Тимофеевка

Вячеслав Зиновьев 2
       Проучился я в школе пять лет и окончил пятый класс. Наступило лето. Жизнь вокруг кипела. Поднимать целину приехали разные люди. Все они  что -  то делали, работали. Совхозы уже обосновались  прошлым   летом.  Вспахали землю, сколько смогли. Засеяли и собрали урожай. Зимой ремонтировали технику и вывозили зерно. Отец наш направлен в соседний район в совхоз Куймаккульский. Работал главным инженером в совхозе. Село, в котором был совхоз, называлось Тимофеевка  Семиозёрного района.
   
     Мама моя, переживала и, когда представился случай, отправила меня в Семиозёрку за триста километров.  Соседи ехали в гости к родственникам и согласились взять меня с собой.  Ехали на грузовом автомобиле. В кузове стояла бочка с бензином,  и располагались мы, путешественники. Доехали хорошо, в пути ночевали в кузове. Это моё  первое путешествие такое далёкое. Перед глазами   раскрывались новые пространства. Участки степи, сменялись  лесом, проезжали деревни, в некоторых останавливались, из колодца доставали ледяную воду.  Люди с нами разговаривали приветливо, показывали, куда ехать, и какие деревни впереди.

     Доехали до районного села Семиозёрное.  В большом старом селе семь разных озёр, и все имеют название. Попутчики мои праздновали приезд. Приехали они к людям интеллигентным, они меня накормили, уложили ночевать, а утром, рассказали, куда идти, чтобы на попутных машинах доехать до Тимофеевки ещё сорок пять километров.       Вышел на дорогу, расспросил людей, которые голосовали на дороге, пытались уехать, кто куда. Какие -  то люди, расспросили меня, кто я и куда еду, к кому. Я рассказал. Люди сказали, что Михаил Антонович работает инженером, и позвали меня в свою компанию. С ними я и доехал благополучно в Тимофеевку. Нашёл домик, в котором живёт мой папа. В одноквартирном финском щитовом домике жило три семьи. Оказалось, что папа мой уехал за семьёй. Соседи показали   комнату, где живёт мой папа. Проболтался  я  неприкаянным,   три дня. Хорошо,  что   соседки кормили меня. Приехали мои родители,  и началась моя уже обыкновенная пацанячья жизнь. Ходили мы с младшим братишкой в МТМ. Так назывались мастерские, где ремонтировалась техника.  Там стояли токарные и фрезерные станки, рядом работали кузнецы, отдельно будка, где электросварщик варил разные железки. Ходили на пруд за селом, котлован, назывался. Знакомились с местными ребятами. Село Тимофеевка старое, Образовалось,  наверное,  в конце 1890 годов.  Село располагалось на краю соснового леса. Лес большой. Вдоль леса, почему то не в лесу стоят деревни, Москалёвка, Тимофеевка, Кондратьевка, Лесорама, аул Баймагамбетов и Семиозёрное. Если стать к лесу задом, то впереди Вас будет ровная степь, степь, наверное,  на тысячу километров, до самой Астрахани. Тургайские ворота. С редкими казахскими аулами. Подружился и с взрослыми. Один взрослый человек, раньше возил отца моего, потом отец начал ездить сам. Звали его Саша, был он из Москвы, работал водителем на бензовозе. Иногда, проезжая мимо, он останавливался и говорил, поехали со мной. Радости моей не было предела. Мы ехали в Аманкарагай, железнодорожная станция такая, заливали солярку, или бензин и ехали обратно.

