Православие в Стамбуле

Саня Байкал
Православие в Стамбуле.

   "Светлой" дате Крещения Руси посвящается.

   Когда-то в окаянном 988-ом Русь крестили. С тех пор уже целое тысячелетие (за исключением короткого атеистического периода) Россия живет "одухотворенная" православием. Но в этот раз я хотел бы посмотреть не на то к чему мы пришли. А на то, как обстоят дела с православием собственно на родине этого православия, т. е. в Турции - бывшей Византии. Согласитесь, раз уж корни православия византийские, то византийское православие в какой мере должно являться неким ориентиром для нашей церкви, пусть даже самой Византии давно уже нет (странно, кстати, почему бог ее не уберег?), но православие там все же сохранилось. Вот короткий рассказ одного туриста побывавшего там, из которого можно сравнить "наше" православие и православие с земли, откуда оно шагнуло к нам, т. е. с истоков.

"Турция. Стамбул. Раннее утро, еще нет девяти. Давимся шаурмой в уличном кафе. За соседним столиком беседуют несколько полицейских в форме и просто какой-то дядька. Вот этот самый дядька услышав рядом с собой нашу русскую речь и подошел к нам. На вполне приличном русском представился, звать оказалось Янисом. Сообщил, что полицейский, но сегодня дежурства нет, зато он очень любит Стамбул и хочет провести экскурсию. Не бесплатно конечно. Насколько он является полицейским не знаю, удостоверения не потребовали, а вот экскурсовод оказался хороший: знающий, веселый и явно любящий это дело. Впрочем не бесплатно. Однозначно не бесплатно. В ходе экскурсии выяснилось, что он не турок, а грек и к тому же православный. На грека не очень то он похож, конкретный турок на вид. А вот православный конкретный. Экскурсия в основном свелась к посещению христианских церквей, а если места были мусульманские, то разговор сводился в основном к тому, что тут успели христиане натворить, пока мусульмане отвлеклись на секундочку. Если бы знал бы заранее, то не подписался бы на эту экскурсию, поскольку тема истории христианства и православия на территории бывшей османской империи не слишком меня интересует. Хотя еще раз подчеркну, что гид своё дело знает хорошо. Священники даже позволили ему сослужить мини-службу, спеть нам молитву на арамейском, видно парень действительно свой в доску в православных храмах.

А в нашей небольшой группе экскурсантов была пара: парень с девушкой. С нательными крестами, размеры и манера носить которые делала невозможным не заметить принадлежность этой пары к православной религии. В каждой церкви и святом месте они крестились, били поклоны. То есть всё с ними было понятно, комментарии не нужны.

С чего началась перепалка я пропустил, и поэтому был свидетелем уже того, что парень горячо отстаивал святость нашего патриарха Кирилла. Говорил горячо о том насколько патриарх великий, честный верующий. О том, что лучше не найти, а те несколько скандалов которые с ним связаны не показатель. Янис всё молча выслушал, дал выговориться. Ответ его был такой: "Мы уже посетили несколько действующих православных церквей Стамбула. Вы везде ставили свечки. Вы где-нибудь платили за них? Свечки просто лежат, бери сколько надо. Вы видели хоть один пункт торговли церковной утварью внутри церкви или рядом? Если Вам что-то надо, то идите и купите на базаре, они для того и созданы или попросите местного священника, и Вам подарят, если нет денег. Придите сюда крестить младенца или венчайтесь, и с Вас не спросят ни копейки. Если все же хотите пожертвовать деньги, то надо идти в какой-то центральный храм, где принимают анонимно пожертвования. А там, где Вас венчали или проводили другой обряд, деньги и показывать нельзя - обидите. Думаете мы тут, в Стамбуле, не знаем что в России православные церкви превращены в торговые и коммерческие центры? Про часы патриарха мы тоже осведомлены. Про то, что он ведет судебные тяжбы в которых постеснялся бы Иуда участвовать нам тоже не секрет. Нам, православным, здесь в Стамбуле стыдно, что происходит в церквях России". Парень с девушкой как-то ничего возражать не стали и тихонько отошли в сторону".

   Есть разница, не правда ли?