Посвящение любви часть-3 глава-2 Перерождение...

Жанна Строенко
Я  начинаю  вспоминать  самый  сложный  период  моей  жизни!  Даже СОРОК  ГРАДУСОВ  МОРОЗА  и  ...ВОЙНА -  не  дали мне так  много  познать нового... и  не  всегда  хорошего!  Да  что там говорить?  "Как  вспомню -  так  вздрогну!"

Со  временем  вспоминаешь  прошлое  и  не  веришь  что  мог  так  поступить!
И что не так ценил  тех кого встречал! Не так оценивал  кто как  к тебе  относился... Как говорится:"Плыл по течению"... Но  верно понимать жизнь ещё не хватало ума...
"Когда  Ю. А. З,  рекомендовал меня   в  новый  театр  Н. А.  Аксёновой - Арди,
(руководившей  этим  новым  театром после смерти  мужа, знаменитого  Всеволода  Аксёнова ) я  и  не  ведала, что это знакомство  даст какую - то  возможность  двигаться к творчеству дальше в Москве!  Надежда  Александровна  улыбнулась  и  произнесла с  некоторым  восторгом фразу:"Даже  если бы  вы  были  не  талантливы я бы  всё  равно  вас приняла после  звонка  Завадского!"
Вот  как  высоко его  ценили! А  я  так  небрежно  разговаривала с  ним...
Не  чувствовала  "расстояния"...между  нами. Теперь - то  я  понимаю, как  творчество  делает  человека  несколько  отрешённым  от  действительности  и внутренне  свободным,  но  одиноким... Когда  мы  тихо  беседовали  в  его  комнате, ощущение  одиночества  уходило!  Он  был  очень  "тонким" душевно,  человеком и  с  интеллигентным  юмором. И  безусловно. большой  психолог!  Позже я  искренне к  нему  "привязалась" да и он  тоже... Иногда  спрашивал  удивляясь: "Ты что же, абсолютно ко мне ничего не  чувствуешь?"  И  с юмором посмеиваясь  над   этим, тихо  говорил:"Я же ещё  мужчина"!  Ему  было  тогда  шестьдесят  лет. И  у него  какое - то время  были  отношения  с  артисткой  его  театра, красивой   женщиной.. Но  Васёна (его  домработница) - не привечала  её...
И запомнилась фраза, что  эта  артистка  каждый раз  перед  зарплатой  ему  звонит  и говорит  шепеляво: "СилУю!  СилУю!"   Васёна говорила мне: " Женщина  должна  требовать от  мужчины  уважения! Не должна ему во всём  потакать!" Она  вспоминала  его  жену Галину  Сергеевну  Уланову!  Говорила что она  была очень  набожна! Уважала  её! Когда  ездила куда - то, ставила в купе иконку. Была  серьёзна. Ю А. помогал  ей как  режиссёр когда она  создавала  балетные  роли. Но, он ей изменил!  Кто - то сообщил в театре... И она от него  ушла!
Васёна была  самобытным  человеком! Работала у  Завадских  всю  жизнь.  Была  с достоинством  и  видела  всех  "насквозь"...Ко мне  относилась хорошо и душевно.. Как -то, позвали к столу  обедать: в  средней  комнате.
(Ю А - жил скромно  по нынешним меркам. Трёхкомнатная квартира недалеко от Моссовета. У него небольшая комната, у сына Жени  и Васёна  в средней комнате спала за большими книжными стеллажами, где окна выходили на "улицу  Горького").

