Глава 3. Бой за музей

Александр Можаев 2
                1.
  Моросил мелкий дождик и Олег пожалел,что не прихватил утром зонтик.Дождик был уже по-осеннему холодный и хотелось поскорее проскочить квартал,оставшийся до общежития. Навстречу шёл под огромным чёрным зонтом его старый друг Денис, двоюродный брат его бывшей невесты Нелли.
 - Олег!Сколько лет!Сколько зим!
 - Денис, здравствуй!
 - Я к тебе шёл, Олег.Дело у меня.Получил письмо с Москвы,от Нелли.
 - Письмо? Вот не ожидал...
 - Олег,она поручила передать письмо лично в руки.Без свидетелей.
 - Странно...какие теперь секреты?
 - Всё, Олег!Пока.Тороплюсь!
 - До свидания, Денис. Не исчезай!

  Пронский,спасаясь от дождя, спрятался под пышную крону распахнутого тополя и задумчиво распечатал конверт.Нахлынули воспоминания трехлетней давности.Нелли...Отчаянная Нелли,хотелось бы тебя увидеть!
  Годы прошли,а теперь...Сколько лет они не виделись?Около трёх длинных и насыщенных лет.

           "Здравствуй, Олег!
  Дорогой мой человек,я знаю,что может быть ты сейчас чувствуешь...Пойми и меня.
  Три года назад ты уехал в свою Сибирь,сказав только одно:" Жди!".Ничего не объяснил ни письмом,ни как то ещё...
  Прошёл обещанный тобой месяц,прошёл другой. Потом наиболее тяжёлый для меня третий месяц - месяц разочарования и погибающих надежд.Я сходила с ума, думала,ты опять попал в какой-нибудь переплёт, стала уже думать, что тебя уже просто нет в живых.Не скрою,были и другие мысли - что ты встретил другую женщину...
  В конце концов,на четвёртый месяц,я на этом остановилась и окончательно решила,что между нами всё кончено.
  После этого злосчастного аборта отношения между нами стали натянутыми.Ты по-прежднему молчал,а я мучилась.Как я мучилась!Боялась,что теперь меня бросишь,хотя ты ни в чём ни разу не упрекнул.Всё своё свободное время ты отдавал своим друзьям.Я понимала,что все они твои земляки,что ни кого больше,кроме них, у тебя нет - я со всем готова была смириться,со всем...Не понимала,что так сильно вас всех связывает,обидно было то,почему вы все замолкали,стоило мне приблизится?Почему ты ни кому не доверял,кроме них?Даже мне!А ведь мы с тобою вместе  пережили немало...
  Теперь, за почти три года замужней жизни,я поняла,что у нас был просто временный кризис,который - я не сомневаюсь!-мы бы вместе просто пережили.Почему ты ничего не написал?Подвернулся,как назло,этот офицер,Белов Сергей. Я вышла замуж сразу,головой в омут.Будь,что будет!
  Впоследствии, от Дениса,я узнала,что когда через шесть месяцев ты вернулся,то искал меня,пока всё не узнал...У меня полтора года назад родился сын Стас.Хороший,здоровый мальчишка.
  Скоро Сергея уволили в запас за систематическое пьянство,теперь он уже долго ни где не работает - его просто ни куда не берут на работу.Спивается совсем,ничего не могу сделать.Он оказался грубым жестоким животным,с трудом умеющим читать и писать.Я и сейчас удивляюсь,как мог такой примитив закончить в своё время военное училище!Но не хочу больше о нем!
  Теперь я знаю,что ты - моя единственная любовь в этой жизни.
  Больно было,когда я узнала,что ты,тоже наспех...женился на какой-то деревенской девице и что у тебя уже есть дочь.
  Олег, я буду в городе 9 сентября - приеду вечерним поездом.Хочу увидеть родных,кроме того,у одной моей подруги и одноклассницы день рождения - 10 сентября.
  Если это возможно,было бы просто отлично сходить туда вместе!Кроме того,Олег,все эти три года я храню кассеты с компроматом на наших с тобою заклятых врагов - Носовых.Нам пора обсудить,что с ними делать дальше.Это,по-моему, важно.
  Повторяю,буду девятого,вечерним поездом.
        г.Москва.         
        Целую тебя крепко,всегда твоя Нелли.

