Поэма Гагара. Роман в стихах

Александр Можаев 2
       Цикл БРАТЬЯ МОИ.
       Воинам-афганцам посвящается.
      
        Глава 1.БАНКЕТ.
          1.
Сегодня банкет-застолье.
Сегодня закусок - гора.
А самые главные роли
Назначены были вчера.

Шашлык и коктейль.И пицца.
И скатерть,как чистый лист.
А самые главные лица
Играют сегодня в вист.

Играют они прилежно
И лишних сюда не зовут.
Умные жены прилежно
Пустые беседы ведут.

Я этой войне нарядов
По-своему,даже рад.
А лучшая здесь награда-
Завистливый в сторону взгляд.

Здесь скромность всегда в законе,
Нескромность в законе вдвойне.
Слова,как горячие кони,
Медленно тонут  в вине.

Словами здесь выстилают
И многое делают тут.
Здесь - знают.Здесь многое знают.
И многое здесь узнают.

Здесь пиджаки-кольчуги
И крупные здесь "тузы".
Здесь многое скажут руки
И многое скажут часы.

Бывает порою обидно
Невидность свою перенесть.
От этого к даме солидной
Решил я "случайно" подсесть.

"Простите!Мне скучно.Вам - тоже...
Увидел случайно Вас.Вдруг..."
Какая атласная кожа!
Какая отточенность рук!

"Вы очень задумчивы.Право!
О чем-то грустите сейчас..."
Вливал я в неё отраву
Салонных отточенных фраз.

         2.
Такую не взять с разбега!
И труден здесь каждый шаг.
Такая зимою снега
Не выдаст за просто так.

Стреляю я очень метко,
Надёжна моя рука.
Словесной своей разведкой
Вполне был доволен пока...

Застолье уже от хруста
Свой потеряло прогресс.
Дама,смелея от грусти,
Явила ко мне интерес.

Удочки,как паутина,
Точно наживку одел.
"Простите,я Вас покину.
Боюсь,что уже надоел!

Наверно,Вас кто-то расстроил?".
Такую - не взять на измор.
Я наглость свою удвоил,
А так же удвоил напор.

Сказал я с известною злостью,
Готовый отказ перенесть:
"Давайте знакомится. Просто
Знакомство такое за честь..."

"Давайте!Зовут меня - Лена.
А Вы,мне сказали - Поэт!?."
Слегка приоткрылось колено,
Такой подтверждая ответ.

Атака рассчитана точно
И смелость всегда права.
Губы красивые сочно
Уже выдавали слова.

Какие усталые звуки
В красивый и тёплый день!
Они - выдавали скуку
И застарелую Лень.

Но мысли мои пылают
И точен холодный расчёт.
"Вы знаете,так утомляют
Приёмы,банкеты,народ.

Вечные эти споры
И истина не видна..."
Я знаю,что прокурора
Она молодая жена.

       3.
Знаю,что прихоть любую
Он выполнять привык.
Я снова её атакую
Ловлю свой единственный миг.

"Вы мыслите очень мило!
Я так бы хотел уметь!.."
Господи!Дай мне силы
Глупость её одолеть!

"Вашей натуры тонкость
В сердце моё - остриё!.."
Если бы мог я колкость
Кинуть с размаха в неё!

Жестом сытой гагары
Она пододвинула плов.
Гуляют русские бары-
Элита советских воров.

За окнами - глушь дефицита.
Талоны на молоко.
Довольны пиявки и сыты,
Им до всего далеко.

Но - надо.Мне надо - дело.
Задуманное не здесь.
Опять рассыпаю умело
Непроходимую лесть.

Опять рассыпаю тирады
И вытер вспотевший лоб.
Кто ещё так "серенады"
Будет ей петь взахлеб?

Усилья мои не даром
Были потрачены здесь.
С дешевым таким товаром
Я перешёл на лесть.

Патроны из патронташа
Щедро тратил не зря.
"Знаете,милый Саша,
Возьмите - визитка моя.

Возьмите: я приглашаю
На ужин - стихи и Вас!.."
Как,всё-таки,галстук мешает!
В эту минуту,сейчас...

Не нужные эти помехи
Не добавляли побед.
Но я поправил доспехи
И улыбнулся ей вслед.

Улыбка такая может
Знакомству добавить корм.
Теперь - отступить я должен
От сытых салонных норм.

Теперь - мой рассказ холодный
Намного быстрее пойдёт.
Мой друг,для властей неугодный,
Свободы,как воздуха,ждёт.

Мой друг,как мои дороги,
Как верный и лучший брат.
Но не законы строго,
Сказали,что он виноват.

Ему обвинения-гири
Закрыли и свет,и луну.
Просто подлец в мундире
Обидел его жену.

С детства в него напасти
Сыпятся,как горох.
Не любят упрямых власти.
Не очень-то милует Бог.

В нём очень бушует упрямство.
Упрямство - второе "я".
Но дружбы его постоянство,
Как Родина где-то моя!

Он тоже умеет обидам
Решительно сделать конец.
От мести его пролитой
В больнице лежит подлец.

В больнице:сломаны ребра...
Я мягко ещё говорю.
Умеет он жалить,как кобра,
И честь отстоять свою.

Умеет не только это,
Не только в драке он - лев.
Видно, горячее лето
Его обжигало гнев...

  Глава 2.ДРУГ-УГОЛОВНИК.
          1.
Вечер.На званый ужин
Помниться,был приглашен.
Капает дождик и уже
Закрыл меня капюшон.

Зонтик забытый остался
Помнится,на столе.
И - вовремя я оказался
В том незнакомом дворе.

Ель раскинула лапки.
Лаёт заливисто пёс.
Пионов большую охапку
Торжественно ей преподнёс.

Готовился я к разговору:
Запасся немного винцом.
Открыла жена прокурора,
В восторги играя лицом.

Люблю я звонки-серенады!
Халатик домашний - атлас.
"Ну,что Вы!Цветы.Не надо...
Так беспокоить Вас!

