Гедонистическая гиперфагия

Марина Лебедь
               
      “Те, кто употребляет пищу сверх меры и потребность в                пище оскорбляют пресыщением, притупляют чувства и, сами того не замечая, от излишества в наслаждении теряют даже и само наслаждение пищей.” Исидор Пелусиот               

   Получать удовольствие от еды самое естественное, что может быть, ведь сама природа позаботилась о том, чтобы высокоорганизованный организм приятными вкусовыми ощущениями получал подтверждение свежести и питательной ценности пищи, однако процесс принятия пищи человеком значительно выходит  за рамки ее пользы для организма.
   Культура питания подразумевает соответствующее эстетическое оформление и приятные  коммуникации,  сопровождающие процесс принятия пищи. Натуральный, природный вкус продуктов уже  не устраивает: находятся новые  вкусовые сочетания, создаются  оригинальные  способы приготовления, изобретаются новые  нюансы вкуса. Производители идут еще дальше, используя  специальные вещества, вызывающие привыкание - триггеры. Традиции питания, соответствующее воспитание, особенности личности и уловки производителей создают предпосылки особенного отношения к пищи - гурманство, и, как крайнее его проявление, гедонистическую гиперфагию. Человек поглощает пищу не для получения питательных веществ, а для приятных ощущений, вызванных стимуляцией вкусовых и обонятельных рецепторов.
   Разумная доля гурманства не порицается, но даже поощряется обществом. Доказательство этому на каждом шагу - от традиционного обмена рецептами вкусной, но отнюдь не обязательно здоровой пищи, до многочисленных интернет ресурсов.
   Каждый знает что придавать слишком большое значение пищевому удовольствию стыдно и вредно. Вышедшее за пределы приемлемых берегов гурманство осуждается. Вот, в качестве  литературного  примера,  отрывок из рассказа Роальда Даля "Дегустатор": «Теперь все смотрели на Ричарда Пратта. Это был человек лет пятидесяти с не очень-то приятным лицом. Прежде всего обращал на себя внимание его рот; у него были полные мокрые губы гурмана; нижняя губа отвисла и была готова в любой момент коснуться края бокала или захватить кусочек пищи… Он медленно поднёс бокал к носу. Кончик носа оказался в бокале и задвигался над поверхностью вина, деликатно сопя. Чтобы получить представление о букете, он осторожно покрутил бокалом. Он был предельно сосредоточен. Глаза закрыты, и вся верхняя половина его тела — голова, шея и грудь будто превратились в нечто вроде огромной обоняющей машины, воспринимающей, отфильтровывающей и анализирующей данные, посылаемые фыркающим носом…. Задержав вино во рту, он помедлил, составляя первое впечатление о нем, и я видел, как шевельнулось его адамово яблоко, пропуская глоток. Но большую часть вина он оставил во рту. Теперь, не глотая оставшееся вино, он втянул через губы немного воздуха, который смешался с парами вина во рту и прошел в легкие. Он задержал дыхание, выдохнул через нос и, наконец, принялся перекатывать вино под языком и жевать его, прямо жевать зубами, будто это был хлеб».
    Религия клеймит чревоугодие как грех, медицина предупреждает о том, что переедание и частое  употребление нездоровых продуктов приводит к расстройству пищеварения и ожирению, однако некоторые люди  все равно попадают в зависимость от вкусной, но нездоровой пищи. От этой  зависимости избавиться не так просто, как это кажется на первый взгляд,  но она  не фатальна - справиться с ней реально даже самостоятельно.

Иллюстрация: картина Люсьена Фрейда