Человечество в поисках кайфа

Наталья Дали
С древних времён и до наших дней. С незапамятных времён человек стремился к удовольствию. В зависимости от своего внутреннего содержания люди избирали для себя разнообразные способы для достижения наслаждения.Моё исследование поможет вам совершить увлекательное путешествие во времени, чтобы узнать какими же путями люди достигали своего вожделенного желания – кайфа.

У истоков

Зороастризм – самая древняя религия откровения, которая возникла в азиатских степях более 3500 тысяч лет назад. Своё название она получила по имени основателя религии – пророка Заратуштры, известного древним грекам под именем Зороастр. Учение Заратуштры сложилось на основе индоевропейских и индоиранских (арийских) мифов той эпохи, когда на территорию нынешнего Ирана пришли через Среднюю Азию и Закавказье и расселились здесь (2 тыс. до н.э.) некоторые из иранских племён -- одной из ветвей индоиранского/арийского народа (их самоназвание arya ‘арии' легло в основу имени страны Иран -- aryanam ‘страна ариев').

Став государственной религией трёх великих Иранских империй, зороастризм, просуществовал с 6 века до н.э. по 7 в н.э. Считается, что предки индийцев-индоариев и иранцев в те давние времена составляли один народ, называемый протоиндоиранцы. Этот народ – ветвь индоевропейской семьи, который жил в южнорусских степях и к востоку от Волги. Возникшие в более позднее время доктрины основных мировых религий иудаизма, христианства, ислама, буддизма немало почерпнули из учения зороастризма. Священное писание зороастризма известно как Авеста, а язык, на котором написаны писания, называют авестийским, в связи с тем, что он известен только лишь по Авесте. Древнейшие гимны в "Авесте" -- гаты приписываются самому Заратуштре. Зороастризму был придан статус официальной религии, был провозглашён культ авестийских текстов, что потребовало кодификации языка "Авесты".

Многие священные тексты в последствии были утрачены – время и гонения на религию взяли своё. Но, несмотря на это и сейчас существуют приверженцы зороастризма, разбросанные по всему миру. Распавшись на небольшие общины, ныне они, преимущественно проживают в Иране и Индии, ревностно исполняя древний культ. Священные объекты почитания – огонь и вода. Именно поклонение им интересно касательно темы нашего исследования.

Издревле обожествление верующими той или иной стихии несёт за собой обязанность жертвоприношений. Что же зороастрийцы приносили в жертву избранным ими стихиям? Основу ежедневных приношений богослужений составляли приношения огню и воде трёх элементов. Для огня – чистые дрова, благовония и животный жир. Для воды эти возлияния символизировали царства животных и растений, вскормленные водой. Как указывает известный исследователь зороастризма Мери Бойс, автор книги «Зороастрийцы. Верования и обычаи» ритуальные приношения воде, совершаемые в конце богослужения, «готовили из молока, веток одного растения и из сока, получаемого после того, как стебли другого растения были истолчены. Растение, которое толкли, называлось по-древнеиндийски сома, а по-авестийски хаома, что буквально значит «то, что выжимают». Неясно, какое растение первоначально употребляли протоиндоиранцы, но вполне возможно, что это могли быть разновидности эфедры (как хом – «эфедра», «хвойник», используемый зороастрийцами в настоящее время)» . Слово сома (родственное русскому сок) – буквально «выжимаемое». Что касается эфедры (хвойника), то некоторые её разновидности богаты алкалоидом эфедрином, который применяется в качестве стимулянта, допинга. «Древние иранцы приписывали этому растению ценные свойства» . Ещё бы!

«Они считали, что его сок возбуждает, бодрит и вливает силы. Воины, отведав его, сразу же преисполняются боевым духом, поэты вдохновением, а жрецы – особой восприимчивостью к внушениям божества. Главную часть ритуала богослужения составляет толчение растения в каменной ступе и приготовление из него приношения для вод. Так возникло представление о «зеленоглазом» боге Хаоме, божественном священнослужителе, к которому обращались и как к целителю, защитнику скота, и как к божеству, которое дает силу сражающимся воинам, предотвращает засуху и голод. Как божественный священнослужитель, Хаома получал свою долю от каждого жертвоприношения» .