Пройдите!Садитесь.Чаю?
Уехал мой Вячеслав..."
Я что-то ей отвечаю,
Терпенье своё собрав.

"Может,примите ванну?"-
Она проявила прыть.
Готова небесную манну
Она на меня излить.

Послышались музыки звуки.
Халат её белый мелькал.
Холеные белые руки
Мне подавали бокал.

" Леночка!Можно потише?
Мы с Вами пока не глухи..."
Лена взволнованно дышит.
Готовиться слушать стихи.

Как взгляд хорошо тренирован!
И как он умеет хотеть!
Готов я её уловкам
Уже дифирамбы петь.

"Вы,Саша,такой приятный!
Поэтов люблю всегда..."
На каждую глупость:"Ладно..."
А на не глупость:"Да,да!.."

         2.
Зеркало.Стол.Отраженье.
За занавесом - кровать.
Старался с большим выраженьем
Стихи свои прочитать.

Брови её - навылет,
Чуть обнажился рукав.
Но голос мой уже стынет
Весь вечер в себя вобрав.

От люстры игривые тени
Падают на сервант.
"Какое у Вас уменье!
И виден сразу талант!

Я вижу,что это - ново.
Не знают другие - увы!
Вы будете мастер слова
И мастер образов -Вы!"

Она - поближе подсела.
"Красивый голос у Вас!.."
А дело... Тайное дело
Срывали голос на бас.

Печатка её дорогая.
Мы незаметно на "ты".
Музыка снова другая.
И мы у другой черты.

Халатик её приоткрылся,
Всю розовость обнажив.
Но я,наконец,решился
В атаку идти и прорыв.

Я почувствовал кожей:
Время пришло дерзать.
"Ты извини,я должен
Кое-что рассказать..."

Трудно в глаза желанья
Что- то другое нести!..
"Друг мой в опасной грани
И надо его спасти.

Скрипач он!Ещё в малолетства
С музыкой был заодно.
Хорошая штука - детство,
Но быстро проходит оно...

Проходит оно без опаски
И после цветов - ковыль.
Уходит красивая сказка
И начинается быль.

Друг мой - Румянцев Саша,
Для скрипки и муз рождён.
Дружба давняя наша,
Ещё с доармейских времён.

Трудной судьбой увенчан-
Он рано ушёл в лагеря.
И прошлым таким "помечен",
Сейчас обвинён он зря.

Просто он встал за обиду
За честь свою и жены.
Из прошлого горькие виды
Ему добавляют вины.

А в прошлом всё было иначе.
Бумаги судебные - ложь.
Просто была невеста.
Тамара.Студентка.Любовь.

Из-за поруганной чести
Полдень увидел кровь.
Убили!
Её - убили...

Он мстил.
Как мог!Как умел!
Конечно, его засудили.
И долго баланду он ел.

Потом ему мстили "с воли".
Подробности - ни к чему.
Выпала горькая доля
И всё, что могло - ему.

       3.
Рока крутилась лопасть,
Всему поставлял он грудь.
Из пропасти в новую пропасть
Старались его толкнуть.

Таланты - плохая поддержка,
Для тех,кому нет судьбы.
Взяли его "на мушку"
И беды росли,как грибы.

Правят судьбой тупицы...
Или,всё-таки,Рок?
Аф

ганская колесница...
И там отдаёт он долг!

Теперь он умеет по-волчьи...
Умеет бить упырей.
Но снова ему многоточья
Вместо крутых козырей.

Рока дикие пляски.
Зубами скрипел:"Ничего!"
И снова новые встряски
В судьбе горемычной его.

Упал он!Был ранен в колено.
Лихой перестрелка была!
Крапленая карта плена
Скрутила его и вела.

Кому-то война - малина
А Саше - опять карусель.
...Когда-то евреев в пустыне
Вёл сорок лет Моисей.

Он вывел - рай обещая,
Остался святым навек.
...Румянцев,в плену погибая,
Сумел подготовить побег.

Многое было страшно,
Спасла их вертушка- тюлень.
Бежала пятерка отважных
В какой-то счастливый день.

Казалось,подкова удачи
Прибита теперь к каблуку.
Но вышло опять иначе:
Тонул он в новом кругу.

Круг новый зовётся допросом,
Вновь рвали его на куски.
Крыс тыловых вопросы
Крушили его мозги.

Великое слово "горько".
Оно,как в горах перевал.
"Скажи-ка,Румянцев,за сколько
Ты Родину им продавал?

Словам твоим очень тесно.
"Легенда" твоя - анаша.
Нам кличка твоя известна -
Бандитская кличка - ПАША...

Храбры тыловые вояки
И так непосилен груз!
Загнали его коммуняки-
Вернули обратно в Союз.

Гражданка.Обиды.Водка.
Водка -как лютый зверь.
Лихие армейские сводки
Его не касались теперь.

Гражданка - другие страсти.
К другому ушла жена.
Казалось: одни несчастья
Ему выдавала страна.

Снова судьба издевалась:
Работа,учёба - нельзя.
И лишь оставалась скрипка,
А так же и мы - друзья.

        4.
...Я вижу:жене прокурора
Слушать невмоготу.
И не мои разговоры...
Её составляли мечту.

Портреты в закрученный рамке.
Подсвечник - сплошь бирюза.
Сердитая сытая самка
Смотрела в мои глаза.

Самка хотела отдаться!
Ей надо,чтоб я угождал.
Не ждал я,конечно,оваций:
Но и такого не ждал...

"Тебя раскусила сразу
И вижу таких насквозь!.."
Она прибавляли "газу"
И в ней закипала злость.

"Зачем мне твой друг-уголовник?
Не думай, что ты - хитрец!
Я думала - будешь любовник!
А ты оказался подлец!".

Казалось,взорвалась мина.
Или пошёл эскадрон.
" Все мужики -скотины!
Выйди отсюда!Вон!.."

Я - вышел.Водица с карниза
Обиду смывала мою.
"А что ты хотела,крыса?
Чтоб я говорил - люблю?

