Перекати-поле 19

Иван Соболев
     А я еду, а я еду за туманом...

   Во времена СССР я иногда перемещался по стране на большие расстояния. Причин для этого было много. То неустроенность в семье, то романтика, то погоня за
деньгами. В очередной раз я поехал на казахстанскую целину... за туманом.
Окончив первый курс СГМТ, зашел в комитет комсомола за путевкой на уборочную страду 57 года. Захотелось заработать для Наташи много денег. Не мог висеть на родительской шее. В техникуме висело объявление-"только для желающих!"

     И вот сформирован эшелон с добровольцами. Состав следует в Кустанайскую область. Меня распределили в Карабалыкский район, совхоз "Комсомолец". По прибытии знакомлюсь с совхозом. Как оказалось, совхоз комплексный-животноводство, растениеводство и огромный клин пахотной земли. Всего 35 тысяч га. Встретил нас бригадир отделения, коротко познакомил с хозяйством. После этого распределили  нас на разные работы. Мне и двум студентам-маркшейдерам поручили оборудовать целый зерноток.

      Осмотрелись. Ровное, утрамбованное поле и больше ничего! А надо к приему большого урожая протянуть ЛЭП - 0,4 квт, соорудить распредустройство, запустить две зерносушилки, несколько погрузчиков зерна и, конечно, много-много веялок!
К приему зерна мы успели подключить все агрегаты. И мои помощники вскоре ушли на комбайны за большими деньгами. А я остался следить за оборудованием один. Но... на ток прибыла целая женская бригада для обслуживания веялок, зерносушилок и т.д.
Главным орудием их были деревянные лопаты. А моя задача казалось несложной-обеспечить электроснабжением зерноток. Работали днем и ночью! И каждый день мне приходилось добавлять смазку в подшипники, менять порванные приводные ремни, устранять обрывы проводов. А провода рвались часто. То сильный ветер, то самосвал
с поднятым кузовом  рвет линию, то где-то короткое замыкание. Часто бегаю менять предохранитель, а в совхозе его нет. Выхожу из положения. Набрал в столовой алюминиевых вилок и вместо предохранителей ставлю их. И целый сезон работаю
на этих вилках.

     Еще одна сложная задача стояла передо мной-это работа с зерносушилками.
Коротко расскажу...Зерно гоняется по нориям (каналам) с помощью скребковых транспортеров, по ним же прокачивается горячий воздух. В результате должна понижаться влажность. Но, оказалось, что за целую смену влажность зерна уменьшилась незначительно! Читаю паспорт зерносушилки. Полное разочарование!
Производительность зерносушилки-30 тонн зерна в сутки.  А поток зерна-сотни тонн!
Советуюсь с председателем-что делать? Его решение простое - увеличить температуру до предела. Пусть зерно просохнет, но при этом потеряет всхожесть. Но в дробилке будет хорошо дробиться. Это зерно пойдет на корм скоту! Я был огорчен немного, но распоряжение выполнил! Основная сушка в сезон 57 года производилась солнышком
при активном перемешивании зерна лопатами и перегрузочных комплексов.
     Находясь круглосуточно среди женского коллектива и видя постоянный поток зерна, я почувствовал себя настоящим целинником. К моей великой радости, ко мне
приехала однажды моя любовь - Наташа. Встречал я ее у скалы на реке Тогузак.
При встрече она кормила меня казахстанскими арбузами. Встреча была недолгой-всего один день и снова работа на току!
    Возвратился я в Свердловск только первого октября. А уехал я на целину в июне!  Денег, увы, много не заработал! Только наглотался романтики вместе с пылью
и 4 месяца находился в сплошном тумане надежд!
    Закончив второй курс, я снова направляюсь на целину, но уже не добровольно, как прежде, а по приказу. Едут студенты всего техникума!
    Уборку 1958 года я провел в другом совхозе - чисто зерновом. Это совхоз
Октябрьский, находящийся на 275 км между станциями Карталы и Акмолинск. Первые впечатления : хозяйство абсолютно не обустроенное. В степи один-единственный саманный сарай. Столовая под навесом. Плита для приготовления пищи прямо на улице, палатки для жилья, цистерна с соляркой, 18 тракторов ДТ-50 и прицепные комбайны "Сталинец-6". В отделении один-единственный самоходный комбайн.Уборочную
этого года я провел за штурвалом комбайна, а последние 12 суток уборки проработал на самоходке с опытным комбайнером. Работали мы с ним до утренней росы.
     Комбайн за время уборки не подвел ни разу! В результате, кроме заработка,
мне, приехавшие из Кустаная казахи, вручили медаль "За освоение целинных и залежных земель". Тогда вышло постановление о награждении отличившихся студентов и проработавших два сезона на уборке урожая. Кроме меня, медаль вручили и Галине Царенко. Из 600 человек выбрали нас двоих. Почему-не знаю. В результате меня чуть не избили завистники. За две уборочные компании я стал настоящим колхозником!
Стал разбираться в раздельной уборке урожая и прямом комбайнировании, узнал что такое зерноток, способы сушки зерна и многое другое.
      Познакомившись с просторами Казахстана, я чувствовал гордость за свою великую страну! Представьте-один кусочек поля-400 га! А оно тянется до самого горизонта. Когда в приемном бункере находится 1,5 тонны зерна, а я с флагом
забираюсь на крышу комбайна и этим самым вызываю автомашину для разгрузки,
душу мою переполняет желание как можно скорее разгрузиться и гнать комбайн дальше по степи, т.е. работать, работать и работать на благо Родины! Вот так мы были воспитаны нашим комсомолом!