Древние иранцы верили, что боги удовлетворяются ароматом жертвоприношения и довольствуются самим намерением приносящего жертву посвятить её божеству. Если судить по зороастрийским писаниям боги создали мир в семь приёмов и естественно, что жрецы, находясь в изменённом состоянии сознания под властью «зеленоглазого Хаомы» создали яркую картину происхождения мира. Картина была такова – «… сначала (боги) сотворили небеса из камня, твёрдые, как огромная круглая скорлупа. В нижнюю часть этой скорлупы они поместили воду. Затем они создали землю, покоящуюся, словно большое плоское блюдо на воде. Затем в центре земли они поставили три одушевлённых творения в виде одного растения, одного животного («Единожды созданного быка») и одного человека (по имени Гайо-марэтан – букв. «Смертная жизнь»). Наконец, они разожгли огонь, как видимый, так и невидимый, в качестве жизненной силы, наполняющей живые творения. Солнце, как часть огня, неподвижно сияло наверху, словно постоянно сиял полдень, так как мир оставался неподвижным и неизменным, как при создании. Тогда боги совершили тройное жертвоприношение: они истолкли растение, убили быка и человека. После этого благотворного жертвоприношения появилось много растений, быков и людей. Так был приведён в движение мировой цикл с его жизнью и смертью, за которой следует новая жизнь. Эти природные процессы рассматривались как бесконечные, поэтому жрецы представляли себе, что каждый день они вместе с растениями и животными совершают первоначальное жертвоприношение для того, чтобы обеспечить миру продолжение его существования. Благодаря этим ежедневным ритуалам священнослужители сознательно освящали, благословляли и укрепляли каждое из семи творений, и все они были представлены в обряде: в священном участке, на котором совершалось богослужение, вода и огонь – в сосудах, стоящих перед священнослужителем, небесная твердь – в кремневом ноже и каменном пестике ступки, растения – в пучке прутьев барэсман и в Хаоме, животные – в жертвенном животном (или же в животных продуктах – молоке и масле). Наконец, сам человек присутствовал в совершающем обряд жреце, который становился, таким образом, соучастником действий богов, выполняя свой долг по поддержанию мира в состоянии устойчивости и чистоты. Для молитв и богослужений у верующих, времён язычества изначально предназначались три времени дня: восход, полдень и закат. Дневные часы были разделены на две поры: утреннюю Хавани – букв. «относящийся к выжиманию Хаомы», предназначенную для приготовления сока (хаому полагалось готовить утром) и находящуюся под покровительством Митры. Второй же поре выделили послеобеденное время, покровителем которого стал собрат Митры – ахура Апам-Напат. Ночной период был посвящён душам умерших (фраваши) и назван Аивисрутра. По свидетельствам исследователей древних верований Зороастр выделил в сутках ещё две поры с требованием молиться пять раз в день. Один из новых периодов назывался Рапитва и начинался в полдень – в тот самый миг, в который время стояло на одном месте в момент творения так, как это повторится снова во время Фрашо-кэрэти. Летом, во время господства благих сил новый период был посвящён Рапитвине – духу полудня. Зимой же, когда господствовали злые демоны, считалось, что Рапитвина удаляется под землю, где своим теплом лелеет корни растений и источники вод. В это время года посвящённый ему период считался Вторым Хавани, который так же как и утренний, отводили Митре,. Таким образом, Зороастр ввёл помимо утреннего ещё и полуденный Хавани. Что интересно, ни в одном источнике по зороастризму не был обнаружен срок жизни жрецов древней религии, чтобы иметь возможность судить о влиянии столь частого употребления «священного сока Хавани». По всей видимости, срок этот был недолог…


Шалфей предсказателей

Один на тысячу

Мистическое растение с множеством названий, Salvia divinorum (что в дословном переводе с латыни означает «шалфей предсказателей» или «шалфей прорицателей») — важнейший из более чем тысячи различных представителей рода шалфеев.