Она накрыла и сервировала стол с умением: вилочки - ножички  и т д 
Ю.А  сел  и спокойно ел. А я чувствую что  стесняюсь при нём  есть...
Он  делает вид что не  замечает. Васёна спросила... я поблагодарила и сказала  что  есть не  хочется... Она  принесла второе: "мозги  жаренные."  Сказала что  это  Его  любимое  блюдо... Он спокойно обедал  не вмешиваясь... И  Васёне пришлось убрать от меня  тарелки и вилки. Он  даже  глазом не  моргнул... Пошли в  другую  комнату  продолжать беседы. Это  было  действительно интересно!
Он  как  "поводырь" вёл по  лабиринтам  мысли, перебирая свои  разноцветные  карандаши... И мы рассуждали  на  разные  темы.  Я спросила как - то  Васёну:
"А  вы были  когда - нибудь  счастливы?"  Она  оживилась! Стала с  волнением  вспоминать как счастливо  жили с мужем семь лет!  Но  потом он  умер! И жизнь её  закончилась! Больше, она счастья  не знала. Привыкла к этой  семье. Похвалила маму Ю.А что умерла  уже... "Вот и всё!" сказала она успокаиваясь.
И мне очень  грустно  когда я  вспоминаю  этот  дом! Юрия  Александровича  и   Васёну, и большого взрослого сына Женю - (от Веры  Петровны Марецкой, бывшей его  жены).Что успешно снималась в кино и играла главные роли в его театре.
Они дружили несмотря  на развод и летом когда он  уезжал в "Дом  Отдыха ВТО"- она  приезжала  если он  болел, заботилась о нём... Как -то он мне  сказал с доброй усмешкой: "Мои  жёны в театре умудрились жить  дружно"...
(В театре  работала и прежняя его жена- режиссёр А. Вульф.)В молодости  , особенно  после  того как он будучи  ещё  артистом, снялся в главной  роли В фильме  "Аэлита", у него  был очень  большой  успех! женщины  называли  сыновей  его  именем... Как -то вдвоём  шли к театру  по улице  Горького - он  выпрямился. И шёл  подтянутый, высокий,  необычный... Его узнавали.
После  ухода  Улановой, Он иногда  с скрытой  тоской  о ней вспоминал.Рассказывал  как  впервые  увидел  её   плывущей на  лодке  по  озеру  Селигер, как  она  была  красива! Стояла  на ветру  с  развевающимися  волосами,  загорелая...

Я снимала  "угол"  неподалеку  на  ул. Бронной и он  как - то  пошёл  меня  провожать. Зашли  в эту  квартирку  маленькую  на  первом  этаже.  Хозяйка была  бывшая  артистка  и  подрабатывала  тем что  клеила  конверты  для  "ВТО".
Мы  вошли, она  засуетилась  и  вышла. Ю. А. понял  её  "жест"... Он покраснел и тихо возмущённо  сказал:"Она  вышла  умышленно... Вот  что  значит  пошлые  представления  об  отношениях"... Сказал: "Я хотел  посмотреть  как  ты живёшь!"  Я  сказала: "Пойдёмте. Теперь я  провожу  вас."  И возвращались  по  переулкам  молча. Да, Он  говорил: " Я  буду  о  тебе  заботиться. Иначе  ты  станешь  так  же  жить  как эта  старая артистка, клеить  конверты  на  старости  лет...
Завтра  я  жду  от  тебя  ответ !"Он  говорил  мягко. Но чувствовалась  воля.
Конечно  было  трудно  расстаться  с  таким  человеком!  Но  когда  он спросил    ответ... я сказала  что  не  могу  " кривить  душой" и  хотела  бы  чтоб мы  остались  друзьями...  Заплакала. Я  понимала  что моя актёрская большая мечта на этом  закончится! И мне стало очень больно!
 
