http://www.proza.ru/2015/07/06/854- ( 2. Валентина)
Современное фото из интернета: г. Мурманск (Роста), вид на судоремонтный завод.
Война застала мою маму, Валентину Козлову в Заполярном городе Мурманске( в Росте), куда её привезли летом 1939 года из Белозерской деревни Старое Село сестра отца с мужем.
Города-герои. Мурманск
Коб Ра Творческая Мастерская http://www.proza.ru/avtor/vladauspenskaya
Климат суровый
Полярная ночь.
Мурманск
Пылает в огне.
Выстоять,
Выдержать,
Боль превозмочь
И победить
В войне.
Ливни свинцовые
Пламя багровое.
Сердца
Не тает лёд.
Воины светлые
К битве готовые.
Залпы.
Фашист не пройдёт.
Северных ветров
Объятия тесные.
Шторм,
Чернота – горизонт.
Силы подводные,
Силы небесные
Севера
Мощный фронт.
"За стойкость, мужество и героизм, проявленный защитниками и жителями при обороне города, Мурманск 6 мая 1985 года был удостоен почётного звания "Город-герой" на основании Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР."(с)
http://www.proza.ru/avtor/vladauspenskaya
Мама пишет:
"Работать я продолжала на судоремонтном заводе, очень мне нравилась моя работа чертёжницы, да и ладилась она у меня.Появились и новые заказчики, а они,довольные моей работой рекомендовали меня своим знакомым.
Так, в июле 1941 года, инженер - строитель, из Ленинграда, Фёдоров Алексей Иванович, принимавший участие в проектировании заводских доков, рекомендовал меня на работу своим друзьям, в строительный отряд №104, 32-го Армейского управления военно-полевого строительства,(в/ч 38621) , в составе 14 Действующей Армии,где я и прослужила в должности машинистки-чертёжницы до конца войны.
А по-скольку вся моя личная жизнь и дальнейшая судьба, сложилась и благополучно устроилась благодаря этому переводу, то Алексея Ивановича, мы с вашим папочкой и моим мужем, Анатолием Ивановичем, всегда считали, да и считаем
"сватом".
В строительном отряде нашу группу конструкторов возглавлял москвич, Гордон Григорий Борисович, вместе служили горьковчане: Артемьев Валентин Николаевич и Краевич Михаил Николаевич, а чертёжницей у них была я.
По нашим чертежам в Мурманске строили бомбоубежища и другие укрытия. Около Дворца культуры в начале войны построили хорошее герметически стойкое бомбоубежище.
В конце 1941 года из Мурманска нас перевели на мыс Мишуков, к совхозу "Лавна", там мы жили и работали в новых и больших землянках, столовая, где мы питались,- тоже находилась в землянке.
В штат отряда прислали заведующую секретным производством, Иофину Анну Соломоновну и машинистку, Татьяну, ставшую в конце войны женой Валентина Николаевича. Отряд наш тогда возглавлял полковник Борунов Аркадий(?)Николаевич.
Нас девчат, втроём перевели жить в землянку в сопке, где позже разместился весь наш штаб и вспомогательные службы.Работали мы теперь в отдельной землянке втроём, а конструктора и инженеры трудились по двое.По сравнению с прежними, эти землянки были выше и просторнее, а главное суше.
В старых землянках сырость выступала по стенам. Зимой по утрам мы с Таней,бывало,разбирали и даже раздирали наши, смёрзшиеся за ночь, волосы... раздираем, а сами смеёмся, шутим, - всё в молодости воспринималось нами легко и радостно...
Рядом в казармах размещались три роты солдат из нашего отряда, которые занимались строительством землянок, укрытий и других объектов, а также ездили на разминирование и установку понтонных-переправ и мостов.
Как комсомолки, вместе с Таней, мы имели поручения: проводить в казармах у солдат политинформации, читать газеты, заниматься организацией художественной самодеятельности, помогать в оформлении стенгазеты.
Кроме того, каждый месяц я ездила на склад за дополнительными пайками для офицеров отряда.В доп-паёк входили различные консервы мясные и рыбные,сливочное масло,печенье, конфеты, всем некурящим выдавали шоколад.Сначала я развешивала продукты в столовой, потом выдавала.
