Шрамы над бровью

Леонид Старцев
Однажды подростком я попал на показательные выступления боксеров. Я смотрел на ринг как завороженный. Два паренька азартно боксировали на ринге, и так все у них здорово получалось, легко, красиво. Вот бы и мне так, - думал я как о чем-то фантастическом. Но мечты и, правда, иногда сбываются.
Вскоре встретил знакомого – Вовку. Когда-то мы учились в одном классе. Тогда он был бледным и тщедушным, ему частенько доставалось от более сильных одноклассников. Потом наши дороги разошлись, мы стали учиться в разных школах. Теперь Вова шел уверенной походкой, с высоко поднятой головой, за спиной - спортивная сумка.
- Привет!
Он тоже был рад встрече:
- Привет!
- Сколько лет, сколько зим! Ты откуда!
- На соревнованиях был.
- Каких таких соревнованиях?
- По боксу! Уже несколько месяцев в секции тренируюсь. Сегодня был первый бой, и я выиграл, - сказал Вова гордо.
- Здорово! А как туда записаться?
- Справку от врача принеси и все.
И вот я уже полгода хожу на тренировки. Освоил азы этого непростого вида спорта. Главное научился держать удар и правильно двигаться по рингу, мягко пружиня на носочках. И тренер дал добро на выход в свет – на участие в турнире. Сегодня первый бой. Соперник, как мне показалось, покрепче меня, но у нас одна весовая категория, так что все по-честному. Гонг, бой начали без разведки, сразу бросились в атаку. Поединок проходит с переменным успехом, никто не хочет уступать. В зале стоит невообразимый шум, болельщики вовсю подбадривают боксеров. Но я вижу только противника и больше никого и ничего. Гонг, первый раунд закончился, я иду в свой угол, секунданты наперебой дают советы. Второй раунд прошел в том же ключе – в обоюдоострой борьбе. Вот и третий, решающий раунд. Мне кажется, что я проигрываю. Лихорадочно думаю: надо прибавлять, - и, невзирая на встречные удары, иду вперед, главное – концовка. Интуитивно вижу боковой слева, автоматически делаю нырок под левую руку и наношу точный боковой в голову. Гонг, бой окончен. Мы стоим в центре ринга, рефери держит нас за руки. Мне опять кажется, что я проиграл. Судья громовым голосом в микрофон произносит мою фамилию, тут же рефери вскидывает вверх мою руку. Ура! Победа!
Потом были другие бои, и другие победы, но никогда уже больше я не бился так самозабвенно и бескомпромиссно, и никогда больше у меня не было такой чистой, такой красивой и такой нужной мне Победы.
Я стал настоящим фанатом бокса, и он мне много дал, появилась уверенность в себе, и как пел Высоцкий «все вдруг стали очень вежливы со мной». Моим кумиром, как и большинства  боксеров того времени, был Кассиус Клей (Мохаммед Али) – многолетний чемпион мира среди профессионалов. Настоящий идеал боксера: высокий, красивый, прекрасно сложенный. А как он боксировал: элегантно, легко, виртуозно, нанося при этом неотразимые нокаутирующие удары! Кассиус Клей говорил: «на ринге надо летать как бабочка и жалить как оса». Он привнес в бокс настоящую романтику, и не побоюсь этого слова, поэзию. Именно тогда у меня и родились строчки:
Я бокс называю любовью,
Вы поняли все: я - боксер!
И старые шрамы над бровью –
На память красивый узор…
Затем был медицинский институт, где я продолжил тренировки, вошел в сборную института. А на третьем курсе, на кафедре хирургии мне поручили подготовить доклад об ушибах мозга. Я засел за специальную литературу, и тут мне открылась ужасная картина. Оказывается, практически каждый удар в голову сопровождается микротравмой и ушибом мозга, не говоря уже о нокдаунах и нокаутах. У большинства ведущих боксеров обнаруживаются серьезные неврологические отклонения. У того же Мохаммеда Али развилась болезнь Паркинсона и он стал немощным стариком. Естественно, я сразу же поставил крест на своей боксерской карьере и сейчас считаю, что это один из самых опасных и вредных видов спорта с непредсказуемыми последствиями. И как врач, рекомендовал бы его запретить, хотя бы для детей.
Но как бы там, ни было, с боксом у меня связано немало светлых и ярких моментов в жизни, и как писал М.Ю. Лермонтов:
Так храм оставленный - всё храм,
Кумир поверженный - всё бог!