Люблю - не понять гусыне.
Люблю - не для таких..."
Бежали мальчишки босые
И рвался наружу мой стих.

Смеркалось...Струилась прохлада.
Такая - после дождя.
А в центре всего Ленинграда
Снимали портреты вождя.

В великом моём удивленье
Мне не хватало слов.
Смотрел на портреты: Ленин,
А на другом - Горбачев.

Смотрел на бездушные рамки
И всё понимал без прикрас.
...Жена прокурорская - самка,
От злобы металась сейчас.

Она бы сказала "от стресса",
А может." сердечных мук".
Я в чём-то,конечно,повеса,
Но только с друзьями - я друг.

И до последнего вздоха...
Но громкость в стихах не моя!
Я понял:менялась эпоха.
И видел всё это - я...

   Глава 3.ЕЛЕНА-ЦАРИЦА.
           1.
Питер не платит дани.
Питер,как вольный дух.
Открыла жена его - Таня
И взгляд её сразу потух.

Она была "в положенье".
И я по-другому не мог:
Я всё приложил уменье
И снова надежду зажёг.

Я очень! Я очень старался.
И врал ей!Что скоро, вот-вот...
А ветер в оконце врывался
И в этот нелёгкий год.

Исчезли солёные слёзы.
" Я верю тебе!Прости..."
И знал я,какие грозы
Ждут её впереди.

Я понимал,что роды
Скорые будут у ней.
...Саша Румянцев свободы
Ждал от своих друзей.

        2.
Утро.Хвойным отваром
Немного себя подлечил.
Горело моё - пожаром,
Казалось,что воздух горчил.

Надежды почти не грели,
Но что-то меня вело.
Я с улицы Руставели
Дошёл до Жака Дюкло.

Чудесно в Питере лето!
В него добавляет заря.
Я очень люблю рассветы.
И очень люблю тополя.

О Питере можно долго...
Питер - всегда вино.
Слова здесь любые - иголка.
И все их сказали давно.

Это - воспетый город.
Во многом он - Ленинград.
Но пробирает холод
И думы меня холодят.?

Вернулся...Гостиница.Скука.
Номер...Конечно,бардак!
Я думал: все знаю науки-
А,вышло,конечно, не так.

Науки - броня ловеласа.
Наукам этим - века.
Надо было не сразу
"Брать быка за рога"!

Все рассчитать удары,
Кинуть в неё - люблю.
Чёрт с ней!С этой гагарой!
Как-нибудь я стерплю!..

Раздумья мои прервались:
Стрелял телефонный звонок.
Снова слова игрались
И трубку я бросить не мог...

"Саша!Звоню я первой.
И что-то хочу решить.
Просто слабые нервы
Мне очень мешают жить.

Просьбы - устали уши!
Всё время меня теребят..."
"И похотливую душу!"-
Добавил я про себя.

" Саша!Мне лестно с Поэтом
Дружбу хорошую свесть.
В это чудесное лето
Хочется больше расцвесть.

Умеешь ты очень красиво
Мысли в слова облечь.
Я знаю - какая сила
Есть стихотворная речь!

Я очень жалею...Поверь мне!
Так хочется сердце согреть!
Напрасно ты хлопнул дверью,
Мог бы хоть чуть потерпеть...

Женское сердце -загадка.
Не мальчик и должен знать!
Знаешь,очень не сладко.
И хочется что-то понять...

Ты поступил очень грубо
И в облаках не витай.
И не считай меня глупой.
Глупее себя не считай.

Я просто живу,как в клетке.
И в ней я живу,как дичь.
Прости!Я немного кокетка,
А скука - тяжёлый бич.

Все дни на изжогу похожи.
Я еле терплю,едва.
Надеюсь,мы вечер умножим
Ровно на цифру "два"?

Я знаю - ты выше злости.
Тем более,надо решать.
Итак: приглашаю в гости!
И буду с надеждою ждать..."

Уже замяукала трубка,
Какой-то кошачий кураж!
Слова её, как мясорубка,
В которой закончился фарш.

Слова отхлестали снова,
А я не готов к "куражу".
Я знаю другое слово,
Но я его не скажу.

Коричневый от загара
Метался,как носорог.
Да!Надо идти к гагаре-
Других не найти дорог!

Я гладил свою рубашку,
От злости готовый рычать.
Но знал,что Румянцева Сашку
Я должен идти выручать!..

От злости,как от угара-
Кружилась моя голова.
...И вот я уже у гагары
"Вечер умножить на два..."

          4.
"Здравствуй!Елена-царица!
Я снова у Ваших ног!"
Книжка открыта.Страница.
Завернут у ней уголок.

Вечернее тёмное платье
Строгое,как прокурор.
Я вновь стихотворные рати
Вставляю в наш разговор.

Стол украшает "Мадера",
В центре Красивый Букет.
Люблю,когда есть чувство меры,
А здесь этой меры нет.

Здесь вволю плясать гурманам
В этот талонный год.
Пожалуй,что нет...Не стану
Изысками мучить народ.

Кресла - царство велюра,
На этом лощеном пиру.
Сидит - откровенная дура,
Играет в свою игру.

Господи!Дай мне терпенья
Дай мне всё одолеть!
Играют вечерние тени
И должен я много суметь!

Сервант из сибирского кедра.
И чучело.Вроде - сова.
Она - наливает щедро
И бисером сыпет слова.

Опять подсыпаю лести,
Пышная Лена сочна.
...Сегодня пришло известье,
Тюремная почта точна.

Снова,как из Кабула
Ветер известий лихих.
Известье ударило гулом
Тюремных решеток глухих.

Открылись строчки обмана,
Написанных лживой рукой.
А так же - афганская рана
И помощи ни какой.

Конечно, тюрьма не квартира-
Тем более,не Париж.
Спасается честь мундира
И милицейский престиж.

Требуют,чтобы признался
Или грозят уморить.
Что хулигански подрался,
А так же хотел убить.

Требуют,чтобы повесил
Все на себя "висяки".
Не выбить гадов из кресел,
Лишь отобьешь кулаки!