    Об одной поездке хочется рассказать отдельно.  Мы, наша семья через месяц получили квартиру в двухквартирном доме. Большой дом, на высоком  фундаменте. Из камыша. Две больших комнаты и большие не отапливаемые сени, Был и сарай, но пока в сарае плотницкая мастерская. Играем мы, ребячья компания в игру, которая называлась у  нас «осычки».    В некоторых местах называют игру эту, альчики.  Играют костями, которые добывают зимой, кушая бараньи  или говяжьи ноги. Подъехал бензовоз, ЗИС 150, и Саша крикнул, Славик, поехали со мной. Было дело к вечеру.  Отказаться я бы не смог, даже под пыткой, а у мамы спросить разрешение надо. Я крикнул младшему брату своему, скажи,  мол,  маме, что я уехал. Залез в кабину, и мы поехали. Мы, это пьяный бригадир, тракторная бригада, которого находилась в семидесяти километрах, учётчица из этой же бригады, я и Саша за рулём, тоже хорошенько пьяный. Везли мы дизтопливо в  тракторную бригаду. Ехали по хорошо накатанной дороге, быстро проехали Москалёвку. И мчимся дальше. Саша засыпает за рулём, бригадир шарит руками по коленкам учётчицы, она не довольна, ругает шёпотом его. Я стесняюсь, не знаю, куда глаза деть. Сашка! Не спи, убьёмся,  кричит бригадир, водителю. Водитель говорит мне, держи Славик руль. Я буду учить тебя ездить на скорости. Я с радостью уцепился за большой руль, начал рулить. Машина бежала быстро, я, сначала вилял туда, сюда, за тем выровнял по дороге. Счастью моему нет предела. Я еду за рулём. Хотя, кроме руля, всем управляет Саша, я счастлив. Впереди показался аул. Перед аулом дорога извивалась, а на лугу, вдоль дороги много вырытых отвесных ям. Видимо добывали глину. Я растерялся, дорогу потерял, петлял между этих шахт, а водитель мой Саша уже спал. Бригадир и учётчица заорали во весь голос, а Саша машинально переключил передачу, и спит дальше. Не знает ни кто, как я не влетел в яму. Ямы кончились, бригадир разбудил водителя. Нас встречала не большая группа местных жителей. Спросили, что везём, их солярка не интересовала, им нужен керосин. Поехали дальше, приехали уже затемно. Наладили шланги, слили топливо и поехали обратно. Глухая, тёмная ночь. В стороне полыхают зарницы. Может, идёт дождь,  а может и не идёт, так зарницы полыхают, а грома нет. Проехали аул и за аулом, дорога  раздваивалась.    Саша повернул влево. Я говорю ему, что надо прямо. Поехали влево.  Примерно, через десять километров, слабо наезженная дорога стала исчезать, совсем пропала, а в лучах наших фар, заблестела вода. Степное озеро. Саша начал разворачивать машину, и тут мы увидели длинную невысокую землянку. В торце было окошко, а за ним видны нары.  На нарах матрац. Неожиданно матрац завернулся. Мы вышли из машины,  Саша пытался позвать жильцов, но ни кто не откликался. Саша достал ружьё, пригрозил, результата это не поимело. Саша заставил меня сесть в кабину, сел сам и бампером машины, надавил на угол землянки. Угол обвалился, мы развернулись и поехали обратно. Приехали в аул, стали стучать в окошко одной из избушек. Вышел хозяин, испуганный, просит не убивать его, показал дорогу. Не доехали до Москалёвки километров пять, кончился бензин. Взяли канистру, и пошли в Москалёвку. В Москалёвке жил зоотехник из нашего совхоза. Ездил он на техпомощи, мы с Сашей нашли её, хозяина будить не стали, налили канистру и пошли обратно. Уже встало солнце, когда мы приехали домой. Вроде и не героический случай из моей детской жизни, а запомнился.

    Жизнь двигалась своим чередом. Радости и неудачи сменяли друг друга.  С целиной  распробовали вкус яблок. Осенью в магазине продаваться начали яблоки.  Замечательные Алма - Атинский  апорт и другие.  Ходили полоть огород. Росла картошка и бахча. Ну, про картошку все знают, а бахча, это арбузы и дыни.  Немного пололи, потом игрались, потом поедали всю ту еду, что дала нам мама. Домой шли усталые, можно было подумать, что всё выпололи. Наступала осень. Покупали тетради и учебники и к первому сентября, увезли меня в Семиозёрку в школу. Поселили меня у тех интеллигентных людей,  у которых я побывал в начале лета.  У них уже появился маленький ребёнок. Не просто появился, как у всех появляются.  В Аманкарагае,   в лесу стояла,  какая то, воинская часть.  Ночью солдат часовой услышал плач ребёнка. Шёл дождик. Солдат вызвал начальника караула, и в лесу нашли ребёнка, полтора – два месяца от роду. В Семиозёрке был конкурс между родителями, желающими взять ребёнка. Отдали моим  знакомым, они оказались самыми обеспеченными.  Начался новый период жизни моей. Жизнь на чужбине. Без мамы, без папы и без братьев и сестёр.