Глава 4. Внеочередное бюро

Александр Можаев 2
           1.
  После ухода Ивана Ивановича Кормушкина в кабинете Зайцева  воцарилось молчание.Но не надолго.Первым пришёл в себя замполит.
 - Марина, дело плохо.
 - Знаю.
 - Сегодня, возможно, придётся положить на стол партбилеты.
 - Что будем делать?
 - Думать надо.Этот старый идиот и фанатик будет добивать нас.Первый секретарь явно на его стороне.Это ясно!Вот что,Марина,иди и пришей ему оторванную брючину.Сможешь?
 - Смогу.
 - Иначе он в таком виде пойдёт на бюро.Не сомневайся!
 - Иду.
  Марина Петляева, взяв в своём кабинете нитки и иголку,осторожно постучалась в железную дверь музея.
 - Валерий Павлович, откройте!
 - Кто это?
 - Это я,Марина Петляева!
 - Что хочешь? Отнять всё назад!Не пройдёт!
 - Нет!Что Вы!Я хочу брючину Вам зашить!
 - С чего бы это?
 - Неудобно в таком виде идти на бюро.
 - Это верно,неудобно...
 - Откройте!
 - А разбойник далеко?
 - Какой ещё разбойник?
 - Какой?Зайцев разбойник!
 - Нет его!
 - Врешь,девка!Старого воробья на мякине не проведешь!
 - Откройте!
 - Я открою,а он за дверью затаился!Ага!Вы вдвоем на меня навалитесь!
 - Я одна!
 - Нет,уходи!Иначе я опять буду звонить в райком!
 - Хорошо, хорошо!Я ухожу.
 - Вот то-то.Уходи!
  Марина, окончательно расстроенная,вернулась в кабинет замполита и,всхлипывая,рассказала ему всё. Зайцев заметно нервничал и стал бегать по кабинету.
 - Только из-за тебя,Марина, я вляпался в эту историю!
 - Откуда я знала?
 - Думать надо головой,а не каким другим местом.
 - Ты на что намекаешь?
 - Ни на что!Думать надо!
 - Я не виновата,что он весь такой.Весь несгибаемый!
 - Он не несгибаемый,он дубовый!
 - Скоро бюро...Что делать?
 - Марина, иди и проси у него штанину.Как хочешь!Соображай!
 - Что значит "как хочешь"? Тебе,выходит,всё равно?Может,мне ему себя предложить?
 - Всё, что угодно!Я тут ни при чём! Все,что угодно!У нас уже нет ни времени,ни выбора!
 - Вот как...Ну,спасибо,Витя!
 - Потом,потом эмоции!Иди!
  Зайцев чуть не силой вытолкал свою опостылевшую любовницу:"Вот дура-то!И чего тянет?". Марина опять постучалась в дверь музея, добротно обитую железом.
 - Откройте,Валерий Павлович!
 - Ты опять?
 - Я одна,не беспокойтесь!Давайте, я зашью!
 - Нет!
 - В чём Вы пойдете на бюро?
 - В кальцонах!Я старый солдат!
 - Стыдно так.
 - Мне ничего не стыдно!
 - Я очень Вас прошу!
 - Что?Боитесь,вскроются следы Ваших преступлений?Увидят!Увидят!
 - Валерий Павлович, простите меня.Я на всё согласна,чтобы искупить свою вину!
 - На что ты согласна?
 - На всё!
 - Хорошо! Но знай,если Зайцев притаился за дверью,то у меня в руках железный лом - сразу вам обоим башки проломлю!
 - Я одна,Валерий Павлович!
  Резко открылась железная дверь и в Марину Петляеву полетели брюки военрука вместе с оторванной штаниной.
  Тяжелые раздумья омрачили сытое и красное чело Виктора Сергеевича Зайцева:" Как же я  мог опростоволосится?Господи!Какая глупость! Сесть в такую лужу!Почему военрук,этот старый буйнопомешанный идиот,решил реквизировать этот злосчастный фотоаппарат и прочее?Кто?Кто его подбил на это?Чья идея?Понял!Понял!
  Пронский и Севрюков! Они,они - два ядовитых голубчика,постарались!Они!Они!Больше не кому!Пронский когда-то работал в газете,знает фотографию.Предложил старому дураку помощь,а тот хоть на ДЗОТ грудью ради своего дурацкого,ни кому не нужного музея пойдёт!
  Хороший ход.
  А Марина до чего глупа!Как она могла не сообразить?Но что делать теперь?
  Каяться!Плакать!Не поняли друг друга,текучка заела.Всё! Пора в райком!Пора...

