РУСЬ поэма

Роман Чекмачёв
«РУСЬ».
Поэма
(Март, 2013 – Апрель, 2014 год.)



Предисловие.
Рассвет. Солнце поднимается тяжело над землёй русскою.
Освещает оно камень мёртвый, да траву зелёную,
Деревья высокие, моря-океаны,
Высокие горы, покрытые чистым, белым снегом,
И речку журчащую, и всякую тварь,
Что открыла глаза, дышит воздухом свежим.

И чёрная ночь растворилась во свете,
И звёзды попрятались, будто их не было.
И вновь всё и вся ожило, шевелится,
Поют петухи, человек просыпается,
Водой из колодца, хладной, умывается…


1. «Молитва».
   «Восстав от сна, прежде всего, стань благоговейно, представляя себя перед Всевидящим Богом, и, осенив себя крестным знамением, говори:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Молитва мытаря.
   Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон)
Молитва предначинательная
   Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.
   Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе.
Молитва Святому Духу
   Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый м вся исполняяй Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселился в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Молитва ко Пресвятой Троицы
   Пресвятая Троицы, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша; имене Твоего ради.
   Господи, помилуй (трижды) Слава…и ныне…
Молитва Господня
   Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидёт Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.
Тропари Троичные
   Воставши от сна, припадаем Ти, Блаже, и ангельскую песнь вопием Ти, Сильне: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.
   Слава: От одра и сна воздвигл мя еси, Господи, ум мой просвети и сердце, и устне мои отверзи, во еже пети Тя, Святая Троице: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.
   И ныне: Внезапно Судия приидёт, и коегождо деяния обнажатся, но страхом зовём и полунощи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.
   Господи, помилуй нас (12 раз)».



2. «Начало».
   Я проснулся.
   Лучина догорела, и от неё в комнате разнесся запах копоти. Солнце выглянуло из-за горизонта; его лучи проникали в избу, мало - помалу освещая всё вокруг – скамью, печь, лежащую мать с маленьким сыном…
Я посмотрел на них, спящих, и глубоко вздохнул. Прикосновение холодной воды к моей кожи заставило меня проснуться. Освежившись, я вытерся чистым полотенцем. Начался новый день, новый рабочий день.
Я старался быть особенно тихим в это утро – не хотелось будить семью так рано!
Сон. Это самое чудесное, что есть у них на эти минуты. Не спеша одеваюсь, стараюсь не шуметь. Ведь когда вы проснётесь, сон оборвётся. Только он способен унести человека в мир волшебный, где его ждут либо приключения, либо опасности. Каждому своё!
И когда ты проснёшься – всё встанет на свои места.
   Я медленно подхожу к входной двери. Да, когда ты проснёшься, меня не будет рядом. Меня не будет рядом целый день! Я знаю, что ты уже привыкла к этому. Любовь придаёт мне сил и уверенности.
   Выхожу во двор, вдыхаю полные легкие чистого свежего воздуха. Какая красота вокруг! Солнце уже взобралось на небо, земля после долгой ночи была холодна; редкие звёзды исчезали в пелене дневного света, не оставляя после себя след. Облака рассеялись, и небо стало чисто голубым.
   Но это только сейчас. К обеду, когда Солнце будет над головой, станет невыносимо жарко, захочется пить и есть. Целый день я буду вспахивать поле, и сажать пшеницу и рожь, ячмень и овёс. Целый день я буду работать, и, при этом, думать о тебе.
Я иду в сторону сенокоса и вижу, как капли росы смачивают мою обувь и она становится мокрой. Трава блестит под утренними лучами. Высокие деревья, как огромные великаны, молча стоят и смотрят вперёд. Ветра нет, поэтому они не шумят.
   В моих руках мешок, в который я положил бутылку свежего молока, буханку чёрного хлеба, жирный шматок хорошо засоленного сала, головку лука, несколько вымытых огурцов и помидоров, махорку и свежесрубленного табака.

Я знаю, что поздним вечером ты с сыном будешь ждать меня на крыльце дома. Ты встретишь меня с улыбкой на лице, а сын подаст мне кувшин с молоком, который я осушу за считанные секунды.
Затем я поблагодарю за доставленное удовольствие, и мы вместе пройдём в дом.
Мы сядем за стол, я прочитаю молитву. Поблагодарю Господа Бога за ещё один прожитый день, за еду, что он нам посылает, попрошу здоровья для жены и сына.
Он – продолжатель рода. Он – мужчина. И я постараюсь воспитать из него достойного человека, мужественного воина, защитника своей семьи.
   Дай Бог, чтобы пришло то время, когда я стану дедушкой и буду нянчить своих внуков. А когда придёт моё время,…уйду в мир иной.
   «Ешь, мой малыш. Скоро спать идти. Расти большим и умным, слушайся маму и папу. Слабых защищай, стариков не обижай. Будь смелым, терпи тяготы жизни. Кто знает, может быть, тебе повезёт больше, чем нам!?»

