Записки из больничной палаты

Иван Краснов 2
     Судьбы   человеческие  непредсказуемы.  Недаром  в  народе  существует  поговорка  " От   сумы  и  от  тюрьмы  не  зарекайся."  Что  касается  меня,  то  эту   поговорку   можно  было  бы  переиначить    " От  сумы   и   от  болезней  не  зарекайся"   В   тюрьму  вряд  ли  я  попаду, так  как жизнь  моя  большая  была   вся  наполнена  учебой  и  трудом.  А  вот  болезни  и   мое  пребывание  в  военных    госпиталях  было    достаточно   частым.  Что  касается   больничной  палаты,  т.е.  мое  лечение   в  клиниках  гражданских  больниц  было  крайне  редким.  Вот  и  в  этом   году,  когда  я наметил  написать в  прозе  несколько  рассказов  и  повестей  было  выполнено   наполовину. До  мая  месяца  я  успел  написать  воспоминания  о моем  пребывании  в детском  доме  в  годы   войны,  а  уже   10  мая  я   оказался   в   больничной  палате   Военно-медицинской   академии.  Меня  стали   готовить  к   сложной   операции   по  удалению   грыжи   позвоночника.
  Операция  прошла   успешно, и  мне  посоветовали  после  операции  попасть
в  реабилитационное   отделение  знаменитой    питерской  больнице  № 40,  которая   находится   в  курортной  зоне  Сестрорецка.  Попасть  в  эту  больницу  сложно,  некоторые   больные  стоят в  очереди  больше  года.  Реклама  этой  больнице  создана   мощная. А  мне  захотелось  рассказать   о  порядках  и  нравах  наших   больниц  в  том  числе  и больницы  № 40,  в  которой  я  нахожусь  и сегодня.  Для   многих  читателей   годы  в  больницах  России   будут  знакомой   иллюстрацией    моего  повествования  о  больнице.

Глава 1. Реабилитационное отделение
   Итак,  начнем  по  порядку. В реабилитационном   отделении  проходят  реабилитацию  мужчины  и  женщины,  перенесшие  операцию  на  позвоночнике  или  имеющие     другие серьезные   проблемы со здоровьем. Длинный   коридор,  с  одной  стороны  которого  располагаются   палаты  с  больными,  по  другую  сторону кабинеты  врачей и  медсестер,  подсобные  помещения.
Палаты рассчитаны на   семь  человек.  Каждому   больному   положена  небольшая   тумбочка,  в  которой   с  трудом  удается  разместить  ваши  личные  вещи и  туалетные  принадлежности.  Когда  в  тумбочку  кладешь  одну   вещь,  моментально  падает из  тумбочка  другая.
Семь  коек для  больных в   двадцатиметровой  комнате с  двумя  шкафами для одежды   больных и получается  перегруженная   комната.  К   потолку  приделаны  рельсы  для крепления   механизмов , облегчающих          передвижения  аппаратуры  для  лежачих  больных. Когда  заходишь  в  палату  сразу  видно,  что   палата  перегружена.
Некоторых  больных,  ограниченных  в   передвижении,   сопровождают   жены
или  работники,  нанятые   родственниками  по   договору.  Спят  сопровождающие  на  диванах в  коридоре.  Коридор   заставлен  инвалидными   колясками, на  которых  больных,  ограниченных в   передвижении,  перевозят  сопровождающие лица.  И  вот  в  таких   условиях  многие  больные находятся  от   тридцати  до   сорока  дней.    А на  улице   лето,  солнце,  рядом  сосновый  парк,  недалеко  залив.  Хорошо,  если  близкие  вывезут  тебя на  коляске  в  садик  и  ты  подышишь   чистым  воздухом,   а  большинство  больных  лишены   этой     радостной   возможности.

Глава 2.О питании и врачах
  Питание    во  всех  больницах города  трехразовое.  На   завтрак    ячневая  каша,   15  грамм сыра, 20 грамм  масла. По  субботам  и   воскресеньям  сыр  и  масло не  положено, дают  только  кашу  и  стакан   чая  или  киселя. Большинство  больных дополнительно к больничному   питанию  покупают  продукты  в магазине.Поскольку    в  палатах    столов  нет  больные  кушают  на  тумбочках   или  на  своих  постелях. Питание   довольно среднее.  Сейчас  в овощных  магазинах города    много  овощей  и  фруктов,  на  прилавках  магазинов блестят  на  солнце  красавицы-помидоры,    ласкают   глаз   зеленые  огурчики,  яблоки,  вишни,  сливы.  Все  это  недоступно  нашим  больницам.