Офицеров было человек десять, и каждый чем-то меня угощал, так и мне, спасибо им, доставалось от их пайка. Такое
угощение для меня, деревенской девчонки, было и в диковинку, и в радость.
Праздники мы отмечали в столовой, повар что-то экономил в будни к праздничному столу, да ещё и офицеры дополняли.Застолье обычно было с песнями, пели хором и соло под гитару. Танцевали под патефон, пластинок было много,Анна Соломоновна все свои домашние пластинки из Мурманска привезла.
На одном из таких вечеров Анатолий Иванович*, командир нашего отряда, пригласил меня танцевать. Танцевал он умело, уверенно вёл по залу, бережно поддерживая меня в своих распахнутых объятьях. Понравилось мне с ним танцевать, понравился и сам майор.Чувствовалось, что и я ему приглянулась, а он мне, так просто, очень понравился...
С тех пор стали мы примечать друг друга: на службе иногда вызовет к себе в кабинет по служебным делам, а потом расспрашивает, хочется ему по-больше узнать обо мне. Я тоже присматривалась к нему,- одно меня смущало, узнав его возраст (1909года рождения),- думала, что он может быть женат.
Солидный образованный, человек, интересный собеседник, ленинградец.А я,- деревенская девчонка с вологодским говорком и сельскими манерами, понимала и боялась,что совсем не пара ему!
Ещё до войны был у меня молодой человек, с ним познакомились в Мурманске, на танцах в Доме Офицеров. Кузьма был моряк, военный-врач, родом из Мариуполя . С началом войны наладилась у нас и переписка, но планов больших мы
не строили, не знали, когда война закончится... да и будем ли мы тогда ещё живы.
А тут из письма его друга узнала горькую весть: затонул в бою корабль Кузьмы. Жаркий был бой и много моряков в нём погибло... Царствие, им всем, небесное !
В конце 1942( предположительно) года всем составом военно-строительного отряда( В.С.О.-104) инженерных войск, так теперь мы назывались,нас направляют на разминирование в посёлок Лодейное Поле Ленинградской области.
Едем в товарных вагонах и отъезжая из Мурманска поём песню:" ...прощай, любимый город...".
Желающие познакомиться с текстом и историей написания этой песни под названием “Вечер на рейде”, читайте сноску. **
* Инженер - майор Иванов А.И. был зачислен в штат Армейского управления военно-полевого строительства(АУВПС-32) с 15 сентября 1941 года, а после отъезда полковника А.Н. Борунова, назначен на его место, на должность начальника управления.
продолжение: http://www.proza.ru/2016/01/24/2336
** В интернете http://mor-sobranie.ru/news/2014-03-08/vecher-na-reyd... я нашла что,в годы Великой Отечественной войны “Вечер на рейде” была одной из любимых лирических песен, её раздольный, задушевный, полный грусти напев звучал не только у моряков, про которых в ней поется...
Особенностью нашего времени является то, что по желанию можно найти и
прослушать любого исполнителя:В поисковой строке вводим: "А.Чуркин - В.Соловьев-Седой "Вечер на рейде" – поет М. Магомаев" или " исполнение песни "Вечер на рейде" композитором В. П. Соловьёвым - Седым" на одном из концертов в 1968 году, по просьбе Василия Павловича зрители ему подпевают.
На сайте "Советская музыка" вы можете сейчас выбрать исполнителя,включить,слушать и одновременно читать о том когда и как написана эта песня.Родилась песня в Ленинграде, который уже в первые месяцы войны стал прифронтовым городом. На дальних и ближних подступах к городу строились рубежи обороны, все население принимало участие в этой работе.
Как и все ленинградцы, авторы будущей песни композитор Василий Павлович Соловьев-Седой и поэт Александр Дмитриевич Чуркин рыли траншеи, гасили зажигательные бомбы, вечерами и в субботние дни работали в Ленинградском порту, который назывался «Лесной».
В то время его причалы были завалены горами бревен, и надо было их убрать, сложить в штабеля, чтобы уменьшить опасность пожара от зажигательных бомб.
