Вертолет над Чуйским трактом

Николай Кокош
         




 Жаркий  сентябрь  1977 года...  Четвертая оперативная группа Дважды Краснознаменного Дальневосточного военного округа,  в составе трех автомобильных батальонов,  по железной дороге выдвигается в Алтайский край. Командующим округом генералом армии Третьяком Иваном Моисеевичем поставлена задача:  оказать помощь труженикам села в уборке урожая.


          Автомобильные роты, а их в каждом батальоне по пять, готовы принять и перевезти на любое расстояние сельскохозяйственные грузы. Для выполнения этой чрезвычайно важной государственной задачи привлечены лучшие водители, в том числе и из запаса.


           Загружены необходимые запасные части к автомобилям, палаточные городки, полевые кухни, продуман весь комплекс материально-технического обеспечения.  Оперативной группе, которую возглавляет начальник боевой подготовки Второго армейского корпуса генерал-майор Ларин Артур Викторович,  выделен вертолет МИ-8. Через семь суток движения по железной дороге мы прибываем в Бийский район и приступаем к обустройству полевых лагерей. На каждый совхоз-по одной автомобильной роте.


           Первую  неделю оперативная группа знакомится с местными условиями, руководителями района, директорами совхозов.  Разрабатываются планы совместных действий, оговаривается порядок использования автомобильных рот, обеспечение их всем необходимым. Абстрактный тезис: "Народ и армия едины", на глазах,  превращается в реальные  дела. Приятно осознавать: мы здесь нужны как воздух.


           Замечаем на себе доброжелательные, полные надежды взгляды сельских тружеников, их радушное к себе отношение... Прилетаем на вертолете в один из совхозов. Нас встречает первый секретарь райкома партии и директор совхоза. Вместе проводим смотр людей и техники. Автомобили в отличном состоянии, настроение у солдат и офицеров боевое. Представители местной власти  довольны, прибывшая подмога внушает доверие. Хлебосольный директор совхоза Петр Семенович Кульбаба широким жестом приглашает всех нас к импровизированному столу. Он поражает воображение:  зажаренные молочные поросята с картофелем,  приготовленная по особому алтайскому рецепту форель с овощами, местные сыры, тушеные грибы и, конечно же, сибирская водка, без сопротивления берут в "плен", повидавших виды военных.


          Два часа  застолья прочно соединяют  всех его участников в одну сплоченную команду. На другой день, рано утром,  на кукурузные поля медленно, но уверенно выдвигаются "Зилы" сто пятьдесят седьмые. Им грязь, дождь, бездорожье нипочем, они пройдут и там, где могут пройти только танки. Весело кипит работа! К полудню возле комбайнов образовалась очередь машин. Директор совхоза вводит в действие свой резерв:  два новых комбайна. Работа спорится. Через неделю кукурузные поля убраны. В район летят победные реляции...


           Но не всегда наш брат военный выглядел "респектабельно". Прилетев в одну из рот, обнаруживаем "разброд и шатание":  "восстали" солдаты, призванные из запаса. Причина банальная: начальник ПХД(пункта-хозяйственного довольствия) старший прапорщик Иван Семенченко продал на "сторону" тушенку, предназначенную для котлового довольствия, заменив ее рыбными консервами. Скорый на "расправу" генерал, отстраняет нерадивого хозяйственника от должности и отправляет его на десять суток на гауптвахту  в город Бийск.


           В этой же роте находим трех водителей, нанявшихся возить строительные материалы частному лицу. Их "преступная" деятельность немедленно пресекается. Ротный от генерала получает "неполное служебное соответствие"...


           Начало октября. Мы собираемся лететь в роту, расположенную на самом дальнем рубеже сферы нашего влияния. Погода нелетная. Командир экипажа капитан Владимир Беспалов пытается отговорить генерала от полета. Он предъявляет ему все необходимые в таких случаях документы. Но генерал и слушать ничего не хочет! Садимся в вертолет, за иллюминаторами гром и молния, идет проливной дождь. Внизу показался Чуйский тракт. Недалеко село Сростки- малая родина Василия Макаровича Шукшина. Великий актер, писатель и кинорежиссер у нас, у военных,  в фаворе. В салоне  непроизвольно завязывается разговор о его известных и таких любимых народом произведениях, как "Калина красная",  "Крепкий мужик", "Классный водитель",  "Леля Журавлева с факультета журналистики"...


            Проходит час полета, стихия не ослабевает. В пассажирском отсеке тревожная тишина. Наконец, идем на посадку. И снова в "бой:" проверка состояния техники, условия размещения и питания личного состава, ход выполнения планов перевозки... Вдруг поступает тревожное сообщение: от прямого попадания молнии загорелось зернохранилище. Директор совхоза с мольбой в глазах смотрит на генерала. Артур Викторович, оценив ситуацию, лично направляет солдат и офицеров с шанцевым инструментом и снаряжает колонну автомобилей в район пожара. Сам садится в кабину головной машины.


           Военные поспевают вовремя и сходу приступают к тушению пожара: десять смельчаков "оседлали" крышу зернохранилища,баграми стаскивают листы шифера, другая многочисленная группа становится в цепочку и передает ведра с водой. Наиболее отчаянные, облитые с головы до ног водой, приблизились к эпицентру огня. Там они сбивают топорами балки, распорки, пытаются остановить пожар.  Генерал вместе с директором совхоза- в гуще событий. Заключительный "аккорд" в борьбе с огнем делают экипажи двух пожарных машин. Пламени уже не видно только едкий дым не дает свободно дышать. Слышатся кашель, ругань... Приехавшая "скорая помощь" занимается обожженными и ранеными. Погибших нет и все этому обстоятельству очень рады.

            Самое главное, в борьбе с огнём удалось отстоять зернохранилище и собранный  в этом году урожай зерновых. Выгорел только "предбанник" хранилища и его восстановление начнётся уже завтра. Мы, военные,  прекрасно понимаем, что если бы не наша помощь - беды не миновать!

      


           Новенькая, щегольская генеральская форма у Артура Викторовича обгорела, сажей покрылись сапоги. "Хлебнули горя" и мы: форменная одежда приведена в негодность. Через два дня генерал-майора Ларина и всю его оперативную группу вызвали в Барнаул. Нас всех по отцовски благодарит начальник центральной оперативной группы Сухопутных войск генерал-лейтенант Сергей Платонович Хватов. Каждый из нас чувствует себя героем! Так уж повелось, что на нас, военных, гражданские всегда смотрят по особенному. И ждут от нас, если не геройских поступков, то по крайней мере, моральной поддержки и сочувствия.


            Заканчивается командировка. Наши автомобильные подразделения успешно выполнили все возложенные на них задачи. Ряд офицеров и солдат представлены к правительственным  наградами. Военный борт АН-26 берет курс на Хабаровск, потом на Южно-Сахалинск. Вот мы и дома. В аэропорту нас встречают жены и дети. Радость встречи с родными переполняет наши сердца. Мы свой долг перед Родиной выполнили с честью.

Фотография: такими мы были в 70- годы: молодыми, способными рисковать, добиваться поставленных целей... Приехали в Москву на 18 съезд ВЛКСМ. Красная площадь. 24 апреля 1978 г. Автор слева. Рядом: А.Моргачев, В.Каплин, А.Анисимов.