Поэтому  больным   довольно  часто  дают  красную  вареную  свеклу и      тушёную  капусту , видимо, на  эти  овощи  большой   урожай.  После обеда  или  ужина  довольно  часто больные  иногда не  притрагиваются  к   тушеной  капусте, вареной  свекле,  тушеной   моркови.  Кто-то  ведь  должен  следить за   питанием  больных? Ведь  в  больницах  лежат  по  стране  сотни  тысяч граждан,  особенно  старшего   поколения.  Они  своим  трудом  заслужили  уважительного   отношения  к  себе. Впечатление  такое,  что    больницы  не  посещают  не  проверяют   чиновники,  коим  это  положено.  Да и зачем  проверять,  ведь  они  лечатся  по  государственным  квотам  в престижных  медицинских  центрах, например, Федеральный   кардиологический   центр  им. Алмазова в Санкт-Петербурге. Здесь для   госчиновников -   светлые  отдельные  палаты, а  для  их  родственников - палаты  на  двоих. Таких  медицинских  центров  у  нас много. Ну а рядовые  граждане   даже  после  тяжелых заболеваний  должны лежать  даже  в  больничных  коридорах
  Впечатляет  картина,  когда  идешь  по  коридору  кардиологического  отделения. Больные  даже с  такими  заболеванием  как  инсульт  лежат на  раскрытых  постелях в  коридоре,  их  жалкий  беспомощный  взгляд    молит  о   помощи. А  рядом  с  койкой  больного  на  стуле  ютится  жена  или  другой  родственник. Отдельные  палаты  стоят  очень  дорого,  деньги неподъемные  для  рядовых  граждан.   Вот бы  нашему  вице-примъеру, у  которого  в  банке на  счете миллиарды,  дать несколько  миллионов  спонсорской  помощи на  строительство  еще  одного корпуса  для  больных. Ему  и  его  родным  было бы  радостно  смотреть на  табличку,  где была бы  помещена    фамилия  этого  благодетеля. Но нет, наши богатые  чиновники  будут каждый  день  вкладывать  по  миллиону на  свой  банковский   счет. А  ведь  если  задуматься,  а куда  им эти  миллиарды,  когда  уже не только  внуки, но и  правнуки    этого  чиновника  обеспечены этими  миллиардами.
  Как  писал  Н.А.Некрасов: "Но  богатые  глухи  к  добру. Не страшат  тебя громы   небесные, а  земные  ты  держишь в руках ..."( "Размышления у  парадного  подъезда"). 
  Мне  хочется  рассказать  о  врачах.  которые   сейчас  работают  в  больницах.  Большинство  врачей  сейчас   молодые,  старшего  поколения   осталось   единицы.  Характерная   черта  основной  части  молодых  врачей - это  равнодушное   отношение к больным. Два  дня    после  поступления  в  больницу  ко  мне  никто  из  врачей  не  приходил. Мои   новые  товарищи  по  палате     сказали,  что  нужно  мне  самому  искать   своего  врача  и  идти  к  нему,  что  я  и  сделал.  Войдя  в   ординаторскую,  я  обратился к  женщине лет  тридцати  в  белом  халате.
- Скажите,  не  Вы ли  врач  N-ой  палаты. - Да, я. - Скажите,  а Вы   кого- нибудь  знаете   из  больных Вашей  палаты? - Нет  никого.- Я  из  Вашей  палаты.  Я  назвал  свою  фамилию  и имя.  - А Вы не  могли  бы  меня  записать  на   консультацию  к  урологу?  - Нет, Вы  легли  в  больницу с   позвоночником,   вот  и  лечите   позвоночник.  А к урологу Вы
  пойдете    после   выписки  из  нашей   больницы  в  своей   поликлинике.
 -А если  у  вашего  больного  стало   плохо  с  сердцем,   ему   тоже  не  положена  консультация  кардиолога или  терапевта в  вашей   больнице?-  Похоже   мой   вопрос   поставил  в  тупик  врача.  Поскольку  я   всего  три  года  назад   преподавал   право  в  военно-медицинской  академии,  и мы на  занятиях   решали  различные    правовые  проблемы,  возникающие   при  оказании   медицинской   помощи и  их  правильное  решение,  то и  здесь  я  оказался  юристом.  Мне  необходимо  было  доказать  врачу,  что  она  отвечает  на  мою  просьбу о  консультации  не  верно.  На  все  просьбы  больных  она  отвечает довольно  некорректно и в основном  отрицательно.
 Узнав  о  том,  что  я  собираюсь   писать о  нашем    медицинском  отделении  и  о  работе персонала  отделения  отделения,ко  мне   стали  подходить   мои  товарищи  по  несчастью  и  приводить  свои примеры  нетактичного и равнодушного отношения   врачей  к  больным.   Так, мой коллега - бывший  хирург, врач  высшей  категории,    восьмидесяти  шести  лет, обратился  к лечащему   врачу  назначить   ему  процедуру вакуумного  массажа,  врач  ответил - аппарат  не исправен,   процедур  не  назначаем.
  Мой   коллега  не  поленился,  пошел  проверил,  аппарат   работает. Обратился  к  заместителю  главного  врача,  который   ему
 разрешил делать эту  процедуру и  теперь пенсионер  ходит  на    вакуумный  массаж.  Следует  заметить,  что  как  в  этой  больнице,  так и  в  других больницах  города наблюдается  пренебрежительное  отношение  к  больным  пенсионерам. Хочу  отметить,  что равнодушное  отношение к  больным,особенно  пенсионного   возраста  характерная  черта  большинства   больниц  и  даже  в  моей  любимой  Военно-медицинской  академии. Когда  я  лежал  в  терапевтической   клинике  академии,  со  мной  произошел  такой   случай.