   И после ужина ты пойдёшь с сыном спать, а я выйду на крыльцо, закурю и стану разглядывать звёзды, что зажглись в небе ночном.



3. «Гулянка».
Раз, под вечер, у окна,
Три сидели тётки.
В небо выползла Луна,
Звёзд холодных точки,
Ветер тихо поддувает,
Листья шевеля.
Нежно траву задевает,
Стебли щавеля.
Загорелась в доме свечка,
Стало холодать.
Затопили баню, печку,
Стали выпивать.
Завели такую тему:
Кто да как живёт.
- Я работаю по смена, -
Начал Живоглот.
Этот тип – проглот дотошный –
Любит праздник шум.
Человек он не оплошный,
Много всяких дум.
И сострить порой он любит,
Славный он чудак!
И от цели не отступит.
Умный, не дурак!
- На комбайне езжу в поле
Зерно собирать.
Песни петь, любитель воли,
И мастак гулять.
А другого звали пашей, -
Парень молодой.
По утра он любит кашу,
Свежий чай с травой.
Любит звонкое веселье,
Петь и танцевать.
По утрам болеть с похмелья,
На себя роптать:
«Чтобы я ещё раз выпил!?
Больше никогда!»
А когда зарплату выбьет –
Снова, как всегда.
Третий был знаток искусства,
Музыку любил.
У четвёртого не густо –
Горькую он пил.
Ну, а бабы всё сидели
В вечер, под окном.
На Луну они глядели,
Не хотели в дом.
- Как устала я от шума, -
Молвила одна.
- От гулянок и от гула.
Прям схожу с ума!
- Муж меня не замечает,
Словно я никто.
С сыном папа не гуляет,
А бежит, чуть что.
- Что за жизнь пошла шальная!
Кто поможет мне?!
Или, может, я больная,
Или я во сне?!
- Стали мы для них игрушки,
Как теперь тут быть?!
- Будем дальше жить, подружки.
И мужей любить!
Так живём, не зная горя,
Жизнь идёт вперёд.
Как сказал бы дядя Боря:
«Всё наоборот!»
Раз, под вечер, у окна
Три сидели тётки.
Скрылась белая Луна,
Звёзд погасли точки…



4. «Раздумья».
Я хотел бы гулять босиком по воде,
Подплывали ко мне, не боясь, чтобы рыбы.

Я хотел бы идти по земле и дарить
Людям добрые вести и счастья.

Я хотел бы, как птица, взлететь в небеса
И смотреть на огромные снежные горы.

Я хотел бы познать то, чего я не знаю,
Чтобы легче идти по дорогам сей жизни.

Разбудил бы усопших, лежащих в могиле, -
Подарил бы им то, что дороже на свете.

Из гранита бы сделал прекрасный цветок,
Подарил бы его той, что так сильно люблю.

Я сыграл бы на гитаре песню любви
Для тех, кто нуждался так сильно в этом.

Я подал бы руку всем тем, кто не может
Встать на ноги или поднять что рукой.

Я хотел бы показать все красоты природы
Для тех, кто не зрит это чудо от Бога.

Я хотел бы открыть к новым землям пути
И отправить туда корабли с ценным грузом.

Я хотел, чтобы жили все долго, счастливо,
Чтобы не было войн и конфликтов с людьми,

Чтоб никто не страдал от болезней поганых,
Чтоб улыбки дарили, любили друг друга.

Каждый мир изменил, так как он того хочет.
Но таково не будет – всё останется прежним.

Не спасай для себя, а спаси для других
То, что сможет потом спасти чью-то Жизнь.



5. «Служба солдатская».

Толстые генералы, худые солдаты.
В руках автоматы, в сумках – гранаты.
Чистая обувь, форма в порядке,
Выбрит и глажен – и без помарки.
Подъём в 6 утра, заправка постели.
Умылись, оделись, сходили, поели.
Шагаем по плацу – 1, 2, 3.
Солдат! Головой в сторону не верти!
Ругает начальник, кричит старшина.
Знай, что так было и будет всегда
Ты воин, защитник свободной страны.
Оставь за забором хмельные мечты.
Стоим на дежурстве, сменяя друг друга.
К кому – то приедет жена иль подруга.
Её поцелуешь и к сердцу прижмёшь,
И песню весёлую ей ты споёшь.
Затем на обед солдаты идут,
Снимают уборы, подносы берут.
Борщ, макароны и свежий салат –
Вот рацион настоящих солдат!
Затем у нас отдых, в нарды игра,
Занятья, ученье – и так до утра…
Сменяются дни и времена года,
Нам скоро домой. Шальная дорога!
Жмёт руку товарищ, прощаясь с тобой!
- Счастливо, дружище, добраться домой.
Запомни, товарищ, превыше всего,
Что ты защищаешь себя и его.
Что ценится в мире свобода и честь,
Хороших людей в наше время не счесть.
Живи настоящим, не думай о прошлом.
Мне сразу становится прям-таки тошно.
Мы любим Россию, как свою мать.
Любовь к ней и веру у нас не отнять.

