9е Ава-скорбь евреев. Пособие для любопытных

Валерий Заикин
                Девятое Ава – день скорби евреев. Пособие для любопытных.


  Каждое утро я начинаю с того, что передвигаю на календаре флажок на новую дату, и вспоминаю все, что с ней связано в моей жизни. Многое зашифровано в календаре: рождения, смерти, праздники, знаменательные события, пережитые, и в далекие уже годы, и в недавние… Порою, даты накладывают на новый день  характер моего поведения, особенно, если это связано со сложившимися веками обычаями, народными традициями, которые я привык уважать.
  Настенный календарь у меня на иврите, это естественно, вот уже 23 года я живу в Израиле. Страна, богата иудейскими традициями, определяющими жизнь всего государства, хотя далеко не все его граждане – евреи, и далеко не все евреи следуют религиозным законам, порою, даже мешающим их светскому образу жизни…
  Поэтому, в календаре даты обозначены привычными нам арабскими цифрами,
которыми пользуется,- я не ошибусь, если скажу, -весь мир, они соответствуют европейскому летоисчислению.
  Но под ними даты древнееврейского (лунного) календаря, принятого в иудаизме, они обозначены буквенными  цифрами древнееврейского алфавита: «алеф» – это единица, «бет» - двойка, и так далее, по определенному закону числосложения.  Этот календарь не совпадает с европейским, сегодня 30 июля 2020 года, а для иудеев - 9 Ава 5780 года.
  Месяц АВ далеко не радостный для еврейского народа, особенно, сегодняшнее число ЮД, что означает «девять». При слове «Девятое Ава», лицо правоверного еврея сереет, как, наверное, сереет лицо ньюйоркца, при упоминании одиннадцатого сентября 2001 года, дня трагического разрушения башен-близнецов Всемирного торгового центра.  Сравнение очень, и очень приблизительное, масштабы событий несоразмерны!
 Я имею в виду события в истории еврейского народа, происходившие девятого Ава.
  Хотя число в календаре  окрашено зеленым цветом, но скорее, ему подошел, бы, кровавый цвет! Все самые большие катастрофы у евреев происходили именно в этот день!

   Впервые я встретил название месяца Ав на страницах исторического романа Лиона Фейхтвангера «Иудейская война». На книжной полке моего отца стояло многотомное собрание сочинений этого автора, изданное в московском издательстве « Художественная литература» в 1965 году. По молодости моих лет, оно не привлекло моего внимания, и вскоре разошлось по рукам друзей и знакомых.
 Но, по странному стечению обстоятельств, седьмой том этого издания , в котором публиковалась «Иудейская война», вернулся ко мне в первые же дни моего приезда в Израиль, в то время, когда у меня проснулся живой интерес к истории страны, в которой предстояло жить. Так я узнал, как 9го ава был сожжен римским императором Титом второй Храм на горе Мория  в Иерусалиме после многомесячной его осады, вызвавшей ярость императора стойкостью его защитников. Это случилось в 70 году н.э. А ранее, в 586м году до.н.э. вавилонским царем Навуходоносором в такой же день, 9го Ава, был до основания разрушен великолепный Храм, построенный еще Соломоном. С тех времен евреи оплакивают свою святыню, и 9е Ава – траурный день, сопровождающийся глубоким постом!
Знакомясь с историей Израиля, я узнал, сколь немало бед принесло иудеям  9е Ава  в предыдущие века!,  В этот день в 1290м году евреи были изгнаны из Англии. В турпоездке по Испании, в Толедо я услышал печальный рассказ гида о великой катастрофе евреев, завершивших свой Золотой испанский век  именно в этот день! По наущению Великого Инквизитора Фомы Торквемады королева Изабелла и король Фердинанд, издали указ о высылке двухсоттысячной общины испанских евреев из страны(1492 год),  издевательски назначив последним днем пребывания евреев в стране – 9е Ава! Уход евреев из Испании сопровождался неисчислимыми жертвами и грабежом беженцев. Можно и менее масштабные, но не менее трагичные события перечислять и перечислять.
  Скорбью и печалью встречают этот день правоверные евреи. Из окон синагог, окружающих наш дом слышатся стенания и плачевные напевы молитв сидящих на полу прихожан, вспоминающих страдания предков и потерю Храма.  В Израиле существует большая группа ортодоксов, настаивающих, что нет и не будет государства без строительства  Третьего Храма!
 Но на Храмовой горе сияет золотой купол Омара, исламской святыни,  а сама гора остается и, похоже, на век останется вечным яблоком раздора между мусульманами и иудеями! 
  И вот это, действительно, печально!
                *                *                *