Однажды летним августовским вечером, после длительного трудового дня, поэт и композитор присели отдохнуть на борту разгруженной баржи.Ничто не напоминало о войне,— вспоминал впоследствии А. Чуркин.
Волны чуть слышно плескались о морскую гальку. Залив был окутан синей дымкой.Невдалеке на рейде стоял корабль,с него доносилась тихая музыка — там кто-то играл на баяне,Соловьев-Седой сидел молчаливый и задумчивый.
Когда мы направились домой, он сказал: замечательный вечер, стОит песни!Видимо, у него уже зародилась мелодия, потому что он тут же сообщил мне «размерчик». Содержание нужно такое: моряки покидают любимый город, прощаются...
Я думал о моряках, которые отдают свою жизнь, защищая морские подступы к нашему городу,— рассказывал В. П. Соловьев-Седой, и меня охватывало горячее желание выразить в музыке их настроения и чувства.Дома я сел за рояль и за несколько часов сочинил песню, варьируя бесконечно одну и ту же фразу:
"Прощай, любимый город..."
Получилась мелодия припева, а слов для куплета не было...Композитор позвонил А. Д. Чуркину и попросил его приехать.
Приехал в знакомую опустевшую квартиру, — продолжал свои воспоминания поэт. Композитор сел за рояль, и полилась взволнованная широкая мелодия.
Начать надо так:
Прощай, любимый город... ,— сказал Соловьев-Седой.Я "подкинул" вторую строку:... уходим в море скоро...Композитор: Нет, ... уходим ЗАВТРА в море... Я согласился,но поспорил немного из-за рифмы:...город — море,— совсем не рифма...
Василий П. сказал,что рифма в данном случае не имеет существенного значения. Вместе мы сочинили и продолжение:
...и ранней порой мелькнет за кормой знакомый платок голубой..."
Завершив работу над песней, авторы отправились с ней на улицу Зодчего Росси, где располагался Ленинградский Союз композиторов.Однако этот первый показ песни окончился неудачно.
Её не приняли как минорную и упадническую,- время было тяжелое: в кровопролитных боях наши части оставляли города и села, и чтобы вдохнуть в людей хоть толику оптимизма, необходимы были песни преимущественно бодрого, маршевого характера, героико - патриотического склада.
Все были тогда под впечатлением потрясающей песни А.В.Александрова и В.Лебедева-Кумача «Священная война»,
которую передавали по радио несколько раз в день.
В песне же «Вечер на рейде» нет ни героики, ни патетики...
В своих воспоминаниях композитор рассказал, что не принятую коллегами песню он пустил в свет лишь зимой 1942 года, спев ее в солдатской землянке под Ржевом, когда уже вовсю шло наступление и настроение было совсем другое, когда прощание с родным городом не ассоциировалось с отступлением.
И песня зазвучала иначе её стали включать в свой репертуар разные исполнители...
Между тем документы и воспоминания участников обороны Ленинграда свидетельствуют о том, что «Вечер на рейде» пели там осенью и зимой 1941 года. Сам Соловьев-Седой мог об этом и не знать, поскольку в это время уже находился в
эвакуации на Урале.
Вероятно, забыл композитор, как, расстроенный плохим приемом своего произведения в Союзе композиторов, решил заглянуть, по дороге домой, к старым своим друзьям, в Центральный ансамбль Военно-Морского Флота, созданный в Ленинграде незадолго до войны и руководимый композитором И.О. Дунаевским.
Самого Дунаевского в ту пору в Ленинграде не было, война застала его в гастрольной поездке с другим коллективом.
Василия Павловича встретил тогда начальник ансамбля М. И. Вайнер.
Вот что он рассказал о событиях того давнего военного августа:хорошо помню тот памятный визит к нам Василия Павловича. Был он взволнован и возбужден.Вдвоем с хормейстером ансамбля, Герчиковым, уединились они в
осиротевшем кабинете художественного руководителя, долго о чем-то говорили, а потом до меня донеслись звуки рояля и негромкое пение.
Незнакомый напев, задушевный, волнующий, заставил меня отложить все дела, это был
"Вечер на рейде"...