На смену придут к нам другие солдаты,
Мы им отдадим автоматы, гранаты.
Им форму подгоним, научим стрелять,
И быстро в кладовой, что надо искать,
Научим мыть пол, подметать, подшиваться –
Куда же, браток, нам от службы деваться!
И мы, как пришли, что не знали почём,
Но нас научили, подставив плечо.
Мы все через это, солдаты, прошли,
И много товарищей верных нашли.
И стали мужчинами, как говорят.
На службу везут много новых ребят.
Счастливо пройти вам, товарищи, путь,
Который поможет понять жизни суть.



6. «О, море!»

   Нежный бриз касался твоих волос и развивал их, будто парус. Волны морские разбивались о скалы, тучи плыли по небу за горизонт.
Было холодно, но ты продолжала смотреть на меня. А лицо выдавало печаль, в глазах – слёзы, что стекали по щекам.
   Ты – сильная женщина, за это тебя я люблю. Ты стояла босой на холодном песке и пыталась со мной говорить не словами. А силам природы пыталась сказать, что они над тобою не властны. Ты готова стоять здесь и век меня ждать.
   Я – матрос, уплывающий в море. Я не знаю, что будет со мной потом. И любовь твоя мне придаёт сил.
«На земле жить не в силах я больше. Есть стихия, которой я предан. И если я вдруг не прибуду назад – знай, что нашёл там покой».
   И корабль, спустя час, скрылся за горизонтом. А волны по-прежнему бьются о скалы и след оставляют – белую пену. И ветер холодный, дующий с запада, море волнует и что-то поёт. И рой облаков он мешает, как сливки. И в кучу сбивает, и снова поёт.
И море взбесилось, и начался шторм. И белого света не видно. Не видно ни звёзд, ни Луны и ни Солнца. А ты всё стоишь и не уходишь. И дождь проливной прикоснуться позволил к твоим волосам, одежде и кожи. Но ты не уходишь, стоишь босиком и смотришь мне вслед, но меня уже нет.
   Так идёт день за днём, год за годом проходит. Солнце снова восходит над нашей землёй. На горизонте показался наш корабль.
И тот, кто матросом на судно пришёл, стоял за штурвалом, генерал молодой. Он голосом громким приказ отдаёт, и мощный корабль к брегу ведёт. И смотрит – ждёт ли милая его?!
   Что же это?! Она! Мне не верится, Боже. Вижу твой силуэт. Ты всё ближе ко мне, я всё ближе к тебе.
   Вот сошёл я на брег и пускаюсь к тебе. Ты босыми ногами, ступая в песок, оставляешь следы. И бежишь во весь дух, развиваются власы. А тихие волны целуются с брегом, ветер тихо поёт.
Мы обняли друг друга так сильно, ты плакала и меня целовала. Я чувствовал слёзы на своих щеках. А Солнце спускалось за горизонт, и небо менялось во цвете.
Столько лет прошло с того дня!
И теперь я с тобой навсегда.
Я люблю тебя!


   
7. «Когда была война…»

Август. К нам осень мчит во весь дух.
И деревья устали держать тонну листьев.
А не так уж давно здесь кружил белый пух,
А сейчас слышу я отголоски от выстрелов.

Каждый год, по весне, распускались цветы,
И сырая земля покрывалась травой.
В одночасье погибли хмельные мечты,
Потому что война разлучила с тобой.

Вой сирен так и впился гвоздём в мою грудь,
От пальбы – звон в ушах, едкий запах от пуль.
Очень долгим казался сей пройденный путь, -
То победа близка, то всё сводится в нуль.

Беспощаден к нам враг – он сжигает мосты,
Он стреляет в людей, разрушает колхоз.
Он под танком давил в поле маки, цветы,
Он, как клещ, что зачем-то под кожу заполз.

Каждый день люди в церкви молились Богу,
Каждый день погибал ещё юный солдат,
Пробивая руками к победе дорогу,
Ведь победа – дороже любых здесь наград.

Враг забрал наших братьев, отцов и дедов.
Он оставил лишь пепел да груду руин.
Не услышат мужья больше шума лесов, -
Хорошо, должно быть, в раю теперь им.

С того дня пролетело немало годов,
Но никто не забыт и ничто не забыто.
Мы построили множество новых домов,
И дорог, сколько новых теперь нам открыто.

Как победа нам дорого эта далась!
Если б мы не смогли – то никто бы не смог.
И победа по свету быстро так разнеслась.
Дрогнул враг, как услышал шум русских сапог,

Испугался от взрывов русских «Катюш»,
Задрожал, как листок, на холодном ветру.
Ах! Как много загублено здесь было душ.
Вот что враг нам оставил, сбежав поутру.