           ВЫПИСКА
     из протокола закрытого заседания
     внеочередного бюро райкома партии.
Председательствующий т.Красноправдин Я.И.:
 - Скажите,Валерий Павлович, как и почему Вы подверглись нападению и избиению со стороны т.т.Зайцева В.С. и Петляевой М.С.
Дубов В.П:
 - Многие годы назад я задумал создать музей "По следам боевой славы". В нем должна быть отражена история освобождения родного города от немецко-фашистских захватчиков.Собираю все материалы я в основном на свои средства,ни кто реальной помощи не оказывает.
  В семнадцать лет я добровольцем ушёл на фронт и являюсь участником освобождения города.Кроме того,я брал Кёнигсберг,брал Берлин.С первых дней,как я взялся за благородное дело создания музея в училище - мне,кроме предоставленного самого ободранного помещения,ни какой другой помощи ни от кого не было.
  Сделав ремонт полностью за свой счёт, я натолкнулся на равнодушие и чванливость со стороны Зайцева В.С. и Петляевой М.С.Кроме того,что они постоянно были высокомерны со мной,они ещё всячески препятствовали моей деятельности. Все знают,что военно-патриотическое воспитание есть основа воспитания гармонической личности. Все знают,кроме моих постоянных неприятелей - Зайцева и Петляевой.
  Дорогие товарищи!Сегодняшний факт - не случайность,а проявление истинного лица данных лжекоммунистов!
Председательствующий т.Красноправдин Я.И.:
 - Что произошло сегодня конкретно?Как Вы оказались жертвой их нападения?
Дубов В.П.:
 - В 11.00. я прибыл в кабинет Петляевой М.С.По прибытии на место назначения я пытался привлечь фотоаппарат и часть фотооборудования для выполнения некоторых работ по благоустройству музея.
  Не желая слушать и понимать проблемы военно-патриотического воспитания подрастающего поколения,Петляева со всей присущей ей злобностью вцепилась в меня зубами и,в конце концов,завалила на пол.
  Оглушив плакатом по голове,Петляева ловко запрыгнула на мою спину и подло оседлала меня,потом стала в бешенстве рвать и грызть мою одежду.На помощь бандитке из резерва прибыл её любимый любовник - замполит Зайцев. Он так же завалился на меня,и они вместе,по-видимому,хотели просто удавить ветерана.Когда-то,на фронте,я был разведчиком,и нас так просто не возьмёшь!
  Я схватил уже окончательно упавший от агрессии Петляевой в мой адрес аквариум и оглушил им перерожденца Зайцева.Думаю,что именно это и спасло мне жизнь!Схватив красное знамя, эту святыню,я кое-как отбился от обезумевший Петляевой и спасся в помещении музея.
  Сразу оттуда я позвонил первому секретарю райкома партии товарищу Кормушкину и попросил о помощи,так как имел все основания опасаться за свою жизнь.
  Дорогие товарищи!Дальнейшее пребывание  в партии этих злоумышленников считаю невозможным и требую,как ветеран партии с почти сорокаленим стажем их исключения!
Председательствующий Красноправдин Я.И.:
 - Скажите,Валерий Павлович,на каком основании Вы заявили,что Зайцев В.С.состоит в интимной связи с Петляевой М.С.?
Дубов В.П.:
 - Я старый разведчик и меня ни кому не удасться провести! Они часто совокупляются в кабинете замполита и для этого закрываются там.Потом эта Марина выходит вся красная,как помидор,и оглядывается со стыдом по сторонам.
Председательствующий т.Красноправдин Я.И.:
 - Валерий Павлович, я считаю,что это ещё не повод для таких заявлений.
Дубов В.П.:
 - Хорошо!Я через определенное время по стараюсь предоставить уважаемому бюро подробные факты!
Председательствующий Красноправдин Я.И.:
 - Расскажите,коммунист Петляева М.С.,почему Вы напали на коммуниста Дубова В.П.?
Петляева М.С.
 - Валерий Павлович в силу общего и давнего недопонимания между нами представил факты в сугубо личной интерпретации.На самом деле всё произошло по-другому.
Председательствующий Красноправдин Я.И.:
 - Конкретнее!Пожалуйста, не отнимайте у бюро драгоценного времени!
Петляева М.С.:
 - Конкретнее?!Хорошо! Неприязненные отношения с Дубовым В.П. у нас сложились давно и причина этого отнюдь не в моём, якобы,препятствии к созданию военно-патриотического музея.
  Дело в общем хамстве и грубости т.Дубова В.П.Один раз,при учащихся,он во всеуслышанье заявил,что у меня такая юбка,что сквозь неё хорошо видна,простите,моя голая ж...,и что в его время так ходили только проститутки!На протяжении довольно длительного времени он высказывает по отношению ко мне подобные военные остроты!
  Я всегда старалась сдерживаться,но один раз не выдержала и высказала в глаза ему всё, что думаю по этому поводу.С тех пор его остроты стали носить ещё более невыносимой характер.
