Когда пора жениться?

Михаил Цебусов
Когда мы заканчиваем, школу, становимся совершеннолетними, родственники и друзья начинаю говорить, что пора жениться и заводить детей. С каждым годом ты становишься старше, и каждый год тебе выносят мозг этим.
Друзья мои, по-вашему, что, жениться надо в определённо возрасте? Как в 7 лет пойти в школу и в 17 в университет?
Вы знаете, поколение моих родителей прошло через это – было в 1960 – 1970-ые правило «20 лет – пора жениться» (иногда и 18). А как же любовь? А об этом тогда и не думали, лишь бы человек был хороший и удобный.
Многие верят в судьбу? Так вот если у человека была судьба встретить любовь своей жизни, скажем в 27 лет, а он вступал в брак в 20, потому что «пора» - он ломал свою судьбу и становился несчастным. Многие из поколения моих родителей в итоге развелись.
Сейчас возрастная планка поднялась, уже допускают, что вступить в брак, родить детей лучше в возрасте ближе к 30 годам, когда после университета устроился на работу и начала хорошо зарабатывать, но, тем не менее, близкие люди достают одинокого человека вопросом когда он, наконец вступит в брак, подталкивают к этому, что пора и ждать некогда.
Дорогие мои, не надо давить на детей, родственников, друзей, что им пора жениться – вы что, хотите, чтобы они в угоду вам женились на другом человеке без любви и были несчастны?
Жениться никогда не поздно, а родить детей можно и после 40.
Многие любят сватать:
-Вот, хороший человек, женись!
-Да, хороший, но я его не люблю.
-Да ты что? Как же такого хорошего можно не любить?
И когда им припоминаешь, что они рассказывали, как в молодости им сватали человека точно также, хорошего, но они его не любили и в брак всё же не вступили, советчики замолкают и отстают от тебя.
Также – если ты развёлся, и нет детей, каждый год одиночества тебя достают вопросом, когда в очередной раз женишься, и когда будут дети, говорят, что больше года быть одному ненормально – надо срочно искать кого-то…
Опять же вопрос – а как же любовь? Что делать, если её не встретил? Жениться без любви?
В общем, взрослый человек сам хозяин своей жизни, у него есть своя голова на плечах, и он сам примет решение, а ваши советы и занудство просто будут его злить. Когда он влюбляется и хочет жениться – он никого не слушает из тех, кто его отговаривает. И также, когда он не хочет жениться – он никого не будет слушать из тех, кто его уговаривает.
Скажу о себе – я в 23 года захотел жениться, и никого не слушал, кто мне говорил, что у меня с моей женой жизнь не сложится. Да, прожил с ней 7 месяцев и ушёл. После развода, когда меня доставали, что пора жениться в очередной раз, что есть на примете хорошая женщина, я тоже никого не слушал, потому что не хотел жениться на той, которую мне предлагали.
Две истории от моего друга, актёра театра и кино Сергея Лавыгина, снимавшегося в сериале «Кухня» и фильме «Горько». Мы с Сергеем жили в одном доме, учились в одной школе и я его учил играть на гитаре. Ну, в общем, похвалился знакомством с актёром Сергеем Лавыгиным, а теперь истории от Сергея:
История первая. Один знакомый Сергея ходил в церковь, пел в хоре, и, будучи озабоченным тем, что годы идут, пора жениться, а никак не влюбится, обратился к священнику из храма с вопросом как ему выбрать девушку в жёны. Священник предложил: «А присмотрись к Наташе из хора». Ну и прочитал лекцию, что нужно выбирать девушку также из числа православных христианок, порядочную, хорошую хозяйку… Паренёк женился на Наташе, венчался с ней, родили двоих детей, а счастья не было, потому что не было любви… Развелись по обоюдному согласию, не смотря на то, что церковь не хотел расторгать их венчанный брак. И потом снова к батюшке с вопросом – как быть, развёлся, одинок, одному быть нельзя, нужно найти новую девушку, создать семью. Священник опять: «А присмотрись к Кате, новой девушке из хора». Женился паренёк на Кате, венчался, родили сына… И развелись, потому что не было любви… Вот так вот молодой человек, яростно желающий жениться потому что пора, наплевавший на то, что надо подождать ту женщину, в которую влюбишься, оставил двух разведённых женщин и троих детей, которые видят папу только по выходным… И сейчас он говорит: «Да лучше б я вообще не женился и жил один, а то вбил себе в голову, что одинокий мужчина без жены и детей – это не нормально, и начал ломать себя!»
История вторая. Другой знакомый Сергея первый раз женился в 41 год. Понятное дело, сильно переживали его родители и родственники, что годы идут он никак не женится и не порадует их внуками… Он просто ждал ту женщину, в которую влюбится, с которой захочет жить под одной крышей. У них родилась дочь. Он счастлив и говорит: «Ничуть не жалею, что не поддался уговорам близких ни в 20, ни в 30 лет, что пора жениться, что нужно время, что поставить ребёнка на ноги, и не женился без любви на какой-нибудь хорошей…»
Про этот момент, кстати, когда и мне в мои 30 с лишним начинают говорить, что пора немедленно жениться, чтобы было ещё лет 20 для того, чтоб поставить ребёнка на ноги, я отвечаю: «У моего земляка работал парень в компании. В 22 лет женился, в 23 стал отцом, в 24 он погиб – сильно он ребёнка но ноги поставил?.. Даст Бог – ты и за 40 станешь отцом и ребёнка на ноги поставишь. А если не будет на то его воли – и года после рождения ребёнка не проживёшь…» После этой фразы заумные советчики отваливают…
И если уж, самый печальный для вас вариант – если ваш ребёнок, родственник или друг по натуре одиночка, и ему семья и дети не нужны – это его выбор, он взрослый человек, не занудствуйте и не доставайте его. Пример тому – литовский актёр Юозас Будрайтис в интервью сказал, что у его сына есть дети, а у дочери нет и она не замужем, говорила, что для неё главное работа, и муж с детьми не нужны. И когда Юозас спросил её в очередной раз «Ну когда же ты меня внуками, наконец, порадуешь?», она разозлилась и ответила «Папа, извини, но если ты ещё раз об этом спросишь, я с тобой вообще общаться не буду!» И он оставил дочь в покое, смирился с её выбором.

июнь – июль 2014
(опубликовано на "Рустория")