Вам поклон отдаю, приносящим свободу,
Говорю вам спасибо за тяжкий труд.
Вы же мир принесли для простого народу,
А врагу пусть достанется Божий суд.






8. «Одиночество».

   Сегодня 21 августа.
   Погода стоит холодная; ветер весело играет с листьями, от одного края горизонта до другого раскинулись мрачные серы облака, преграждающие путь солнечному свету.
   Я брожу по песчаному берегу Чёрного моря.
Волны нежно касались моих обнажённых ступней, отчего по телу пробегает дрожь. Но мне не холодно, мне хорошо. Я вдыхаю полной грудью морской бриз; он пытается говорить со мной, но я не понимаю его. Зато мне приятно слушать его.
В отражении моря – хмурое небо с его серыми облаками. Оно будто замерло над землёй. И оно искажено под действием небольших волн.
   Я оставлю следы на кристально белом песке. И от этого становится приятно на душе. На лице непроизвольно появляется робкая улыбка. Но куда я иду?! Что будет за поворотом?!
Я не знаю. И даже не хочу думать об этом. Пускай это будет для меня загадкой. Я хочу просто идти вперёд, смотреть на песок, на морские волны и вдыхать полной грудью, в сторону горизонта, где плывёт большая яхта под белыми парусами.
   И это мне нравится.
   Я знаю, что скоро будет шторм, пойдёт сильный проливной дождь и мне нужно будет вернуться домой. Но до всего этого ещё очень долго. И пока его время не пришло, я буду гулять в полном одиночестве по берегу Чёрного моря. Это помогает избавиться от дурных мыслей, отдохнуть телом и душой.
   Перевернутая лодка и висло, слегка запорошенная песком, говорит о том, что рыбак давно не выходил в открытое море. Я, окинув её взглядом, продолжаю идти вперёд, оставляя на мокром песке свои следы.






9. «Осень».
Сентябрь. Сыплют деревья листвой, -
На асфальте цветная мозаика.
И земля стала жухлой такой,
По тропе пробежал серый зайка.

Небо хмурится, либо смеётся,
Стало холодно, ветер шумит, -
Он, как прежде, куда-то несётся
И с листвой тайком говорит.

Мало птицы поют звонких песен, -
Зимовать улетают на юг.
Где чуть сгнило – виднеется плесень,
Где чуть тише – послышится стук.

Ветер гонит тяжёлые тучи,
Поднимая обрывки с земли.
Он изрядно деревья помучит,
И уйдёт, спрятавшись за бугры.

Всё шумит, и играет, смеётся.
Всё мне кажется диким таким.
Скоро дождь над землёй пронесётся, -
Солнце станет от влаги слепым.

Каждым днём поглощается время.
И мы знаем, что осень пришла.
Мы всё так же несём своё бремя,
И дорога для нас не легка.

В хате холодно – кончился хворост,
Нет ни спичек, ни тёплых одежд.
Не пришла бы, ко мне тяжка новость,
От которой не стало б надежд.

Нет, не буду я думать об этом!
Пусть я нищ, но духовно богат.
Я представлю себе жаркое лето, -
И от этого буду я рад.

Сентябрь. Сыплют деревья листвой, -
На асфальте цветная мозаика.
И земля стала мягкой такой,
По тропе пробежал белый зайка.

Небо хмурится, либо смеётся,
Стало холодно, ветер шумит, -
Он, как прежде, на север несётся
И со мною тайком говорит.



10. «Нищие и бедные».
Мой первый снег…Он умер рано,
Когда земля ещё сыра.
И это море снегопада,
И эта неба синева…
И красота ярчайших красок
Внутри пробудет грусть-печаль.
Смени ж, натура, светлых масок
И сделай, чтоб мне стало жаль.
Так день за днём играешь с нами,
Оскалив зубы мощных скул.
То наполняешься краями,
Пуская пену, ветер дул.
Часы на миг остановились,
Замёрзли улицы дорог.
Промеж домов ты заблудилась,
Ища трактир: «Бараний рог».
Твой друг, тебя здесь дожидаясь,
Нажрался. Грязная свинья!
Трактирщик, молча убираясь,
Вздыхал и охал. Время дня –
Двенадцать ровно по полудню.
Она увидела его;
Лицо лежит в тарелке студня,
Вокруг – бутылки, грязь, дерьмо.
Отвратный запах бьёт по носу,
Воняет водкой, дым стоит.
Слуга трактирщику доносит:
«Жена пришла. Пойдёт тащить».
Она кричит: «Опять нажрался!
Вставай, домой пора идти.
Как хорошо, что не подрался,
А то ты любишь завести».
Народ любуется картиной,
Но помогать – таких здесь нет!
Взяв за рога эту скотину,
Идёт домой. Пропал их след.
В трактире музыка играет,
Все водку пьют, едят грибы.
Их ум прекрасного не знает.
Что нужно людям от судьбы?
Мечты – как дым, как серый пепел,
Способны вызвать только боль,
И испарятся, словно ветер,
Исчезнут, словно в море соль.
Мы не способны к размышленью,
Мы можем только забирать.
Мы не способны к подавленью,
Мы можем громко лишь кричать:
«Отдайте в руки нам зарплаты,
Верните школы и сады,
В больницах сделайте палаты,
Верните деньги нам, жиды!»