Шалфеи давно известны человеку и используются в самых различных областях — от кулинарии (Salvia splendens) до народной медицины (Salvia officinalis). Однако шалфей предсказателей (для простоты называемый просто «сальвия») стоит несколько особняком. Причин тому несколько: сравнительно позднее открытие его ученым миром (первая половина 20 века) и некоторые аспекты его применения — все это привело к мистификации и широкой популяризации растения в настоящее время.

Привилегированное положение сальвии даже у себя на родине подчеркивается тем, что сам факт его существования усиленно скрывался от европейцев хитрыми индейцами племени масатек, проживающими в горах Сьерра Мадре, что в мексиканском штате Оахака. Мировая неизвестность сальвии длилась вплоть до 1939 года, когда антрополог из Швеции Йонсон поведал общественности об этом удивительном растении. Каким образом ему удалось получить от несговорчивых аборигенов знание об их шаманском цветке — кто его знает, но в этом можно узреть руку Провидения.

Однако образцов растения он с собой не привез, и о новом виде шалфея на некоторое время как бы позабыли. Но на самом деле поиски не прекращались в течение последующей четверти века. А открытие сальвии для науки произошло следующим образом.

Два ученых-исследователя — химик Альберт Хоффман (отец LSD; ему недавно исполнилось 100 лет и он жив до сих пор) и этнобиолог Гордон Вассон — отправились в экспедицию в горы Мексики, чтобы отыскать и изучить само растение. Их путешествие состоялось в 1962 году, и результате им первыми удалось добыть образец этой новой сальвии, который уже можно было изучать в лабораторных условиях. Ботаническую характеристику ему дали Карл Эплинг и Карлос Д. Хатива. Химическим составом занимался сам Хоффман, а позднее и другие ученые. Но, что самое интересное, индейцы так до конца и не открыли тайны происхождения растения. Ученым не удалось обнаружить дикорастущую сальвию самостоятельно, как тщательно они ни искали. Все, чего они смогли добиться от местных жителей — аккуратно срезанные ветви цветущего шалфея. Откуда они брались — так и осталось загадкой для двух естествоиспытателей.

Шалфей из рода шалфеев

Присмотримся повнимательнее к нашему шалфею предсказателей. Salvia divinorum — растение семейства яснотковых, многолетнее, однодомное. В связи с последним пунктом связаны некоторые непонятности в определении происхождения растения. Было выдвинуто предположение, что сальвия является описанным у ацтеков «самым благородным маленьким принцем». Но затем было подмечено, что те же ацтеки, весьма щепетильные и предельно четкие в отношении всяческой растительности, описывали своего «принца» как двудомное растение, в то время как Salvia divinorum — однодомное.

При хорошей погоде, обилии воды и умеренном, заботливом солнце сальвия может вырастать до двух с половиной метров в высоту, что неудивительно для тропического растения. Листья, имеющие яркий, насыщенный зеленый цвет, аккуратны по форме и бывают самого разного размера. Венчают куст сальвии небольшие цветы — трогательные, нежного белого цвета.

Главное, чем прославился Salvia divinorum — это не долгие его поиски и не привлекательный внешний вид, сражающий наповал влюбленное женское сердце (вполне обычная на внешний вид травка). Нет, наша сальвия знаменита кое-чем другим. Чем же? Давайте снова немного обратимся к истории.

Дело в том, что у ученых, добывавших сальвию по всей Мексике, были сведения, что шаманы (они же врачеватели) племени масатек активно использовали это волшебное растение для своих медитативных и лечебных практик. Они изготавливали настой, отжимая сок растения из перетертых листьев и смешивая его с водой. Затем они пили приготовленную смесь и погружались, таким образом, в состояние транса, которое помогало им, по их единодушному мнению, уходить в мир духов. Кроме этого шалфей прорицателей служил для облегчения участи умирающих больных и стариков и смягчал их переход в мир иной.