Да...Навалились крепко
И навалили груз.
Прошлое, вот зацепка-
Вечно открытый шлюз.

Крепки тюремные нары!
Крепок тюремный дом!
...Не слушаю я гагару
И думаю о своём.

Ему - там всё хуже и хуже
И снова над ним беда.
...Кажется,что-то прослушал,
Сказал наугад ей:"Да!.."

"Мир без любви опасен
И странное время сейчас.
Я рада,что ты согласен.
Похожего много у нас.

Я,Саша,очень ранима.
Успеха коварен путь.
Счастье проходит мимо,
Не хочет ко мне заглянуть!

Муж мой,конечно, сила.
Такого ни где не найти.
Но я никогда не любила,
А замуж решилась пойти.

Пришлось мне накинуть сети...
Но это всё ерунда!
Он старше на четверть столетия,
А я ещё молода.

Я щелкаю,как орешки
Любого,а счастья нет.
Мужчины,как правило,пешки.
А ты не такой!Поэт...

Ты пишешь очень красиво,
К стихам не хватает лишь нот..."
Я слушал её терпеливо,
Обдумывал к ней подход.

Как бы не сделать хуже!
Не рано ли я воспарил?
Я слушал её и слушал
И нервно всё время курил.

Мы выпили.Снова и снова...
Он друг мой сейчас - алкоголь.
Я ждал,когда будет готова
Глупая сытая моль.

Глупость этой гагары
По-своему потрясла.
Но надо,чтоб всё не даром!
Чтоб друга она спасла!

Люстры потушены.Свечи
Подводят всему итог.
А вечер...Стремительный вечер
Свой продолжает бросок.

Лена уже в халате.
Ко мне на колени и вот:
"А где же вечернее платье?
Оно тебе так идёт!..."

Умеет.Умеет.Умеет.
Прелюдию сделать.Замес.
Нога понемногу млеет:
Солидный,все-таки,вес.

Она обнимает за плечи
И предлагает пить.
"Я рад,что такой у нас вечер,
Но надо поговорить!.."

Надо!Я должен.Надо!
Вечер словами рублю.
И вот я уже виновато
О деле своём говорю...

"В общем,жена его - Таня
Родит уже скоро,вот-вот..."
Молчит!Затаила дыханье.
Обидится или поймёт?

Такое опять распутье...
Горько!И ни к чему...
"Я обещаю!Будет.
Будет свобода ему!"

Вечер измучен былью.
Градус во мне забродил.
Крылья...Выросли крылья!
Я выиграл!Я победил!

Сразу стало мне легче:
Сумел я другу помочь!
А дальше?А дальше вечер
Вновь превратился в ночь...

  Глава 4.ГАГАРА- ПОКРОВИТЕЛЬ.
             1.
Лето.Утро.Неволя.
Неволя быть с нею,здесь.
А надо ещё разговоры
Непринужденно весть.

Противно и плохо.Тошнота.
Сжимаю тихо кулак...
"Сашенька!Милый,что ты
Сердитый сегодня так?.."

Какие сегодня Музы?
Все Музы сбились с пути.
Но постараюсь плюсы
Хотя бы немного найти.

Она появилась снова.
Опять я себя превзошёл!
И снова на ней обнова.
И кофе в постель.Хорошо...

Ну...С неё не убудет.
И есть за что "кофем поить".
Красивые крепкие груди
Вроде должны бы манить?..

Лицо и без маски свежесть.
Бедра - лихой полукруг.
Вроде должна бы нежность
И появится вдруг?

Походка - грация лани.
И для мужчин - беда.
...Неужто она обманет?
Забудет вечернее - " да!".

Итак - "восхищяюсь" ею.
Какая красивая грудь!
...Жаль,что я не умею
Словами себя обмануть.

"Лена!Краса - Елена!
Сердце чует беду.
Выйдет мой друг из " плена"?
Скажи мне на чистоту!

Скажи мне!Скажи мне прямо.
Когда будет добрая весть?.."
(Сколько словесного хлама
Я должен ещё перенесть?)

"Будет. Сказала - будет.
Я слово дала:сдержу!
Саша!Мы тоже люди.
Сегодня ЕГО попрошу.

Вижу...Закончилась ночка.
Но хватит об этом - хорош!
Если сказала - точка!
А ты?Потом сразу уйдешь?.."

Теперь надо ей ответить.
И прямо смотреть в глаза.
Не знаю...Я или ветер
Так искренне ей сказал.

(Немного меня за дело
И сразу слова не найду!)
"Не думай,что,сделав дело,
Подметки рву на ходу.

Вижу,идёшь навстречу
И друга не даст заесть!
Как только опустится вечер,
Я буду с тобою.Здесь.

Но только... Смущает немного.
Как с твоей стороны?
С мужем своим не строго...
Не много ль твоей вины?

Ты не считаешься с мужем?
Ему-то это зачем?
Боюсь: не сделать бы хуже
И плохо не сделать совсем?.."

Молчанье.В ответ - молчанье.
С таким ведут на расстрел.
Смотрела она печально,
А я на неё не смотрел.

...Тянет с квартиры в Лето.
Мы вышли.Я - в Эрмитаж.
Вслед усмехнулся ветер.
"Ладно.До вечера,Саш..."

          2.
Снова вечер из грусти.
Дождик меня провожал.
И,полный дурных предчувствий,
Я кнопку звонка нажал.

Лена в свадебном платье,
Странная прихоть ума!
Кажется,всё у ней кстати,
Не кстати она сама.

Я напрягаю уменье,
Склоняю глаголы на "ять".
"Лена!Мой день - нетерпенье!
Знаю!Ты можешь понять..."

"Мужа помощник - Вова,
Знаешь,такой ловелас!
Впрочем,сдержала я слово.
Слово моё - алмаз!

Ты не хотел мне верить?
За это ты трижды мой!
Завтра он выйдет в девять,
А в десять придёт домой!.."

Новые эти науки!
Какой замечательный миг!
Руки.Предатели - руки
Схватились за мой воротник...

