4. Лечение

Николай Симонов
           Несколько раньше, в апреле этого же девяностого года, я познакомился с Леонидом Александровичем,   сыгравшем в происшедших на этом этапе  моей жизни переменах  роль врача и учителя, человеком, которому я многим обязан и бесконечно благодарен за излечение и профессию.

           Так уж сложилось, что  на мою судьбу Леониды – в переводе их имени с латинского  «сыновья Льва» - оказали большое влияние. С четырнадцати лет в своей семье рос я рядом с Леонидом Николаевичем – инженером, руководителем большого предприятия, эрудитом,  последовательным и благородным человеком. Он был мужем моей сестры, был для меня примером и авторитетом. Работе в снабжении на иркутском заводе выучивался я под знаменами и личным кураторством Леонида Григорьевича -  человека гибкого, хорошо знающего свое дело, друга моего детства.

            Первым  человеком, который принял меня на заводе в Екатеринославе, был также Леонид Григорьевич, но с другой фамилией,   интеллигентный, воспитанный и обаятельный человек. С его помощью я осваивался в новых условиях, в общении с  новыми людьми,  их стилем самовыражения и специфической для Украины системой работы.

            И вот в апреле девяностого  состоялась встреча с Леонидом Александровичем – врачом, к которому я обратился по поводу своей давнишней и возобновившейся дружбы с богом вина и веселья. Эти безобидные шалости  стали все больше  отвлекать меня от дел и пришлось обращаться за консультацией и помощью к специалисту.

           Первое впечатление о нем было приятным: русоволосый, с красивой прической, еще молодой, лет тридцати пяти доктор был одет современно и по-спортивному стильно. Обычного для врача белого халата на нём не было.  В общении был сдержан, тактичен и приветлив, в нем чувствовалась сила особой породы людей, созданных быть рядом с другими для помощи им. Людей мыслящих смело и серьезно. Таких  не очень интересуют житейские мелочи – они хорошо чувствуют главное в происходящем. Он был, наверное, рожден врачом, родители его тоже лечили людей,  и это было их семейной традицией.

            Но более всего Леонид «Четвертый» произвел на меня, совершенно некомпетентного в вопросах психиатрии человека, впечатление своим мнением о  телевизионных сеансах  Анатолия Кашпировского. Анатолий Михайлович в ту пору редко кого оставлял равнодушным, население восторгалось чудотворцем, сошедшим к ним прямо с экрана их собственного телевизора, и тут же возлагало на него надежды на свое исцеление. Находились скептики, которые высказывали полное недоверие психотерапевту. Они причисляли его к шарлатанам,   демонстрировали свою стойкость и даже гордились тем, что непробиваемы для проникновенного взгляда из-под черноволосой челки  и звучащего  как-бы от имени самого провидения  голоса.

           «Чудотворец» убедительно сообщал,  что все будет именно так, как захотят телезрители: все болячки заживут, дети перестанут мочиться в постель, рассосутся опухоли, сойдут отеки и даже шрамы станут менее заметны, а то и исчезнут вовсе. Всю тогда еще не разделенную на отдельные государства страну ожидало массовое исцеление! Тема была модной, и я решил, что Леонид может прояснить мне это новое чудо новых времен. Доктор немногословно и далеко нелестно отозвался о массовом оздоровлении, сказав, что это далеко от настоящей помощи людям, и что такие контакты с доверчивым народом непозволительны и опасны в силу, по сути, односторонней связи врача с пациентами. 

           Я отметил, что в медицине, как и в ранее знакомом мне мире специалистов энергетики и машиностроения, есть интересные, компетентные люди, общение с которыми всегда помогало мне чувствовать почву под собственными ногами.  Уже тогда, в первую нашу встречу, у меня возникла потребность  в этом человеке, и в том, чтобы познать что-то, мне неизвестное. Мыслить логически я  умел и любил порассуждать, и был, как мне кажется, человеком чувствующим, но очень уж недалеким в том, с чем столкнулся, а именно - в психологии, логике души человека.