  Олег медленно перебирал в памяти бурные события трехлетней давности.Сколько всего пережито вместе с Нелли!Он поднялся на свой четвёртый этаж общежития и войдя в свою комнату,включил телевизор.Ничего смотреть не хотелось,и одному находится в пустой комнате было невыносимо! Поужинав,Олег направился в комнату Иры Светловой.Она целый вечер ждала его.Тихо играла музыка, и у неё всегда было хорошо и спокойно! Олег и сам не понимал, как точно он относится к Ирине,хотя их связь продолжалась около года.Пронский всё чаще старался не думать обо всём этом.
  Иногда их отношения тяготили его.Но захоти она,одно её слово - и он,не раздумывая,развелся бы с женой.Но она не хотела этого,она как-будто чего-то ждала...Чего?
  Олег не понимал,почему её устраивало положение любовницы,почему она даже не пыталась что-нибудь изменить?Эх!Встретится бы раньше!
 - Олежек,по-моему, ты сегодня...какой-то странный.
 - Нет.Всё в порядке.
 - Расскажи,Олег. Что случилось?
  Голубые глаза Ирины смотрели на него спокойно и понимающие.Лгать в такие глаза он не был способен.
 - Ирина,я как-то мельком упоминал,что около трёх лет назад у меня была невеста - красавица Нелли.Жениться...была не судьба.И вот сегодня мне передали её письмо.
 ,- И что ты теперь чувствуешь?
 - Она приезжает 9 сентября из Москвы.Нас связывают не только личные отношения - теперь всё это в далёком прошлом...Возьми,прочитай письмо.
  Ирина Светлова внимательно, как бы напоминая,прочитала письмо.Пронский не хотел ничего рассказывать,но он понимал,что другого выхода просто не было.Первый её вопрос не был для него неожиданностью.
 - Скажи,что это за Носовы?
 - Это,ИРА,очень долгая и тяжёлая история.
 - И за целый год ты ни разу не мог её рассказать?
 - Не было случая.Да,и зачем?
 - Олег, чем больше я тебя знаю,тем больше выясняется,что я тебя совсем не знаю!
 - Хорошо. Я сейчас, как сумею,вкратце расскажу эту историю.Три года назад меня с Нелли по заданию редакции командировали собирать материал для публики "Вести с полей" в колхоз"Рассвет" Поземского района.Мы,того не подозревая,нарвались на хорошо организованный клан воров и партийных бандитов.Возглавлял этот клан парторг колхоза Виталий Васильевич Носов.Мы с Нелли в то время - молодые неопытные журналисты,на которых парторг сразу пытался воздействовать всеми доступными ему методами.Нелли,пользуясь случаем,заманили и жестоко изнасиловали в первую же ночь нашего пребывания в этом колхозе.Со мной тоже провели "спецобработку".
  Нам чудом удалось бежать.С этого и начались все события,Вот так мы с Нелли,защищаясь,вступили в схватку с этим кланом.Попав по неопытности во все это,мы,честно говоря,ещё не совсем чётко представляли себе,с какими зверями и выродками имеем дело.У клана Носовых были связи,огромные деньги и власть,были исполнители,готовые на всё, что угодно.Были даже свои рабы и рабыни,одна из которых,покойная Юля,очень помогла нам с Нелли. Её убили Носовы.
 - Вы победили,Олег?
 - Ни кто не победил.
 - Как это?
 - Схватка переросла в бои - в бои в буквальном смысле этого слова.Было несколько боёв в Поземских лесах,были потери с обоих сторон.Нас,к тому времени,организовалось 10 человек.Тогда 10 единомышленников. Но впоследствии двое оказались предателями - Полина Разумовская и Анатолий Зуев.Носовых,только взрослых представителей этого клана - было около десятка человек, плюс не менее двадцати их "прихлебателей". Уже к Новому году нас осталась ровно половина.Носов - только двое,но в том числе и этот парторг - главный зверь.К тому времени Юля тоже погибла от рук оставшихся Носовых.Её, раненую,они утопили в проруби!..
 - Олег,почему вы не обратились в милицию?
 - ИРА,я вижу,придётся рассказывать всё подробно...

