Религия древних индоевропейцев-3

Сергей Вахрин
Продолжение. Начало см. "Религия древних индоевропейцев"
http://www.proza.ru/2015/07/11/541


На фото:

Овен - знак Зодиака
Ассирийская боевая колесница
Керносовский идол. Изваяние древнерусского бога Индры, Украина, 2500 лет до н. э.



                5. Культ Овна.


В период примерно с 2300 г. до 170 г. до н. э. священным был знак Овна, так как солнце все 2160 лет в день весеннего равноденствия (21 марта) поднималось на фоне созвездия Овна. Знак Овна занял место Тельца и стал воплощать в себе его функции. Это отразилось в мифах и религиозно-космогонической символике Древнего мира.      

За два тысячелетия до н. э. в странах  Древнего Востока, Египте и Месопотамии, а также в Индии открывают способ получения  железа из руды, что обуславливает конец бронзового и начало железного века. Употребление  железа чётко характеризует вступление в эпоху Овна.

В общественном устройстве её наступление характеризуется  распадом общинно-родовых и формированием рабовладельческих  отношений.

С началом эпохи Овна начинается развитие по сути первой европейской цивилизации -  минойской культуры на острове Крит. Около 2000 г. до Р. Х. в среднеминойском периоде начинается процесс урбанизации, растут города, строятся первые дворцы: Кносс, Мелия и Фест.

В этом плане символичен древнегреческий миф о том, что именно на Крите легендарный основатель Афин  герой Тезей убивает «Звёздного быка» - Минотавра, что знаменует собой окончание эпохи Тельца. Так же и библейский Моисей, выведя свой народ из египетского рабства, в гневе разбивает фигуру золотого Тельца.

Можно утверждать, что греческая и римская цивилизации, которые современная наука относит к одному типу общества, в своих проявлениях полностью соответствуют идее эпохи Овна. Главная их черта в том, что они ориентированны на культ войны и героев.

Греки и  римляне воевали самозабвенно и непрерывно. Достаточно вспомнить упоминание Плутарха о том, что ворота храма бога Януса в Риме, которые открывались, когда Римская империя вела какую-либо войну, не закрывались со времён царя Нумы Помпилия (второй царь после легендарного основателя Рима Ромула, 8 в. до Р.Х.) до времен цезаря Августа Октавиана (63 г.до Р.Х. - 14 г.), то есть в течение 700 лет, практически весь период существования Римской империи и вплоть до наступления эпохи Рыб!
Немногим меньше (если меньше!) воевали греки. Марс-воин сменил Марса-земледельца.

Эта смена Знаков Зодиака, смена эр - рубеж чрезвычайного культурного и антропологического значения: Овен (Агнец), как жертвенное животное, заменяет собой в Вавилоне и других культурных странах того мира человеческие жертвоприношения.
      
Овен, то есть козёл или баран, древний символ стихии огня, был также символом искупительной, очищающей жертвы. Отсюда  - «козёл отпущения» у древних евреев - чёрный козел, на которого возлагались все грехи народа, после чего его изгоняли в пустыню, посвящая демону Азазелу. Именно Овен (Агнец), а не Телец - жертвенное животное Библии.

Шумеры называли Овна «созвездием барана», Верховный бог Египетского пантеона – Ра - отождествляется теперь не с быком Аписом, но с Амоном, символическим животным которого был Овен. В это время фараон уже ассоциируется не с Аписом- Тельцом, но с Амоном-Овном.

В древнеиндийской мифологии Агни, бог огня, изображался сидящим верхом на баране. У хеттов существовала традиция в торжественных процессиях нести перед колесницей царя баранью шкуру, посыпанную золотым песком. В античной Греции возникает миф о златорунном баране.

Подводя итог сказанному, эпоха Овна характеризуется переходом от мирной общинно-земледельческой общины к становлению высокоразвитых, воинственных  рабовладельческих государств, развитием кочевого животноводства и массовым переселением народов, заменой матриархата патриархатом, повсеместным распространением лошади и применением железных орудий труда и оружия, установлением культа Героя и резким возрастанием роли Личности в истории.


         
                6. Новое время – новые герои.

      
В эпоху Овна у индоевропейских народов был развит культ героев — мужей, наделённых необыкновенными качествами, которые с детства выделялись среди равных себе, а в битвах снискали бессмертную славу. Прославлять героев в своих песнях были призваны бродячие поэты (барды, скальды, витии).

Возникли  мифы о победе змееборца (в индо-европейской мифологии часто - бога-громовника) над змеем или драконом, вслед за которой начинается гроза, дождь или потоп.

