Кукушкин

Николай Вознесенский
У нас в избе часто по вечерам собирались мужики. Курили самосад, вели разговоры. Мне всегда было интересно слушать их.  А так как память у меня была тогда хорошая, то я многое запоминал. Наш сосед – Григорий Калинкин – одноглазый мужик, отец моего дружка и одногодка – Ваньки  Чапая,  всегда был для меня непонятен.   Он хорошо плотничал и столярничал, умел делать по дому всё.  Хорошо налаживал косы и сам косил отлично, как траву, так и зерновые.  Семья у него была большая, девять человек. Его отец с матерью, он с женой и пятеро детей. Жили они, как и все многодетные семьи, скромно, хотя  лодырями не были.
   Он часто в разговорах о жизни, о быте  вдруг неожиданно  перебивал собеседника своей  коронной  фразой.
— Да што вы мне говорите о нашей жизни?! Вот я раньше с трёх блюд ел.
И, дымя крепчайшим самосадом, сверкая чёрными от никотина и крошащимися зубами, начинал  вспоминать с умилением, как его ещё мальчиком взяли к помещику в Москву  в «казачки».
— А как я там был одет! – С  восхищением говорил он. – Хромовые сапожки, бархатный картуз,  специально на меня был сшит костюм.  А што я кушал там!  Вы и названий этих блюд не знаете.  В обед обязательно три блюда, да ещё чай.  А сейчас што я ем?  Картофельную похлёбку или щи, вот и всё.  А на ужин картошка или каша. Нет. Не сможем мы так жить, как раньше жили,- значительно и безапелляционно утверждал он.
При этом он не вспоминал о том, что в деревнях крестьяне и тогда ели похлёбку, щи да кашу.
— Вот ты скажи, Фёдор,- опять начинает он, обращаясь к моему отцу.- Ну что это за слово такое «товарищ»?  Везде это одно слово мы втыкаем.  Как это так  можно: «товарищ колхозник», «товарищ солдат», «товарищ полковник», «товарищ маршал», «товарищ Сталин»!  Все на одно лицо, на один манер. Никакого чинопочитания и уважения это слово не даёт.
Он с презрением сплёвывал и продолжал.
— Вот раньше было: «Ваше благородие», «Ваше высокоблагородие», «Ваше превосходительство», «Ваше высокопревосходительство», «Ваше Сиятельство», «Ваше  Ве-ли-чес-тво».
 Последние слова он произносил растягивая, и при этом возводил глаза к потолку, а для значительности поднимал вверх жёлтый от табачного дыма указательный палец.
— Тогда было почтение и уважение к старшим, не то, что сейчас, когда  любой солдат называет и сержанта и маршала  одним словом  «товарищ».
   Так на всю жизнь он и сохранил это неприятие новой жизни и новых порядков.  Не мог он простить Советской власти то, что она помешала ему подольше  пожить в лакеях возле господ. Его натура  признавала верховенство над собой только этой касты людей.
   Вообще-то по натуре он был злой и жестокий человек, хотя на людях и старался это своё качество скрыть, затушевать.  Отец его тоже был злой и нелюдимый.  Он каждую неделю избивал свою жену, тихую, добрую старушку. А этот Григорий  ни разу не заступился за свою мать.  Наверное, потому, что и сам свою Агафью колошматил частенько. Ну и детям под горячую руку доставалось.  Прозвище у них было - Кукушкины. Это по деду Сергею.  Детвора любила подразнить их этим  «ку-ку».  Но деда побаивались  дразнить.  Он от этого злобился.  И, услышав  «ку-ку» в свой адрес, тут же  бросал своё дело, чем бы он ни занимался в это время, и  гнался за оскорбителем, если тот был в поле его зрения.  А бегал дед очень ходко и неутомимо.  Не  каждый молодой мог убежать от него. А уж  если догонял кого, то  тому крепко доставалось  на орехи.