Немножечко душновато.
Умеет она побеждать!
"Я поцелую?.."
"Надо!Ты должен меня целовать!"

"Должен?.."
"Ещё как должен!
А,может,ты вовсе не рад?.."

Но до чего невозможен
Её - победителя взгляд!..
Я должен.
Терплю.Целую.

Я должен.
Должен терпеть!
Полжизни отдал б за другую!
Чтоб раз на неё посмотреть!

Зачем мне глупые страсти?
И я совсем не орёл!
Где заблудились счастье?
И как я сюда забрел?

Зачем мне когда-то в спину
Воткнули предательски нож?!.
Снова та же картина:
...Иду я по полю.И рожь.

Красивое милое поле!
Природы я юный сын.
Мне снова дышится вволю
Я с этим полем един.

Слова отливаю и песни,
Со злом ещё мало знаком.
Со мною та,что невестой
Тогда не вошла в мой дом.

"Катя!" - доносит ветер
И только напомнит сон.
Что день этот чист и светел
И не вернётся он.

Я чувствую каждую травку
И первый встречаю зарю.
Дворнягу - рыжую шавку
Я за уши тихо треплю.

Струится гарь небосклона,
Солнышко тихо встаёт,
А ива свои поклоны
Задумчиво мне отдаёт...

Всё захлебнулось цветом!
Ромашки стоят на лугу.
Но почему в это лето
Вернутся я не могу?

Но почему возврата
Мне больше нет никуда?
И эти железные латы
Я не сниму никогда?

Во мне,обожженном,снова
Рвуться вверх колоски.
Одно лишь забытое слово
Мне добавляет тоски!

Далёкие грустные дали
И.всё же,я памяти рад.
Я был неугоден.Убрали
Без пересадки в ад.

Кошмары.Потом чужбина!
И долгая горькая роль.
И юности давней картина
И плечи друзей из воль.

Чужбина!Злодейка чужбина!
Полжизни тебя я кляну!
Здесь каждая паутина
Мне добавляет вину.

Сотни моих километров -
Дороги моей вуаль.
Совсем здесь другие ветры.
Совсем здесь другая даль.

Чужбина - вот моя доля!
Чужбина - вот моя быль!
Красивое милое поле-
Наверно,теперь там ковыль...

Другая картина - торнадо:
В ней много ошибок-огня!
Другое,другое лето
В ЗАГС заманило меня!

Случайный рисунок апреля...
Не смог от него убежать!
Друзья тогда не сумели
Хоть как-нибудь мне помешать.

Побили бы,что ли!Дубиной!
Чтоб выбить упрямство и грусть.
Какой надо быть скотиной
Чтобы промолвить:"Пусть!".

Пустая!Пустая пустышка!
К друзьям мы бываем глухи!
Не написал я книжки!
И почти бросил стихи!..

И Катя была не рядом,
А как не хватало её!
Друзей осуждения,взгляды
И быстро:прозренье моё...

На свадьбу ни кто не явился
Долг дружбе нашей отдать.
И как я тогда разозлился!
Готовый весь мир ругать.

Ведь правы!Все были правы!
И в ЗАГСе не ссохлась рука!
Одной не хватило октавы.
И Кати - хоть раз!- звонка.

Если б одно её слово!
Я бы не гнал коней!
Торнадо-картина готова
И высохли краски на ней...

          3.
Нервы опять мои рвутся
И каждая жилка - врозь.
Надо...Надо очнуться!
Лето.Гагара.Я - гость...

Я должен свою благодарность
Как-то в неё изливать.
Гагара сегодня: данность.
Вперёд! Стихотворная рать!

Снова стихи- солдаты
Идут в бесконечный бой.
Снова ума-палата
На случай работает мой.

Гагара со мной флиртует.
И надо с ней говорить.
Зачем она так целует?
Могла бы хоть чуть погодить!

Дурацкая эта спешка!
Но,впрочем,об этом молчок!
Я для неё лишь пешка.
Как в детстве,юла-волчок.

"Лена!Чудесное лето.
Лена!Чудесная ты.
(Сколько терпеть Поэту?
И сколько ещё маяты?)

" Мне кажется,нет тебя краше!"-
Голос мой зажурчал.
"Лена!Я много старше,
Но вот таких - не встречал..."

Голос её обидел.
Но вся она - естество.
"Значит,не многих ты видел!
Таких,как я - большинство.

Именно мы - умеем
Решать за глупый народ.
Надо кого: согреем.
Иль заморозим!Вот..."

И совсем уже строго,
Голос,дающий совет:
"Саша!Всего в тебе много,
Но главного только - нет".

" Чего же?"
"Нет цели,Главное,это она.
Прекрасны стихи и смелы,
Но их не узнает страна.

Нужен тебе покровитель,
Которому всё по плечу.
Я не хочу быть - Зритель.
Я Музою быть хочу!

Есть здесь поэтов салоны,
Там плагиаторы,грязь.
Любого ты скинешь с трона!
Со мною ты станешь - Князь.

Твой Дар и мои таланты
Рванулись бы вместе - вперёд!
Здесь,знаешь,кругом коммерсанты
И хитрый очень народ.

Но есть у меня "условье",
Есть у меня корысть.
В мой адрес доброе слово
И дам я путевку в жизнь!".

"Ну,что ты!Я благодарен..."
"Нет- нет!Александр, не пройдёт!
Ты думаешь будешь барин?
И будешь жить без забот?

Ты мыслишь,Сашенька,мелко.
Эх!Как мне мешает такт!..
Я предлагаю сделку
Тайный от всех контракт.

Ты пишешь стихи.Печатать
Проблемы уже не твои.
В них будешь меня ты "сватать"...
И петь о своей любви!

Стихами создать мой образ.
Как Пушкин Татьяну воспел.
Верь мне!Услышат твой голос.
И много бы ты сумел!

Пусть Питер от зависти бьётся:
Ты будешь любовник-друг.
И пусть твоя музыка льётся
На уши моих подруг!

Пусть будут все посвященья
Одной мне!И только одной!
Итак: твой Дар и уменье,
А Сила и Разум мой!..".