Древнеиндийский Индра ударом молнии (ваджры) убивает похитителя небесных вод дракона Вритру и дарит людям влагу после иссушающей засухи.
Иранский герой Траэтаон убивает чудовище о трёх головах.
Вавилонский Мардук  - бог Солнца и света – также убивает Тиамат, Змею Тьмы, часто изображаемую в виде дракона и символизирующую собой хаос, коварство и порочность.
Славянский Перун, бог грозы и молний, победил Змея.
Сын Зевса Аполлон побеждает змея Пифона.
      
Появление героев - это важнейшее событие эпохи Овна.  Эти «овновские» тенденции в обществе естественно нашли широкое отражение в античной художественной культуре, литературе, изобразительном искусстве. Так, «Илиада» и «Одиссея» Гомера - поэмы сыгравшие огромную роль в формировании античной цивилизации - прежде всего поэмы о войне и героях.

Герои древнеиндийской «Ригведы» и двух эпических гимнов – «Рамаямы» и «Махабхараты» - непрерывно воюют между собой за власть и богатство, основу которого составляет скот.
Война – образ жизни героев эпохи Овна,  в которую уже появляются оружие и орудия труда из железа.
      
Во многих индоевропейских мифах нарисован образ непобедимого героя, который гибнет по причине наличия на его теле единственного уязвимого места:

Уязвимое место Ахилла — Ахиллесова пята.
Уязвимое место Зигфрида — на спине, чем и не преминул воспользоваться Хаген.
Тело Кришны непобедимо, за исключением подошв его ног, и именно в это место поражает его роковая стрела.
В «Шахнаме» тело Исфандияра неуязвимо, но Рустам поражает его особой стрелой в глаз.
Рождённый из осемененного камня Сослан был закалён в ледяной воде, молоке волчицы и расплавленном железе, но его колени остались незащищенными, и именно по ним нанесло удар отлетевшее колесо.
У ирландского героя Conganchnes mac Dedad столь жёсткая кожа, что холодное оружие отскакивает от неё. Однако неверная жена выведала у него то, что убить его можно, загнав раскалённые спицы через подошву в голень. Усыпив мужа, жена прибегает к этому методу.

В античности впервые выступает на первый план Личность человека -  вождя, воина, творца, художника. В родовых культурах творец рассматривался скорее как посредник между божеством и людьми, не обладающий способностью к самовыражению.

Характерна античная религия и мифология: боги Греции и Рима - прежде всего герои и воины, принимающие обязательное участие в битвах людей. В отличие от предыдущих  «космических» богов, боги античности уже конкретные Личности с ярко выраженным характером (причём, в соответствии с требованием эпохи Овна, характером своевольным, энергичным и жестоким), олицетворяющие не существующую материю, а действенные идеи. Следует отметить, что именно в этот период человечество приходит к идее единого бога – то есть Личности и Абсолютной идеи в их синтезе и предельном обобщении.



                7. Культ лошадей.

    
Примерно в V-IV тысячелетиях до н. э. произошло эпохальное событие - в степях Северного Причерноморья была приручена лошадь. И сделали это индоевропейцы. На Ближнем Востоке коневодство и употребление колесниц вошло в жизнь только в середине II тысячелетия до н. э. В законах Хаммурапи при упоминании различных видов скота лошадь даже не упоминается!

Вслед за приручением лошади индоевропейцы изобрели колёсную повозку. В «Авесте» «ратайштар» («стоящий на колеснице») - слово, употребляемое для обозначения касты военной аристократии. В Индии употреблялось иное слово - ратхештар, или более знакомое нам слово - кшатрий, представитель касты воинов. И там, и тут корень – «рат».

На Руси – «ратой» - пахарь, работник в поле, но: «рать» - война, «ратник» - воин. Изобретение конной повозки создало толчок для разделения племён - часть из них устремляется на юг - юго-восток, осваивая просторы Ирана и Индии. От индоевропейской общности отделились индоарии, и произошло это, по всей вероятности, в 3-2-м тысячелетиях до н. э.

Во многих индоевропейских традициях, и особенно в индоиранской, прослеживается культ
лошадей. С этим связаны конные жертвоприношения и колесничные погребения. Отдельные черты этих ритуалов сохранялись и в позднейшее время (эквирии в Риме).

Возвращаясь к Гору - Хору - Хорсу, надо упомянуть о значении этого слова у англоязычных жителей Европы и Америки. «Хорс» (по-английски «horse») означает -  лошадь, конь. Этот факт интересен тем, что в период одомашнивания лошадей (в степях на территории нынешней России) их боготворили, образ коня был символом солнечного божества.

С культом лошади связаны фигуры божественных близнецов, которые в ряде традиций
считались сыновьями богини лошадей. В Греции эти фигуры назывались диоскурами, в Германии — Алками, в Индии — Ашвинами, в Литве — сыновьями Диеваса, в Риме их роль играли Ромул и Рем, «лошадиные» имена носят также первые короли Кента братья Хенгист и Хорса.



Окончание следует