В ходе исследования химического анализа содержащихся в растении веществ, проведенном в 1982 году Альфредо Ортега, был выделен неизвестный доселе психоактивный компонент — сальвинорин-А. Именно он и оказался главным проводником в область Неведомого для индейских шаманов.

Эффект от приема сальвии описывают по-разному, сложно найти два одинаковых отзыва. Такая неоднозначность объясняется и количеством используемого препарата, и способом его приема, и состоянием человека в момент его употребления. Шалфей предсказателей может вызывать разные виды галлюцинаций (многообразные иные вселенные), продолжительный смех, кажущийся посторонним беспричинным, нарушение пространственной ориентации, чувство потери личности, собственного Я, ощущение «прозрения», «слияния со всем миром» и так далее.

Шалфей и закон

До сих пор во многих странах мира (в том числе и в России) ни Salvia divinorum, ни сальвинорин-А не запрещены законодательно, так что многие «исследователи сознания» используют этот вид шалфея в качестве абсолютно легального заменителя других галлюциногенов, не опасаясь уголовного преследования. У нас в стране бум на шалфей предсказателей начался совсем недавно (2005—2006 гг.) и не угасает до сих пор. Подтверждение тому — огромное количество интернет-сайтов, предлагающих купить как уже выделенный экстракт растения для курения, так и саженцы для самостоятельного выращивания сальвии в домашних условиях.

На этих же сайтах говориться о том, что сальвия безвредна, не вызывает ни физической, ни психологической зависимости. Но забывают добавить самое важное — «пока не считается» и «не считается официально». Поэтому считаем своим долгом поостеречь любопытных от попыток употребления сальвии — хотя бы до того момента, когда будут выяснены с исчерпывающей полнотой все последствия от ее применения. Тем более что 95 процентов «психонавтов» отказываются от повторного употребления сальвии — слишком силен галлюциногенный эффект, причем при полном отсутствии эйфории.

ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО – МЕСТЬ

Одни стремились получить кайф, найдя себя в религиозных культах, другие искали его в любви, а иные находили удовольствие в мести. И в этом случае человек вновь обращался к растительному царству, вернее к той его части, которая умела убивать. В этой главе речь пойдёт о смертельных свойствах растений и печальных фактах, которые они оставили в истории.

Убивающая красота
«Сказочные убийцы». Именно так их иногда называют. Цветы, которые несут в себе исцеление от множества болезней, и, как говорили древние, «исцеление от главного из недугов — жизни». Скромные, потупившие очи-бутоны, они растут себе на клумбе, радуя наш взор. Такие знакомые с детства, почти родные. Но… многие из них имеют тайные имена, под которыми и вошли в историю. В историю великих отравлений.

Цветок вечной печали

Дельфиниум или живокость, может стать украшением любой клумбы. Но он еще и источник сильнейшего яда, сравнимого по силе с кураре — ядом, в который обмакивали свои стрелы индейцы. По легенде, дельфиниум вырос из тела убитого при взятии Трои Аякса, вобрав в себя его мощь и безумие. Свое название этот цветок получил в честь дельфина — животного, посвященного Аполлону (почки, входящие в соцветие, напоминают спину выпрыгивающего из моря дельфина). Но Аполлон несет не только свет — смерть от руки этого златокудрого бога, не гнушавшегося насылать на селения моровые язвы, может быть ужасной. Вот и дельфиниум, красующийся пышными кистями ярких цветов, содержит в себе алкалоиды, которые при токсических дозах способны вызвать паралич органов дыхания и остановку сердца. Наибольшая концентрация алколоидов отмечается в листьях в период вызревания семян и в корневище на начальном этапе вегетации. И хотя древние греки не подозревали о темных силах, таящихся в красавце-дельфиниуме, они почитали его как цветок печали.

Ужель та самая цикута?

