В её минуты роковые

Виктор Притула
Выход на экраны американского блокбастера «300» при всей его псевдоисторичности вновь привлёк внимание любителей истории к тем событиям античности, которые были связаны с возвышением Спарты в эллинском мире. О царе Леониде и его трёхстах героях все мы знаем с начальной школы. Куда меньше известно о других спартанских царях, которых в любой момент могли разжаловать, за то, что они вернулись «без щита». В историческом исследовании Ларисы Печатновой «Спартанские цари» («Эксмо») рассказывается о самом известном полисе Древней Греции, который не знал гражданских потрясений, а его армия никогда не отступала перед врагом. О царях, чьей главной обязанностью было пожизненное руководство спартанской армией, о тех, кто оказался  центральными фигурами в полностью милитаризованном государстве, каким на протяжении нескольких веков оставалась Спарта рассказывает эта увлекательная книга.
В книге Григория Бондаренко «Повседневная жизнь древних кельтов», вышедшей в серии «Живая история», - втором по значимости после «ЖЗЛ» проектов издательства «Молодая гвардия», - рассказывается о быте и культуре древних и средневековых кельтов Британских островов. Затрагиваются самые различные стороны жизни этого легендарного народа  - время и пространство, брак и семья, война и гостеприимство, экономика и власть. В повествовании излагаются многочисленные мифы и легенды кельтов, многие из которых не переводились на русский язык.
А теперь обратимся к событиям Столетней войны между Англией и Францией, которая сотрясала Европу на протяжении XIV - XV веков.  В романе «Еретик», который является заключительной частью  трилогии Бернарда Корнуэлла, Столетняя война показана глазами англичан. После захвата англичанами Кале в борьбе между противоборствующими сторонами наступает передышка. Но лучнику Томасу из Хуктона нет покоя. В поисках Святого Грааля судьба ведет его непредсказуемыми путями. Однако там, где раньше стояли могучие замки и богатые монастыри, цвели сады и созревал виноград, теперь раскинулось царство Черной смерти – чумы. Сам же Томас, освободив девушку, объявленную еретичкой, из лап озверевших фанатиков, из охотника превращается в дичь. Трилогия Бернарда Корнуэлла  украсила серию «Исторический роман» издательства «Эксмо». 
А вот другая трилогия - француза Жеральда Мессадье, - также посвященная событиям этой эпохи, разворачивается во Франции середины и конца XV века: от последних битв Столетней войны - до первых экспедиций в только что открытую Америку.  В первом романе трилогии «Роза и Лилия» перед нами предстаёт удивительная история нормандской крестьянки Жанны. Жанна вынуждена бежать из разоренной войной Нормандии в Париж. Здесь судьба вовлекает ее в интриги королевского двора, здесь ее ждет и любовь, и слава, здесь ей предстоит встретиться и с королем Карлом VII и с поэтом Франсуа Вийоном. Роман Жеральда Мессадье продолжает серию «Clio. История в романах» - совместный проект издательств «РИПОЛ-классик» и «Иностранки». Мессадье – один из самых читаемых на Западе авторов, перу которого принадлежат  два десятка популярных исследований и романов. Залог успеха Мессадье - редкое умение совместить рассудительность историка с увлеченностью рассказчика, словно собственными глазами повидавшего описываемые им события.  Остается с нетерпением ждать вторую книгу трилогии – «Суд волков».
Англия - одна из тех стран, история которых оказала принципиальное влияние на историю всего человечества. Книга Кристофера Дэниела «Англия. История страны»,  написанная живым и выразительным языком, представляет полную историю Альбиона  от каменного века до наших дней. От походов римлян к набегам саксов, от норманнского завоевания к славному елизаветинскому веку, от революции и гражданской войны к империи, над которой никогда не заходит солнце, от трагических последствий мировых войн к современному миру. Эта интересная книга также является совместным проектом московского гиганта «Эксмо» и петербургского издательства «Мидгард».
