Многодетные

Людмила Дейнега
  В родословной моей семьи со стороны бабушки ( матери моего отца) было много детей.  Первая жена прадеда Филиппа  родила восемь детей, а вторая, которая стала мне прабабушкой, подарила миру одиннадцать ребятишек, самая младшая из которых  и была моя бабушка Ольга. Меня всё время удивляло, что у моего прадеда было в девятнадцатом веке девятнадцать родных детей, мне казалось, что это просто невозможно, тем более, что прабабушка была известного и знатного  рода…   Но в 1990 году в 12 номере журнала «Молодая гвардия» на странице 108   я случайно наткнулась на интересную заметку, которая дословно сохранилась в моей памяти на долгие годы…Чтобы сохранить её, я всё - таки записала текст. Вот он:
  «В 1897 году в России была проведена всеобщая перепись населения. Она зафиксировала примечательные демографические факты. В 1755 у крестьянина Шуйского уезда Владимирской губернии Якова Кириллова от первой жены было «21 брюхо», в том числе 4 четверни, 7 тройней, 10 двойней, всего 57 человек;  с другой женой – 7 брюх, все по двойне, кроме одной тройни, итого 15. Всех детей, прижитых с двумя женами 72 человека. А вышеописанный крестьянин имел 70 лет. Другой факт того же Шуйского уезда: крестьянин Феодор Васильев, женатый 2 раза, имел от обоих браков 87 детей. Первая жена в 27 родах имела: четыре раза по четыре(16), семь раз по три (21), шестнадцать раз по два (32), всего 69. Вторая жена два раза родила тройни, шесть раз двойни, а всего 18. Васильеву было тогда 75 лет, из детей живы 83».
   В жизни мне неоднократно приходилось быть председателем районного фонда помощи многодетным семьям, а потом вручать подарки и деньги многодетным матерям прямо на сцене Дома культуры. Две такие семьи до сих пор в моей памяти. Миловидная молодая мама вышла в 1995году   на сцену с тринадцатью  сероглазыми детьми, а другая полная 45-летняя мама привела с собою  15 детей,  её старшей дочери было 14 лет. Обе мамы были домохозяйками, им  хорошо помогали все организации района, построив им за счет государства двухэтажные дома и обставив их  дорогой мебелью, застелив полы в домах  добротными коврами, подарив по несколько дорогих сервизов и построив во дворах чудесные детские площадки. Папы в то время были водителями колхозов.
   Когда я слышу нотки удивления и сожаления по поводу родившихся третьих детей в семьях, невольно вспоминаю своего прадеда Филиппа и крестьян  этого Шуйского уезда, подаривших миру столько новых жизней, от которых пошли новые ветви своих родословных деревьев… Пусть благоухает наш российский сад, дарящий миру всё новые поколения…  И пусть все они не узнают жестокости войн и насилий, которые слизывают с лица земли достойных мира сего… «Человек рождается для жизни, а не для того, чтоб умирать…» - эта мысль известной песни по сей день волнует моё воображение…

                27.07. 15