Это растение на вид так невинно: белые цветочки, собранные в идиллические зонтики. Красноватый прямой стебель и корневище с нежным запахом сухофруктов (или моркови) имеют сладковатый вкус. Но горе тому, кто лично почувствовал эту сладость! Расплата за любопытство последует уже через четверть часа. У несчастного начнется сильная боль в животе, слюнотечение, рвота и понос, далее — судороги, которые могут привести к остановке дыхания и сердца.
К сожалению, корневище веха ядовитого нередко путают с репой или морковью, а само растение — с дягилем и дудником. Впрочем, его можно распознать, надломив корневище — оно полое, а внутри разделено на заполненные светло-желтым соком камеры. В этом соке содержится цикутотоксин — сильнодействующий яд. Ядовиты и другие части растения.
В народе вех ядовитый называют изгоном, собачьим дягилем, крикуном, бешеницей. Не менее страшное название дал этому растению и Карл Линней — Cicuta virosa. Сок цикуты отнял жизнь у легендарного философа Сократа. Но, как у каждого обвиняемого, у веха ядовитого должны быть адвокаты. И ими стали ученые, которые доказали, что вех ядовитый, скорее всего, не причастен к смерти Сократа — не те симптомы отравления, да и то растение, что мы называем цикутой сейчас, в Греции тех времен не встречалось.

Прирожденный убийца
Но что же тогда подразумевали под цикутой древние? Какое растение имел в виду Диоген Лаэртский, когда восклицал:
Пей у Зевса в чертоге, Сократ! Ты назван от бога
Мудрым, а мудрость сама разве не истинный бог?
Ты смертоносную принял цикуту от судей афинских —
Но не тебе, а себе смерть обрели они в ней!

Так что же убило Сократа? Большинство ученых склоняется к мысли, что палачом философа выступил болиголов крапчатый. Это растение в Греции росло повсеместно, а симптомы, которые возникают при отравлении болиголовом, весьма напоминают то, что чувствовал перед смертью Сократ. Оказавшись в желудке человека, сок (или отвар) болиголова вызывает тошноту, часто — рвоту и понос. Происходит потеря чувствительности и постепенный паралич, начинающийся с ног. Затем наступает остановка дыхания, приводящая к летальному исходу. Болиголову требуется всего два часа, чтобы расправиться со своей жертвой. Недаром он выполнял в Древней Греции роль официального палача.
Это травянистое растение, нередко достигающее 1 м в высоту. Мелкие белые цветочки, сложены в соцветия-зонтики, высокий стебель покрыт красноватыми пятнами. Молодое растение иногда принимают за съедобную зелень, а корень болиголова путают с пастернаком, петрушкой или хреном. Главное отличие болиголова — неприятный (мышиный) запах, которое издает растение.
Содержащийся в болиголове алкалоид конин быстро всасывается в кровь, чем объясняется столь стремительное действие яда, и оказывает подавляющее влияние на нервную систему, благодаря чему дарует практически безболезненную смерть. Расставаясь с жизнью, Сократ в шутку просил принести в жертву Асклепию петуха. Таким образом он признавал гуманность подобной смерти и освобождал бога врачевания от ответственности. Какое отношение имеет Асклепий к болиголову? Все просто: с давних пор за болиголовом закрепилась слава не только отъявленного убийцы, но и мощного целителя, одного из любимых Асклепием растений. Лучшие врачи, чьи имена стали нарицательными (Гиппократ, Авиценна) признавали за болиголовом сильные целительские способности, в числе которых — лечение раковых заболеваний.
Как и многие растения, болиголов стал символом добра и зла, и только от человека зависит, чью сторону он примет, воспользовавшись силой, которую ему подарила сама природа.
Таковы многие растения, простодушно подставляющие свои нежные лепестки солнцу, копя внутри смертельный яд.