  Рассказывал Олег целый вечер.ИРА Светлова,затаив дыхание,внимательно слушала,широко раскрыв свои голубые глаза.Она была потрясена всем услышанным,хотя во многое верилось с трудом.В конце рассказа она заплакала.
 - Жаль,что эта девушка-сирота погибла!..Ты был на её могиле?
 - Да,весной.Были все,кто уцелел: Степан Пешин,я,Нелли и её двоюродный брат Денис.Пятым был отец Юлиного ребёнка Димы- Николай Кашинский.Чуть позже он женился на Полине Разумовский и они втроём живут сейчас где-то в Сибири.Диме должно быть сейчас около 8 лет.
 - Почему ты был на её могиле только один раз?Давай вместе съездим.
 - ИРА,там,в колхозе " Рассвет",сейчас живут двое старших и самых опасных Носовых.Это как раз те,что уцелели в той мясорубке.Ни каких реальных гарантий уйти оттуда живым у меня нет.
 - Возьми ребят покрепче и поедем.У меня много друзей.
 - В той жестокой схватке,по сути,бойне,я потерял очень близких мне людей.Других чуть не потерял.Ты предлагаешь ещё раз начать всё сначала?
 - Олег... Может, я чего-то не понимаю, но сейчас другие времена. Перестройка.
 - Времена те же.Перестройка придумана для того,чтобы спустить пар у народа и при этом самим не обжечься.Кроме новых лозунгов и новых открывшихся кормушек для партийных прохвостов - ничего не изменилось.Сейчас ты можешь просто меня не понять.Ты живёшь, Ира, всю свою жизнь - я не в упрёк тебе!-в каком-то выдуманном мире,а мне пришлось с самой ранней юности ходить по грешной земле и я давно заметил,что розового цвета на ней очень мало...У меня жена и ребёнок, с которыми оставшиеся Носовы могут сделать всё, что угодно.
 - Может, ты и прав...Познакомь меня с Нелли. Пожалуйста! Она мне представляется очень интересной личностью.
 - Познакомлю.Девятого сентября мы вместе встретим Нелли.
 - Как ты меня представишь?
 - Ира, как...получится.
  Олег вышел из её комнаты и направился в свою.Он собирался вечером просмотреть личные дела своих новых подопечных.Жена его,Люда,вздорная и глуповатая особа,приехала из своей деревни.
 - Где ты был?
 - Был занят.Сегодня начало нового учебного года.
 - Почему меня с ребёнком не встретил?
 - Забыл.Вылетело из головы,что ты сегодня приезжаешь.
 - А есть что-нибудь, чего ты не забываешь?
 - Я прошу...хоть сегодня не будем.
 - Моя мама правильно говорит,от образованных толка мало!Ни сено косить,ни пахать ты не умеешь.
 - Что ещё говорит твоя драгоценная мама?
 - Она говорит,зачем я,несчастная,вышла замуж за нищего?Кольца обручальные к свадьбе и то я покупала!
 - Продолжай...продолжай в том же духе.
 - Тумбочка шатается,ножки надо заменить,а ты не умеешь.Умеешь только книжки свои дурацкие читать.У нас в деревне один тоже читал- читал,а потом дураком стал.
 - Я от тебя скоро дураком стану!
 - Ты уже дураком стал!

  Олег быстро оделся,хлопнул дверью и,разгоряченный,выскочил на улицу.Видеть ни кого не хотелось...Идти ему было некуда.Чужой,до сумасшедшего чужой город!
  Побродив по ночному городу часа два,он успокоился и почувствовал, что очень устал.Медленно, как бы боясь ошибиться,он уныло поплелся в своё, давно уже ненавидимое общежитие.Поднявшись на свой,четвёртый этаж Пронский вспомнил,что почти у входа находится комната Иры Светловой.Его Ирины...Бесшумно открыв дверь,он вошёл в её комнату.
  Она ждала его.
 - Опять поругался с ней?
 - Да.
 - Раздевайся,ложись.Завтра вставать рано.

                2.
  Утром Олег постучался к себе,быстро переоделся и молча ушёл на работу.
  Этот день он тоже начал с классного часа.Пронский старался как можно скорее изучить свою новую группу.Некоторые из его учеников уже успели обратить на себя его внимание.
  Между 11 и 12 часами у него из-за неудачного расписания получилось "окно", поэтому он бесцельно бродил по училищному коридору,потом,поднявшись на второй этаж,решил подробнее изучить расписание.К нему торопливо подбежал очень возбуждённый Леонид Севрюков.У него тоже было "окно", но до 2 часов.
 - Олег,Олег!Иди,ты такого ещё не видел!
 - Куда?Что случилось?
 - К комсоргу!К Петляевой!
 - Чего я там не видел?
 - Не видел!Такого ты ещё не видел!Пропустим самое интересное!

  Через несколько секунд они стали свидетелями потрясающей и уморительной сцены.
  Дверь кабинета комсорга,Марины Петляевой,была широко распахнута,и сам кабинет был ещё в не полной стадии разгрома.До полной стадии не хватало лишь несколько колоритных штрихов.
  Майор запаса,Валерий Павлович Дубов,одной рукой схватив фотоаппарат,другой - фотоувеличитель,напрягая все свои силы,пытался всё это вытащить из кабинета достопочтимого комсорга - Марины Петляевой.
  Та,растрепанная,с размазанной тушью под глазами,висела на славном майоре и вопила во всю мощь своего звонкого комсомольского голоса.
 - Не отдам!По какому праву?
 - Слезь,девка,с ветерана!Ты тяжёлая!
 - Права нет!
 - Есть право!Партия дала!
 - Не давала!Не давала!
 - Откуда тебе,соплюха,знать,давала или не давала?
 - Ты бандит,а не ветеран!
 - Ах ты подстилка замполитовская!Слезь!Я не таковский!Меня не возьмёшь!