Председательствующий т.Красноправдин Я.И.:
 - Вынужден повторить свой вопрос и настаиваю на этом!Почему Вы напали на коммуниста Дубова В.П.?
Петляева М.С.:
 - Я не нападала на Дубова ни сегодня, ни раньше.Ни какой агрессии,даже самой маленькой,я не проявляла.
Председательствующий Красноправдин Я.И.:
 - Вы утверждаете,что Вас постоянно оскорблял Дубов В.П.Вы обращались к кому-нибудь за помощью?
Петляева М.С.:
 - Да!К замполиту,т.Зайцеву В.С.
Председательствующий т.Красноправдин Я.И.:
 - Как Зайцев реагировал на Ваши обращения?
Петляева М.С.:
 - Он постоянно обещал принять меры к товарищу Дубова В.П. и утешал меня:"Надо потерпеть.Пожилой человек со своими взглядами." Сегодня Валерий Павлович буквально вломился в мой кабинет и,ни слова не говоря,схватил фотоаппарат и фотоувеличитель. Всё это оборудование числится на мне.Я материально ответственна за его сохранность и не могла не принять меры к расхищении социалистической собственности.
Председательствующий т.Красноправдин Я.И.:
 - А какие конкретно ,"меры",как Вы их называете,были приняты?
Петляева М.С.:
 - Я вцепилась в его руку,пытаясь забрать социалистическое имущество назад.Но он очень силён и пытался оттолкнуть меня.Произошла,по воле случая,неприятная потасовка,в ходе которой он словестно и физически оскорблял меня.Я решила не уступать и мы упали на пол.
  В потасовке у него,непонятно как,отскочила брючина,а меня он ударил ногой в зубы.
  На шум прибежал Виктор Сергеевич и пытался прекратить эту сцену.Он старался разнять нас с военруком,но Валерий Павлович ударил его аквариумом по голове,от чего замполит на некотое время был оглушен.
  Потом Валерий Павлович направил красное знамя пикой мне в горло и с криком "Контра!" убежал в музей,захватив,всё-таки,фотоаппарат и фотоувеличитель.
Председательствующий т.Красноправдин Я.И.:
 - Как Вы,коммунист Петляева, оцениваете всё случившееся?
Петляева М.С.:
 - Всё случившееся есть результат недопонимания между коммунистами училища,хотя имеет место и просто факт недоразумения.
  Я осознаю свою ошибку,которая,в основном, заключается в излишней решительности моих действий и готова за это недоразумение принести свои искренние извинения товарищу Дубову В.П.
Председательствующий т.Красноправдин Я.И.:
 - Ждём от Вас подробных объяснений, товарищ Зайцев!
Зайцев В.С.
 - Дорогие товарищи! Как уже сказала товарищ Петляева,я прибежал на место происшествия слишком поздно и случайно оказался участником этой потасовки.Оказался скорее не участником,а жертвой этих событий.Я имею ввиду  удар аквариумом по моей голове.
  За это я не держу зла на уважаемого мною Валерия Павловича. Понимаю так:мы,коммунисты.Делаем общее дело и между нами не место каким-то обидам.Убеждён, что любой вопрос можно решить в рабочем порядке.
  Что касается Петляевой М.С.,то при всей её, в общем-то,понятной горячности,следует отметить её искреннее стремление сохранить социалистическую,вверенную лично ей,собственность.Думаю,что если бы глубокоуважаемый Валерий Павлович потрудился объяснить Марине цель изъятия фотооборудования,то молодой коммунист Петляева М.С. сама бы оказала всевозможные содействие Валерию Павловичу. Марина права,случившееся - это просто недоразумение, вопиющее,впрочем, недоразумение...
  Кроме того,считаю,что надо немедленно разработать и принять комплекс мер,которые усилят координацию действий коммунистов в благородном и трудном деле военно-патриотического и общественно-политического воспитания советской молодёжи.
Председательствующий т.Красноправдин Я.И.:
 - Как утверждает товарищ Дубов В.П.,Вы являетесь любовником т.Петляевой М.С.Что Вы на это скажете?
Зайцев В.С.:
 - Прежде всего скажу,что подобные инсинуации очень оскорбительны как в мой адрес,так и в адрес т.Петляевой М.С.!Не приводя ни малейших доказательств,Валерий Павлович в силу своей неоправданной горячности,ставит под сомнение моральный облик сразу двух коммунистов.
  Учитывая возраст Валерия Павловича,а так же его не малые заслуги перед партией и страной, я лично готов простить ему необоснованные нападки в мой адрес и идя ему навстречу,готов даже извиниться перед ним за всё случившееся.Где-то я просто не доработал и вот такой результат...Простите меня,товарищи!
Председательствующий Красноправдин Я.И.,:
 - Мнения сторон выслушаны.Прекратите смех,товарищи! Здесь не балаган!Мнения сторон выслушаны,какие будут высказывания или предложнния?