Ого!Как тебя распахнуло!
Как потянуло на бал!
Я чуть не упал со стула,
Но,всё-таки,не упал!

Эх!Воспою!Постараюсь!
Из строчек будет копьё.
Я на тебе отыграюсь
За униженье моё!

Ай!Да советские бары!
Умеешь!Умеешь летать!
Лена!Елена-гагара!
Ты хочешь лебедью стать?

Ты хочешь быть королевой,
А я лишь придворный поэт?
Смело!Отчаянно смело!
Твой замысел будет воспет!..

Питерская Джульетта!
Милая!Не упади!
Лето,Елена,лето...
Весна твоя позади.

А,может быть,Незнакомки
Лавры тебе подстать?
Знай,что стихи мои звонки
Умеют любого хлестать!..

Я открываю забрало:
От мыслей успел устать.
Быстро ты разобрала
Огромную чудо-кровать!

Сегодня опять твоя ночка!
В этом ты знаешь толк.
Шторы.Подушка.Сорочка.
Всюду один только шелк...

   Глава 5.САЛОН ПАВЛИНОВ.
           1.
После вчерашней печали
Вместе всё утро мы.
С гагарой вместе встречаем
Узника серой тюрьмы.

Не много по коже "мурашки"...
Готов взлететь на луну!
"Здравствуй,братишка!Сашка!.."-
Я руку ему тягу.

Бледный.Рука- перевязка.
Роднее,чем брат родной.
Свобода ему,как сказка.
Или как рай земной.

Сзади - тюремные стены.
Сегодня - счастливый смех.
Но снова гагара-Елена
Берёт уверенно верх.

" Стойка",как на параде.
И брови её - дугой.
"Саша!Я очень рада!.." -
И тоже к нему...с рукой.

"Саша!Твой друг и тёзка
Мне о тебе говорил.
Чуть ли не горькие слезки
Он по тебе пролил.

Глупость! Какая-то драка!
На берегах Невы.
Странные вы,однако.
Оба - другие вы...

Да.Другие вы оба..."
(Она изменила тон.)
"Вы приходите,чтобы...
Вечером в наш салон!..

Там интересные лица!
И мысли летают вскач.
Порадуйте нас в столице.
Вы,говорят,скрипач...

Сейчас вы не форме,наверно.
Надеюсь,что хватит сил.
Не даром твой друг усердно
Так за тебя просил!

Сейчас,извиняюсь!Спешка!
Дел ещё: невпроворот!.."
...Смотрел я на мрачную пешку
У серых тюремных ворот.

Мелькнули её босоножки.
Ветер слова разгребал.
"Друг мой!Что за матрёшка?
И где ты её раскопал?

Ну,у тебя и вкусы!
Вот это ты,брат,даёшь!.."
"Ладно!Хватит "турусы"..
Ты к Тане своей идёшь?"

Рассказ длиною в дорогу
Был чётко усвоен им.
И вот: мы уже у порога
Довольные очень стоим.

          2.
Двери открыла и плачет...
И видно,что "отлегло".
А всё могло быть иначе.
Всё по-другому могло.

Как Таня вдруг улыбнулась!
Я галстук руками мну.
Тайная мысль шевельнулась:
"Мне бы такую жену!

Такую,чтобы любила.
Даже,если умру!.."
Что-то сердце заныло,
А это всегда не к добру...

Зависть железной лапой
Меня зажимает в тиски.
Тоска!Ты мне в душу не капай!
Я не боюсь тоски!!

"Духу набрался" и смело
Я попытался шутить:
"Мавр своё дело сделал!
Мавру пора уходить!".

Не слышат!Их только двое.
Их только двое...Факт!
Часы со звенящим боем
Свой отбивают такт.

Не надо её мне " Спасибо!",
Лишь бы радость была.
Обратно заметил,
Что липа давно уже отцвела.

           3.
Смотрели насмешливо ели,
Мелькали столбы и дома.
Я понял,что я на пределе
И скоро сойду с ума.

Будто паспорт просрочен!
В силу разных причин.
За что же столько пощёчин
От жизни я получил?

Думать становится горле...
На части всё время рвусь.
Не буду я думать больше.
Я лучше просто напьюсь!..

Кафе-забегаловка.Стойка.
От мыслей уже перебор.
Здесь отпускают бойко.
Не видя тебя в упор.

Не видя тебя,не зная.
Как-будто котёнку:"Брысь!".
Я - снова себя ругаю,
А вместе с собою - жизнь.

Я снова один,как прежде.
И снова ищу ответ.
Погибли мои надежды
На переломе лет.

Зачем я себя копаю?
Обиды себе говоря?
Да!Водка не помогает.
И пил я сегодня зря.

Куда мне?Куда деваться?
В Карачев?Назад?К "жене"?
Может,с гагарой остаться?
Но - тошен лик её мне!

Не выдержу долго! Как омут!
Иль вновь загулять по стране?
Нервы сейчас уже станут,
А дальше - всё будет вдвойне!

И дома...Тусклые рожи!
Когда-нибудь разворочу!
И нечего мне итожить.
И выводы я не хочу...

Там дети.Дети:три дочки.
Оставить на дуру их?
И не поставишь точки
Вместо трёх запятых.

С гагарой - слава и взлёты,
Но подневольный ад!
Быстро исчезнут все ноты -
Гагары всё поглотят!

Проглотят они всё живое,
Их алчность не напоить.
А может: пора покоя?!
Обойму в себя разрядить?..

...Выспался.Вечер.Прохлада.
В миг улетучился сон.
Скоро идти уже надо
В Санкт-Петербургский салон.

Время,оно торопит.
Редко любит играть.
Мысли мой разум топят,
А надо себя собрать.

Надо!Сегодня " экзамен".
По-своему, "проба пера".
Хочется,чтобы с нами
Насмешка-удача была!

И вот мы на месте.Готовы!
Любую " прописку" принять.
Как хорошо бы подкову
Нам для удачи взять...