В огромном городе России,
Куда на время осень шла,
Где всё цветёт, где всё красиво,
Я видел деда-бедняка.
Он на земле сидел, поддатый,
Сидел с протянутой рукой.
Худой, иссохший, бородатый,
Одет в тряпьё и чуть живой.
«Он пьян и портит атмосферу
Прекрасной улицы в огнях».
«Откуда он?!» «Урод с пещеры».
«Похоже потеря он страх».
Старик кряхтит, шипит и стонет,
Пытаясь встать с сырой земли.
Одни ругают, третьи – гонят,
Другие – просто обошли.
Старик на них руками машет,
Не внятно что-то говоря.
«Пойдём домой, а, тётя Маша», -
Рукавчик кофты теребя,
Сказала девочка больная.
«Не хорошо, не хорошо!»
Мать, сумку быстро открывая,
Зубной вложила порошок.
Взяв руку милой нежной дочки,
Она уйти спешила прочь,
Идя по лужам и по кочкам.
Вот так пришла на землю ночь.
Все разбрелись по своим хатам,
Мерцают звёзды при Луне.
Афиша треплется у МХАТа…
Что видят люди там, во сне?
Старик лежал и слов не молвил –
Усох, как жёлтый клёна лист.
Никто о нём потом не помнил:
Кто он такой? Небрит, нечист.
Карета «скорой» труп увозит,
Асфальт по-прежнему блестит.
Никто из них о нём не спросит
И глаз, увы, не прослезит.



11. «Похороны».
   За свою жизнь я перехоронил столько людей, что и не упомнишь сколько именно. Играл я тогда в военном духовом оркестре на трубе. Небольшой состав; четыре трубача, тарелки, большой и малый барабаны, бас, два тенора и альт. Скромно, но со вкусом.
   И каждый раз, выезжая на очередной обычай захоронения, я вспоминал похороны деда. Внутри становилось пусто и грустно. Столько воспоминаний, слёз, боль потери…
Теперь его портрет выгранен на гранитной плите, всё такой же молодой и красивый.
   В траурном шествии мы шли самыми последними и играли похоронные марши. Вынос гроба, крест и фотография с чёрной ленточкой в правом нижнем углу, венки с надписью: «Помним. Любим. Скорбим». Эти слёзы на щеках убитых горем матерей, дочерей, жён, друзей и близких.
Постепенно образуется толпа; соседи, случайные прохожие, да просто зеваки, которым всё интересно. Мужчины молча закуривают сигареты, здороваются, друг с другом что-то говорят. И взгляд их равнодушный, всё время бегающий по сторонам, ищущий что-то.
Взгляд же старух, проходящих мимо оркестра, больше похож на взгляд почти высохших ведьм. По ним можно прочитать: «Мы не здесь. Просто мимо проходили».
Становится слегка не по себе. А дети шумят и смеются. Рано им ещё понимать того, что испытывают взрослые. Не пришло их время.
Мы продолжаем играть с короткими перерывами между произведениями.
   Процессия двинулась. Почти все одеты в чёрное, они топились как можно скорее закончить это.
Случайные прохожие останавливаются и провожают взглядом толпу, автомобили пропускают гроб с вновь почившим. На улице холодно, воет ветер, небо серое, Солнца нет.
Сегодня земля примет в свои объятья усопшего раба божьего.
   Мы отыграем, затем нас отвезут в кафе, что находится неподалёку, где помянем усопшего.
   И так каждый раз.
   А внутри грусть, и, кажется, что мир на время опустел, он кого-то потерял. И он скорбит вместе с нами.



12. «Узник».
Сквозь тонкое грязное окно,
На котором прибита решётка,
В камеру свет пробивался
И падал на узника руки,
На которых висели оковы,
Прорезав плоть до кости.
Раны затягивались долго.
Гулять узник не выходил.
Только слышал он звуки прибоя,
Крики чаек и звоны цепи.
На прогнившем дощатом полу
Постелили для мягкости сено,
Что лежит пару месяцев кряду.
На стене одинокая надпись,
Нацарапанная гвоздём,
Найденным в правом углу.
Запах сено гнилого не душит,
Не пугает ночью тишина.
Он беспомощно смотрит на небо,
На белые хладные звёзды.
«Возьми меня, ветер, с собою.
Унеси меня, море, в чужую страну.
Не могу здесь оставаться.
Душа не находит покоя!»