Когда заговорили о моей  прописке у него в  качестве друга чтобы как -то помочь мне  жить и  работать дальше в Москве, то он посоветовался  видно с  А. Вульф -
она пришла  и остро взглянув сердито, ушла!  Ю. А.  повертел карандаши и сказал со своим  мягким  юмором:"Ну а если  я тебя пропишу  у  себя, то нужно же тебя... удочерить"! А ты потом меня "уматеришь"...
Засмеялись...  Решили идти  другим путём чтобы  сделать мне прописку, хотя бы  на год! (Вот  какие  строгости были  тогда!) А  без прописки нельзя было жить  и  работать в  столице!)  Ю.А пошёл на приём к  главной по Московской области  начальнице: жене генерала Говорова  и  попросил  принять меня  по этому  поводу. Таким  образом я  и получила разрешение на областную  прописку. 
Говорова,  была  полная не  злая  женщина...  С улыбкой  сказавшая что Ю.А. очень обаятельный  человек...и  разрешила поставить мне  штамп в паспорте  с пропиской  на год, посоветовав найти  в  Московской  области тех, кто бы  позволил  в своём  доме  прописать.  После моих немалых  поисков я наконец  нашла  домик  в области, где жили муж и жена  средних  лет и за  десять рублей в месяц
( а тогда это были неплохие  деньги),  прописали наконец  НА  ГОД.
Интересно что после долгих  поисков  я случайно  встретила  по дороге   двоих  женщин  в  чёрном одеянии..(Я тоже была в чёрном - люблю этот  цвет!) И они после небольшого разговора сказали  что  поняли  по  одежде  что я верующая, а они  такие  же!  Тогда  верующие, были  некие  "изгои"!  Вера  была  отринута   советским  государством после  Революции! Уверившись что  я  набожная - и дали этот адрес, где я смогла  узаконить своё  пребывание  в  Москве.
 И  с Ю. А.  после этого  установились  совсем уж  дружеские  отношения. А он видимо возобновил свои отношения с артисткой которая и  прежде  получала от него  главные  роли и содержание.  Это тянется веками!  Зависимость женщин  от  мужчин... Революция  заставила  сделать  короткие  стрижки... Воевать  иногда  рядом  с  мужчинами, как Анка - пулемётчица  рядом  с Петькой  и  Чапаевым... Но потом - был...НЭП! Снова,  многое  возвращалось: "На  круги  своя!" 
Под  прикрытием  красивой  мечты о равноправии - женщины вновь становились  зависимы от мужчин. Я  не говорю о  настоящей  любви! Но  сложные  ситуации в этих отношениях существуют до сих пор!  Мужчины  пользуются  своей  силой  и  положением  и  толкают  женщин   на  продажу не  только  тела но и души! ( Если она хочет  продвинуться  в  профессии,  жить   успешно!)
Конечно,  нужно  законодательно  это  положение менять в нашей  стране!  Несмотря  на  то что  вновь  доминирует  идеология: "Купли -  продажи"!  Но думаю что  отказ  от  масштабного  движения  к  коммунизму - не значит что  в  нашем  Государстве женщины  должны  зависеть  от  мужчин  в  своей  работе  и  продвижении... Нужно искать новые  формы организации жизни, общества и  человеческих  отношений!  Останавливаться  только на основах  капиталистической  морали, никак  нельзя! Видим какое  "личико" у  нынешнего  капитализма и... Олигархата!  Где  попираются  и  Божьи  Истины!

Но  я  сейчас с  теплом  вспоминаю - как бывает интересно и комфортно общаться с умным  человеком!  С  интересными  людьми!  Это -  редкостное  явление! Все  замыкаются  в с себе! И многие страдают от  душевного  одиночества!
Как бы я хотела сейчас увидеть и Васёну и  Ю.А. и  Надежду  Александровну  Аксёнову приютившую меня тогда в своём театре  и доме! Ка бы хотела  зайти в гости опять к Утёсовым как тогда... поговорить с Эдитой  Леонидовной и что б Леонид  Осипович вдруг вышел из  своей комнаты с  телефоном  с  длинным  шнуром,  а Эдита поставила на полированный  старинный  стол  роскошную  вазу  с  грушами,  угощая...Повторяя мне: "Ну почему у вас всё так  сложно?" 
 Как была бы я  рада вновь этим  встречам!  Как сказала бы им сквозь слёзы:
 "Хорошо что вы оказывается, живы!"  И долго бы  плакала отчего то...

Но... всё это ушло!   Их - нет уже с нами!  Как жаль что жизнь  у человека такая  короткая! Именно тогда когда начинаешь что-то понимать как надо -жить!

