Таланты и поклонница Выпуск 18

Майя Уздина
Ольга Крупенье

http://www.proza.ru/avtor/opkopk


Вообще я редко читаю сейчас художественные тексты современников. Всё больше Бунина, Набокова, Чехова...Читаю моего друга, любимого писателя Владимира Порудоминского.   Думаю над фабулой, над каждой фразой, любуюсь её построением, незаменимостью  слов. Ваши рассказы, Ольга, читала так же.

Журналистка – это ещё не  профессионал- писатель.  А Вы -- писатель.  И никого я не могу и не хочу сравнивать, Вы обладаете своим стилем. Редко встретишь на прозе  автора такого высокого уровня художественной прозы. Ну, опытный  журналист, понятно. Но то, что Вы создаёте - много выше.  Каждый рассказ-маленький шедевр.

Продумано всё: от композиции, до каждого образа отдельно, тщательно и красочно описана обстановка, и это касается всего: дороги,  восточных городов, базаров.  Тонко передана психология  героев рассказов. Каждый  отдельный рассказ – отдельная, тщательно проработанная история.

 Как драгоценный камешек обрабатывает огранщик, создавая маленький бриллиант, так и автор работал в своих рассказах над каждой мыслью, над каждым словом и фразой, над каждым образом, над  конструкцией – композицией,  создавая рассказ. В эти рассказы вписываются многие события, случившиеся в жизни автора и её окружения. Всё замечено, продумано. Во всём свой нерв,  своё чувство.

«Домик Довлатова»- с него я начала читать Вас. Привлекло имя любимого писателя. Интересно, хотя много знакомого.   Вы не причём. Много я читала  о Сергее Довлатове. Но не знала фразы, сказанной Гейченко, которая меня рассмешила. Я поверила в неё, мог он так сказать о Сергее Довлатове: «Питался, питался, обосрал и уехал». Стоит почитать  ещё - решила я и не ошиблась.

Следующим был рассказ  «Отец». Вот тут я поняла, что открыла для себя незаурядного автора. Здесь почувствовала Ваше мастерство. Казалось бы, как легко   передать свои чувства читателю.Но эта лёгкость кажущаяся. Ты же сама прожила эти годы. Всё это случилось с тобой. Блестящее начало, аспирантура. И семья полностью одобряла тебя.

 А ты выбрала другое, поняв тягу к этому другому. Никто не поддержал тебя. Особенно обидно, что мать не поддержала. Любимая присказка матери: « Порядочные люди идут в учителя, медики, инженеры. А кто не хочет зарабатывать на жизнь честным трудом, становится журналистом и писателем.  Все журналисты и писатели – пьяницы».

Дочь росла с матерью без отца. Росла тяжело. Но всё в прошлом. После смерти матери, разбирая старые бумаги умершей, она узнаёт многое, что заставляет её глубоко задуматься, узнаёт она и тайну  своего появления. Может, жив её отец, да не знает он ни о ней, ни о судьбе её матери. И решает она посмотреть на отца, на его семью.

 Обстоятельства  складываются таким образом, что должна она поехать в район, расположенный почти рядом с местом проживания неизвестного отца. Пройти пешком, по случаю отсутствия автобуса, надо ей  двенадцать километров. Иду я с ней под палящим солнцем и плачу. И её чувства передаются мне.

«Недоброе чувство заворочалось в груди. В первую очередь, конечно, к отцу, которому никогда, за сорок с лишним лет, не пришло в голову узнать, что сталось с его ребенком. Здоров ли? Нуждается в помощи? Что сталось с женщиной, которая доверилась тебе и которую ты обманул? Да и знает ли он вообще, что у него родилась дочь?»
«Не пропали мы без тебя. Ни мама, ни я, твоя дочь. И внуки твои уже выросли и выучились, обзавелись детьми и семьями», - думала Нонна, шагая по проселочной дороге и перекладывая сумку из одной потной руки в другую.

Хорошо бы, конечно, чтобы отец был жив. Она покажет ему свои книги и журнал, может быть, даже оставит. И обязательно предложит деньги. Почему-то Нонне казалось, что этим она унизит его и свою родню сильнее всего. А потом она уйдет.

