она уже начала забывать, а фильм помнит и до сих пор смотрит с удовольствием.
               
                *   *   *
               
                ПРЕССА О ФИЛЬМЕ  «Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ» :

1966 г.  Журнал «Советский экран» №8 Михаил Ромм - «Фотограф-художник»
       

                ОТЗЫВЫ О ФИЛЬМЕ – « Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ »:

             Alex   23.01.2008 -               

«В фильме в крошечных эпизодах появлялись Ирина Скобцева, Олег Видов, Инна Чурикова. Первая роль в кино Ирины Мирошниченко. »

             Игорь. (Красноярск) 8.02.2012 -               

«Для меня этот фильм - антидепрессант. После его просмотра хорошее настроение, как минимум, на полдня - обеспечено. Особенно нравится босоногая девушка под дождём и велосипедист, пытающийся накрыть её зонтиком. В общем, это один из лучших фильмов периода "оттепели".»

             Тереза (Тюмень) 26.02.2012 -               

«Ещё один шедевр Г.Данелия, который можно смотреть без устали! Милые 60-е годы, когда можно босиком по дождю или кружить в танце в аэропорту, не боясь назвать себя счастливой. Любимая сцена-прощание Володи и Алёны в метро, когда он снял соринку с её лица, а она сдула её с ладошки...Так хо-ро-шо им было!.».

             Alex  23.01.2008  -

« В фильме есть  сцена и на мой взгляд, лучшая в этом фильме. Парень с зонтом на велосипеде и девушка под дождем, звучит музыка Андрея Петрова. Видов как-то рассказывал в одном из своих интервью, что этого парня играл он, причем в начальном кадре снимался один актер, а он продолжил дальнейшую поездку на велосипеде»

             Владимир Н (Омск) 16.05.2008 -

« Очень хороший фильм. Что удивительно, когда его смотришь, то очень отчетливо реалистично представляешь время. Действительно, тогда был добрый юмор. Смотрится совершенно без напряжения. Да, были такие 60-е годы. Дело не в хрущевской оттепели, просто люди успели немного отдохнуть после войны.»

             Наташа (Нижний Новгород) 5.08.2008  -               

«Великолепный фильм. Всё уже о нём сказано. И всё равно хочется говорить ещё. Прелестные молодые актёры. Юмор. Виды старой Москвы. Смотришь и просто отдыхаешь у экрана. Доброе, хорошее кино.»
            
             Элла (Томск) 17.02.2009 -

« Гениальная комедия периода оттепели. Фильм состоит из новелл,и каждая прекрасна. Мы запоминаем и философствующего полотера,и писклявую ведущую,и нескладную тетеху, рисующую лошадь, и замороченного милиционера, и истеричного типа, и красивую женщину c зонтиком.  А главная героиня фильма-наша любимая столица. Такая красивая, веселая, праздничная.»

              Коршунова  (Москва) 2.08.2010 -

«Шедевр! во всем шедевр - сценарий, режиссер, оператор, актеры - песня! - проходят годы - а смотришь всегда с таким восторгом!
А ведь проходит на экране всего один день!»

               Бетти (Томск) 3.08.2010 -

« Да, вообще гениальный фильм. Глоток свежего воздуха. А начало какое! Теплый, московский дождь, босая девушка, парень на велосипеде, его любовь к ней. Это же чудо!»
               Сергей Рокотов (Москва) 30.10.2010 -               

« Фильм Георгия Данелия по сценарию Геннадия Шпаликова "Я шагаю по Москве" лично для меня это даже не фильм - это возможность хоть на полтора часа переместиться в машине времени из этого ужаса, в котором живу сейчас в мир моего детства. В фильме все правда - именно так все и было. Я младше героев фильма лет на шесть - семь, когда они были юношами и девушками я был подростком. А возвращаясь к картине "Я шагаю по Москве",  хочу сказать, что я ее смотрел несчетное количество раз. И буду смотреть столько, сколько ее покажут по телевидению до конца своих дней. Это действительно глоток свежего воздуха в удушливой кошмарнейшей обстановке того мегаполиса, который когда-то был НАШЕЙ прекрасной и уютной Москвой.»

             ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ: « Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ »:

               http://www.emigrantka.com/ya-shagayu-po-moskve/

           Полнометражный художественный фильм – лирическая комедия.

      Режиссер-постановщик  - Георгий Данелия               
      Второй режиссер - М. Чернова               
      Сценарист - Геннадий Шпаликов               
      Оператор-постановщик - Вадим Юсов               
      Композитор - Андрей Петров (II)               
      Исполнение музыки               
      Дирижер оркестра  Эмин Хачатурян               
      Звукорежиссер - Сергей Минервин               
      Художник постановшик - Александр Мягков               
      Художник по костюмам - Диляра Озерова               
      Художник по гриму - Т. Пантелеева, А. Демидов               
      Комбинированные съемки:               
      Оператор - Б. Плужников               
      художник А. Рудаченко               
      Монтаж - Л. Лысенкова               
      Редактор - И. Сергиевская
      Директор фильма - Ю. Рогозовский

               В фильме снимались актеры:               

      Никита Михалков - Николай молодой рабочий               
      Алексей Локтев - Владимир Ермаков молодой рабочий от Kaшинска,               
      Галина Польских - Алена продавец грампластинок               
      Евгений Стеблов - Саша Шаталов друг Коли,               
      И. Титов – Светка,  невеста Саши               
      Ирина Мирошниченко - сестра Кати Кольки                               
      Любовь Соколова - мать Николая               
      Аркадия Смирнов – Алексей Петрович               
      Елена Мельникова (ии) - бабушка Коли                               
      Владимир Басов - полотер в авторе               
      Ролан Быков - "загипнотизированный" прохожий               
      Валентина Ананьина - продавец мороженого               
      Вероника Вэзилиева - конферансье на соревновании рисунков               
      Ирина Скобцева - "Надя" женщина с зонтиком               
      Мария Виноградова - "хозяйка" собаки               
      Геннадий Ялович - экскурсовод на Красной площади               
      Алевтина Румянцева - дежурная на станции метро                               
      Владимир Шурупов - брат Виктора Коли с двумя детьми               
      Данута Столярская - Аня жена брата Коли               
      Борис Балакин – таксист               
      Борис Битюков - отец Петрович Алены               
      Питер Должанов – прохожий               
      Дуров - ополченца при исполнении служебных обязанностей оставляют               
      Арина Алейникова - танцующая на аэродроме               
      Игорь Боголюбов - военный комиссар               
      Вадим Шилов - участник дебатов в метро               
      Анна Павлова - Анджелина Петровна секретарь в райвоенкомате               
      Виктор Волков (ии) - строительный руководитель               
      Виктор Шкурин – жулик               
      Евгений Казаков - друг Петровича               
      Оон Масааки - японец в такси               
      Светлана Беседина- девочка в дожде               
      Г. Гусков – эпизод               
      В. Бабенко – эпизод               
      Олег Видов – эпизод на велосипеде               
      Н. Лихобабина – эпизод                               
      К.Новиков – эпизод               
      В. Сороковов – эпизод               
      Инна Чурикова - девочка на соревновании выигранный петух в клетке               
      Валентин Смирницкий - военный покупатель в отделе грампластинок               
      Меринос Маргариты - девочка в метро               
      Джордж Дэнелия - уборщик обуви               
      Зоя Рузина - старуха покупатель пластинок               
      Иван Бычков - посетитель кафе преследовал вора               
      Александр Мыльников – эпизод               
      Вокал - Никита Михалков поет песню  "И я иду, я иду через Москву..."

          Производство - Студия «Мосфильм» 1963               
      Фильм черно-белый, звук моно, на русском языке,  пленка  70 мм.               
      Продолжительность фильма 78 минут.               
      Премьера  фильма состоялась 11 апреля 1964 г.               
      В 1964 году фильм посмотрело 20 миллионов зрителей.   
      
                *  *  *  *  *