  Заседание внеочередного бюро райкома партии в основном на этом закончилось.Результаты заседания: Зайцеву В.С. и Петляевой М.С. - объявить строгий выговор, т.Дубову В.П. - сделать замечание.
  Долго,долго хохотали работники райкома над всем случившемся...

                2.
  В то время,когда шло внеочередное бюро райкома партии ,завхоз Хапугин и секретарь училища Дятлов Иван Сергеевич времени зря не теряли.Посоветовавшись между собой,эти два прожженных училищных волка решили,что,как всегда, правота Зайцева будет доказана и Дубов здесь уже больше не работает.
  Воспользовавшись тем,что Валерий Павлович, торопясь на бюро райкома,по рассеяности оставил ключ в замке двери музея, они самоотверженно, в поте лица своего,растаскивали содержимое музея по своим кладовым.Иван Сергеевич Дятлов реквизировал запасы бумаги,все справочники и вообще, всю литературу,которая по его глубокомысленному мнению,могла ему ещё хоть как-то пригодится,забрал стулья и дубовый письменный стол,сейф и снял люстру.
  Но особенно отличился неугомонный труженик хозяйственного движения завхоз Хапугин Сергей Платонович.За два с небольшим часа им были конфискованы: телефон,вся мебель,весь инвентарь,кроме плакатов,фотоаппарат с фотоувеличителем.небольшой запас стройматериалов, большинство из которого Валерием Павловичем было,действительно, куплено на собственные деньги.Скользили сомнения,которыми была слегка уязвлена природная скромность Сергея Платоновича.Но ложные и глупые сомнения были по-пролетарски быстро отброшены в одну из бесчисленных кладовых Хапугина.
  Когда революционно-благородное дело экспроприации было закончено,Иван Сергеевич и Сергей Платонович ещё раз прошлись по музею.Острый глаз Ивана Сергеевича заметил носовой платок Валерия Павловича,а за плакатом всевидящий Сергей Платонович обнаружил стограммовый стакан и автоматически затолкал его в свой карман.Изобретательный ум Хапугина подсказал ему,что многочисленные плакаты Валерия Павловича могут не висеть,а стоять на полу.И вот он уже снимает их,трудолюбиво вытаскивая дюпеля из стен,которые мирно оседали в его бездомных карманах.
  К четырём часам дня в опустошенном музее оставались только плакаты и беспартийные тараканы,неожиданно получившие в своё полное распоряжение новую территорию и тут же усердно стали осваивать её.