 Утром  одного  из  дней  мне  показалось,  что  у  меня   повышенное  давление. Подойдя   к  посту  дежурной  медсестры,  я  попросил    её  измерить  мне давление. -  Вот  перед вами  стоит  искровой  тонометр, вы  можете  сами  измерить  давление-  ответила  она.   Я взял   аппарат,  измерил  давление. Аппарат   показал   18О  на  105.  Эта  цифра 
   показалась  для  меня   высокой. Я  попросил  медсестру  вызвать  дежурного врача и  ушел а  палату. Прошло  два  часа,  врач не  шел.  Я попросил  медсестру дать  мне  номер  телефона  дежурного  врача,  позвонил. - Вы дежурный  врач?- спросил я.  В  ответ  невнятное бормотание.   Я- начальник  реабилитационного отделения  и  по  совместительству  дежурный. -   Вы   обязаны  придти к  больному,  если  у  него   гипертонический  криз. Если  не придете,  я  буду  звонить в  клинический  отдел  академии.  Жду   пятнадцать  минут.  Такой  мой   подход  оказался  верным. Дежурный  врач  все-таки  пришел,  измерил  давление  своим аппаратом,  давление  оказалось  нормальным.  На  столе  у  дежурной  медсестры  стоял  неисправный тонометр,  которым  больные  мерили   себе  давление.  И  вот  такое  равнодушное  отношение к  своим  обязанностям  наблюдается  у  многих
 медицинских  работников в  больницах.  Сейчас   молодые  врачи  озабочены  главной  проблемой - побольше  заработать и  для  это  используются  разные
методы и  формы.

Глава 3.О добрых людях
   В   этой  главе   мне   хотелось  бы  рассказать  о   хороших    людях,  которые  встретились  на  моем  пути в   больничной  палате.
  Меня  поразил  поступок молодого  бизнесмена, с  которым мы  лежали  после  операции  в  клинике  нейрохирургии  Военно-медицинской  академии.
  У  меня   был  повышенный  сахар в  крови. Медсестры  три  раза  в день   приходили  ко  мне, и  я  при них  замерял  сахар. В  очередной  раз медсестра  пришла  делать  замер  сахара, а у  меня  закончились  полоски    Слышу,  мой  сосед по палате - предприниматель по  продаже  котлов  и  насосов Кирилл, звонит  свой  жене   на  фирму и  просит  её  срочно  сходить в аптеку и  купить  мне  полоски  для  глюкометра. Я   его  сердечно  поблагодарил,  стал  отнекиваться. - Иван  Иванович,  зря  вы  отказываетесь,  я делаю  это от  чистого  сердца.  Как  потом  выяснилось  из  разговора  с ним, на  его  фирме  работает  тридцать  работников. Все  они  получают  приличную  заработную  плату.- Ведь  они же  имеют  семью, детей,-отвечает мне Кирилл.- На  фирме   заработная  плата  составляет  от  тридцати до  ста  тысяч  рублей  в  зависимости  от  вклада  работника  в работу  фирмы - продолжает  мне  рассказывать  Кирилл.  После  такой  встречи  в  больничной  палате с  молодым  предпринимателем  на  душе  становится  теплее.
 Но вот я уже переведён в  отделение  реабилитации 40-ой больницы Сестрорецка. В нашей  палате  большинство   оказались   молодые  мужчины  в  возрасте  от  24  до  47  лет   и   все   достаточно   подготовленные к  работе  с   компьютерами  и  сотовыми  телефонами. Видя,  что  я  долго  настраиваю  свой  Интернет  и  у меня не  получается   его настроить,  ко  мне  подошел товарищ  по палате,  сам  перенесший  несколько  переломов ноги и  руки,  повреждение  шейного   позвонка,  но нашел  в  себе  силы  и   волю   восстановиться, имя  его  Алексей,  47 лет.   Он  предложил  сам  настроить мне   Интернет и  через  своего   мастера  по  телефону  настроили   мне   систему  моего   компа.
 И  таких  людей,   готовых  помочь  нам   пожилым,  я  встречаю  очень  часто.  Честь  им  и  хвала,  большое  им  спасибо.
    В  заключение  мне   хотелось  бы  пожелать  нашим  чиновникам   от  здравоохранения   и  органам  власти   почаще   интересоваться,  как  работают   наши  больницы,  как   относятся  к  больным   наши   медики,  особенно  молодые   врачи,  побольше  проявлять  заботы  и  внимания  к нашим  ветеранам,  которые  находятся  на  излечении и  не  получают  должного  внимания  и заботы  от  медицинского  персонала,  помнить,  что и  они   будут  пожилыми, и им  тоже  нужна  будет  помощь  и  внимание  молодых.