Усадьбы- свадьбы

Гордеева Оксана
Нет, замуж выходить надо все-таки летом. Чтобы во всей красе. Можно быть  в одном платье без этих нелепых накидок и пелерин. Кожа не красная от мороза, тушь не течет от дождя, ноги не мерзнут оттого, что обуты в туфли в минус тридцать или не свербит в затылке оттого, что на ногах сапоги вместо туфель.
Отметить можно в усадьбе: воздух свежий и приторный днем, а к вечеру опускается звенящая прохлада. Птицы затягивают песни на все голоса, комары  и пчелы  тоже не дают скучать гостям.
Свадьба – не слишком веселое мероприятие, разве что для гостей. Матери плачут, отцы крестятся, молодые  бесконечно позируют на фото для потомков: стоя и сидя, с цветами и без, у памятника и у пальмы. Приглашенные, попеременно поглядывая на часы, отсчитывают на циферблате количество часов до банкета. Теперь пятницы никто не ждет, женятся в любой день: даже по вторникам и средам- не терпится сочетаться законным.
Вот и здесь в Коломенском вблизи восстановленного деревянного царского дворца Алексея Михайловича много таких нетерпеливых. Смотришь на эти сказочные бревенчатые терема    под зелеными чешуйчатыми крышами и вспоминаешь Снегурочку. Еще немного- и прыгать через костер.   Левые башенки все сплошь накрыты острыми куполами, в от макового правого особенно веет азиатчиной, да еще может Византией.
А вот и  китайцы, приехали осмотреть на русский терем шестнадцатого века. Ходят, улыбаются, видно, узнают родные мотивы. Потом подходят к яблоне, выбирают что по-тоньше и начинаю ее трясти. Неистово трясут, как грушу. Встанут и стоят под градом яблок.  А града-то и нет. Яблоки не поспели, падать не торопятся.  Зачем трясут? То ли от голода, то ли баек местных наслушались про молодильные яблоки и решили на себе испытать? А что может и впрямь? Сядут на скамью , грызут жесткие эти зеленые еще яблоки, морщатся от удовольствия , кряхтят даже, потом встают, начинают приседать.  А следом бегут за колой, тут все волшебство и кончается.
Зачем  было яблоню трясти? А она ведь кроткая- всегда отдает все, что может. Весной красоту всю свою отдала- покрылась дня на три облаком белых цветов- глаз не оторвать. Летом вот яблоки, а придет осень - листья отдаст, сбросит все,  как один. А зимой ту, что по-тоньше и понежнее, зайцы будут грызть, а до зимы  еще отдыхающие граждане ветки поспиливают- и в  в костер. Яблоневый дым он шашлык делает таким особым. Не смотри, что яблоня гибкая и тонкая- жару в ней на десять кочегаров.  А доброты на сто – вот все и пользуются.
Среди китайцев мелькают гости, слышно:
-Свадьба была отличная. Уха из стерляди- наваристая, юшка розовая, а поверху тарелки плавают  звездочки рыбьего жира. Шашлык из осетра- чудо- мясо твердое, упругое, копченое немного от дыма. Ростегаи из форели и судака удались- тесто сдобное, воздушное, сладкое немного, начинки много, лук зелень перчик, лавровый лист- ой и вкусно. Гусь с яблоками, дичь еще какая-то,  холодец нежный такой- дрожит на вилке с хреном,  да чего только не было – уже всего и не вспомнить.
- Нет,  - отвечает ее соседка, дама с пышной рыжей шевелюрой. -Мне больше у Иван Иваныча понравилось. Сына женил  в прошло месяце. Ну расписались, понятно, уже стол- гуляем, выпили изрядно. Мужики танцевать пошли.  Один – здоровый черт, лет тридцати. А силы то много нерастраченной. Он и в присядку, и так и сяк. А что здоровому мужику танцы? Это попробуй такого  бутербродами с сыром кормить. Съесть десяток, а потом спрашивает: «А что  сегодня на ужин?» Ну и этот, поплясал с полчаса. Потом руки так отвел назад- вроде потягивается, и со всего размаху в морду соседу. Тот тоже видать из томящихся. Сразу не разобрал – кровища брызнула, глаза налились, на быка вмиг похож сделался, нос обтер, потом закатал покрасневшие рукава  рубахи – ну и  ответил. Хороший мордобой начался, потом в речку сиганули оба- остыли, обниматься стали. Тамада вообще не нужен был, если б знали что такое будет. Вот это свадьба – на месяц разговоров хватило.
В разговор двух дам встревает третий гость:
-А я на свадьбу  в прошлом году пришел-  а там медведь. Забавный такой мишка- я рядом с ним сел, чтобы, значит, его наблюдать. Пью я мало, танцев мне не надо, жениха с невестой почти не знаю, а мишку живого где еще встретишь?  Так он как вышел выступать, после и не вставал на четыре лапы – весь вечер на двух ходил, за столом с нами сидел, потом песни пел, рассказывал что-то.
-Мишка, говоришь?- наперебой  стали возражать собеседницы.- Врешь небось– не пью-не пью.
А вокруг- просторы, Коломенское- почти центр, а тут тебе и река, и широта большая, вольная и обзор с холмов, и петухи поют- чуть пройдешь и яблоневый сад.
А потом в Кусково непременно: есть там домик один диковинный  – Грот.  Внутри царство раковин, лепестков и  нимф.  А еще  висящие сады их люстр и канделябров. Ну а снаружи -и не передать. Хорошо, когда дом у воды стоит. Отражается в воде и смотрит на тебя из под паутины вереска и кувшинок, как из под вуали. Лето, а словно в снегу стоит в бледном  инии ив и ракит, которые хоть и зеленые еще, а почти белые на солнце в отражении воды.
Какой-то ворчливый прохожий сетует:
-Зачем столько домов? Хоромы такие. Ладно дома барские. Под оранжерею целый  ангар отвели- никакой пользы.
А только не все для пользы, нужно место и для радости.
Как эти аллеи липовые – аккуратные, стриженные и на европейский манер, а все же русские этим своим медовым туманом. Чуть дальше сплетен из них зеленый навес –зайдешь в него как в тоннель железнодорожный – холодно, дышать свежо, а  вдали свет белым пятном горит.  Выйдешь  из-под зеленых сводов снова на аллею, а там ямщик- в кафтане и армяке- погоняет резвую тройку, едут неспешно,  но по-русски с пылью и свистом.
Слева домик голландский, сразу опилками запахнет, олифой, краской, мастерской - все строго и  аккуратно, по-рабочему. А только смотришь на пруд и опять возвращаешься в безвременье.
Следом швейцарское шале чем-то похоже на нашу избушку,  повсюду статуи, белые  и неподвижные,  среди говорящей зелени.  Восемь вечера – колокола запели негромкую серебристую мелодию.  И здесь свадебные люди- гуляют по графскому дворцу. У  большого дворцового пруда, недалеко от скамьи  – серый камень.  Рядом лавка, а все норовят на камень.  Садятся и сидят долго– говорят что-то глыбой бессловесной.
Хорошо как.  В сумерках облака танцуют в пруду, просыпаются светлячки и цикады.
И как тут выбрать –та или эта. Да и зачем выбирать?
Правда, если усадьбы две, значит свадьбы тоже  две, и жениха что ли два?