День ото дня проходит.
Я равнодушен к Солнцу,
К ветру и шуму волны.
Я привык к одиночеству.
Идут дожди, пошли снега.
Замёрзла синяя вода.
И жуткий голод убивает,
Терзает, мучает меня.
Мне б пулю, чтобы застрелиться.
Ну, не могу я больше так!

И я беру свой ржавый гвоздь
И выкорчёвываю кирпич.
С последних сил, остатков нервов,
Дырень проделал я в стене.
О, свежий бриз! Какое счастье!
Всё дышит свежестью вокруг.
Летают чайки над волною,
Волна же бьётся о скалу.
Душа моя теперь с тобою.
Сегодня я покончу с тем,
Что столько лет меня гноили,
Морили голодом и били.
Прощаю вас, враги мои.
И зла на вас я не держу.
Не мне судить такие души.
Мне б только жить, любимым быть,
И делать то, что мне под силу.
Я прыгнул вниз, расправив руки;
Себя представил мудрой птицей.
Пускай я разобьюсь о скалы,
Размажу череп на куски.
Мне будет так приятно это –
Знать, что я теперь свободен.
Я обрету покой навечно.
Отстанет боль, что так терзала,
Исчезнет холод, голод, мрак.
Легко мне станет и свободно.
Истлеет тело, загустеет.
Земля в объятья тело примет,
И все забудут обо мне.

О, узник!
Быть бы им тобой…



13. «Пианист».

   Что стало с моими руками? Я обморозил белую кожу, пальцы потеряли свою ловкость и быстроту, много царапин. Они потеряли всё, к чему я стремился все эти годы.
   Судьба. А что есть судьба? Ничего нам не предначертано – мы сами делаем свою жизнь такой, в которой хотим быть. Так случилось и со мной.
   Я, красивый молодой человек, имеющий высшее образование, не работаю по своей специальности. Платят мало. Поэтому я играю в ресторанах, на свадьбах, кооперативах. Везде, где придётся.
   Вот она, та самая судьба. Платят копейки, а ты платишь за обучение. А потом работать до конца жизни на нищенскую зарплату.
В конце концов, я плюнул на всё это и пустился во все тяжкие. Где я только не работал: и грузчиком, и уборщиком, и водителем, и плотником.
Всего и не упомнишь! А, имея высшее образование, по своему профилю не хочу. Это не респектабельно. В оркестре места почти всегда заняты (либо не подхожу, либо связи), создавать музыкальный ансамбль – то же куча мороки: найти музыкантов, купить профессиональную аппаратуру и инструменты, в конкурсах участвовать, искать продюсера...
Нет. Я сам не против. Но нужен такой человек; компетентный, способный провернуть такое дело.
   Вот так, раз за разом, наматывается клубок. А потом понимаешь – зачем тебе нужно было всё это! И начинаешь подыскивать другую работу, а самое худшее, что может быть – это спиться. Спиться и оказаться под мостом, укрываясь от дождя и ища себе пропитание в мусорных баках.
   Невольно задаёшься вопросом – зачем ты потратил своё драгоценное время на обучение? Ведь ты надеялся найти достойную работу, получать хорошую зарплату, вести карьерный рост. Видел своё будущее, представлял, каким оно будет. Но жизнь порой бывает жестокой и ставит нам такие препятствия, что их невозможно ни обойти, ни перепрыгнуть. И как быть, если наталкиваешься на стену непонимания?!
Ради чего ты стремился, шёл вперёд?!
   Сейчас мне кажется, что зря. Всё это было зря; потраченные нервы, деньги, время. Теперь это для меня, как хобби – пришёл в гости, увидел инструмент, сел и сыграл что помнишь. Вот здорово, скажут люди, молодец. И всё. А тебе на душе грустно.
А время идёт и это занятие тебе просто перестаёт нравиться – ты забываешь его, не прикасаешься к фортепиано.
Музыка не ценится, а талантливые люди так и «умирают» в небытие.
   Так как быть?! Подскажите! Может быть, я в чём-то не прав?!



14. «Ночь».

Хокку.

1.
Холодная ночь. Луна и звёзды.
Мороз кусает щёки и рисует
На окне. Очень тихо.

Вода покрылась коркой льда,
Деревья смотрят обнажённо
На меня, раскинув к небу руки.

Они, как будто, просят Бога.
Но он молчит. И ветер замер.
А где-то слышен вой собак.

 Фонарь горит неподалёку ярко,
Чист горизонт, и ни души.
Лишь на земле мои следы.


2.
На снегу – следы человеческих ног;
Он истоптан, он грязен,
Но блестит при лунном свете.

Земля холодна, но жива,
Молчат провода, и тишина
Воцарилась вокруг.