Вот и ещё вспомню - славных людей! Которые мне тогда  помогали выжить в  Москве!. 
Надежда  Александровна  Аксёнова - Арди была  хорошо  известна с этим  театром  в столице...Потому  что  выбирала  лучших  артистов  работать:  "На  разовых,"  как это называлось: не покидая свои театры ведущие артисты  Москвы,  могли  не только "подработать",  но и участвовать в новом интересном   "деле"! В  новом    сценическом  жанре,  что и  создал - Засл Артист  Всеволод  Аксёнов   совместно  со  своей  супругой Надеждой  Александровной, успешно осуществляя  этот  проект. Базируясь  с  репетициями  и  большими  выступлениями   в  Концертном  Зале  Чайковского  в  центре  Москвы.  И  слава об этом  новом  театральном  деле - гремела  тогда по  Москве... и  не только!  Мы  ездили  на гастроли  по   большим  городам, где были  стационарные  симфонические  оркестры! Новизна жанра  была в том, что  играли  только классику:  Шекспира  Шиллера - такие  произведения как "Пер - Гюнт",  "Коварство  и любовь", "Эгмонт",  "Арлезианка".  Ведь  учитель мой  К.П  Хохлов  такой  репертуар  больше  всего  и ценил.
И  нас  на  это ориентировал! К  тому  же, из   театров  в Москве  в  доме  Аксёновых -  появлялись  лучшие  артисты.  Я  увидела  даже  легендарную  Алису  Коонен  из  Камерного  театра,  где она  прежде  играла  лучшие  роли, которые   подбирал  для  неё  создатель  этого  театра её  муж,  знаменитый  режиссёр  Таиров! Но  при  Сталине -  этот  театр  был  закрыт.  Таиров  умер! И  Алиса  Коонен  иногда   играла  в  спектаклях  театра  Аксёновых,  мать  какого -то героя   и  была  уже  маленькая   "незаметная"  старушка ... 
Я  удивилась...  Слава её, особенно в  театральном  мире,  была  такая   большая  и  громкая  с  театром  Таирова, а тут  пришла обычная  старенькая  женщина... Какая -то вся  "неслышная"... В жизни  и  на  сцене говорила очень тихо и просто.  И  стихи  классические  тоже, так  же..(Когда  в новом  жанре -  всё  было  грандиозно!) На  сцене  артисты  говорили как поэты  читают свои  стихи  слегка  "подпевая"  мелодику... А потом  грянет  симфония!  Оперные  певцы! 
(И я тогда в игре  прославленной  Коонен - ничего  особенного  не  увидела)... Там было  больше  мхатовской  простоты и  жизненности .. Манера  исполнения была  ближе  к реалистическому  кинематографу.

С  Риммой  Марковой  мы  стояли  в  первом  ряду  рядом...И своими   "зычными"  голосами  неплохо  вписывались  в этот, с  металлическими  тарелками иногда....  классический  репертуар! Впрочем, Римма  тогда ещё  не  снялась  в кино,  которое её  сделало  известной...Был уже  очень ярким  и  мощным в кино и на  сцене  её  брат Леонид  Марков!  Иногда  и  он  приходил  в  этот  дом.  Молчаливый,  полон  мужского  достоинства. И  явной  душевной  силы.   Большой  русский  мужик!
К  тому же  умный!  Женщины не могли не  влюбляться в такого...
Русский  мОлодец интеллигентного  "разлива"...
Даже  не  верится  что таких  мощных  артистов  и людей как были  брат  и  сестра   Марковы - уже  нет... В   памяти  моей  они  ещё живые ! Гордые! Своеобразные.

