Цепочка дураков

Вадим Ирупашев
       Я дурак! Смеётесь? Удивляетесь признанию моему? Да. Дураков много, но редко кто из них скажет: «Я дурак». А многие дураки и не знают, что они дураки.
       Ну, вот вы, к примеру, школу с золотой медалью окончили, институт с красным дипломом. Инженером работаете. Хвалят вас. И начальство хвалит, и коллеги. И все восхищаются умом вашим. И вы себя очень умным считаете. И смотрите вы уже на многих сверху вниз. И если кто-то назовёт вас дураком, то не поверите этому, обидитесь. Какой, мол, я дурак, если и медаль золотая, и диплом красный, и инженером работаю!
       А я попытаюсь вам доказать, что и вы дурак! Уж извините! Вот, к примеру, встречаетесь вы как-то, ну, хотя бы на семинаре каком-либо научном, с учёным, в мире известным, академиком многих академий. Разговариваете вы с ним о том, о сём и вдруг понимаете, что вы дурак-дураком рядом с ним выглядите и обидно вам! И как-то это неожиданно для вас: был умным и – дурак! Не смеётесь? Согласен, смешного в этом нет ничего. Но прав я: я дурак рядом с вами, а вы дурак рядом с вышеупомянутым академиком.
       И получается все мы дураки в «цепочке дураков». Каждый рядом с кем-то – дурак. Вы возмущены, не верите, хотите спросить: а умных-то уж и совсем, что ли, нет? Есть, конечно. Как не быть-то! Но во всём мире не наберётся умных-то и одного процента. Понимаю, обидно вам! Но что поделаешь – смириться с этим надо. Но не расстраивайтесь. Дурак вы, но не последний дурак в «цепочке дураков»-то.
       Догадываюсь, о чём вы думаете: зачем, мол, учился, зачем золотую медаль получал, диплом красный? Понимаю, обидно вам! Признайтесь, ведь случается, кто-то вас дураком называет. Ну, к примеру, в автобусе, трамвае кому-то вы на ногу случайно, без злого умысла наступили. И говорят вам: «Дурак, смотреть надо!» И обидно вам, и вы переживаете, и долго успокоиться не можете.
       А вот мне не обидно. Я ещё когда в школе учился, понял, что дурак я. Тогда и открылась мне эта «цепочка дураков». И вот как я её представил, «цепочку»-то эту, из дураков состоящую, вдаль бесконечно уходящую.
       И сразу понял я, что в этой «цепочке дураков» я дурнее всех. Мне бы и духом пасть, и сникнуть совсем, но как-то и легко, и покойно мне вдруг стало. Подумал: ведь не один я дурак – все дураки в цепочке-то этой.
       А как-то встретил я человека, который ещё глупее меня был. И это было для меня большим утешением. А когда бывает, встречу я «умного», то поначалу завидую ему, но как подумаю, что на этого «умного» и поумнее кто-то найдётся, успокаиваюсь.
       Вот вижу, вы как бы со мной и соглашаетесь, головой киваете. А слабо сказать: «Я дурак»?