 Не звучит пока колокол
При старой церкви,
Покосились кресты набекрень.

Игра света и тени,
Слышен треск обломившейся ветки,
Облака уходят отсюда.

Вижу ясно Млечный путь, -
Белый-белый, как молоко матери,
Большого и Малого медведя.

Что же там, на ярких звёздах?!
Может, есть ещё жизнь?
Она не такая, как наша…

3.
На высокой скале стоит маяк.
Он путь освещает морякам,
Что к берегу подплыли.

Их корабль 3 месяца в море.
Сегодня они войдут в порт
С грузом свежей рыбы.

Сон кусает глаза,
Но ещё есть работа.
Лишь под утро придётся поспать.

Дом, родной дом!
Ждёт жена моряка и дети,
Ждут и любят его.


Эхом разнёсся гудок,
Корабль пришвартовался,
Якорь разбил лёд

И скрылся в толще воды.
Сброшены толстые канаты,
Спущен груз.

Под ногами большая земля,
Земля, а не синее море.
Холодная, серая земля.

4.
Сутки начинаются ночью.
Мрак будет недолгим.
Часы пролетят незаметно.

За высоким кирпичным забором,
Где висит железная нить
С шипами – острыми иглами, -

Есть старый-старый острог.
Я смотрю из окна на небо,
Держу в руке фотографию,

Где есть только ты;
Молодая, красивая девушка
Лет двадцати пяти,

С белым, как вата, власом,
С прекрасным и чистым лицом,
С фигурой…убитая сталью.

Убита моею рукой.
Не вынесло сердце измены,
Душе больше нет покоя.

Я смотрю на тебя перед тем,
Как принять дозу яда.
Не могу больше так, не могу!

Нет мне радости в жизни,
Нет мне места в жизни,
Нет мне прощенья…

5.
А кто-то нежится в любви,
Целуя руки, плечи губы,
Вкушая плоть плода любви.

Сегодня вы близки друг к другу,
Сегодня зародится жизнь,
Любовь теперь связала вас.

На что теперь вам звёзды,
Луна и стая серых облаков,
Да белый снег, блестящий снег.

Любовь происходит сегодня,
Происходит она и сейчас.
Люди, любите друг друга.

Пойте любовные песни,
Дарите цветы и улыбки.
Сердце биться будет быстрее.

Танцуйте, пока звучит музыка,
Гуляйте с любимыми в ночь,
Когда горит ярко Луна.

6.
Ночью жизнь не стоит на месте –
Всё имеет движение, смысл.
Я по-прежнему радуюсь звёздам,

Деревьям, что спят крепким сном,
Луне, что глядит на меня,
В лес уходящей дороге.

Я спокоен, курю сигарету,
Наблюдая за жизнью ночной.
Через миг оно растворится

В лучах восходящего Солнца,
В синем цвете огромного неба.
Будет день – будет пища.

Пробудятся от сна птицы,
Животные, земля, люди,
Деревья замёрзшие тоже.

И всё будет как-то иначе.
Я достану фотоаппарат
И сделаю несколько снимков.

Нельзя упускать такие моменты –
Такое не повторится.
Растворится, как сахар в воде.

Закрыт театр и аптека,
Ещё бесшумно улицы стоят,
И рынок пуст, и магазины.

Но скоро оборвётся тишина,
Взорвётся говором и смехом,
Падёт, как домик из картона.

Вздрогнет холодная земля,
Загуляют поезда, провода –
Всё придёт в движение.

Кто-то поедет в далёкие страны,
Кто-то выйдет в открытое море,
Кто-то простится с любимым.

Я отправлюсь пешком домой,
Где ещё тишина и покой,
Где есть малая доля счастья.



15. «Мёртвый город».

Я чувствую запах горелого торфа,
Вой одичавших собак.
Ночь.
Луна вскарабкалась на небо
И осветила мрачный лес.
Слышен треск кузнечиков,
Звуки птиц: ворона и совы.
С тех пор время здесь остановилось,
Жизнь стоит на месте.
Наступает день, и ничего;
Дома как стояли, так и стоят,
Разбитые стёкла, пустые квартиры,
Детские площадки.
Холодно.
Холодно и мрачно.
А ведь когда-то здесь была жизнь…

Здесь каждый сантиметр
Пропитан радиацией.
И на много километров –
ЗОНА.
Столько лет прошло с того дня,
когда Он стал известен всему миру.
Сколько душ вознеслось к небу!
Песок и вода, деревья и травы,
Животные, люди…
Он стал чем-то большим
для ныне живущих.
И жизнь постепенно
приходит в движение,
Не смотря на опасность
мельчайшего атома.

