Сашина птица

Иван Рассказов
Саша капризничал и не хотел кушать суп:
– Мама, я второе хочу, картошку с котлетой, и компот, – канючил и ныл он.
Мать Саши молчала и резала помидоры с огурцами на салат. Наконец, она не выдержала, и закричала:
– Всё, хватит! – и с этими словами, пододвинув табуретку к столу, села рядом с сыном.
– Ну чего ты не ешь, борщ такой вкусный!
Взяв лежащую на столе ложку, она попробовала суп, и, показывая, какой он замечательный, причмокивая, покачала головой.
– Всё равно не буду, – сказал Саша и отвернулся в сторону.
Мать в сердцах уже хотела поставить ребенка в угол, но тут на кухню пришел отец.
– Что у вас случилось? – спросил у обоих папа.
– Да суп есть не хочет, – ответила жена.
Налив мужу большую тарелку, женщина продолжила резать салат.
– Да, сынок, дела!  Давай-ка я тебе расскажу одну историю, а ты послушай! Давным-давно, когда я был очень маленьким, началась война. Люди собирали свои вещи и уезжали подальше от фронта. В это время,один мальчик со своей старшей сестренкой были дома одни и ждали свою маму. Время летело час за часом, а её все не было. Неожиданно на улице раздался такой грохот, из-за которого дети пулей вылетели из дома и бросились бежать сломя ноги. Затем заскочили  в подвал  чужого дома,  где сестренка от страха прижала брата к себе.  Так дети провели  в обнимку остаток дня и целую ночь. Утром ребята попытались открыть дверь подвала, которую завалило и полотно не поддавалось ни на сантиметр. После нескольких тщетных попыток освободиться, брат с сестрой решили обследовать свою ловушку. По звуку определив шум капающих капель в углу и поставив под них валявшуюся на полу чашку, сестренка напоила сначала братика,  и только затем маленькими глотками, экономя каждую каплю воды, попила сама.
– Неизвестно, сколько нам, Саша, сидеть в подвале, поэтому давай воду беречь, больше у нас с тобой есть нечего, – сказала ему сестра Таня.
Прошло пять дней, обессиленные дети молча дремали, иногда отпивая из чашки с уже более реже падающими в неё каплями воды.  Таня смотрела на маленького  голодного Сашу, которому в это время снился сон, как  они всей семьей до войны ходили в цирк, где ему запомнился номер с голубями. Дрессировщик заливисто свистел, и птицы в ответ приносили в клюве карамельки, завернутые в яркие обертки, которые потом раздавались сидящим на первых рядах детям. Саша, как назло, сидел на пятом ряду, и конфет мальчику не доставалось. Неожиданно ему в голову пришла шальная мысль и, повинуясь ей, ребенок громко свистнул, и у него получилось. Один из голубей, летевших со сладостью в сторону дрессировщика, развернулся и полетел в его сторону, другие пернатые на  свист мальчика никак не отреагировали. Сев на протянутую к птице руку ребёнка, голубь выпустил из клюва конфету прямо на ладошку Саши, и опять взлетел вверх. Через некоторое время мальчик опять свистнул, и тот же голубь, как по команде, опять принес ему конфету. Почувствовав на себе недобрый взгляд дрессировщика, грозившего пальцем со сцены, Саша испугался и больше не свистел.
В следующий выходной, упросив родителей отпустить его одного на представление, ребёнок с нетерпением ждал встречи с птицей. И каково же было его разочарование, когда на свист, вырвавшийся неожиданно у Саши прямо посреди представления, к мальчику никто не прилетел. Услышав знакомый свист в зале, суровый дрессировщик подошёл к Саше и, взяв его за ухо, наклонившись, сказал:
– Нету больше твоего голубя, его кошка съела.
Вырвавшись из рук циркача, мальчик припустил со всех ног домой. Потом ему не раз снился по ночам его голубь, и ребенок просыпался от чувства вины за гибель пернатого. Саша подозревал, что никакой кошки не было, а просто птица пострадала из-за того, что перестала слушаться хозяина, и виной этому был он.
Таня видела, как брат во сне тревожно и беспокойно метался и бормотал. Неожиданно брат проснулся.
– Саша, ты плохой сон видел? – спросила, Таня? 
– Да! Помнишь, я тебе рассказывал про голубя? – ответил брат.
– Конечно, я же сама видела на представлении, как птица тебе конфеты приносила.
И что бы хоть как то растормошить унывающего очень голодного Сашу, девочка попросила его свистнуть так же, как в цирке.
– Да не получится у меня, – отнекивался брат.
В конце концов, решившись, он подошел к небольшому окошку подвала, в которое было невозможно пролезть, и свистнул. Сначала один раз, потом ещё раз, и самый громкий и длинный получился третий свист. В это же мгновение раздался хлопот крыльев, и в окно влетел старый знакомый Сашин голубь. В клюве он держал конфету. Положив гостинец в руку мальчика, птица улетела. Обалдевший от увиденного ребенок стоял как вкопанный, пока его не потянула за рукав сестра. Затем разделив пополам конфету, которая сладостью растекалась во рту, Саша ещё раз свистнул в окно. Спустя секунд тридцать, опять с конфетой в клюве, прилетел знакомый голубь. Через двадцать минут в кармане Саши было уже более десяти конфет.
– Пока хватит, сказала Таня, – пернатому надо отдохнуть.
– Конечно, согласился с ней брат.
Два дня подряд голубь носил детям конфеты в подвал. От полученной сладкой глюкозы вперемешку с водой ребятишки начали оживать. Наконец, на очередной свист Саши в окне появился человек.
– Кто здесь? – спросил мужчина.
– Ой, дядечка, помогите нам дверь открыть, нас засыпало, – закричала Таня. Через час дети были уже на свободе. Мужчина, который их спас, оказался соседом по дому, знавший детей и их родителей. Проводив спасенных к убивающейся от горя матери и услышав от неё кучу благодарностей, сосед ушел на работу. А мама Саши и Тани теперь перед каждым уходом тщательно закрывала дверь на ключ и, учитывая местонахождение квартиры на четвертом этаже, покинуть её детям было невозможно. Тщетны были  Сашины попытки свистеть в открытую форточку, голубь, может быть, его не слышал или вообще улетел с другими птицами далеко отсюда.
Став взрослей, после войны  Александр в  каждом пролетавшем в небе голубе видел своего спасителя, и всегда при случае покупал хлеб и кормил птиц.
– Ну, а причем, папа, тут суп? – спросил отца сын.
– Так вот, сынок, мечта, у нас с сестрой была только одна: когда  мы освободимся из подвального плена, досыта наесться наваристого домашнего борща, который так вкусно варила наша Мама.
– Так это ты был, папа? – спросил Саша.
– Да сынок, я.
После этих слов мальчик налег на суп, и, быстро уделав тарелку, попросил ещё добавки. Котлета с пюре так и осталась на плите нетронутыми.
Ночью маленькому Саше приснилось, как к нему прилетел голубь и сел прямо на кровать. Наверное, это было его будущее.  Когда мальчик вырос, он стал военным летчиком, и часто потом вспоминал рассказ отца, заметив за крылом своего истребителя порхающих стаей голубей...