Цветы зла
Пышные маки — символы теории убивающей красоты. Образ макового поля, уснуть на котором, как считали наши предки, все равно, что подписать себе смертный приговор, кочует из одного народного предания в другое. Став великим спасением человечества от скорби, мак породил еще большую скорбь. Млечный сок, получаемый при надрезе зеленой «коробочки» с маковыми семенами, и есть то самый опион (от греческого «opion»), опий или опиум, ставший причиной смерти (физической или моральной) миллионов людей во всем мире. Опий — это гремучая смесь алколоидов — кодеин, морфин, папаверин (всего 20). Передозировка опиатами ведет к смерти.
В начале XX века литературные круги Франции были потрясены последней «шуткой» поэта Жака Ваше. Твердо решив свести счеты с жизнью, этот последователь модного в те времена литературного течения «дадаизм», принял превышенную дозу опия. Жестокость последнего шага Ваше заключалась в том, что точно такой же дозой он угостил зашедших к нему приятелей, не предупредив тех, что сказочный сон, увидеть который они мечтали, окажется для них смертельным.

Наперстянка пурпурная — красивое, достаточно крупное растение (его высота достигает 150 см) с эффектными кремовыми, белыми, розовыми или оттенка кармина — цветами. Наперстянка — королева клумбы и… детективных романов. Пожалуй, чаще всего название этого растения мелькает в произведениях самого читаемого автора детективов — Агаты Кристи. В ее рассказе «Мертвая трава» наперстянка стала причиной смерти молодой девушки и недомогания других героев. Сорванное вместе с шалфеем, это растение было перемешано с луком, а полученной смесью нафарширована утка. Впрочем, справедливости ради, стоит заметить, что героиня рассказа погибает не столько от того, что проглотила несколько листочков наперстянки, сколько от того, что убийца добавил в ее порцию чистый дигиталис (компонент сока наперстянки). И, тем не менее, наперстянка — ядовитое растение, сок которого оказывает замедляющее действие на работу сердца, вызывает рвоту, судороги, может привести к смерти.

Роковая красавица

Это растение носит романтическое название «белладонна» (в переводе с итальянского — «красивая женщина»), на Руси же именуется «красавкой». Белладонна — высокое растение с крупными листьями яйцевидной формы и достаточно большими пурпурными или коричневато-фиолетовыми цветами-колокольчиками. Ближе к осени на растении появляется блестящая иссиня-черная ягода, весьма аппетитная на вид, прозванная, однако, в народе «бешеной вишней». Ядовитыми считаются все части растения — в них содержатся такие алколоиды как атропин, скополамин, гиосциламин. Но чаще всего виновником отравления становится именно плод красавки — дети соблазняются красивыми блестящими ягодами и съедают их. Расширение зрачков — первый признак отравления белладонной (в давние времена сок этого растения модницы закапывали в глаза — считалось, что это придает взгляду томность и страстность). Если в случае отравления белладонной не принять меры, у пострадавшего может произойти остановка дыхания.

Царь-трава

Это высокое растение, украшенное кистями темно-синих цветков, своей величавостью напоминает царственных особ. Впрочем, по своей ядовитости аконит (а речь идет именно о нем) тоже может считаться царем растений. Древние германцы, сравнивающие его цветки со шлемом Тора, вымачивали в соке аконита оружие — перед тем как идти на охоту или же вступить в схватку с недругом.
По легенде, этот цветок родился из слюны трехглавого Цербера — стража подземного царства Аида, впитав в себя всю злобу этого мифического чудовища. Да и свое название аконит получил по имени города Аконе, где, согласно представлениям древних, находился вход в Царство Мертвых.
Растение содержит смертельный яд — аконитин. Ядовиты все части растения, особенно же клубни, которые нередко принимают за сельдерей.
Отравление аконитином характеризуется чувствам горечи и сухости во рту, иногда наблюдается тошнота и рвота, происходит расстройство дыхания. Смерть наступает от паралича дыхания или сердца.

Шутка богини Флоры
В сомнительной компании душегубцев оказался и безвременник осенний, содержащий ядовитое вещество колхицин. Что же касается белены черной, все части которой содержат скополамин и гиосциламин, то поклонники Шекспира прекрасно помнят, что ее соком был отравлен отец Гамлета.
Дурной славой «опасного» растения пользуются и морозник, и прострел открытый (легендарная сон-трава) и множество других растений, заподозрить которых в коварстве, на первый взгляд, просто невозможно!
Но так уж повелось, что самые ядовитые растения еще и обладают ценнейшими способностями природного лекаря. В этом и заключалась величайшая шутка богини Флоры, поровну наделившей растения и цветы умением лечить и убивать. И только тот, кто знает меру, кто уважает и стремится понять философию природы, способен обойти расставленные капканы и обратить силу растений на благо. Неучи же, пытаясь найти спасение в зеленой аптеке, нередко получают обратный результат, печальный и поучительный.