(Позже  через  много  лет - я  позвала её  на  свой  концерт  с  романсами в  Политехническом  музее -  она  пришла...такая же,  не  стареющая,  громкая...   Зашла  за  кулисы где  мне  приносили  цветы ...Я  спросила  немножко  бестактно: "Ну как ты  теперь  живёшь одна?"  Она  "рявкнула"  на весь  Политехнический  - "Да ты  что!  Прекрасно!  Это  же прекрасно когда  одна!"  Я  смутилась что   задала  такой  вопрос...Она   уже была  "Народной  Артисткой"!  Все её  узнавали... Слава  пришла!  Я  потом  позвонила пригласив  участвовать в  моих  концертах. Она сказала: "Согласна! Но  мой  съёмочный  день стоит  четыреста  долларов! Иначе я  из  квартиры не  выйду!"  Я  сказала что  поговорю  с  администратором... Потом уже  позже она  увлеклась  партийными  делами  ... ездила  в  командировки  агитировать  перед  выборами. На память осталась  запись диска  с её  участием на  ТВ  -где и я  изображала  актёрски  выдуманный  персонаж в  споре  двух  женщин  о  возрасте... и я там  чуть спела  на  английском языке. Зрительница подошла и сказала:"Вам нужно быть певицей!"
 
Прославленная  Гиацинтова  тоже  иногда  появлялась в  доме  Аксёновых  и   на  сцене.  Не  видела её  игры. Прелестная артистка Целиковская Л. была  подругой  Надежды  Александровны. Что -то там  у неё  менялось  в личной  жизни после  развода  с  Ю. Любимовым. Его я видела  и  запомнила  на  сцене в  спектакле  Вахтанговского  театра  в  классической  роли  красавца - героя!  Который и мне  понравился. Но это  до  создания им  знаменитого  Театра  на  Таганке. Приходили  в  дом  и  Вертинские -  давняя  дружба  Надежды  Александровны.
В  доме  Аксёновых  сохранялась  атмосфера  прежних  "домов"   интеллигенции    творческой. где  собирались  не  водку  пить, а... духовно  совершенствоваться   и отдыхать просто и с  интересными  беседами!  Очень жаль что эти примеры  и  традиции , постепенно  ушли... 
Не забыла  большущий  стол овальной  формы покрытый  светлой  скатертью  и посреди  длинное  блюдо  что  приносила старая  домработница  для  многих  гостей, приготовив  быстрое  и  удобное  для  большой  компании  блюдо:  "Макароны по  флотски".  И она  их  готовила  очень  вкусно и  всем  хватало.
Домработница  была там  как  "своя"... повторяли её  юморные  наблюдения  за  артистами  и  жизнью...  Тихая  старушка  спала  в  закутке  на  кухне  за  занавеской... Но  была как  родная.  Когда  впоследствии что -то  случилось в  семье  Аксёновых ( я  уже  гастролировала  с песнями)- то она  свои  накопленные  деньги  в этой  семье  дала  на  выручку.  Душевный  семейный  уклад  людей  сближает!  И  жить интереснее когда  приходят как  к себе домой!
Известная  киноактриса  Лиля  Гриценко  жила  у  них в одной  комнате  после  личной  драмы... Позже появилась бывшая  артистка  из  Малого  театра  которая  отсидела  срок  в  Сибири  за  "острый  язык"... и  спала у  Аксёновых  на  столе... А я как -то и на  полу на  одеялах. И ещё кто -то из   женщин ...  Непризнанная  сценаристка...  Утром  мои  "лакированные" волосы  торчали  вверх!   Люда, что отсидела срок, рассказывала  хриплым  голосом  из  жизни заключённых...(Она  ждала  когда  получит  жильё и  потом  получила  "Однушку)...   
А Надежда  Александровна проходя и глядя  на  нас сказала со своей  манерой  говорить  медлительно -  барственно чуть  с  насмешкой:"Как в  ночлежке!"   
И все  хохотали над  собой  и той ситуацией  в  которой оказались  в чрезвычайно  сложной  тогда,  жизни!
Но  основное моё спальное  место в этой большой четырёхкомнатной  квартире, где жил когда - то и  Председатель Моссовета  в  "Медведевском"  переулке,   рядом с улицей  Горького, было  у  меня ( после смерти В. Аксёнова)  в его  кабинете с  старинной чёрной  мебелью с  инкрустацией, с большим письменным  столом  на котором стоял  бюст Аксёнова!  И я спала на  чёрном  кожаном  диване,  на  котором он и  умер. (А  впоследствии и  Надежда  Александровна  тоже).
И от  света фонаря  за окном - ясно вырисовывал на противоположной  стороне  стены -  силуэт от  бюста!  Да, я  чувствовала что  ОН...  ко мне  относится  хорошо! Бывший  хозяин  этого  дома.И если бы... Ю.А. не пристроил  меня  в этот  дом, не  знаю как  повернулась бы  моя  жизнь! Я  вскоре стала петь!  О чём прежде  не думала. В дом  Аксёновых ко мне приходил  небольшой муз. ансамбль  и начала  петь романсы. Ю А  пришёл  послушать о  ему очень  понравилось.
Он  написал мне  очень  хороший  отзыв.  Всё  удивлялся мои новым  талантам .
( И пьесу ему принесла!) Рассказывал  Васёне и Жене об этом ...
И позже, я перетащила в Москву всю нашу  семью!
 