           4.
И вот мы в "робость" играя-
Возьмут ещё, да сьедят!
Господи!Целая стая!
И все почему-то глядят.

Все - скорее "оценку"
Вынести,как приговор.
Будто "стенка на стенку"!
Вопросы.Кивки.Разговор.

"Как там,в глуши российской?"-
Спросил чуть охрипший бас.
"Знают ли модных артистов?
Как настроение масс?"

"Растёт ли,вообще, культура?
Или народ убог?".
Теперь я знаю,где дуры
Рождаются "на поток"!


"Каких Вы знаете бардов?
Самый известный какой?"-
Спросил Господин Бакенбарды,
Тряхнув слегка головой.

Вижу,скоро обложат,
Красные где флажки?
На что это всё похоже,
Когда кругом петушки?

Каждый: весомое "мненье",
Чтобы внимание ему.
Одно у меня томленье-
Заехать бы в глаз кому!

"Ах!Родом Вы из Сибири!
Как Вы оказались здесь?
Кто-то из наших были!
Видели,люди там есть!.."

...Из под земли - Гагара,
Спасает себя и нас.
"Эта сибирская пара
Порадовать хочет нас!.."

В атаке её улыбка.
Готовит кому-то крючок.
"Прошу Вас!Пожалуйста, скрипку!
И не забудьте смычок!"

Замерло.Тихо.Усмешки.
И не поймёшь "ни зги".
"Посмотрим,что за орешки!"-
И наготове клыки.

Саша сегодня "в ударе".
Знаю,не часто такой...
Но классика в этом зале
Звучит,как "за упокой".

Тартини.Огинский.Вивальди-
Их только чуть разозлил.
Лицо - петербургской знати.
Глаза - африканских горилл.

"Ну,что же.Не плохо.Не плохо...
И для начала сойдёт.
Но всё это очень строго,
Заученность Вам не идёт.

Вам не хватает порыва!
Скрипка - живой организм.
Слишком как-то учтиво.
Какой-то академизм.

А Ваше?Нам надо Ваше!
Трудно пока говорить...
Пожалуйста, просим!Саша!
Любезность в нам проявить!".

Мой друг,наконец, встрепенулся.
Он верит в свой звёздный час.
И вижу: один улыбнулся.
Другой улыбнется сейчас.

Заплакала скрипка...Ноты -
В них дерзость его судьбы.
Я понял: здесь нет народа,
А просто - много толпы.

Закончил.Восторги.Слащавость.
Мне был бы приятнее вой.
Эта толпа игралась
Больше сама с собой.

          5.
Дальше ворота их Рая
Идут теперь через стихи.
Чем больше для них вынимаешь,
Тем больше они глухо.

Чем выше Этих "отметки",
Тем больше Муза молчит.
Кто здесь? Синьоры-кокетки
И джентльмены-грачи.

Но время моих деклараций.
Строчки уже текут.
Не надо мне их оваций,
Они меня обожгут.

Читаю.Чтец я не важный.
Им надо сразу - итог.
Им не надо: отважно,
А надо похожесть и сок.

Итог - обглоданность мыслей.
Изведанность чувств и елей.
А проще: готовые числа -
Тогда они будут добрей.

Формулы,в-общем,простые.
Понял,не надо ввысь.
Глаза почему пустые?
Не разбудил я мысль?

Или играют в тонкость?
Как куры!Скорей на насест!
Значит,чуть больше громкость
И чуть сильнее жест.

Но я и не ждал эстетов!
У этих и Муза грешна.
Им: просто нужны Поэты.
Поэзия им не нужна.

Реплики уже смолкли.
Я напрягаю слух.
Или они оглохли.
Или я уже глух.

Чутьё сейчас,как болото.
Трясина его взяла!
Их здесь побольше роты,
Рассеялись вокруг стола.

Трудно...Тональность выше!
Другое здесь не пройдёт.
Смотрят,как-будто крыша
Сейчас на них упадёт.

Каждый что-то готовит.
Но главное: лоск исчез.
А друг мой из зала ловит
Какой-то особый "диез".

Но вроде неровно дышат.
Я уничтожил сон.
Чувствую,можно потише
И двинул вперёд полутон.

Понял - это победа.
Но только не та...Не моя!
Просто им дали конфеты.
И дал их именно я.

Какие аплодисменты!
А у гагары - экстаз.
Как-будто удачно в аренду
Она заграбастала нас!

Но от хозяев - увольте!
Их нам не надо тут.
Вы любите шлягер?
Извольте!Другое здесь не поймут.

Значит,толпе - улыбаться.
Красивости - сладкий мёд.
Не буду я больше стараться!
Я понял этот народ.

Просто на новое мода.
Меня она не подвела.
Жаль,что они в полёте
Не видят размаха крыла...

"Вы знаете,ново,ново...
Порою,мысль глубока.
Вы уже мастер слова
И образы,как река.

Но,всё-таки, надо для роста
С мэтрами связь держать..."
(Они все давно на погостах
По всей России лежат.)

"Дерзайте!Нового много.
И общий силён настрой.
Но знайте,отточенность слога
Не путайте с глубиной.

Мы знаем,что Вы с "глубинки",
Там трудно расти порой..."
(Послать бы вас - без запинки!
Вместе с павлиньей игрой!)

"Ладно.Растите.Растите.
Желаем Вам всех удач!".
" Нам с другом пора.Простите!"
(Можаев!Нервишки спрячь!)

             6.
Вышли.Воздух свежее.
Хватит своё вынимать!
Мы с другом моим умеем
Со взгляда всё понимать.

Шли мы: грустная пара.
Двое усталых Саш...
Но сзади Елена-гагара,
Неотвратимый мираж...

"Ребята!Ну,и потеха!
После дебюта - бежать?
Вы начали здесь с успеха,
Давайте же продолжать!

Успех для начала что-то...
Там из-за вас " сыр-бор",
Дальше - моя забота!
Заключим же договор!.."

В глазах её столько блеска!
Азартом готова залить!
Как бы ответить веско?
Но и не разозлить?

