Сомнения

Борис Диченский
   «У нас ведь нет никакого органа для познания, для «истины»: мы «знаем» (или верим, или воображаем) ровно столько, сколько может быть полезно в интересах людского стада, - и даже то, что называется здесь «полезностью», есть, в конце концов, тоже лишь вера, лишь воображение и, возможно, как раз та самая роковая глупость, от которой мы однажды погибнем».
                Фридрих Ницше
   
   Человек, возомнивший себя разумным, не имеет никаких оснований считать себя таковым.  В своём самомнении, в своём веровании в исключительном положении себя в природе, человек настолько глуп, что даже не замечает своего поразительного сходства с самым простейшим одноклеточным. Он строит свои иллюзии на свой счёт на примитивных чувствах,  свойственных  всем живым организмам. Но он, этот считающий себя разумным, делит ещё стадо себе подобных одомашненных приматов на категории – «простой человек» и возвышающийся над «простым человеком». Но, посмотрите на этого «возвышенного», на его чванство, на его неспособность реально смотреть на мир. Его «возвышенность» сводится к кругленькой сумме денег в банке, к возможности жрать и пить без предела, чтобы удовлетворить свою похоть. Но вскрытие покажет, что дерьма в нём намного больше, чем в том, которого он называет «простым». Не обольщайся, возвышающий себя. Червь, который будет пожирать твои останки после твоей смерти, оценит по достоинству твою «возвышенность».
    Вся «разумность» человека, в отличие от других живых существ, состоит лишь в том, что он способен создавать орудия убийства, в том числе массового убийства себе подобных, на что не способен никакой другой живой организм. Другие «неразумные» не производят, но применяют в качестве орудия предметы только для добывания пищи.
   Легко присвоить себе звание «человека разумного». Ни одно животное, ни одно живое и мыслящее существо до этого не додумалось. А вот человек, не только возвысил себя над окружающими живыми существами, но и создал себе религиозного кумира по образу и подобию своему. Всякая религия – это тупость так называемого «человека разумного», в котором умерщвлены даже инстинкты, данные ему эволюцией, движением, которые определяют суть бытия. Слабый человечек, одомашненный примат возомнил себя богом над природой и по образу и подобию своему  «родил» такое же несправедливое, злобное, ненасытное создание, как и он сам. Слабый духом, боящийся смерти, человечек придумал для себя якобы вечного кумира, который, опять–таки, якобы, может подарить ему бессмертие. И это порождение собственной слабости он назвал богом (правда с большой буквы) и все свои чаяния бессмертия вложил всего лишь в понятие – Бог. Но, энергия не возникает и не исчезает. Она лишь видоизменяется, переходя из одной формы в другую! Всё вечно и переменчиво. А человечек ждёт милости от своего немощного кумира в благодарность за своё тупое поклонение кумиру, за своё рабское унижение перед этим кумиром. В вере, в слепой вере нет места для разума и философии. Религия не дает ответа на вопросы: «Законно для нас платить подати кесарю или нет?», «Кому нужен кумир, обещающий только муки и наказание?»
   И здесь я считаю уместным процитировать высказывание Эразма Ротердамского из его рассуждения о свободной воле, которое очень близко мне по духу. Вот оно: «Я не приписываю себе ни учения, ни святости, не уверен, что во мне есть дух, но я просто хочу старательно рассказать о том, что меня беспокоит. Если кто-нибудь попытается меня научить, пусть знает, что я не стану противиться истине. Но если они предпочитают открыто хулить того, кто вежливо, без брани скорее сопоставляет, чем спорит, то не лишены ли они сами того евангельского духа, о котором всё время говорят». Да простят меня, читающие эти строки, моё согласие скорее с философией без спора Эразма Ротердамского, которая утверждает наличие свободной воли (независимой от божественной воли),  которая  позволяет без божественных пут следовать закону природы, который, по словам Эразма, «глубоко высечен в сердцах всех людей: как у скифов, так и у греков». Он говорит, что «несправедливо, если кто-нибудь делает другому то, чего не хочет, чтобы делали ему». Но закон природы не признает несправедливости, а позволяет сильному убивать слабого; но и слабому даёт шансы для выживания если не силою, то хитростью разума.
   Сильному, но глупому, в равной степени со слабым, но разумным, дана возможность одержать победу. 
   Закон же дел в религии повелевает и грозит наказанием: «Ешь с любого дерева в раю, но с дерева познания добра и зла не ешь. Потому что в тот день, когда вкусишь от него, смертью умрёшь». Но, презрев повеление и угрозу наказания, человек вкусил плод с запретного дерева. Это значит, что ещё в раю у человека уже была свободная воля выбора.
   Закон веры, а, вернее, беззаконие веры, противоречащее закону природы, приказывает каждый день нести крест, приказывает презреть жизнь. Добро и зло произрастало на одном дереве познания добра и зла. И, «если от человека скрыты различия между добром и злом и воля божья (можно при желании вкусить плод с дерева познания добра и зла), то ему нельзя вменять в вину, когда он выбирает плохое. Если бы воля не была свободной, то нельзя было бы вменять в вину грех, потому что, если нет свободы, то нет и греха». – (Диатриба. Эразм Ротердамский).
   А, если есть свободная воля, то зачем нужен бог? И велико сомнение в том, что существует душа.
   Послушай Марину Цветаеву:

Жжёт... Как будто бы душу сдернули
С кожей! Паром в дыру ушла
Пресловутая ересь вздорная,
Именуемая душа.
Христианская немочь бледная,
Пар припарками обложить.
Да её никогда и не было!
Было тело, хотелось жить.
Жить не хочет.

   Послушай Анну Ахматову:

Твой бог в тебе,
И не ищи другого
Ни в небесах, ни на земле.
Проверь
Весь внешний мир;
Везде закон, причинность.
Но нет любви;
Её источник – Ты!

   И я на стороне Марины Цветаевой и Анны Ахматовой, а не догматов религии, в которые религия требует поверить без колебаний и сомнений.