Не  забыть гостеприимство  этих  людей, их традиций   и отношения доброго  к  людям!   Мать  Надежды  Александровны  тоже  прежде  была  артисткой.
Училась  в  царское  время  в "Институте  Благородных  девиц". Знала  хорошо  французский  язык. Показывала мне  фотографии  прежней  жизни. Большая семья
на фоне их "имения"! Они  были из  дворян.
Особенно ярко  вспоминается  артист из  Малого  Театра  Карнович - Валуа -  заменивший  В. Аксёнова  в его ролях!  Сейчас  таких  "героев"  на  сцене и в  кино не  видно. И сама  фактура была - одно  восхищение!  Это  был   действительно "благородный  герой"! Высокого  роста,красивый аристократической   одухотворённой  красотой... и  был таким  же в общении.
У  него  была  жена - красивая  спокойная  шатенка. Статные  уверенные  в  себе.  Красивые  люди.  Он  хорошо  играл героев  в  классических  пьесах, достойно  заменив   Всеволода  Аксёнова ( Такого же  "гиганта"  сцены! Артиста  тетра,  кино  и прекрасного  чтеца!) Кажется  мне, что это  были последние "гиганты" в классическом  репертуаре. Такого  амплуа, как  герой - романтик и герой - любовник в высоком  смысле. Благородство человеческое  постепенно исчезает,
а на  сцене всё  видно!
На первом месте  теперь "боевые  качества"! Как  говорится -
" Всё  смешалось  в  доме  Облонских"...
   
Особенно запомнился спектакль "Пер - Гюнт"!  С философским  смыслом:
"Ищущий  счастье  Человек - проходит все стадии жизненных  искушений, шибок но
в конце  жизни  постаревший, изнурённый - возвращается  к  своей  настоящей  Любви,  к  Сольвейг... Которая его всю  жизнь ждала! И  на исходе  дней - оба  понимают: что  есть истинное!  Изумительную  арию  Сольвейг  одно  время  пела    сопрано, (первая  жена   композитора  Таривердиева)  певица -  Андреева.
 
Римма  Маркова  помогала  Надежде  Александровне  по  административной  части,  когда  не  стало  В.  Аксёнова.  Как -то на незначительном  концерте  с  другой  программой и  Римма,  и  Надежда  Александровна  услышали  моё  пение. Я  там  что -то пела,  абсолютно  не  придав  значения  их  хвалебным  словам о  моём  голосе:"У вас голос,как виолончель!"  Сказала  Надежда  Александровна.
И чуть  позже  повела  меня на  празднования  руководства  Росконцерта. Что бы я  под  гитару  спела  несколько  романсов.  Я  спела  и  что тут  началось! 
Кто - то кричал:"Вот  кому  нужно  давать  Отделение"! И другие  похвалы, чему я  удивлялась.." Что такого особенного  в моём  пении?"
Я вообще тогда  СЕБЯ  НЕ  ПОНИМАЛА!
Ни  в  творческом  смысле, ни в  личных "завихрениях"! А  Римма "рявкнула" сердито: "Тебе надо  деньги  зарабатывать с  твоим  голосом! Ты что сидишь?"
Я только  улыбалась и  удивлялась.." И что они так? Что  такого в моём голосе?" Немного начала  понимать когда меня с Н. А.  позвали снова на какой -то праздник  администраторов Росконцерта  и один из  начальников - был на  костылях без ноги... Он  подозвал меня  к  себе и чуть  не  плакал. Благодарил  за  исполнение  трагического  романса:  "Нищая"... Что  когда -то пела знаменитая  цыганская  певица  Варя  Панина и  весь  зал  рыдал,  захваченный  её  умением  с душой  глубоко  исполнять романсы!  Что также драматично  исполнял  и  певец  Давыдов в  прежнее время -  заставляя  слушателей  сопереживать  и обновляться  душой!  Это и есть истинная  русская  школа  исполнения   романса  и  песни! И  отличается  от  западной  школы не  только  в  песнях  но и в игре  на  сцене!  Пример - наш  русский артист, трагик  Орленев!  И - форма!  Доминирующая в исполнении  французской  знаменитости Сарры  Бернар!