  Ровно в половине пятого в училище из райкома возвращались Петляева и Зайцев.Сзади,примерно на километр,отстал военрук.Войдя в училище, замполит на ходу спросил дневального:
 - Учащиеся все разошлись?
 - Да,Виктор Сергеевич.
 - Ты тоже свободен.Иди домой.
 - До завтра.
 - До свидания.
  Направляясь дальше,в свой кабинет, Зайцев услышал стук молотка с того конца коридора,где находился музей.Заинтересовавшись необычным для этого времени дня стуком,замполит,пригнув голову,пошёл на этот стук.За ним шла любопытная Марина Петляева.
  Подойдя к музею,Зайцев не поверил своим глазам - Хапугин и Дятлов уже выкручивали последние шурупы железной двери музея и,наконец,после невероятных усилий,дверь поддалась.У ошеломленного Зайцева закатились глаза,отвисла челюсть и он стал медленно оседать.Чуть придя в себя после некоторого замешательства,он прошёл в глубь музея и с ужасом увидел,что музея больше нет...
  Жадно хватая ртом воздух,он испепелял взглядом Дятлова и Хапугина.
 - Па-аче-му-му-у-у?
 - Поздравляем Вас,Виктор Сергеевич! Так Дубову и надо!
 - Па-ачем-у-у?
 - Что с Вами,Виктор Сергеевич? Марина,дай воды Виктору Сергеевичу.Он,наверно,от сегодняшних волнений плохо себя чувствует!
 - Идиоты!Два идиота.Что вы наделали??Идиоты!
  Наконец, к Виктору Сергеевичу полностью вернулась способность соображать и говорить,что само по себе,лишний раз свидетельствовало о его крепком здоровье.
 - Кто разрешил.Почему?
 - Раз нет больше Дубова,то больше нет музея.И слава Богу!
 - Дубов был!Дубов есть!Дубов будет!Что сейчас будет!
  До Хапугина все дошло.Он понял,какую чудовищную ошибку совершил.Заискивающе глядя в глаза Зайцева и Петляевой,он проблеял:
 - Что делать???
 - Слушай,идиот,и ты,Марина! Немедленно отключайте все телефоны в училище!Ты,Хапугин,бери на себя все телефоны поблизости,телефонную будку,котельную,медпункт и всё остальное.Отключи,как хочешь,но чтобы не работали.Быстрее!!
  Послышался цокот сапог Валерия Павловича.Виктор Сергеевич юркнул в свой кабинет,закрылся и присох ухом к замочной скважине.Дятлов,Хапугин и Петляева действовали.
  Валерий Павлович подошёл к музею и стал удивленно оглядываться - ему показалось,что он по каким-то причинам,ему неизвестным,просто заблудился.Но ноги упрямо вели его в глубь музея.
  Через пять минут с лицом разъярённого носорога он вылетел из музея и побежал к кабинету Зайцева. Громко постучав,Валерий Павлович твёрдо произнёс:
 - Выходи,Зайцев!
 - Что случилось, уважаемый Валерий Павлович?
 - Выходи!

