Король пластмасс - Часть 2

Болеслав Вольтер
 Р а з в и т и е  р а б о т
  Город  Уфа. Здесь в начале 60-х на заводе Оргсинтез, началось строительство цеха  по производству полиэтилена на основе технологии, освоенной Охтинским химкомбинатом. Уфимские химики, узнав о наших результатах автоматизации охтинской установки,  пригласили нас автоматизировать  цех, состоящий из трех технологических линий.   
    Мы с удовольствием откликнулись на приглашение и так началась новая работа по автоматизации уфимского производства полиэтилена. Три «Автооператора»  были изготовлены и нашли свое достойное место в уфимском производстве полиэтилена, которое было автоматизировано.
      Однажды к нам в институт приехал сотрудник весьма популярного.журнала «Наука и жизнь» и попросил рассказать о наших работах на Охте и в Уфе. После рассказа он предложил мне написать статью для журнала. Научно-популярный жанр мне казался очень трудным, но статью написал, и она была опубликована под заголовком «Автооператор».» Наука и жизнь» №12, 1963. Так началось еще одно увлечение, Мои статьи в жанре научпоп  появлялись в  журналах «Химия и жизнь»,  «Знание- сила»,  «Наука в СССР» и в ряде газет.

П о и с к  н а у к и
      И все-таки полного удовлетворения от нашей работы у меня лично не было. Научное тщеславие подсказывало надо искать темы для серьезных теоретических разработок, ведь мы работаем в научно-исследовательском институте  и оправдывать наше существование здесь можно лишь, сочетая инженерно-технические разработки, без которых немыслима  автоматика, с серьезными теоретико-математическими исследованиями.
      В этой связи меня особенно интересовал химический реактор, который представлял собой динамическую систему, которую можно исследовать с помощью дифференциальных уравнений.  Но именно этих уравнений нам и не хватало. Пропущу некоторые другие соображения теоретического толка, перейду к некоторым выводам и формулировке теоретических проблем, достойных исследования.
1. Проблема устойчивости. Выше  уже отмечалось, что реактор полимеризации проявляет тенденцию к неожиданным взрывным проявлениям. Если исследовать эту проблему методами Ляпунова и качественной теории дифуравнений, то можно будет предсказывать аварийные режимы технологического процесса.
2. Проблема автоколебаний. Эта проблема стала очевидной только после автоматизации, Когда автоматика стабилизировала процесс полимеризации, на самопишущих приборах были замечены отчетливые колебания температур во всех точках измерения. Стало ясно – процесс в условиях общей стабильности проявляет так называемые автоколебания. Это очень интересное явление,  имеет разработанный математический аппарат - «Теория колебаний» и результаты таких исследований могут иметь прикладное значение
3. Математическая модель. Нас заинтересовала проблема качества получаемого полимера. Этот показатель оставался неуправляемым, потому что не было возможности его контролировать,  Сделать такой датчик не представлялось возможным. в силу очень высокого давления. Тогда у нас родилась идея разработать математическую модель, которая позволяла бы  вычислять такой важный параметр по косвенным показателям . И модель была разработана.
        Первые две проблемы свели меня с И.Е. Сальниковым, - одним из  учеников андроновской школы теории колебаний. Он еще в 40-х годах изучал химические колебания. В результате наших совместных исследований мы опубликовали ряд статей, в том числе в Докладах Академии наук и издали  монографию «Устойчивость режимов работы химических реакторов», Изд. «Химия», 1962г. (Второе издание – 1972г). Эти работы вполне удовлетворили мое научное тщеславие и я защитил докторскую диссертацию.
О судьбе третьей проблемы будет рассказано здесь, сейчас и потом..

Р е ц е н з и я  и  п и с ь м о. 
        В науке принято публиковать новые результаты исследований, разработок и внедрений. Мы  активно начали готовить публикации. В первой статье изложили материал по математической модели качества полимера и отправили это  в журнал «Химическая промышленность». Ждем, выйдет или не выйдет наша статья?
         Звонок из редакции. Главный редактор журнала «Химпром» приглашает меня приехать для разговора с рецензентом нашей статьи. Приезжаю. Рецензентом  оказался М.Г. Слинько. Он начал критиковать  статью с пылом и жаром. ему не понравился использованный нами статистический подход к генерации модели. Я сначала оторопел от такой атаки, а потом стал защищаться с не меньшими эмоциями.
      Главред терпеливо слушал наши пререкания, но вдруг остановил дискуссию, заявив:
     - Мы будем публиковать статью. А Вам, Михаил Гаврилович, предлагаю представить свои претензии письменно и мы их тоже опубликуем вместе со статьей.
      Через пару месяцев статья с критическими замечаниями  была опубликована.
      Далее произошло нечто  совершенно неожиданное. Секретарь журнала сообщила мне, что на статью пришел отзыв из Федеративной республики Германии. Читаю письмо известного  химика, мирового  авторитета по полиэтилену профессора  К. Шонеманна, знакомого мне по публикациям. Профессор положительно оценивает статью и просит ответить на некоторые, возникшие у него вопросы. Я составил ответы, и уже собрался отправлять письмо, но тут меня осенило, что надо бы посоветоваться с директором института. Все-таки осуществлять международные отношения без ведома директора – это неприлично.
      Директор, познакомившись с представленными мною документами, поздравил с  удачной публикацией, и посоветовал  отправить письмо через Министерство, просить Управление внешних сношений отправить   ответ профессору. Я так и сделал. Отвез письмо в Министерство.
       Проходит некоторое время и опять звонок по  поводу письма из ФРГ, На этот раз из Президиума Академии наук СССР.  Академик  Рохлин (могу ошибиться с фамилией – давно это было) спрашивает:
         - Почему вы не отвечаете на вопросы профессора Шонеманна? Он Обратился к нам за помощью.
        Объясняю академику, как я поступил.  Думал, что вопрос закрыт, значит, я ошибся. Мой ответ немецкому профессору министерство положило под сукно – от греха подальше.  Академик в ответ выдавил из себя только многозначное «Да-а!» Но история с той статьей на этом не закончилась. Она перешла в другое русло, точнее – в другой этап работы, существенно более масштабный и ответственный. .
=========================
Продолжение следует.