СОН

Адам Давид
   Натан начинал свой бизнес с мелкой торговли в Москве. Потом организовал оптовые поставки из Китая и открыл банк поддержки. Дело пошло, люди доверяли ему и вкладывали деньги.
 
   Зарабатывали хорошо и стабильно до тех пор, пока не привлекли внимание могущественного чи-новника N. Он устроил финансовую проверку фирмы, но ревизоры нарушений не нашли, тогда он устроил рейдерский захват фирмы и разорил Натана. Доверители тоже остались без денег.
 
   Натан опустил голову и стал искать защиты у других чиновников, обратился в суд, но не было та-кого адвоката, который мог бы ему помочь. Сочувствовали, понимали, а защиты не было. Отправился в синагогу, посидел, послушал и ушёл бродить в толпе по Лубянскому проезду. 
Вечером сидит перед чёрным экраном телевизора, свет не включает. Час или два прошло, как за-дрожал и запел в кармане его телефон. Не хотел отвечать, но нажал зелёную кнопку, когда увидел, что это израильский номер Рафаэля, наверное, почувствовал друг его беду.
 
   После обычных слов приветствия решился и рассказал о своём несчастье, о том, что ниоткуда нет ему защиты.
   Выслушал его Рафаэль и отвечает:
   – Есть в Иерусалиме Котель Маарави, Западная стена Храма, её называют Стеной плача, евреи и не евреи из разных стран приходят туда со своими жа-лобами и просьбами. Даже министры и главы госу-дарств. Почему бы тебе не попросить там защиты?
   Натан задумался и говорит:
   – Это что, последняя инстанция? Может быть ты прав. Еду!
   На следующей неделе, в воскресенье, он сидел в кресле самолёта, взявшего курс на Тель-Авив.
 
   Надо же было случиться тому, что рядом с ним оказался тот самый чиновник, господин N, виновник его банкротства. Однако  Натан не показывает своей неприязни, думает, может ещё не всё потеряно. 
Он молчит о своей цели, а тот, довольный,  рассказывает, что получил приглашение на международную конференцию в Иерусалиме. Вместе они прилетели, вместе на такси добрались до гостиницы «Плаза» и номера сняли на одном этаже.
 
   Ждут в холле, в приёмной, пока их оформят, слушают  разговор русского туриста с дежурным о том, как он купил в прошлом году лотерейный би-лет и выиграл два миллиона, а теперь приехал за новым билетом. Встал с кресла господин N. и  говорит Натану: «Пойдём и мы купим, может быть, выиграем, а нет, потеря не велика». Натан пожал плечами, но пошёл за ним следом. Пришли они к лотерейному киоску, заплатили, и продавец помог им заполнить карточки.

   Потом в баре они выпили по чашке кофе и тот человек, господин N. вернулся к себе, а Натан направился к Котелю. Время было перед праздником Йом Кипур, у Котеля столько людей, что он с трудом нашёл себе место у стены. Прислонился лбом к гладкому камню и заплакал. Кому расскажешь, о чём он думал, что пережил! Долго стоял, а когда уходил, словно снова с отцом прощался в час его смерти.
 
   Родственники и друзья в Израиле знают, что Натан прилетел, ждут его, а он никому не позвонил и ни к кому не пошёл, бродил по городу до поздней ночи, ничего не ел, только воду пил. Вернулся в номер и лёг спать.
   
   В то же время и господин N. вернулся. Довольный что день удачный и вечер хороший, что ужин с другими делегатами конференции был в хорошем ресторане, не хуже «Праги» на Арбатской. Голова немного кружилась от еврейского вина, поэтому он не крутился на подушке, сразу заснул.

   Снится ему, что он на приёме в большом зале Министерства иностранных дел России, вокруг важные дипломаты, послы, подходит к нему один из них и говорит:
   – Ты купил лотерейный билет?
   – Купил.
   – Еврей Натан, который с тобой прилетел, тоже купил?
   – Да, мы были вместе.
   – Иди к нему, скажи, что хочешь обменять свой билет на тот, что он купил.
   – Зачем? – Удивился он и открыл глаза.
   Посмотрел на часы – только три часа ночи. По-вернулся на другой бок и заснул. Видит тот же сон, снова он среди дипломатов, стоят они группами по несколько человек и смотрят на него. И снова подходит к нему человек из предыдущего сна, и говорит:
   – Иди, иди, не теряй время, скажи, что хочешь обменять свой билет на тот, что купил Натан, не меняй судьбу,  твой билет у еврея, а его у тебя!

   Проснулся, видит уже утро, думает: «Вот он пророческий сон на святой земле, наверное, выиграет тот билет, что у еврея». Умылся, оделся, пошёл к Натану, а он уже в дверях, собрался выходить. Остановил его господин N., говорит:
   – Доброе утро, земляк, мы вчера купили лотерейные билеты, давай обменяемся, я тебе свой дам, а ты мне свой.
   Удивился Натан, думает, что просто так этот человек не предложит, говорит ему:
   – Нет, не хочу.
   – Давай-давай! Я тебе доплачу пятьдесят долларов.
   – Нет, пусть твой билет останется у тебя, а мой у меня.
   Господин N. торгуется, поднимает цену, предлагает сто, двести, пятьсот долларов, дошёл до тысячи. Злится, что Натан упорствует, говорит:
   – Подумай, что я с тобой сделаю, когда вернёмся в Москву, деньги свои ты потерял, устрою тебе, что свободу потеряешь.
Дрогнуло сердце Натана, чувствует, что может ударить наглеца, но сдержался, вытащил из бумажника свой билет, бросил на пол, сел в кресло и ждёт. А тот поднял, спрятал в карман, а свой билет и тысячу долларов, как обещал,  положил на стол и вышел.
 
   Натан в это утро уехал в Хайфу, и больше они не встречались.
   Неделю спустя был розыгрыш лотереи, Натан купил газету,  проверил билет, что остался в его ру-ках, и удивился. Пошёл в «Мифаль hа-Паис», в управление лотереей в Израиле, там проверили и поздравили его с выигрышем в восемнадцать миллионов.
   Набрал Натан номер телефона жены, кричит ей:
   – Родная! Любимая! Мы выиграли!
Хорошо ему, знает, как теперь жить.