          Просвещенности в вопросах, связанных с психикой, мне явно не доставало. Очень слабо моя голова управлялась с эмоциями и очень трудно было даже в своей жизни понять очень многое. Был, например, у меня большой опыт несостоявшегося роста: неудавшийся старшина в армии, дилетант в музыке, игравший в оркестре рядом со многими профессионалами, неполучившийся начальник ОТК на одном заводе и несостоявшийся начальник сбыта на другом. И все это происходило при том условии,  что предложения и назначения я получал часто, и поначалу даже справлялся с обязанностями, а затем пост приходилось покидать. Чего-то мне не хватало. А вот чего именно? Чтобы понять это, мне нужно было иметь какое-то другое, более вооруженное мышление. Я лишь предпологал, что это наука, и, в еще более значительной степени, тяжелый и долговременный труд. 

           Постигать эту мудрость захотелось немедленно: тут же была куплена книга «Психология бессознательного» Зигмунда Фрейда, и в дальнейшем  потребность разобраться в тайнах души своей меня не покидала, а становилась все актуальней. Все ярче виделось мое собственное невежество, наивность и отсутствие зрелости. Даже скромные успехи в прозрении приносили радость и помогали мне жить и понимать происходящее. Бывало, что от вопиющей яркости слезились глаза. Во многих иллюзиях пришлось мне разочароваться, а многое другое, незаметное, казавшееся бесцветным, проявилось и оказалось сокровищем.

         Прозрение это продолжалось, и ему не было конца. С годами мне удалось увидеть по-новому даже собственного отца, понять, что я, как взрослый человек,  с ним никогда не общался. Я также долгие годы не мог понять смысл нередко произносимой  отцом истины: «Живи честно». Истины, сложной в понимании и еще более сложной в осуществлении. Понимание такой нелепости в отношениях с самым главным моим мужским наставником, рядом с которым я рос и от которого неосознанно многое перенял, вызывало у меня недоумение и досаду. Почему я не задавал ему вопросов, не выслушивал его рассказов, не просил его рассказать о том, как все это было? Как начиналась моя жизнь и как складывалась его непростая судьба? Что-то об этом он рассказывал, многое говорила мама и сестры, но чтобы я сам просил отца рассказать что–либо  и подолгу его выслушивал, такого не помню.         

          Знакомство с доктором привело меня в совершенно незнакомую и необычную по составу компанию, в которой люди,  пришедшие за помощью с, казалось бы, очень непохожими друг на друга проблемами, сидели в креслах, поставленных кругом, и беседовали по немудреным правилам. Ведущий встречу специалист предлагал участникам вынести на обсуждение волнующую их тему, проблему или сложную ситуацию. Обычно кто-то из участников откликался, и беседа начиналась. Собравшиеся рассказывали о себе, о том, что привело их сюда, что бы они хотели изменить в своей жизни, что они хотят понять в ней, и от чего это с ними все как-то странно происходит. Присутствовало на встречах в разные дни  до восьми участников, а в проведении занятий доктору помогал еще один молодой врач Сергей.

       Была в той моей первой группе всего одна женщина – Лариса. Она работала экономистом в строительном управлении. Был Саша – инженер-электронщик, Толик – руководитель хора дворца культуры, были и другие. Однажды на заседание пришел еще один врач – нарколог, который в дискуссии оставался безучастным и ничего о себе не рассказывал. Это возмутило Ларису: «Что же ты сидишь и дремлешь? Ты или рассказывай о себе, как все мы, или вообще выйди из круга». Нарколог побагровел, а Леонид Александрович объявил перерыв, после которого в группе на одного участника стало меньше.