Кто знает?Завтра подмога
Будет ещё нужна...
Законность порой убога.
И помощь будет важна.

"Лена!Успеху рады.
Удача,она как клад.
Но только...Нам ехать надо.
Нам ехать надо назад."

Она поняла мгновенно.
И в этом она права.
Елена-гагара.Елена,
Ты хочешь услышать слова?

Причины будут громоздки.
Не надо причины ей.
Сразу заметно,что лоска
Стало поменьше у ней.

"Саша!Успех здесь.И счастье.
Уедешь теперь навсегда?
(Снова избитые страсти...)
Я выдохнул трудно:" Да!"

Не надо длинные речи!
Сегодня из них водоём.
"Но,может...последний вечер.
Мы вместе опять проведём?.."

Теперь согласился без скуки.
Услышал:"Спасибо,Саш!.."
Посмотрим,какие науки
Сегодня ты преподашь?

Какая-то есть в ней прочность.
С такою не быть беде.
Теперь я уверен не очень
В собственной правоте.

"Лена!Вечером буду!.."
И как-то жалко её.
В такую не кинешь минуту.
И часом не кинешь в неё!..

  Глава 6.Прощание с гагарой.
               1.
Поздно.Ночь,а не вечер.
Иду я другой.Я нов.
В уме: салонные речи.
Прокрутка жестов и слов.

Слов этих - море.Море!
Салоны - просто вода.
Иду я: собственной волей.
По собственной воле сюда.

Дверь её не закрыта.
Ждёт. Чем удивит?
В меня вся отвага влита.
И я в эту ночь тоже влит.

Стол.Подсвечник."Страдает!"
В глазах - упрямство невест.
Опять во что-то играет.
Когда же ей надоест?

"Саша!Убитый вечер
Не ставлю тебе в упрёк..."
Она зажигает свечи.
"Быстрее,наверно, не мог."

Как быстры её перемены!
Теперь она вся - покой.
Недавно ещё эти стены
Слышали тон другой.

Но что-то мне...что-то мешало
Решительность подогреть.
"Лена!Ты приглашала!
Мы будем молча сидеть?.."

Она,как-будто, споткнулась.
Споткнулась сейчас о жизнь.
Её быстрота вернулась.
Но в чём же её корысть?

Тайно готов удивляться:
Гагара не сядет на мель.
Такая умеет стараться,
Если поставила цель.

"Саша!Трудно поверить.
Но,всё-таки,я скажу.
Я знаю,тебе нужен берег!
По-моему, я подхожу.

Я без всяких условий!
Я полюбила.Вот...
Боюсь я такого слова,
Того,что за ним идёт!

Всё это настолько зыбко.
Я не прошу ответ.
Вот видишь,уже улыбка...
А пошлости в этом нет.

           2.
Не надо мне обязательств!
И я не способна на лесть.
Но только и издевательств
Я не смогу перенесть.

И про стихи я не буду,
Отзыв ты получил.
И что тебя не забуду-
Ты всё проходил!Учил...

Останься!Мужа не будет.
Как только я захочу.
Да он и не станет грудью
Об этом я ...промолчу.

Здесь рост и другие масштабы.
И ты бы здесь быстро рос!
Ты словно уходишь в табор,
С кибитки высунув нос.

Ты как-то проговорился:
Ни кто там тебя не ждёт.
Я знаю - ты не влюбился.
И это тебя не возьмёт.

Сначала ты был занятен,
И ты своего достиг.
Ты больше теперь непонятен...
И что-то своё воздвиг.

Время пришло подумать
И сделать решительный шаг.
В провинции жизнь угрюма,
К тому же...твой глупый брак.

Саша!Я не в обиду!
Но сгубит тебя пустота.
А Питер - другие виды
И перспектива всегда.

Вместе давай подитожим:
Не многих сюда зовут.
А дети твои...Поможем!
Как только они подрастут!

Поможем!Вот моё слово!
И крепче его не найти.
Дорога тебе готова.
Ворота открыты.Иди!

А если вдруг шаг неверный.
Сумею помочь,согреть.
Я с тобой откровенна.
Вернешься,будешь жалеть.

Всю жизнь!До последнего вздоха!
Забудешь,что был Поэт!
В провинции мало Бога,
Хотя и здесь его нет.

Дети - стихи забросят,
А после в печке сожгут.
Ни кто их за это не спросит
И пропадет твой труд.

Жена не поймёт ни слова
Утробным своим умом.
Всё, как обычно!Не ново.
Впрочем,и я не о том.

Слова подискать так трудно-
За это сейчас не вини!
Талант погубить не подсудно.
В провинциях гибнут они.

Их губит людская серость.
Не впишешь её ты в строку!
Разве тебе не хотелось
По праву быть наверху?

Дано тебе всё, что надо:
Чего тут ещё желать?
Там стадо!Затопчет стадо
И долго будет топтать!

Удел твой: когда-то сопьешся
И даже того не поймёшь!
Забудешь,как ты зовешься
И имя когда-то пропьешь!

Ты очень, знаешь,колючий.
Об этом ты знаешь сам.
Я просто хочу,как лучше.
Как лучше обоим нам!

Не надо сейчас ответа!
Глупость - быстрый ответ.
Ты будешь великим Поэтом,
Если не скажешь:"Нет!".

Здесь можно пожить красиво!
А ты к этой жизни готов.
Духовная жизнь России:
Десяток-другой городов!

В провинции годы тоскливы!
Как правило,очень пусты.
Люди - глупы,крикливы
И всякой полны суеты.

Здоровое быстро гибнет,
Его заглушает сорняк.
Сплошные клыки и бивни.
Я не права?Не так?..

   *   *   *

Я утром купил билеты,
А рядом с женою - друг.
Меня провожало лето
И город Санкт-Петербург.

              1999г.

Примечание.
Все события,описанные в романе - правда.Ничего выдуманного тут нет.Прежде всего это маленькая моя дань доброй памяти моего лучшего друга воина-афганца Александра Румянцева,которого не стало в 1988году.
 Светлая и чистая память ему!