Здесь звёзды немного другие,
И солнечный свет не такой,
Трава по-особому пахнет
и Луна освещает пятиэтажки.
Тишина пугает,
В душе закрался страх
быть съеденным крупным хищником,
Не похожим на себя.
На земле есть следы, -
То ль они человека,
То ль они и ничьи.
Будто Дьявол прошёл
над лесами,
Над жёлтым полем пшеницы,
Над морем, и над высокими горами.
Пропитана ядом безумного атома
каждая живая частица.

И что-то таинственное
в городе мёртвом есть.
Загадочное, непредсказуемое.
Новый мир появился.

Ветер разносит запах горелого торфа,
Раскачивая деревья.
Он по-прежнему мёртв и недвижен.
Время идёт вперёд.
И всё бесполезно менять.
Надежды канули в лето,
Птицы не вернутся с юга,
И люди не придут сюда.
Тусклый свет Солнца
озаряет безжизненный край.
Мёртвый город…
Пусто. Лишь небо

всё такое же синее.
Столько снимков и фильмов,
А правда исчезла
с маленьким-маленьким атомом.
Взять бы, забыться.
Здесь время не властно,
Здесь нога не ступала человека,
И не ступит уже никогда.



16. «Что есть счастье?»

О сокровенном не говорю –
Это моё и больше ничьё.
Это будет храниться вот здесь,
Под сердцем. Моё счастье!
И я про него не расскажу.
Мне приятна такая интрига:
На лице моём – улыбка,
А глаза горят ярким светом.
Пусть за окном идёт дождь,
Или же пули свистят.
Хоть взрывы, хоть порыв ветра –
Я счастлив, я радуюсь Солнцу,
Я радуюсь быстрой речушке.
А люди кругом ходят хмурые,
Пустые, чем-то недовольные.
Хищный взгляд пронзает меня
Насквозь. Кровь застывает.
И кажется, что она вот-вот
Превратится в яд; густой, терпкий.
Но то меня не тревожит;
Я жив и всё дышит жизнью,
А то, что у вас – мне не важно!
Каменные сердца,
Отравленные легкие,
Прозрачная кровь,
Паршивая кожа.
Что смотрите так криво?!
Взгляните на свои рожи,
Посмотрев перво-наперво в зеркало.
Ну, что. Нравится изображение?
А мне оно безразлично,
Я смеюсь, показывая пальцем
На вас – беспомощные тела.
Что, вас бесит моя улыбка?!
Увы, проблема не моя.
Мне не стоит объяснять
Почему вы в плохом настроение.
Возьмите, да улыбнитесь.
Поднимите себе настроение!
И что-то в момент изменится
Внутри. В душе и сердце.
Хмурый день будет ярким,
Солнце вам улыбнётся.
Заговорит с вами дождь,
И ветер в мажоре споёт.
И всё станет ярким,
В душе будет Бог.
И не надо говорить
В пустоту кучу слов.
Здесь подскажет вам счастье,
И поможет вам жить.



С добрым сердцем, друзья!
Не смотрите на мир, в котором царит «тёмная власть». Сделайте его ярче, лучше, красивее, чем он есть.
Творите, стремитесь, добивайтесь…
И будьте счастливы!



17. «Весна пришла!»

Весна, весна! Бежит ручей,
Снег тает прямо за окном.
А с крыши падает капель,
Напоминая нам о том.

Пришла весна. Какое счастье!
Сменились хладные те дни,
Когда морозил я запястья…
В лесу цветут сухие пни,

Грохочет лёд, упавший с крыши,
В движенье быстрая река.
Взлетайте, птицы, выше, выше!
Глагольте песню на века.

На небе расступились тучи,
Впуская к нам весенний луч.
И землю холод ещё мучит.
Осталось мало снежных куч.

Зима по-прежнему всё злится,
Пуская вьюгу и метель.
Пора уже остановиться!
Послушай звонкую свирель,

Послушай песню ветра с юга.
Смотри! Летят к нам птицы вновь.
Люблю безумно я подругу
И говорю ей про Любовь.

Мы вместе с ней три уж года!
Хороший срок сказать: «Люблю!»
Какая ждёт меня дорога?!
Тобой я, милая, живу.

Бегут ручьи, проснулись реки,
Сияет Солнце над главой.
Открой сомкнувшиеся веки,
Окно скорее ты открой:

Вдохни прохладный, свежий ветер,
Почувствуй сырость от земли.
А в хладный, сумеречный вечер
Скажи любимой о любви.

Пускай зажгутся снова звёзды –
Кричи: «Весна, пришла весна!»
Исполни, Бог, одну лишь просьбу,
Когда подымится Луна,

Пусть будет так, как мне охота.
Я эту женщину люблю.
Такая выпала забота –
Ей песню любви пою.

Весна, вена! Бежит ручей,
Снег тает прямо на глазах.
А с крыши падает капель,
Напоминая нам о том.

И вот оно приходит лето, –
Пора, когда хочу любить.
Хорошо там, где меня нет,
И так желанно сразу жить…



Март, 2013 – Апрель, 2014 год.