Свобода

Аркадий Костерин
   Существует ли, вообще, свобода? Исходя из субъективных ощущений — да. По-моему, свобода, это проявление активности деятелей, при наличии нескольких возможных альтернатив выбора. Выбор всегда свободен, поскольку ни один из вариантов, в принципе, не может быть полностью обоснован. Ни один из вариантов не является обязательным, ни на каком уровне! Поэтому свобода является неотъемлемым свойством всех деятелей Мироздания, присущим им на всём протяжении их эволюции. Ощущение моё подтверждается религиозным миропониманием: если говорить о свободе человеческой, то зачем Богу марионетки? Зачем ему марионетки, обречённые на выброс, потому что у них нет свободы? Думаю, Ему нужны свободные деятели, из которых можно воспитать совершенных творцов.

   Обычно принято противопоставлять свободу и детерминизм. Так, будто это взаимоисключающие вещи. Позволю себе усомниться в этом. По-моему, детерминизм, теоретически, может быть выявлен, в любом поступке, но только лишь по факту события, «задним числом». Мы никогда не знаем всех факторов, влияющих на результат нашего выбора. Это и есть люфт, дающий свободу выбора. И свобода эта реальна, потому что в реальной системе, в этом нашем мире, не могут быть логически выявлены все действующие факторы. Мы, даже в принципе, даже теоретически, не можем знать все эти факторы. Это математически подтверждает знаменитая Теорема Гёделя, «О неполноте описания замкнутых систем»(1). (Потому что Вселенную вполне обоснованно можно рассматривать как замкнутую систему, квантовый объект).

   Детерминизм, по сути, это осознание выбранной реальности, установление её связей с реальностями предыдущими. Здесь я рассматриваю бытие, как последовательность моментов осознания, фиксирующих моё актуальное состояние. Это и есть, по сути, жизнь человека, потому что мы понятия не имеем о том, что нами не осознаётся, хотя и происходит в мире. Наши возможности познания причин происходящего весьма несовершенны, поэтому детерминизм, осознаваемый нами является всего лишь фрагментом всеобщей системы взаимосвязей Вселенной. На самом деле, каждый наш выбор фиксирует целый качественный срез вселенской реальности — полностью детерминированный и статичный мир, включающий осознаваемую нами реальность. Это следствие системной цельности, всеобщности мира, где каждый элемент влияет на всю систему Вселенной в силу всеобщности взаимосвязей.

   Вопрос о свободе принято тесно увязывать с проблемой сознания. Обычно считается, что свободными могут быть только сознающие субъекты. Но что такое сознание, не знает никто. Например, известным физиком М.Б. Менским сознание трактуется как механизм выбора единственного конкретного состояния квантовой системы из смешения всех вариантов — квантовой суперпозиции. Эта трактовка мне представляется верной на уровне физической реальности. Но она позволяет также строить плодотворные модели свободного выбора и на более высоких уровнях реальности. В частности, на уровнях биологическом и ментальном. Именно с помощью этой модели я пришёл к пониманию, что каждый момент нашего осознания реальности выявляет единичное квантовое состояние Вселенной — тот самый качественный срез вселенской реальности, о котором говорилось выше.

   Осмысливая эту модель выбора реальности, приходится признать, что если классическая каузальная (линейная) реальность существует независимо от моего сознания, то все объекты, наполняющие эту реальность, обладают и механизмом выбора, а значит, в той или иной степени, — сознанием по Менскому. В этом смысле, они являются активными деятелями, независимо от уровня их организации. Действительно, кто выбирает эти классические состояния, из которых складывается материальный мир? В первую очередь, выбирают сами объекты окружающего мира. И во вторую очередь, в их выборе участвуют вышестоящие деятели, в структуры которых входят эти объекты. То есть свобода деятелей всегда фрагментарна, она соответствует набору измерений, по которым взаимодействуют деятели (2,3).  Свобода деятелей имеет разные формы проявления на разных уровнях организации* (3). Поэтому и частные реальности деятелей имеют различные масштабы.

   По-моему, наиболее адекватной картиной многомировой действительности является волновая картина мира. Все взаимодействия в нашем мире квантованы, как это и диктуется теорией поля. Все кванты взаимодействия являют нам выбор реальностей различными деятелями. Каждый выбор — это квант восприятия действительности. Это означает, помимо прочего, что все дискретные объекты в этом бесконечном волновом материальном океане — это воспринимаемые нами акты свободного выбора деятелей. Мы воспринимаем эти кванты в той степени, в какой наши измерения пересекаются с измерениями других деятелей. То есть, масштаб нашего восприятия определяется развёрнутыми нами измерениями — физическими, биологическими, ментальными. Это я и называю «измерения взаимодействия».

   Есть некая свобода и в выборе прошлого. В моём возрасте много чего можно вспомнить, но ещё возможно и сравнить свои личные воспоминания с воспоминаниями других участников событий. И надо признать, что мы видим в прошлом разные реальности. Можно сказать, что прошлое не менее альтернативно, чем будущее. И это не является каким-то самовнушением и проявлением субъективизма. Просто, никто из нас не видит цельную, полную действительность. Мы видим некоторые, действительно существующие аспекты событий, а других не видим. Именно этой неполноте и соответствует «разное» прошлое. Мало того, наше видение прошлого может изменяться со временем, отражая, тем не менее, реальные, но не замеченные в прошлом линии событий.


Рекомендуемые источники. 

1. Википедия. Теоремы Гёделя о неполноте. Математика. Виhttp://ru.math.wikia.com/wiki/
2. Костерин А.М. Другое понимание реальности. http://www.proza.ru/2012/08/20/1424
3. Костерин А.М. Деятели Мультиверса. http://www.proza.ru/2012/08/14/1209

*) Теоретически, число измерений всякого деятеля бесконечно, но реальные взаимодействия осуществляется по «развёрнутым» измерениям. Остальные измерения остаются «свёрнутыми» для выбираемой деятелем каузальной реальности.

Июль 2015. Нюрнберг.