Прогулки с Пришвиным

Вера Авдеева 2
        Спустя  полтора  года  продолжила  чтение  дневников  Михаила  Пришвина.
Полтора  года  назад,  весной,  выбираясь  на  природу  с  фотоаппаратом,  брала  с  собой  томик  дневников  М.М. Пришвина.  Не  смогла  дочитать  его  до  конца.  Я  тогда  работала  в  НИИ.  Времени  для  вылазок  на  природу  было  немного. 
И это  время  я ценила -  его   мне  и  так  недоставало.
 
  А   дневники  М.  Пришвина  -  это  неторопливое  повествование.  Автор  дневников   вечно  свободен,  вечно  погружён  в  созерцание  природы. Про  себя  я  называла  его  дневники  "Записки  ничем  не  обременённого  человека".
Нет  в  этих  дневниках  ни  тревог  за  близких,  ни  забот   о  куске  хлеба.  В  них  вообще  мало  бытового. Там  только  о  природе  и  искусстве.
         Всё  же  читая  автора,  понимаешь,  что  философствования  Михаила  Михайловича   не  совсем  аскетичны,  ведь  занятия  литературой   освободили  его  от  всякого  (даже  домашнего)  труда.  Вот  был  И.Тургенев  с  "Записками  охотника",  но  тот  ведь  был  барин.
         Как  могло  случиться,  что  в  годы  яростных  пятилеток, в  годы  чёрных  репрессий  и  под ковёрной  литературной  возни  кто-то  прожил  свой  век  на  опушке  леса  в  дачной  местности,  и  не  бедно  прожил?
         Цепочка   пережитых  Пришвиным  состояний,  его  реакции  на  события,  его  неутомимые  действия   в  определённом  направлении   дали  такой  (чудесный?)  результат.
         Теперь   спустя  полтора  года   после  первой  попытки  дочитать  дневники  писателя,  поймала  себя  на  том,  что  и  сама  уподобляюсь  Пришвину.
Покончено  с  НИИ.  Свободного  времени  стало  больше.  Частенько,  как  он,  беру  фотоаппарат  и  отправляюсь  бродить  по  Подмосковью. 
Решила  дочитать  дневники  Пришвина...  Что  пойму  из  них,  доскажу  позже.


27.6.15
      Сегодня   принялась  просматривать  прочитанную   ранее  часть  "Дневника",  не  доверяя  себе,  а  проверяя по  своим  пометкам,   те  выводы,  которые  я  высказала  выше.
Приведу  несколько  цитат,  коротких  и  важных,  на  мой   взгляд.   Они  не  будут  вырванными  из  контекста,  т.к.  повествование  в  дневнике  Михаила  Пришвина  не  имеет   сюжетной  линии.  Иногда  записи  обширны,  иногда -  коротки...  И  чем  взрослее  становится  автор,   тем   меньше в  его тексте 
диалогов  с  людьми, а  всё  больше  погружений  в   природу,  наблюдений  за  окружающим  его   пространством.

Отрывки  из  "Дневника" 
1905  год  " Теперь мне 32 года, но я решительно ничего не имею."
1907  год   "Прогулка  в  лес:  когда-то  я  написал  в  своей  книжке  от  души
"на  границе  природы  и  человека   нужно  искать  Бога"

6.5.1907  "Мои переживания, вероятно, обыкновенны... Но именно этой-то обыкновенностью я и дорожу. Я хочу выделить из себя то, что весь мир переживает. Я хочу сказать, что когда я любил, то одновременно со мной тысячи таких же, как я, и людей, и растений, и животных совершали этот круг... Я хочу сказать, что все их дыхания, тревожные, все их мысли и чувства я сливал в себе... Я был велик, как мир. Это я хочу сказать.."
14.5. 1907 "Вот еще надо заметить что: есть слова, которые записываются... И есть слова, которые нехорошо записывать. Как узнать то, что нужно писать, и то, что не нужно. Может быть, слишком мало писал, а может, слишком много? Чувствую, что путешествие, которое я совершил по жизни, еще не описано. Но мне хотелось бы описать его так, чтобы это было не воспоминание, а материал для будущей жизни".
18.1.1909  "18 января. Каждый день, переживаемый теперь мной, год в моем развитии...
23 января. День моего рождения: 36 лет. Планы... Написать книгу бытия. Май, июнь, быть может, июль проведу на Кавказе. Первая половина Кавказа: в степи, изучение хлыстов (христианство на земле). Вторая: изучение осетин у ледников (язычники). Чтение теперь: Реклю «Земля» в связи с библейским бытием. Прочесть Гёте всего; Гомера..."
2.2.1909  "2 февраля.
– У вас,– сказал Мережковский,– биографически: вы не проходили декадентства.

– А что это значит?

– Я – бог. Нужно пережить безумие. А вы здоровый...

Если так, то и  хорошо...
Есть такая черта... Приговор: я ее не переступил, но как ее переступить, когда, я знаю, то, чего я хочу, невысказанное, неиспытанное, дано мне тоже богом и противоречит другому богу... Любовь? Она не далась мне... ушла... Я не захватил ее. Призвание... Я не использовал его... Я страдаю до безумия, но и в самые тяжелые минуты, когда мозг затиснут в кулак... я знаю, боль пройдет, будет на том же самом месте радость. А они уже этого не испытывают. Какое право я имею быть пессимистом, когда жизнь не удалась мне..."