Мы эту песню сразу приняли, разучили и стали везде исполнять.Лето и по крайней мере всю осень и зиму сорок первого года она уже во всю звучала в концертах ансамбля...
В нашем исполнении "Вечер на рейде" был записан и не однажды транслировался по радио. Ансамбль с огромным успехом исполнял эту песню и во время своих гастролей в Москве в 1942 году. Тогда же ее издали массовым тиражом.
Официально песня считается одной из самых первых военных песен,но есть и еще одна версия:
— что песня эта вовсе не военная, а сочинена была перед самой войной.Об этом свидетельствуют и стихи, в которых слово «война» вообще не упоминается. Это лирическая песня о любви, о необходимости расставания любимых, которым предстоит долго ждать встречи...
Так что вся эта задушевная история относится не к августу 1941 года, а произошла она несколькими месяцами раньше.По всей видимости,песня действительно родилась в 1941 году, только не в августе, а весной — то есть до войны.
По воспоминаниям куплетиста Владимира Коралли, мужа знаменитой певицы Клавдии Шульженко, эта песня уже исполнялась до Великой Отечественной войны; а в день начала войны, 22 июня 1941 года, Шульженко выступала на гастролях в Ереване, где вечером и спела: «Прощай, любимый город…».
А вот с началом Великой Отечественной войны песня о расставании любящих людей зазвучала действительно как военная. Не просто расставание с любимыми ждало моряков — они отправлялись на фронт. Вот что зазвучало в песне с началом войны! То, чего раньше в ней и не предполагалось, уже тогда она "зашагала" по стране и стала восприниматься как военная песня.
Популярность «Вечера на рейде» в годы войны была столь велика,что появились различные варианты и переделки песни.
Парашютисты-десантники пели:
Споемте, друзья, ведь завтра в полет
Летим мы во вражеский тыл.
Споем веселей, пусть нам подпоет,
Кто песен родных не забыл.
Партизаны Крыма, судя по воспоминаниям командира отряда И. Козлова в его книге «В Крымском подполье»,сочинили такие слова:
Прощай, любимый город!
Уходим завтра в горы,
И ранней порой
Мелькнет за спиной
Зеленый мешок вещевой.
Песню упоминал командир партизанского отряда Герой Советского Союза
Д. Медведев в своей книге «Это было под Ровно».Праздник закончился концертом партизанской самодеятельности: началось с хорового пения,- „Прощай, любимый город!“, эту песню знали все. Запевали несколько голосов, присутствующие подпевали.
Итальянские партизаны пели на этот мотив в годы войны песню о девушке — участнице освободительного движения.
В дни героической обороны Севастополя, в 1942 году, там была издана листовка с этой песней.
Великолепно исполнял «Вечер на рейде» популярный дуэт, — Владимир Бунчиков и Владимир Нечаев с хором Всесоюзного радио.
Имя В.П.Соловьева-Седого стало всенародно известным. В 1943 году за эту и ряд других песен он был удостоен Государственной премии СССР.
Песня «Вечер на рейде» и сегодня нам дорога , как и многие другие песни военной поры, оставившие неизгладимый след в нашей памяти.
Это была одна из любимых песен наших родителей,она напоминала им молодость, их встречу в строительном отряде на мысе Мишукова и трудные военные годы службы на севере. За долгую жизнь многократно исполняла её и наша мамочка в составе различных хоров...
Вспомним слова этой песни:
Споемте, друзья, ведь завтра в поход
Уйдем в предрассветный туман.
Споем веселей, пусть нам подпоет
Седой боевой капитан.
Припев:
Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой.
А вечер опять хороший такой,
Что песен не петь нам нельзя,
О дружбе большой, о службе морской
Подтянем дружнее, друзья!
Припев.
На рейде большом легла тишина,
А море окутал туман.
И берег родной целует волна,
И тихо доносит баян:
Припев:
Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой.
Задушевная песня о расставании звучит до сих пор, пережив своих авторов, в исполнении новых поколений певцов.
Исполнитель Муслим Магомаев -
Вспомните и помяните добрым словом: её автора, поэта Александра Дмитриевича Чуркина (1903—1971) и композитора, Василия Павловича Соловьева-Седого (1907—1979).
Светлая им память!