3. Род Козловых. Валентина

Надежда Мартынова45
 http://www.proza.ru/2015/07/06/854- ( 2. Валентина)

Современное фото из интернета: г. Мурманск (Роста), вид на судоремонтный завод.

Война застала  мою маму, Валентину Козлову в Заполярном городе Мурманске( в Росте), куда её  привезли летом 1939 года из Белозерской деревни Старое Село сестра отца с мужем.
 
Города-герои. Мурманск
Коб Ра Творческая Мастерская  http://www.proza.ru/avtor/vladauspenskaya

Климат суровый
Полярная ночь.
Мурманск
Пылает в огне.

Выстоять,
Выдержать,
Боль превозмочь
И победить
В войне.

Ливни свинцовые
Пламя багровое.
Сердца
Не тает лёд.
Воины светлые
К  битве готовые.
Залпы.
Фашист не пройдёт.

Северных ветров
Объятия тесные.
Шторм,
Чернота – горизонт.
Силы подводные,
Силы небесные
Севера
Мощный фронт.
 
 

"За стойкость, мужество и героизм, проявленный защитниками и жителями при обороне города, Мурманск 6 мая 1985 года был удостоен почётного звания "Город-герой" на основании Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР."(с)
http://www.proza.ru/avtor/vladauspenskaya
 
Мама пишет:

    
    "Работать я продолжала на судоремонтном заводе, очень мне нравилась моя работа чертёжницы, да и ладилась она у меня.Появились и новые заказчики, а они,довольные моей работой рекомендовали меня своим знакомым.

Так, в июле 1941 года, инженер - строитель, из Ленинграда,  Фёдоров Алексей Иванович, принимавший участие в проектировании  заводских доков, рекомендовал   меня на работу  своим друзьям, в строительный отряд №104, 32-го Армейского управления военно-полевого строительства,(в/ч 38621) , в составе 14 Действующей Армии,где я и прослужила в должности машинистки-чертёжницы до конца войны.

А по-скольку вся моя личная жизнь  и  дальнейшая   судьба, сложилась и благополучно устроилась благодаря этому переводу, то Алексея Ивановича, мы с вашим папочкой и моим мужем, Анатолием Ивановичем, всегда считали, да и считаем 
"сватом".
      
В строительном отряде  нашу группу конструкторов возглавлял москвич, Гордон Григорий Борисович, вместе служили горьковчане: Артемьев  Валентин Николаевич и  Краевич Михаил Николаевич, а чертёжницей у них была я.

По нашим чертежам в Мурманске строили бомбоубежища и другие укрытия. Около Дворца культуры  в начале войны построили хорошее герметически стойкое  бомбоубежище.
    
В конце 1941 года из Мурманска нас перевели  на мыс Мишуков, к совхозу "Лавна", там мы жили и работали в новых и  больших землянках,  столовая, где мы питались,- тоже  находилась  в  землянке.

В штат отряда прислали заведующую секретным производством, Иофину Анну Соломоновну и машинистку, Татьяну, ставшую в конце войны женой Валентина Николаевича. Отряд наш тогда возглавлял полковник Борунов Аркадий(?)Николаевич. 

Нас девчат, втроём перевели  жить в землянку в сопке, где позже   разместился  весь наш штаб и вспомогательные службы.Работали мы теперь  в отдельной землянке втроём, а конструктора и инженеры трудились по двое.По сравнению с прежними, эти землянки были выше и просторнее, а главное суше.

В старых  землянках сырость выступала по стенам. Зимой  по утрам мы с   Таней,бывало,разбирали и даже раздирали  наши, смёрзшиеся за ночь,  волосы...   раздираем, а сами смеёмся, шутим, - всё в молодости воспринималось нами легко и радостно...
    
     Рядом в казармах  размещались три роты солдат из нашего отряда, которые   занимались строительством землянок, укрытий  и других объектов, а также ездили  на разминирование и установку понтонных-переправ и мостов.
    
Как комсомолки, вместе с Таней, мы имели поручения: проводить в казармах у солдат политинформации, читать газеты, заниматься   организацией художественной самодеятельности, помогать  в оформлении стенгазеты.
    
Кроме того, каждый месяц я ездила на склад за дополнительными пайками для офицеров отряда.В доп-паёк входили различные консервы мясные и рыбные,сливочное масло,печенье, конфеты, всем некурящим выдавали шоколад.Сначала я развешивала продукты в столовой, потом  выдавала.