               Занятия эти  мне  нравились, вел я себя очень активно, но почему-то всегда говорил не о том, о чем планировал. Прогуливаясь по вечерам вдоль Днепра в порядке вечернего моциона, я думал о предстоящей встрече, но тема, которую можно было бы предложить к обсуждению, никак не приходила в голову.  Все казалось примитивным, банальным, и вроде как не было у меня проблем, вот был период – зачастил с выпивкой, а так обсуждать особо нечего, все такое простое, житейское. Но люди рядом рассказывали о себе. Лариса – о своем друге, который был значительно  старше ее, и у которого была семья. Они встречались уже много лет.  Порвать отношения с близким человеком она не решалась, а вместе они всегда выпивали, что бы в их маленьком мире было теплее.

Они привыкли друг к другу и к водке, и к своему, такому нередкому в человеческом бытие, тайному счастью и горю. О парах таких обычно многие знают, и кто-то сочувствует, а кто-то и завидует тому, что они хотя бы так избавляют себя от одиночества. Три эти точки - она, он и волшебный эликсир - определяли их устойчивое положение в раскачивающейся лодке, но на берег было нельзя – на нем у них были семьи и густой лес общественного мнения. 

             Саша электронщик настаивал на том, что бутылочка пива, привезенная ему   сыном из–за границы, не может вмешаться в его намерение уйти от частых запоев, а участники убеждали его в обратном, ссылаясь на свой горький опыт.

               Это всего лишь две истории из достояния той группы, которая, как я потом узнал, была психотерапевтической. Но для меня, как и для других участников, все премудрости медицинских терминов и психологических названий не играли ни какой роли. Возможность участников делиться своими мыслями и чувствами обеспечивалась ведущими мягко и мало заметно. Время летело, работали по полтора- два часа, иногда делая перерыв, а встречались два раза в неделю.

Однажды, когда мы после занятия, прощались возле автобусной остановки и пытались договорить то, что продолжало вертеться в голове,  Толик спросил меня: «А когда уже он вот это сделает – чтобы мы больше не пили? ». Я не замедлил с ответом и сказал, что, наверное, он это делает уже, и воздействие,  скорее всего,  произойдет незаметно. Мне было понятно, что попал я не в цирк, и трюков не будет, и придется выбирать для себя, как я буду жить, и выбор этот признать своим и даже отвечать за него, может быть, жизнью.

               Занятия проходили, как говорят, без отрыва от производства, но  впереди была поездка в отпуск, на море, и через два месяца процесс был прерван. Уезжал я  с мыслью после отдыха обязательно вернуться к таким встречам и с большим личным интересом  продолжить работу над самим собой. Возвратившись из отпуска,  однажды, на трамвайной остановке, я встретил Леонида. Он оставил мне номер своего домашнего телефона и сказал, что аналогичная группа существует и собирается для занятий все в том же помещении, только люди, участники, будут другими. Вскоре контакт с удивительным, полезным и интересным для меня занятием был восстановлен.

             В новой группе встречались мы один раз в неделю. Простые правила предполагали говорить всегда от первого лица, подчеркивая этим свою личную ответственность за сказанное. Не перебивать говорящего участника, не давать никому часто принятых в ситуациях чужих проблем советов и не рассказывать посторонним людям того, о чем говорили участники. Между собой общались мы и до, и после занятий, обменивались информацией о литературе философской и психологической направленности. Участники были увлечены Эрихом Фроммом, Шопенгауэром, Виктором Франклом.

            Так на сорок шестом году жизни я стал приобщаться к мудрым мыслям и регулярным беседам, в которых понемногу начинал понимать, о чем идет речь в данный момент дискуссии. Общение возымело  влияние на мои жизненные планы  и, продолжая работать в малом предприятии вместе с Леонидом Григорьевичем, я все больше проникался навыками, принятыми в группе, и обнаруживал свои взгляды обновленными.

Как будто многое, чего я раньше не замечал, становилось отчетливым и понятным, часто увиденное по-новому не было лучше и точнее прежнего понимания, и поиск истины продолжался. С годами самостоятельной работы я понял, что именно поиск, а не истина, и есть терапия, а сама истина всегда остаётся непостижимой, чего бы ты  ни выдавал за неё. 