  Разгоряченная молодость побеждала с большим преимуществом.Военрук завалился на упавшее красное знамя,на его полулысую розовую голову сверху упал плакат со словами об усилении бдительности.Взревев от нестерпимой боли,Валерий Павлович схватился за оцарапанную до крови голову правой рукой и выпустил из неё фотоувеличитель,за который тут же схватилась Марина.Охнув,майор исправил тут же свою невольную ошибку и быстрее рванулся к выходу.Комсорг,со всем присущим ей комсомольским задором,цепко схватилась за его ногу и в азарте борьбы оторвала одну брючину
военных брюк Валерия Павловича.
  Он окончательно завалился,но с неимоверным усилием сумел встать на четвереньки.
 - Завалила,да?Ветерана завалила?
 - Отдайте добром!
 - Я на фронтах не заваливался.Врешь!Не возьмёшь!
  Из последних сил,"на карачках",Дубов ринулся на выход.На его ноге,намертво вцепившись зубами в последнюю брючину,висела славный комсорг  Марина Петляева.Валерий Павлович, пытаясь избавится от назойливой и совсем глупой,на его взгляд,шалопутной девки - не сильно пнул её голой ногой в плечо - попал в зубы!
  Вопль,мощный вопль плохо насилуемой девицы,как гудок паровоза,разрезал весь первый этаж училища.Услышав странные звуки,уже выглядывали со всех сторон коридора мастера и техперсонал.
  Марина в крайней ярости,как пантера,запрыгнула на спину стоявшего на четвереньках славного майора и оседлала его.
 - Слезь!Девка непутевая!Ты знаешь,на ком сидишь?
 - Знаю!На разбойнике!
 - Кобыла тяжеловесная.Я тебе не жеребец сивый!Слезь!Изыди,кобылища!

  Уже бежал,бережно поддерживая свой солидный живот,рупор партии - Виктор Сергеевич Зайцев.В этот момент Валерию Павловичу удалось сбросить со своей крепкой спины Марину.Подбежавший Зайцев,увидев ползающих на полу в тяжёлой,почти пролетарской борьбе военрука и  комсорга,застонал и закатил глаза на потолок.
 - Прекратить безобразие!
  От резкого движения ноги Марины на майора упал большой и круглый аквариум,по воле случая не разбившийся.Вся вода вылилась на находящихся в почти полном изнеможения,политически плохо понявших друг друга противников и частично компенсировала утраченные в непрекращающейся борьбе силы.
 - Не возьмёшь!Врешь! Ветерана ни кто не возьмёт!Я на фронте громил фашистов...
  Виктор Сергеевич, увидев,как от смеха схватились за животы Пронский и Севрюков,немедленно бросился разнимать дерущихся.Более старший и более опытный товарищ Валерий Павлович Дубов решил,что замполит пришёл на выручку Марине,долго не думая,одел аквариум на голову младшего собрата по идеологическому фронту.
  Второй  раз в течении нескольких минут более ужасный и более грозный рёв потряс стены училища.
  Дело принимало серьёзный оборот...