Яды вчера и сегодня
Эллада
В то время как в долинах великих рек создавались и гибли могущественные державы, Балканский полуостров и некоторые острова Эгейского моря заселялись арийскими племенными группами эолян, дорян, ионян и ахеян, впоследствии назвавших себя эллинами.
Архаический (крито-микенский) период складывался под сильным влиянием Востока, главным образом Египта и Финикии. Мифические сказания о жизни и подвигах воинов-героев и вмешательстве богов и богинь в их судьбу отражали миропонимание древних эллинов (греками их позже назвали римляне); сложились они на рубеже II и I тысячелетий до н.э. («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония» Гесиода, «Аргонавтика» Аполлония Родосского). Племенные группы создавали отдельные города-государства и ревностно защищали их независимость. В историческое время на передний край выдвигаются два племени: суровое и воинственное племя дорян со своим центром в Спарте и более склонные к духовной культуре ионяне с центром в Афинах. С IX по VIII в. до н.э. возникают колонии, создаваемые выходцами из отдельных городов-государств на всех островах Эгейского моря, на западном побережье Малой Азии, па берегах Черного моря и на Апеннинском полуострове. Политическое управление древнейших самодержцев-базилевсов сменялось олигархией, тиранией*, в некоторых городах преобладала демократия. Отдельные полисы вырабатывали свою «политию» и ревниво ее соблюдали, а временные союзы носили непрочный характер, что приводило к частым столкновениям. Таким образом, Греция как единое государство не выступает, объединяет ее только единство расы, общность языка и культуры и обособленность от прочих народов, которых греки считают «варварами».
* Греческое слово «тиран» обозначало правителя, взявшего власть силой, а не законным путем. Жестокость и несправедливость с этим словом не связаны.
В IX–VIII вв. до н.э. греки заимствовали алфавитное письмо от финикийцев. Ранняя греческая наука зародилась на рубеже VII и VI вв. до н.э. в приморских городах Малоазийской Ионии. Возникновение наук связано с общим духовным скачком, который пережила Греция в это время и который справедливо именуют «греческим чудом». Греческие ученые рано обратились к физико-космологическим направлениям в науке и наряду с этим развивали прикладные, практические знания. Медицина заимствовала многое от египтян, но элементы магии и знахарства не играли столь большой роли, как это было на Востоке. Покровителем медицины считался мифический врач Асклепий, сын Аполлона, ученик кентавра Хирона; Асклепию были посвящены многие храмы в Элладе. Уже в «Илиаде» отражены наиболее ранние сведения медицинского характера, свидетельствующие об определенном уровне анатомических знаний и применении лекарственных трав.
С древнейших времен сбор и заготовку лекарственных растений производили лица, которых называли «ризотомы» (корнекопатели, корнерезы). Продажа лекарственных растений находилась в руках фармакополов, обладавших значительным запасом эмпирических знаний. В VI–V вв. до н.э. существовало уже несколько медицинских школ. Наибольшей славой пользовалась косская школа, основателем которой был Гиппократ (около 460...370 гг. до н.э.). Известно сочинение под названием «Свод Гиппократа», однако нужно думать, что только некоторые разделы были составлены им самим. Учение Гиппократа рационально, лишено знахарства, многие положения вполне современны. Большое значение придано нравственным обязанностям врача перед больным, что нашло отражение в так называемой «клятве Гиппократа», дожившей до наших дней. Хотя продажа ядовитых растений не была запрещена законом, примечательно, что «клятва Гиппократа» содержит следующие слова: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобных замыслов».