Но вот добирается она до места. И повод хороший есть пройти в дом. Дом должны сдать на лето. Сидит она в саду, разговаривает со своей сводной сестрой, которая  ни о чём не знает и в это время вводят парализованного старика, отца.

Ну и кому всё доказывать? Да и один ли он виноват в том товарищеском суде, где  народ сладострастно обсуждал их отношения с матерью? Время было жестокое.

Но есть и другая тайна, открытая Нонной после смерти матери. В папке, любовно подписанной «Нонна»,  мать собирала все материалы, напечатанные Нонной, все отзывы о её выступлениях. На стихотворении, написанном к дню 8 марта, рукой матери написано: «Спасибо, дочка». Перебирает бумажки Нонна, а я  вместе с ней думаю. Как же случается в нашей жизни - два самых близких человека отгораживаются друг от друга? Почему? Кому это нужно?  И как всегда- неожиданная концовка. «Вечером Нонна заказала в номер гостиницы коньяк и в одиночку с собою напилась.

«Мама была права, - бормотала Нонна, - все журналисты и писатели - пьяницы. Мама всегда была права. Да, права».

Хорошие и такие разные рассказы.Отдельные фразы  воспринимаются как литературный образец. Всё так органично - и ирония, и самоирония, и философская глубокая мысль. Вы обладаете художественным воображением. Оживают под Вашими словами восточный рынок, многокрасочный и шумный, красота просыпающегося  Самарканда, «Вдова Клико» в бочонке из несостоявшегося романа, старая газета, рассказывающая о товарищеском суде в давние годы. Иллюстратору Ваших будущих книг будет легко работать с Вашим материалом. Слова и фразы рождают живописные картины.

Очень меня увлек рассказ «Хочется немного счастья». Думаю, этот рассказ важный в творчестве автора. Рассказ о  её любви. Единственной, незабываемой любви. Начиная с момента знакомства, продолжавшийся  долгие годы. Всё, что связано с любимым человеком, не может забыться. И впервые увиденный  Самарканд,и восточный базар, и сам  Александр Ильич - опытный учёный, помогающий молодой журналистке понять самое важное в её профессии.
 «- Если ты можешь выкинуть слово из текста, значит, его здесь быть не должно, это — мусор, - говорил он. - А если ты убрала или переставила одно единственное слово, и при этом рассыпалась вся конструкция, нарушилась логика, значит, оно было на своем месте.

Он задал мне высочайшую планку и требовал, чтоб я ее брала.

- Если что-то делать, то только лучше всех, иначе и браться не стоит, - поучал он меня. - Неужели ты хочешь быть одной из тысяч журналистов  надо только первой!»

Хорошо Вы усвоили уроки  Александра Ильича, Ольга. Впрочем, в рассказе Вас зовут Зоя.
Не хочу подробно останавливаться на  замечательной композиции, читатель прочтёт её,  не отрываясь. Меня порадовала рецензия Юрия Фукса. А его рецензия  означает для меня ЗНАК КАЧЕСТВА.

Юрий Фукс   04.07. Рецензия на «Хочется немного счастья» (Ольга Крупенье)

Ольга, какой же Вы написали прекрасный и совершенный рассказ - с мягкими переливами настроения,
с переплетением времён, психологически точный и глубокий!

Всё - включая утренний Самарканд - как бы колышется в нежном розово-голубом мареве предрассвета,
всё в полутонах и неизбывной грусти об ускользнувшем безвозвратно времени...

И совершенно отрезвляющий реалистичный финал.

Прочитал с восторгом! Высший мастер-класс!

Всего Вам сАмого доброго!

С уважением

Юрий Фукс   04.07.2015 15:51   •

Представляя Ольгу Крупенье,  дорогие читатели,  прошу Вас, не обойдите вниманием её рассказы.
Уверяю Вас, Вы получите настоящее удовольствие!

Дополнение: В Москве вручили национальную литературную премию «Писатель года — 2013». В номинации «Романтика» лучшей стала Ольга Крупенье, заместитель главного редактора газеты «Няръяна вындер». Рассказ «Последняя ночь» неожиданно для автора оказался победным. "