  Схватив знамя,Валерий Павлович вскочил на ноги.Направив острие древка в горло комсорга,он заорал:
 - У-у-у!Девка!Говори,на кого работаешь?На ЦРУ!Вот на кого!Контра!
  С невероятной расторопностью,опасливо взглянув на уже начинающего подниматься с превеликим трудом товарища Зайцева, он схватил фотоаппарат,фотоувеличитель, красное знамя и побежал,спотыкаясь,в свой музей.Послышался звук наглухо закрываемых засовов.
  Через минуту он уже звонил в райком:
 - Алле! Алле!Дежурный!Дайте первого секретаря райкома партии!Дайте товарища Кормушкина!
 - Дежурный Красноправдин. Представтесь,пожалуйста.
 - Майор запаса Дубов Валерий Павлович, ветеран войны и труда!
 - Соединяю,товарищ Дубов!
  На другом конце телефонного провода возникла маленькая пауза.Валерий Павлович в нетерпении чуть не укусил трубку.
 - Алло!Кормушкин,слушаю.
 - Иван Иванович! Иван Иванович, хорошо,что я Вас застал! Я сейчас нахожусь в своём музее и окружен численно превосходящими меня силами противника.Очень пострадал,но забаррикадировался.Вся моя одежда злодейски изорвана,голова разбита и в крови.Что?Кто напал?Докладываю: замполит Зайцев и комсорг Петляева!Злодейски били меня на полу!
 - Не может быть!
 - Может, может!Я чудом спасся.Красным знаменем отбился от злодеев и агентов ЦРУ!Жду от Вас помощи и подкрепления.Я долго не продержусь.Боюсь,что они начнут ломать дверь.Противников много.Я один.Помогите,жду!
 - Валерий Павлович...я...еду немедленно. Только прошу Вас - не надо звонить в обком партии,товарищу Впередсмотрящему!Я сам во всём разберусь!
  Пронский и Севрюков уже не могли хохотать - не было сил.Предвкушая ещё большее удовольствие ,они подошли ближе к музею.
  Из кабинета комсорга вышел Зайцев,вытирая полотенцем свою слегка разбитую и очень невезучую голову.Ещё через несколько минут в здании училища появился первый секретарь райкома партии товарищ Кормушкин Иван Иванович. Первым делом он направился в кабинет замполита.
 - Что здесь происходит,Зайцев?
 - Я сейчас всё обьясню,Иван Иванович! Всё обьясню!
 - Ты мне скажи,жив ли ещё военрук,товарищ Дубов?
 - Жив ещё.Жив,жив...
 - Что значит "ещё"?
 - Я думал...я хотел сказать...моя мысль...
 - Зайцев! Зачем ты с Петляевой напал на Валерия Павловича?
 - Я...мы...Иван Иванович!Понимаете, просто произошло досадное недоразумение.Я сейчас всё обьясню.Вы не волнуйтесь!Иван Иванович...
 - Э-это-о!Похоже,волноваться,Зайцев, сейчас ты сам будешь!
  Ни слова не говоря больше, Кормушкин прошёл по коридору вестибюля и постучал в дверь музея.
 - Выходите,Валерий Павлович!
 - Врешь,Зайцев недобитый!Старого коммуниста тебе,жалкому агенту ЦРУ,не обмануть!
 - Это я - Иван Иванович Кормушкин! Откройте музей!Вам не кого боятся!
 - Узнал!Иван Иванович! Открываю!
  Послышался хруст открываемых запоров,двери музея открылись.С красным знаменем в руках,с гордо поднято головой,с оторванной брючиной торжественно вышел оборванный и помятый,но не побежденный Валерий Павлович Дубов.
 - Иван Иванович, тяжёлый бой был у меня,но ветерана партии так просто, голыми руками ни кто не возьмёт!
 - Что случилось,уважаемый Валерий Павлович?
 - Вы знаете,сколько последних сил и здоровья я отдаю созданию музея. Военно-патриотичнское воспитание подрастающего поколения - это сейчас одна из главных задач партии.Почти вся моя зарплата и пенсия за этот год вложены в музей.
  Зайцев и Петляева - вот мои главные враги по созданию музея,хотя именно они должны мне помогать в первую очередь. И сегодня, когда я пытался привлечь на нужды музея фотоаппарат и кое-что необходимое - я подвергся жестокому нападению и избиению со стороны Зайцева и Петляевой.В схватке мне оторвали штанину.Начала бой со мной Петляева, затем ей в подкрепление из резерва бросился в бой её любовник и политический сутенёр Зайцев.
 - Любовник?!
 - Именно так!
 - Так здесь ещё и это?
 - Я,как ветеран партии, не могу молчать и скрывать!
 - Дела-а-а...
 - Иван Иванович, вручаю Вам красное знамя в достойные руки!
 - Зачем?
 - Боюсь,что Зайцев и Петляева уничтожат его!
 - Да-а...Валерий Павлович, давайте пока закроем красное знамя в музей.Крепкие у Вас засовы?
 - Так точно! Хорошо понимаю,с кем приходится иметь дело!
 - Хорошо, Валерий Павлович... сейчас соберём
внеочередное бюро райкома партии и немедленно
вынесем этот вопрос!
 - Вот это по-настоящему! Это по-партийному!
  Иван Иванович, нахмурившись,вышел из музея и направился в кабинет замполита. Зайцев и Петляева виновато смотрели на него.
 - Зайцев! Петляева! В два часа состоится внеочередное бюро райкома партии. Извольте быть!А пока пишите обьяснительные записки.Сразу скажу,будем ставить вопрос об исключении из партии!Возможно, будет возбуждено уголовное дело по факту избиения ветерана войны и труда.