Серые бордюры

Стас Волгин
   …Женщина неловко оступилась, ойкнула и, успев схватиться за металлические перила, едва не скатилась вниз по магазинным ступенькам. К ней на выручку поспешил сердобольный мужчина: «Вам помочь?» Покупательница слегка поморщилась и благодарно кивнула: «Спасибо, молодой человек! Ничего. Как-нибудь сама доковыляю… Вот дожила, а? Уже ступеньки перестала различать. Все они какие-то серые стали…» Подхватив сумку, женщина неторопливо спустилась вниз и, слегка прихрамывая, медленно направилась по своим делам…

     Тема непростого жития слепых и слабовидящих людей уже освещалась мною в материале «Жизнь на ощупь». Но, видимо, пришло время вновь обратиться к этой животрепещущей проблеме. Тем более, что жалоб от населения по этому поводу меньше не становится.
     Для начала обратимся к статистике. По данным Всемирной организации здравоохранения сегодня во всём мире насчитывается 246 миллионов людей с плохим зрением (слабовидящих). Около 39 миллионов – абсолютно слепых. Цифры, согласитесь, угрожающие. По сведениям ООН в России  сейчас 218 тысяч слабовидящих. 103 тысячи человек – совершенно слепые. К сожалению, из этого количества инвалидов по зрению 22% составляют люди трудоспособного возраста. А это – практически каждый пятый из всего количества слепых и слабовидящих. В среднем по данным ООН на нашей планете проживает 3, 5% землян, являющихся инвалидами по зрению в той или иной степени. В России эта цифра примерно такая же. То есть, из каждой сотни граждан РФ – более трёх человек имеют ограничения по трудоспособности в связи с проблемами плохого зрения.
     На первый взгляд – что такое три с половиной процента от всего населения? Ерунда! В принципе, пусть эти «слепушки» сидят дома, а служба соцзащиты помогает им. Зачем тратить средства из горбюджета на какие-то вспоможения для инвалидов по зрению? Их слишком мало, и почти на каждого найдётся социальный или медработник, который по долгу своей службы всегда поможет. Но… Это хорошо так рассуждать, когда ты сам – молодой, крепкий и здоровый Зоркий Сокол. А если завтра этот «Сокол» получит внезапную бытовую или производственную травму, связанную с потерей зрения? Превратится вдруг в Беспомощного Крота? Или (не дай Бог!) ваш ребёнок начнёт стремительно слепнуть? Или кто-то из близких родственников? Говорят же – от сумы и от тюрьмы не зарекайся. И от болезней тоже…
     Судя по теле- и радиорепортажам, за рубежом служба помощи слепым и слабовидящим инвалидам поставлена, безусловно, на порядок эффективнее, чем в России. Оно и понятно – Запад, цивилизация, практическое отсутствие всевозможных санкций и… забота о своих гражданах. А вот о чём говорят наши, дубнинские граждане.
     Тамара П.: «Раньше мы, люди с ограниченными возможностями по зрению, довольно часто получали бесплатные путёвки в профильные санатории. Особенно популярен был подмосковный санаторий «Сосны» (г. Быково). Сейчас путёвки туда вообще не выделяются. Во всяком случае – для дубнинцев. И вообще – разве это дело, когда на такую огромную Россию действуют по стране всего три санатория для плоховидящих и слепых людей? В Пятигорске («Машук»), под Геленджиком («Солнечный берег») и «Сосны» под г.Быково (Раменское). До 1990 года таковых медучреждений было 15-ть. И все они принадлежали Всероссийскому обществу слепых, содержались на средства именно этого общества. Теперь же гражданам с больными глазами ни полноценно  отдохнуть, ни качественно подлечиться практически негде…»
     Георгий К.: «Для меня основные проблемы – это уличные бордюры и ступеньки у подъездов. Кое-как поднимешься в магазин или в жилой дом – вроде без происшествий. А как назад спускаться – вижу под ногами лишь однотонное бетонно-мраморное покрытие. Отдельных ступенек не различаю. Навернуться можно проще простого. Вот в Москве, особенно в метро, все ступени обозначены полосками из ярко-жёлтой краски. Присмотришься и видишь – где начинаются лестницы и где они заканчиваются. То же самое и на уличных тротуарах. Бордюры (а также спуски и подъёмы) выделены полосками из той же жёлтой (бывает и белой) краски. Реальность споткнуться и упасть во много раз уменьшается…
     У нас в Дубне в последнее время стали мостить улицы и тротуары современными цементно-бетонными блоками – так называемой «брусчаткой». Получается цивильно, красиво и удобно. Но, к сожалению, серые бордюры на таких улицах абсолютно сливаются по цветовой гамме с выложенной брусчаткой. Тут и «зрячему»-то человеку можно, зазевавшись, хорошо грохнуться. Что уж говорить о слабовидящих?..
     Хотелось бы, чтобы и в нашем наукограде дорожные службы применяли небольшие полоски из ярких красок (жёлтых или белых), чтобы эти бордюры зрительно не сливались с тротуарной брусчаткой. Смогли же на улице 9 Мая выкрасить бордюры  чёрно-белыми полосами! Красота! И водителям удобно, а плоховидящим пешеходам – вдвойне…»
     Лариса Викторовна: «У меня два пожелания к местным работодателям. Во-первых, хотелось бы, чтобы ценники в продовольственных магазинах были напечатаны более крупным шрифтом и на контрастном фоне. Например, большие чёрные цифры на жёлтом поле. А то каждый раз приходится расспрашивать сотрудников торговых точек – по какой цене у них тот или иной товар? Есть ли на него скидки и в каком размере?.. И второе. Таблички на рейсовых автобусах, обозначающие номера маршрутов, можно было сделать раза в три крупнее. Ведь это не так сложно, правда? Иной раз подолгу всматриваешься в подошедший автобус и никак не можешь понять: какой это номер маршрута. Тут недавно сослепу укатила совсем в другую сторону. Потеряла уйму времени…»
     Галина Николаевна: «А я хотела бы поблагодарить председателя Дубнинской местной организации Всероссийского общества слепых Л. А. Калашникову за то, что она совместно с членами бюро своей организации достаточно часто привозит из г. Фрязино многие очень полезные вещи для слабовидящих, которые именуются «тифлотехникой». Здесь и говорящие часы, и тонометры, и термометры, и различные устройства для облегчения работы на компьютере, и звуковоспроизводящая электронная аппаратура, и специальная кухонная посуда, и многое-многое другое. Для нас, инвалидов по зрению – это огромное подспорье. Спасибо!..»
    
                * * *

     В данном материале я упомянул лишь о самых насущных проблемах, тревожащих людей, которые из-за болезней глаз лишены возможности достойно, полноценно и цивилизованно проживать в нашем городе. Сможет ли сам город, его власти, хоть как-то поддержать этих  невольно попавших в беду сограждан? Вопрос остаётся открытым…