  Изобразив на лице миролюбие и крайнее недоумение, замполит с опаской открыл дверь.
 - Заходите,Валерий Павлович! Нам давно пора уже пора поговорить,как двум коммунистам.
 - Это - твоя работа?
 - Не понимаю,о чём речь?
 - Сейчас обьясню. Телефон где?
 - Вот,пожалуйста.
  Валерий Павлович взял услужливо поданный Зайцевым телефон и стал по очереди сосредоточенно набирать номера:т.Вперёдсмотрящего,т.Кормушкина и прокурора Железностоящего и других,не менее важных в таких случаях товарищей.
  Телефон не работал.
 - Что с телефоном?
 - Не знаю.Я пришёл одновременно с Вами,Валерий Павлович. Завтра вызову мастера.
  - Пойдём со мной!
 - Куда,Валерий Павлович?
 - Увидишь!Идём!
  Решительным шагом военрук направился к музею.Сзади плелся с самыми  дурными предчувствиями,готовый ко всему,Виктор Сергеевич Зайцев. Он старался не думать о самом ближайшем возможном будущем.Военрук и замполит вошли в помещение музея.Зайцев изо всех сил старался изображать крайнее удивление и благородное негодование.Он счёл за благо взять инициативу в свои руки.
 - Ужас!Не может быть!Ужас!Святое дело кто-то разрушил!
 - Кто разрушил...Зайцев?
 - Если бы я знал,я бы его сожрал!С потрохами!
 - Это,случайно, не твои помощники?
 - Мои?Нет!А кто имеется ввиду?
 - У тебя их много!
 - Валерий Павлович, я знаю,что надо делать!
 - Что?
 - Создадим авторитетную комиссию,будем разбираться своими силами.
 - Своими силами?
 - Да!Сами!А Вы,Валерий Павлович, её возглавите.Я думаю,Валерий Павлович, Вас ни кто не сможет обмануть.
 - Хорошо...Я возглавлю.
 - И горе варварам!Я тоже подключусь.
  Валерий Павлович медленно переваривал.Потрясение было настолько велико,что сейчас в его голову ничего разумного просто не приходило.Он посмотрел на Зайцева странным,недоверчивым взглядом,от чего у того по спине забегали мурашки и решительно направился к выходу из училища.
 - Вы куда,Валерий Павлович?
 - Домой!
  Зайцев облегчённой вздохнул.Какую грозу пока пронесло!Тут же,как из под земли,появился перепуганный завхоз.
 - Хапугин,чтобы к утру всё было на месте!Всё! До последнего гвоздя!Иначе сушите с Дятловым сухари.В Магадане с сухарями перебои!
 - Всё будет сделано,Виктор Сергеевич.
 - Я буду у себя в кабинете всю ночь!
  Несколько раз за вечер и ночь Зайцев проверял,как работают столь явно перетрудившиеся за последние сутки Хапугин и Дятлов.Наконец, уже под утро,он уснул в своём кресле.Ровно в восемь часов утра,услышав первые шаги в коридоре,замполит,позевывая,вышел из кабинета.
  Навстречу ему со стороны музея шагал Валерий Павлович Дубов.Виктор Сергеевич, волнуясь,пытался по глазам военрука угадать его настроение,браво произнёс:
 - Здравствуйте,Валерий Павлович!
 - Злоумышленники всё вернули на свои места сегодня ночью.Даже железную дверь поставили на своё место.
 - Кто бы это мог быть?
 - Я узнаю,Зайцев! Им не поздоровится!Я найду!
 - Извините,Валерий Павлович! Я сейчас очень занят.У меня начинается рабочий день.
  Сделав несколько шагов назад к своему кабинету,на двери Зайцев увидел наклеенный листок со стихами.Сорвав его,он стал лихорадочно читать.

         ГОЛОДНАЯ ЖЕНЩИНА.

        У кого чего болит-
        Говорить не модно.
        Держит,держит замполит
        Женщину голодной.

        Обезумев от тоски
        Бедная Марина
        Изорвала на куски
        Палычу штанину.

        И на что?На что?На что?
        Посягнули руки?
        Ветерану и бойцу
        Изодрала брюки.

        Чтобы сбить её экстаз-
        Замполит вмешался.
        Ей не дали даже раз!
        Даже подержаться!

        Кто?Кого сейчас винит?
        Трудно догадаться...
        Бедно-бледный замполит
        Может доиграться!

  Спрятав листок в карман и быстро оглядевшись,Зайцев торопливо пришёлся по этажу - на всех дверях этажа висели точно такие же листки!
  Везде и всюду!