Надежда  Александровна рано ушла! В  пятьдесят  восемь  лет!Вспоминаю как мы приходили с  ней на могилу Всеволода Аксёнова на  Новодевичьем  кладбище.
К двенадцати часов ночи в  религиозный  праздник, когда  били  колокола  Новодевичьего  Монастыря.  Мы  стояли у его  могилы и  молились. Потом  молча  шшли.  Осматривая на свету  могилу Вертинского,  Алилуевой.  Я спросила:
"Когда вы сюда ночью приходите одна. Вам не  страшно?"  Надежда Александровна усмехнулась:"Не бойся  мёртвых!  Бойся  живых!"  Им пришлось  много  пережить, когда вынудили  уйти из  Малого  театра по чьим -то "наветам".
Они  были молоды, необыкновенно  красивы и талантливы!  Хорошо что  нашли  силы и  создали  новый  жанр  вместе! И новый  театр. (К сожалению, это оказалось по силам  только таким  мощным творцам!  После их ухода  из  жизни - постепенно  это дело  стало угасать.)  Надежда  Александровна  осталась одна!
Как хищники на неё  набросились  недоброжелатели  и корыстные чиновники. Перевели это дело ...в  Москонцерт !  А уж это "гиблое  место"  никак  не  подходило  к  большим свершениям в  искусстве.  Потому она и умерла  так  рано!
(Я  слышала  как  она доказывала  что - то в кабинете  чиновника сквозь рыдания!)

Москва менялась. На  эстраде - убрали  классику  этого  театра и... под гармошку стали возить какое -то время, худосочные  пьески "про колхоз"... 
Я, с помощью Утёсовых - стала всё  больше ездить  на  гастроли  с песнями а потом и  романсами. Но в душе - не  было уже того  праздника что давал этот  новый  театр и этот  Дом!  И  люди!
Но  это ещё  не  всё  чему  меня  учила сцена  и  жизнь!
Москва незаметно  начала во мне  свой  процесс  некого  "перерождения"...
Я  начала  иначе  смотреть  на  жизнь. Всё  что  было прежде в  душе  моей -  словно медленно  "уплывало"  неведомо  куда... Как  это  бывает  когда  от  берега  отходит  большой  теплоход... Вот  и  люди  стоящие  на  берегу машут  прощально  платочками... А ты  вместе  с  кораблём  удаляешься  всё  дальше...
в  неведомое  тебе  море... В  душе  твоей  уже  заработал "механизм"  некого  перерождения... Вчера  ты  был один, а  сегодня  и  завтра  всё постепенно  менялось в  твоём  сознании...Прощай  прежняя  девушка! Слишком  "хрупкая"...
Прощайте  все,  кто меня  не  понял... не  любил  по - хорошему!   И кого я  невольно  обманула  быть  может  и  шла  своей  дорогой...  Я  закрываю  глаза и не хочу видеть  и  вспоминать  тех -  кто  показал мне  самые  чёрные  стороны  этой  жизни!  Хватит ли у меня  сил  и это вспоминать?  Посмотрим...
Как Господь  укажет!