10. Бадминтон

Николай Симонов
        Мама Кирилла – одноклассника Маши -  обратилась ко мне с вопросом, не хотел бы я как психолог поработать вместе с ее хорошей знакомой, тренером по бадминтону, Викторией, и с её юными спортсменами. Предложение меня заинтересовало, я его, конечно, принял, и вскоре прибыл на первую встречу с учениками специализированного спортивного класса, хорошо понимая, что это не только новые возможности, но и большая ответственность. Отсутствие опыта в подготовке спортсменов меня не пугало, просто обновление жизни привело к новому амплуа, и, следуя интуиции, я приступил к работе. Была  определена сумма оплаты за мой труд и регламент встреч с детьми.

         На  первой беседе были родители молодых спортивных талантов. Психологу они обрадовались и очень многие высказали согласие нести расходы.

         Сложным было все, кроме самого отношения к детям, так уж у меня получалось, что каждого ребенка я за что-то любил. Несколько ребят запомнились сразу: Лена Дубова, светловолосая девочка с голубыми глазами, напомнившая кого-то из моего детства, мальчики - Женя,  Гена, Миша. Я попал в царство спортивного клуба «Метеор», известного всей стране высочайшей школой мастерства бадминтонистов и пловцов, прославившегося чемпионами - легкоатлетами,  фигуристами и гребцами.

Я оказался рядом с Заслуженными тренерами и Заслуженными мастерами спорта, и  о такой чести  не мог  и мечтать. Бадминтонный зал был частью трибуны стадиона, на котором футбольная команда «Днепр» принимала гостей в матчах с украинскими и зарубежными командами. Такое соседство не смущало  меня, нужно было работать  и соответствовать высочайшему уровню всех,  кто был рядом.

           Учиться приходилось на собственных ошибках, вслушиваться в каждое слово тренеров, принявших меня с доверием и уважением. Такому доброжелательному приему, который был мне оказан, значительно способствовала  становившаяся в те годы все более популярной и востребованной  наука - психология. Виктория, тренер,  с которым меня свела судьба, всячески меня поддерживала, ввела в коллектив, познакомила с директорами спортивных школ, всякий раз представляя коллегиально и уважительно.

Бадминтона я не знал: перебрасывание воланчика во дворе или на природе, без размеченной площадки, сетки, судейства и строго определенных правил, было скорее не спортом, а развлечением. Это был олимпийский вид спорта, и звезды изящной игры были рядом, и я, представленный спортсменам Викторией Владимировной, в прошлом чемпионкой Союза, был обязан соответствовать всей этой серьезности. 

       Занятия с молодыми спортсменами,  которые я вел, проходили в небольших комнатах – раздевалках для футболистов. Бывал я там два раза в неделю. В дни соревнований я с удовольствием и искренним интересом смотрел игры, а затем, уже при личных встречах с ребятами, разбирал вопросы, связанные с их настроением перед игрой, влиянием удачного и неудачного развития событий на площадке на качество их игры и отношение к сопернику. Вопросов у детей было много, они касались взаимоотношений с родителями и тренером, товарищами по команде, а также успехов в школе. У каждого ребенка был свой характер, свои комплексы, привычки и проблемы. Через год, по решению тренера, со мной остались работать три девочки и два молодых человека. Они чаще других побеждали соперников и были членами сборных команд различного уровня: клуба, области и страны, и я участвовал в их подготовке, по мнению многих тренеров, весьма полезно.

           Платили за эту работу немного, но даже этот небольшой заработок чувствовался в скромном бюджете семьи.  Работать полный день я  привык, еще в Иркутске считал нормальным приходить на завод к восьми утра и уходить вечером,  в десятом часу. Самым сложным в те годы было добираться из дому в больницу, на основное место работы,  из больницы  -  на «Метеор», а оттуда, иногда, в библиотеку. Работа в клубе «Контакт» также приняла полновесный характер и требовала мастерства. В тесном кругу рядом сидели молодые девушки и ребята, школьники и студенты, и нужно было все учитывать: и их пытливость, и лидерские притязания,  начитанность, и сформировавшееся с годами отношение к родителям, учителям, знакомым и просто старшим по возрасту.

            Спасала меня доброжелательность и принцип честных отношений, с молодежью я не юлил и всяческих манипуляций избегал. Во многом с ребятами советовался, и они  признавали меня, хотя спорили всегда. Постоянных участников клубных встреч становилось  больше, многие хорошо знали друг друга и дружили, отмечая вместе праздники.