           Однажды Леонид Александрович предложил троим участникам, в том числе и мне, попробовать проводить регулярные встречи с пятью совершенно новыми, незнакомыми людьми. Задачей было помочь им, страдающим от пьянства и попавшим в беду, опираясь на наш собственный опыт жизни без спиртного и на весьма скудное знание психологии, с помощью групповых встреч. Опыт взаимопомощи зависимых людей друг другу был в мире очень популярен и представлен традициями анонимных алкоголиков, со специальной литературой которых мы были знакомы.

Занятия начались, и через пару месяцев закончились нашим полным провалом. Все пришедшие за помощью пять человек стали дружно выпивать, а ведущим оставалось сделать выводы, что дело, за которое они взялись, непростое и им не по силам. И все же доверие, оказанное нам доктором, и полученный опыт звали  меня дальше как в новом творческом деле, так и в основной моей работе, кормившей семью.

          Годы, в которые все это происходило, были для огромной страны временем перемен. Выбор делался всеми её гражданами вместе и каждым человеком в отдельности. Людям предлагали бизнес, занятие чужестранное, непонятное, из области свободы, которой так давно всем хотелось. Такие возможности были для кого-то желанными и они, обгоняя позволяющие такую деятельность законы и рискуя, занялись «челночной» коммерцией или частным производством. Названий в соответствующих указах всем этим разновидностям выживания в новых условиях было не счесть.

          К весне девяносто первого года многое в моих представлениях о жизни поменялось: в стране полным ходом шла перестройка, и это манило перспективами получения долгожданных должностей и сумм. Малое предприятие, открытое пару лет назад, на котором я работал, имело несколько отделов, один из них занимался научными исследованиями и сотрудничал с петербуржским предприятием «Заря». Его специалисты  периодически приезжали за зарплатой в Екатеринослав и получали колоссальные суммы, и мне виделось возможным,  что и я, и мой директор тоже будем, наконец-то, получать очень много хотя бы по какой-то, одному мне известной справедливости.

        На самом деле, я не обладал уникальными знаниями, а мой директор, Леонид Григорьевич, не имел реальных представлений о бизнесе в условиях зарождающегося рынка. Иждивенческие привычки окупать свою собственную непросвещенность средствами завода, в котором годами копились и сырье, и материалы, и продукция, весь этот опыт, стиль и иллюзорность представлений были очень популярны в хозяйствовании прошлых лет всепрощающего социализма. И благодаря нашей инертности, перейдя в новые времена всей своей неподходящестью,  они сделали работу коллектива, очень хороших и трудолюбивых людей, бесполезной. Бизнес не приносил прибыли – это была проигранная игра в предпринимательство, но платить приходилось уже не из казны.

        В  начале девяносто первого я еще не знал, что через год буду жить в другой семье. Память обо всем том, что было в первом браке, обо всей прожитой за те двадцать пять лет  совместной с Людмилой жизни, будет всегда во мне жива. И что будет она отзываться во мне очень разными чувствами: то грустными, то теплыми, а то и радостными. Все, что было тогда со мной, никуда не денется, а станет более весомым и понятным.         

          Где проходила Перестройка: в Стране Советов, в жизни моей или в моих мыслях,  было совершенно понятно - она была везде, и судьбы всех людей, попавших в этот водоворот, трещали по швам. Ветер перемен, начавшийся с середины восьмидесятых, набирал силу, раздувая старые привычные для всех листки прописных истин о надежности государственных сберкасс и стабильности родных заводов.

Очень много знакомых мне людей срывались с насиженных мест и уходили искать счастья не только от жажды разбогатеть или поиска приключений, а просто в силу повальных сокращений штатов и невыплат заработанных денег. В стране происходила экономическая революция, которая в августе девяносто первого года обернулась политическим переворотом, впоследствии предоставившим союзным республикам  самостоятельность.

На месте нерушимой державы возникали новые государства со своими границами, конституциями и президентами. Описывать столь значительные эпохальные события, их историческую, гражданскую и социальную сущность я не берусь, но жизнь моя и многие изменения в ней были неотрывны от подробностей тех дней и во многом  стали их следствием.