Роман Джин Калогридис «Я, Мона Лиза» рассказывает о женщине, портрет которой продолжает волновать историков искусства и простых зрителей тем ореолом тайны, которая окружает это полотно.  Еще в детстве Лизе ди Антонио Герардини астролог предсказал, что она будет вовлечена в водоворот насилия, интриг и обмана. Пророчество сбылось. Убийство Джулиано де Медичи, брата правителя Флоренции Лоренцо Великолепного, коснулась буквально всех, и, прежде всего, прекрасной дочери скромного торговца шерстью.  Дабы избежать смертельной опасности и обрести счастье с любимым ей предстоит проявить не только незаурядный ум, но и чисто женские хитрость и обаяние. Однако у Моны Лизы неожиданно появляется покровитель. Великий Леонардо да Винчи не только помогает молодой женщине противостоять могущественным врагам, но и одновременно пишет ее портрет. Роман Джин Калогридис «Я, Мона Лиза» - одна  из лучших исторических мелодрам в одноименной серии издательства «Эксмо». Чтобы лучше понять хитросплетения романа Джин Калогридис я бы посоветовал читателям обратиться к ещё одной книге в серии «Живая история» - 
«Повседневная жизнь папского двора времен Борджиа и Медичи» Жака Эрса.  Французский историк Жак Эрс разворачивает перед читателем широкую и объективную картину жизни папского двора, увлекательно рассказывая о тонкой политической игре и борьбе за власть, о нескончаемых интригах и династических браках, о великолепных празднествах и титаническом труде великих зодчих и художников, словом, обо всем том, что принято называть повседневной жизнью. История папского правления в Риме восходит к VIII веку, но лишь в конце XIV—XV веках власть пап приобретает необыкновенную значимость. Вынужденные покинуть Рим в 1307 году и более чем на три четверти века обосноваться во Франции, в Авиньоне, папы возвращаются в Вечный город лишь в 1378 году. Их правление положило начало настоящей политике реставрации: Рим становится подлинной столицей ученого мира, центром литературы, философии и изящных искусств. Великая французская революция - одна из ярчайших страниц в истории человечества. Главные ее события происходили в Париже, где народ взял штурмом Бастилию и низверг монархию, где с трибуны Конвента провозглашались принципы свободы, равенства и братства, где революционеры истребляли друг друга в кровавой борьбе за власть. В конце XIX века известный французский историк Жорж Ленотр впервые попытался реконструировать парижские эпизоды революции, кропотливо воссоздавая колорит того времени, включая планировку домов, мебель и одежду парижан. На страницах его книги «Повседневная жизнь Парижа во времена Великой революции»  оживают Робеспьер и Дантон, королева Мария Антуанетта и безвестные санкюлоты. Книга Ленотра стала во Франции классической и много раз переиздавалась. На русский язык ее впервые перевели в 1895 году известная писательница Надежда Тэффи и ее сестра Елена Лохвицкая. В новом издании, подготовленном для серии «Живая история» этот перевод существенно обновлен и снабжен комментариями.
Василий Иванович Чапаев – фигура историко-хрестоматийная. Фильм братьев Васильевых с неподражаемым Борисом Бабочкиным и правильно-скучный роман Дмитрия Фурманова в последней трети прошлого века затмило народное творчество о легендарном комдиве и его верном ординарце Петьке. Анекдоты о Чапаеве звучали повсюду. И вот новая встреча с Чапаевым в киноромане  Эдуарда Володарского
« Страсть по Чапаю», вышедшем в петербургском издательстве «Амфора». Известный кинодраматург, по сценариям которого сняты десятки фильмов, среди них «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин», «Штрафбат» подошёл к своему герою с тех же позиций тонкого психологизма, что и к героям вышеперечисленных культовых лент. Получилась отличная книга. Остаётся надеяться, что и киноверсия будет не хуже.
О роли масонов в крушении Российской империи рассказывает книга известного историка русского зарубежья Сергея Мельгунова «На путях к дворцовому перевороту». Это интереснейшее исследование открыло цикл работ историка под общим заглавием «Революция и царь». В нём Мельгунов первым поставил вопрос о «масонском заговоре», планах насильственного отстранения Николая II от власти, а также о той роли, которую могли играть масоны в феврале-марте 1917 года. Книга Сергея Мельгунова вышла в серии «Белая Россия», которую великолепно издает «Айрис-пресс