Офицеров было человек десять, и каждый чем-то  меня угощал, так и мне, спасибо им, доставалось от их пайка. Такое
угощение для меня, деревенской девчонки, было и в диковинку, и в радость.
    
     Праздники мы отмечали в столовой,  повар что-то экономил в будни  к праздничному столу, да ещё  и офицеры дополняли.Застолье обычно было с песнями, пели  хором и соло под гитару. Танцевали под патефон, пластинок было много,Анна Соломоновна все свои домашние пластинки из Мурманска привезла.
    
На одном из таких вечеров  Анатолий Иванович*, командир  нашего  отряда,   пригласил меня танцевать. Танцевал он  умело,  уверенно  вёл по залу, бережно поддерживая меня в своих распахнутых объятьях. Понравилось мне с ним танцевать, понравился и сам майор.Чувствовалось, что  и  я ему приглянулась, а он мне, так просто, очень понравился...

     С тех пор стали мы примечать друг друга: на службе  иногда вызовет к себе  в кабинет по служебным делам, а потом расспрашивает, хочется ему по-больше  узнать обо мне. Я тоже присматривалась к нему,- одно меня смущало, узнав его возраст (1909года рождения),- думала, что он может быть женат.

Солидный образованный, человек, интересный собеседник, ленинградец.А я,- деревенская девчонка с вологодским говорком и сельскими манерами, понимала и боялась,что совсем   не пара ему!

    Ещё до войны был у меня молодой человек, с ним  познакомились в  Мурманске, на танцах в Доме Офицеров. Кузьма был моряк, военный-врач, родом из Мариуполя . С началом войны наладилась у нас  и переписка, но планов больших мы
не строили, не знали, когда война закончится... да и будем ли  мы  тогда ещё живы.

 А тут  из письма  его друга узнала  горькую весть: затонул в бою  корабль Кузьмы. Жаркий был бой и много моряков в нём погибло... Царствие, им всем, небесное !
       

      В конце  1942( предположительно) года всем составом  военно-строительного отряда( В.С.О.-104) инженерных войск, так теперь мы назывались,нас направляют на   разминирование в посёлок  Лодейное Поле Ленинградской области.
Едем в товарных вагонах и отъезжая из Мурманска поём песню:" ...прощай, любимый город...".

Желающие познакомиться с текстом и историей написания этой  песни под названием “Вечер на рейде”, читайте сноску. **   


 


 

*  Инженер - майор  Иванов А.И. был  зачислен в штат  Армейского управления военно-полевого строительства(АУВПС-32) с 15 сентября 1941 года, а после отъезда полковника  А.Н. Борунова, назначен на его место, на должность начальника управления.



продолжение: http://www.proza.ru/2016/01/24/2336


**  В интернете http://mor-sobranie.ru/news/2014-03-08/vecher-na-reyd... я нашла что,в годы Великой Отечественной войны  “Вечер на рейде” была одной из любимых лирических песен, её раздольный, задушевный, полный грусти  напев звучал  не только у моряков, про которых в ней поется...   
    
     Особенностью нашего времени является то, что по желанию можно найти и
прослушать любого исполнителя:В поисковой строке вводим: "А.Чуркин - В.Соловьев-Седой "Вечер на рейде" – поет М. Магомаев" или " исполнение песни "Вечер на рейде" композитором В. П. Соловьёвым - Седым" на одном из концертов в 1968  году, по просьбе  Василия Павловича зрители  ему подпевают.

     На сайте "Советская музыка" вы можете сейчас  выбрать исполнителя,включить,слушать и одновременно  читать о том когда и как написана эта песня.Родилась песня в Ленинграде, который уже в первые месяцы войны стал прифронтовым городом. На дальних и ближних подступах к городу строились рубежи обороны, все население принимало участие в этой работе.
   
Как и все ленинградцы, авторы будущей песни композитор Василий Павлович Соловьев-Седой   и поэт Александр Дмитриевич Чуркин   рыли траншеи, гасили зажигательные бомбы, вечерами и в субботние дни работали в Ленинградском порту, который назывался «Лесной».

В то время его причалы были завалены горами бревен, и надо было их убрать, сложить в штабеля, чтобы уменьшить опасность пожара от зажигательных бомб.
   