Источник:
  Живя  в  Петербурге   М.Пришвин  встречается   с  А.Блоком, М. Волошиным,     З. Гиппиус,  Д.Мережковским  и  всем  его  кругом...  но  жизнь  выталкивает  Михаила  Михайловича   в  позицию  непохожего,  не прижившегося  в  этом  сообществе  индивидума.
  Пришвин,  агроном  по  образованию,  и  странник   по   своей  сути,   никак  не  вписывался   в  философские  искания  литераторов  того  времени. Он  более  всего  ценил  связь  с  живой  природой, с  энергиями,  не деформированными  человеческим  сознанием (или  хотел,  чтобы  мы  так  думали).
Следующая  цитата  из  статьи Ф.Сидельникова показывает  всю  пропасть  между  личным   восприятием   Бога  у  Пришвина   и   исканиями   литераторов  круга  Дм.  Мережковского.   
"Гендерная и сексуальная проблематика стали важными темами в богословии христианского Запада только во второй половине XX века. И практически неизвестной остается одна из ключевых тем русского Серебряного века - так называемая "софиология", метафизика мировой или божественной женственности. Как немецкие романтики предвосхитили своими идеями теорию эволюции, так русские неоромантики-символисты могут быть рассмотрены как предтечи революции, начавшейся в 60-е и не окончившейся и по сей день - может быть, даже как предтечи "нового осевого времени".

Насколько глубоко укоренен пол и гендер в человеческом сознании, имеют ли эти сферы выход на высшие онтологические сферы? Какое отношение имеет эта высшая реальность к полу, гендеру, семье? Возможно ли рассматривать пол и гендер не только как биологический или социальный факторы, но как эманации мира идей, как высшие, влекущие вверх (по словам Платона и Гете) архетипы? А если да - то имеют ли эти архетипы безличный характер, личный или же сверхличный? Проявляется ли Бог в любви двух людей друг к другу? Каким образом и насколько полно? И в какой именно любви?" 
"Вечная женственность: Сергей Булгаков, Дм. Мережковский, Даниил Андреев"

По  сути,  Петербуржцы  встали  на  опасный  путь  безвоздушного  путешествия (не  бездуховного  ли?) к  неисследованным   человечеством  проблемам   пола.  К  сожалению,  цель  этих  исканий,  как  мне  кажется,  определялась   часто  оправданием  нетрадиционных  форм   взаимоотношений  личностей  в  богемном  кругу   декаданса.

   Вечером  решила   пройтись  по   Московским  адресам  Пришвина.  Оказалось,  что главный   адрес:  Лаврушенский  переулок, 17.   Дом  писателей,  куда  Пришвин  вселился  после   обременительных   хождений  по  инстанциям  с  просьбами  о  выделении  квартиры  именно  в  этом  доме.  Вот  тебе  и  провинциальный   агроном,  вот  тебе  и  любитель   леса!   Вселиться  сюда  -   означало,  что  будет  и  паёк,  и  льготы,  и  дача!
   День  сегодня  жаркий... +29 С! Во  дворе  писательского  дома  гуляет  белая  кошка. Мужчина  у  поъезда  № 4  показывает  мне  окна  Пришвинской  квартиры,  выходящие  во  двор.  Удивляет,  что  на  Доме  писателей   нет   мемориальных  досок,  кроме   общей,  где  сообщается  что  здесь  жили  все,  кто  прославил  советскую  литературу...

  Как-то  поубавилось  романтических  представлений  о  Пришвине...
28   июля  2015....
Встала  в  5.30  Всё  думала:   зачем  мне  нужно  всё  это?  Разбираться  в  чужой  жизни,  которая  прикрыта   и  закрыта   от  полного  понимания   рассказами  о  жизни  природы.   Полезла  в  интернет.

  «Все хорошее русского человека сберегается в глухих местах в стороне от цивилизации, но при малейшем соприкосновении с цивилизацией прокисает»..  Из  дневника М.Пришвина 1926 г.
  "Но как бы то ни было, вернее всего, именно эти заповедные места, где некогда охотились богатые буржуи и в их числе – владелец известного московского магазина г-н Мерилиз, а после его изгнания – вся большевистская рать во главе с Ульяновым-Лениным, – и предопределили внутренний выбор писателя: уезжать или оставаться. Быть охотником и писателем при всех известных цензурных ограничениях можно было только в России. Да и, не принимая во внимания очевидного понижения в статусе в насыщенной литературными талантами, а еще более – именами и амбициями эмигрантской среде, о чем бы стал он за границей писать? Воспоминаниями, реконструкциями прошлого могли жить Ремизов или Бунин, а вот Куприн на чужбине заскучал и под конец своих дней вернулся на Родину, и Пришвину нужна была каждодневно живая натура, этот снег, весна света, и осень с ее могильным запахом речных раков, нужно было, чтобы «после морозов сретенских и ужасных февральских метелей пришла бы мартовская Авдотья-обсери проруби, становилось бы вовремя жарко, налетало оводье и комарье около Акулины-задери хвосты, и так начался бы великий коровий зик…» А в какой Франции или Германии он бы все это нашел? И потом, ведь не исчерпывалась Россия большевиками, не покорилась целиком цивилизации."  Варламов   Алексей  Николаевич "Пришвин"
   Может  быть  читателя  смущает,  что  работа  над   рукописью   о  Пришвине   идёт  день  за  днём  на  Ваших  глазах?  Что  делать,  приходится  пользоваться  формой  дневника,  хотя  интернет  позволяет   делать  правки  в  написанном  тексте   позднее...   Как-то   хочется   подытожить  сегодняшний  текст  ложкой  дёгтя...  Верить   можно  человеку  до  определённого   предела...  Пришвину,  как  натуралисту,  верить  можно,  как  человеку,  вряд  ли...

Не  знаю  писать  ли  этот  дневник  дальше?