О письмах Алексея Григорьевича Трущёва

Евгений Пажитнов
КОНТЕКСТ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА В.В.КАМЕНСКОГО

Антипина Зоя Сергеевна,сотрудник кафедры журналистики ПГУ, ст.н.с. дома-музея В.В.Каменского.

Письма А.Г.Трущёва В.В.Каменскому в фондах Пермского областного краеведческого музея.
В мае 2003 года Пермский областной краеведческий музей получил в дар материалы из архива В.В.Каменского, среди которых были три письма В.Каменскому от Алёши, Алексея Григорьевича Трущёва. А.Трущёв был двоюродным братом В.Каменского, сыном Александры Гаврииловны и Григория Семеновича Трущёвых, в семье которых воспитывался будущий поэт. Алексей Трущёв был другом всех его детских лет, разделял все его увлечения. Впоследствии он стал и ближайшим помощником В.Каменского во всех хозяйственных и финансовых делах. Известно об Алексее Трущёве очень немного, и до сих пор он не становился объектом внимания исследователей. Полученные музеем письма свидетельствуют о том, что Алексей Трущёв не только был на протяжении долгих лет верным другом и помощником В.Каменского, вёл большую часть его имущественных дел, но и обладал замечательными душевными качествами. Алексея с Василием объединяло умение чувствовать и понимать природу, любовь к родной и дорогой с детства Каме. Ему было присуще такое же приятие жизни, вера в лучшее, умение не ожесточаться и не сгибаться под ударами судьбы. Хотя, наверное, Алексей Трущёв не был так одержим крайностями, не обладал такой искрящейся жизнерадостностью, как В.Каменский, но в глубине его чувств сомневаться не приходится.

*Первое из писем датировано 1936 годом, адрес отправителя и получателя не указан. В письме, написанном в спешке, Алексей извещает брата о «катавасии», связанной с состоянием его имущественных и финансовых дел. Из текста письма следует, что хлопоты эти вызваны событиями личного характера, а именно отношениями с родственниками жены В.Каменского Августы Алексеевны Касторской. Как впоследствии писал сам В.Каменский Н.Евреинову, родители Августы были против его «писательства»: «лучше бы, например, торговать, пользуясь именем и головой, и связями, и знакомствами широкими» [сноска 1]. Слова А.Трущёва о том, что «грозовые тучи помаленьку проходят мимо», свидетельствуют о благополучном исходе этих хлопот.

*Второе письмо отправлено А.Г.Трущёвым из посёлка Камбарка Сарапульского района Удмуртской АССР В.В.Каменскому в Троицу 6 августа 1938 года, всего через месяц после приезда Трущёвых в Удмуртию. В письме содержится описание первых впечатлений от окрестностей Камбарки. В первую очередь следует рассказ об охоте и рыбалке, об обилии зайчишек в окрестных лесах и лещей в местном пруду. Замечательные картины природы в письме А.Трущёва отличаются той же ясностью, предельной конкретикой, которая свойственна самым проникновенным, лучшим строчкам В.Каменского. Как он рассказывает о плещущейся в Каме рыбе: «Перед глазами зеркальная Кама. У берега плавилась рыбка. Но как плавилась! Как будто в Каму кидали пудовые гирьки!». Столь подробные описания Камбарки, села Берёзовка и Сарапула могли иметь, однако, особый смысл. Уже в конце письма А.Трущёв пишет: «Тебе, а в будущем и мне следует остановиться только на Н-Березовке». Вероятно, В.В.Каменский не исключал возможности своего отъезда из Троицы, и удмуртское Прикамье рассматривалось как вариант нового места жительства. Впрочем, об отъезде, в т.ч. и за рубеж, В.Каменский говорил неоднократно, но реальных действий никогда не предпринимал.

*Третье письмо, датированное 4 марта 1944 года, было отправлено из Камбарки в Грузию, в Тбилиси, где в это время в больнице находился Василий Каменский. О тяготах войны в письме практически не говорится, только одна фраза, но и она как будто формальная: «Живём надеждой, что скоро наша богатырская Красная Армия покончит со всей гитлеровской сволочью, и радуемся её успехам». Кроме того, о военном времени свидетельствует упоминание о демобилизации Тэди, Теодора Соломоновича Грица, мужа Софьи Григорьевны Трущёвой-Гриц [сноска 2]. Несмотря на усталость и тревогу войны, тон письму задают описания природы, предвкушение весенней охоты и рыбалки. Особенно трогательны строчки, выражающие надежду увидеться с В.Каменским, повидать его хотя бы с пристани, когда тот на пароходе будет возвращаться домой, в Троицу.
История семьи Василия Каменского находилась на периферии интересов исследователей биографии и творчества поэта, хотя эта тема представляется нам весьма перспективной. Именно во взаимоотношениях с самыми родными, близкими людьми проявляется духовное богатство творческой личности.
Сноски:
1. Письмо № 14 от 23 июля 1928. Собрание Н. Н. Евреинова из Бахметевского Архива русской и восточно-европейской истории и культуры Колумбийского университета, цитируется по: «Журнальный зал. Электронная библиотека современных литературных журналов России». http://magazines.russ.ru

2. Гриц Теодор Соломонович (1905-1959гг.) – писатель, литературовед, переводчик, исследователь русского футуризма, автор работ о прозе В. Хлебникова.