     Однажды летним августовским вечером, после длительного  трудового дня, поэт и композитор присели отдохнуть на борту разгруженной баржи.Ничто не напоминало о войне,— вспоминал впоследствии А. Чуркин.
   
     Волны чуть слышно плескались о морскую гальку. Залив был  окутан синей дымкой.Невдалеке на рейде стоял корабль,с него доносилась тихая музыка — там кто-то играл на баяне,Соловьев-Седой сидел молчаливый и задумчивый.

Когда мы направились  домой, он сказал: замечательный вечер, стОит  песни!Видимо, у него  уже зародилась мелодия, потому что он тут же сообщил мне «размерчик». Содержание нужно такое: моряки покидают любимый город, прощаются...

Я думал о моряках, которые отдают свою жизнь, защищая морские подступы к нашему городу,— рассказывал В. П. Соловьев-Седой,  и меня охватывало горячее желание выразить в музыке их настроения и чувства.Дома я сел за рояль и за несколько часов сочинил песню, варьируя бесконечно одну и ту же фразу:    

"Прощай, любимый город..."

Получилась мелодия припева, а слов для куплета не было...Композитор позвонил А. Д. Чуркину и попросил его приехать.
Приехал в знакомую опустевшую квартиру, — продолжал свои воспоминания поэт. Композитор сел за рояль, и полилась взволнованная широкая мелодия.

Начать надо так: 

Прощай, любимый город... ,— сказал Соловьев-Седой.Я "подкинул" вторую строку:... уходим в море скоро...Композитор: Нет, ... уходим ЗАВТРА в море... Я согласился,но поспорил немного из-за рифмы:...город — море,— совсем не рифма...

Василий П. сказал,что рифма в данном случае не имеет существенного значения. Вместе мы сочинили и продолжение:
    
...и ранней порой мелькнет за кормой знакомый платок голубой..."

     Завершив работу над песней, авторы отправились с ней на улицу Зодчего Росси, где располагался Ленинградский Союз композиторов.Однако этот первый показ песни окончился неудачно.

Её не приняли как минорную и упадническую,- время было тяжелое: в кровопролитных боях наши части оставляли города и села, и чтобы вдохнуть в людей хоть толику оптимизма, необходимы были песни преимущественно бодрого, маршевого характера, героико - патриотического склада.
   
     Все были тогда  под впечатлением потрясающей песни А.В.Александрова и В.Лебедева-Кумача «Священная война»,
которую передавали по радио несколько раз в день.

В песне же «Вечер на рейде» нет ни героики, ни патетики...
   
     В своих воспоминаниях композитор рассказал, что не принятую коллегами песню он пустил в свет лишь зимой 1942 года, спев ее в солдатской землянке под Ржевом, когда уже вовсю шло наступление и настроение было совсем другое, когда прощание с родным городом не ассоциировалось с отступлением.

И песня зазвучала иначе её стали включать в свой репертуар разные исполнители...
         
     Между тем документы и воспоминания участников обороны Ленинграда свидетельствуют о том, что «Вечер на рейде» пели там осенью и зимой 1941 года. Сам Соловьев-Седой мог об этом и не знать, поскольку в это время уже находился в
эвакуации на Урале.

     Вероятно, забыл композитор, как, расстроенный плохим приемом своего произведения в Союзе композиторов, решил  заглянуть, по дороге домой, к старым своим друзьям, в Центральный ансамбль Военно-Морского Флота, созданный в Ленинграде незадолго до войны и руководимый композитором И.О. Дунаевским.

Самого Дунаевского в ту пору в Ленинграде не было, война застала его в гастрольной поездке с другим коллективом.
Василия Павловича встретил тогда  начальник ансамбля М. И. Вайнер. 

Вот что он рассказал о событиях того давнего военного августа:хорошо помню тот памятный визит к нам Василия Павловича. Был он взволнован и возбужден.Вдвоем с хормейстером ансамбля, Герчиковым, уединились они в
осиротевшем кабинете художественного руководителя, долго о чем-то говорили, а потом до меня донеслись звуки рояля и негромкое пение.

 Незнакомый напев, задушевный, волнующий, заставил меня отложить все дела, это был

"Вечер на рейде"...
   
     Мы эту песню сразу приняли, разучили и стали везде исполнять.Лето и по крайней мере всю осень и зиму сорок первого года она уже во всю звучала в концертах  ансамбля...
    
     В нашем исполнении "Вечер на рейде" был записан и не однажды транслировался по радио. Ансамбль с огромным успехом исполнял эту песню и во время своих гастролей в Москве в 1942 году. Тогда же ее издали массовым тиражом.

     Официально песня считается одной из самых первых военных песен,но есть и еще одна версия:
   
     — что песня эта вовсе не военная, а сочинена   была перед самой войной.Об этом свидетельствуют и стихи, в которых слово «война» вообще не упоминается. Это лирическая песня о любви, о необходимости расставания любимых, которым предстоит долго ждать встречи...
   
     Так что вся эта задушевная история относится не к августу 1941 года, а произошла она несколькими месяцами раньше.По всей видимости,песня действительно  родилась в 1941 году, только не в августе, а весной — то есть до войны.

     По воспоминаниям куплетиста Владимира Коралли, мужа знаменитой певицы Клавдии Шульженко, эта песня уже исполнялась до Великой Отечественной войны; а в день начала войны, 22 июня 1941 года, Шульженко выступала на гастролях в Ереване, где вечером и спела: «Прощай, любимый город…».
 
     А вот с началом Великой Отечественной войны  песня о расставании любящих людей зазвучала действительно как военная. Не просто расставание с любимыми ждало моряков — они отправлялись на фронт. Вот что зазвучало в песне с началом войны! То, чего раньше в ней и  не предполагалось, уже тогда она "зашагала" по стране и стала восприниматься как военная песня.

     Популярность «Вечера на рейде» в годы войны была столь велика,что появились различные варианты и переделки песни.
   
     Парашютисты-десантники пели:

Споемте, друзья, ведь завтра в полет
Летим мы во вражеский тыл.
Споем веселей, пусть нам подпоет,
Кто песен родных не забыл.

     Партизаны Крыма, судя по воспоминаниям командира отряда И. Козлова в его книге «В Крымском подполье»,сочинили такие слова:

Прощай, любимый город!
Уходим завтра в горы,
И ранней порой
Мелькнет за спиной
Зеленый мешок вещевой.

     Песню упоминал командир партизанского отряда Герой Советского Союза         
Д. Медведев в своей книге «Это было под Ровно».Праздник закончился концертом партизанской самодеятельности: началось с хорового пения,- „Прощай, любимый город!“, эту песню знали все. Запевали несколько голосов, присутствующие подпевали.

     Итальянские партизаны пели на этот мотив в годы войны песню о девушке — участнице освободительного движения.
В дни героической обороны Севастополя, в 1942 году, там была издана листовка с этой песней.

     Великолепно исполнял «Вечер на рейде» популярный дуэт, — Владимир Бунчиков и Владимир Нечаев с хором Всесоюзного радио.
    
Имя В.П.Соловьева-Седого стало всенародно известным. В 1943 году за эту и ряд других песен он был удостоен Государственной премии СССР.
   
     Песня «Вечер на рейде» и сегодня нам дорога  , как и многие другие песни военной поры, оставившие неизгладимый след в нашей памяти.
 
 Это была  одна из любимых песен наших родителей,она напоминала  им молодость, их встречу в строительном отряде на мысе Мишукова  и  трудные военные  годы службы на севере. За долгую жизнь  многократно исполняла её и наша мамочка  в составе различных хоров...
      
     Вспомним слова  этой песни:   

Споемте, друзья, ведь завтра в поход
Уйдем в предрассветный туман.
Споем веселей, пусть нам подпоет
Седой боевой капитан.
 
Припев:

Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой.

А вечер опять хороший такой,
Что песен не петь нам нельзя,
О дружбе большой, о службе морской
Подтянем дружнее, друзья!

Припев.

На рейде большом легла тишина,
А море окутал туман.
И берег родной целует волна,
И тихо доносит баян:

Припев:

Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой.

     Задушевная песня о расставании звучит до сих пор, пережив своих авторов, в исполнении новых поколений певцов.

Исполнитель Муслим Магомаев -  
     Вспомните и помяните добрым словом: её автора, поэта  Александра  Дмитриевича  Чуркина (1903—1971)  и композитора, Василия Павловича Соловьева-Седого (1907—1979).
   
     Светлая им память!