В области фармакологии и токсикологии греки накопили обширные сведения. Одним из первых ботаников древности был Феофраст (372...287 гг. до н.э.), живший в Афинах. Друг и преемник Аристотеля, Феофраст возглавил философскую школу перипатетиков после его смерти. В сочинении «Исследование о растениях» в девяти книгах последняя книга посвящена лекарственным и ядовитым растениям, их происхождению, сбору и способам применения.
Греческие мифы неоднократно обращаются к ядам. Геката – повелительница теней в подземном мире, богиня призраков и ночных кошмаров, знаток ядовитых средств; Медея – героиня знаменитого сказания об аргонавтах – колдунья и жестокая отравительница. «Травы Медеи» (аконит) воспевают греческие и римские поэты:
Знай: пока есть на земле и булат, и отравы, и пламя,
Мести лихой ни один враг не избегнет моей.
(Овидий «Послания героинь, или Героиды»)
Aconitum napelles (капюшон монаха, борец), многолетняя трава семейства лютиковых, имеет цветок в форме шлема. Известно около 300 видов этого растения, все они ядовиты, хотя использовались в средние века в арабской и персидской медицине. В настоящее время применяется только в гомеопатии. Ядовитый алкалоид содержится главным образом в клубнях в виде соединения с органическими кислотами (C34H47NO17). Аконитин возбуждает, а затем парализует выработку химических передатчиков (медиаторов) в нервных узлах (ганглиях) вегетативной нервной системы. Смерть наступает от прямого действия яда на дыхательный центр.
Феофраст пишет, что «яд из него (аконита) составляют определенным способом, который известен не всем. Поэтому врачи, не знающие этого состава, и дают аконит как содействующее пищеварению, а также в других случаях. Если его выпить с вином и медом, то вкус его совершенно неощутим. Яд из него составляют с расчетом на то, чтобы он подействовал в положенный срок: через два, три, шесть месяцев, через год, иногда через два года. Очень тяжело умирают люди, чахнущие от него в течение долгого времени; самая лёгкая смерть от него мгновенная. Растений, которые бы служили противоядием от него, какие, мы слышали, есть от других ядов, не найдены... Покупать его недозволено, и за такую покупку карают смертью». Нужно, однако, добавить, что нет уверенности, что сказанное относится именно к тому растению, о котором идет речь, так как описание его не совпадает с описаниями, сделанными Диоскоридом и другими более поздними авторами. Вполне возможно, что этот яд стал для античности символом всякого яда.
Растение получило свое наименование у греков или от названия города Акон, связанного с именем Геракла, или от слова «акон», что значит «ядовитый сок». Вызываемое ядом сильное слюноотделение, по преданию, также связано с мифом о Геракле, который в борьбе со стражем Аида – трехголовым псом Цербером привел его в такое бешенство, что пес стал испускать слюну, из которой и вырос ядовитый аконит. Аконит – наиболее ядовитый растительный яд – был знаком многим народам Востока. В Индии и Гималаях произрастает разновидность растения, называемая «бич». Этот вид (Aconitum ferox) содержит близкий к аконитину алкалоид псевдоаконитин C36H49NO12, отличающийся, однако, еще большей ядовитостью. Заготовки корня в Индии происходят осенью и сопровождаются рядом мистических церемоний, а при высушивании и измельчении корня принимают меры предосторожности, боясь его ядовитого действия. Корень сохраняют в бамбуковых трубочках и в таком виде продают. Распространен был напиток «нехваи», получавшийся при брожении разваренного риса, к которому иногда добавляли корень аконита, что неоднократно приводило к отравлениям. Некогда в казахстанских степях (СССР) аконитом не только отравляли, но и обрекали жертву на медленную, неминуемую гибель. Даже лошадей соперников в состязаниях устраняли при помощи ядовитого корешка (П. Массагетов). А.П. Чехов встречался с жертвами этого яда на Сахалине.
История не сохранила истоков обычая использования яда для наказания преступников. Однако уже в историческое время эллины имели «государственный яд», называемый ими цикутой, который приобрел горькую славу, будучи причиной смерти многих прославленных мужей в Греции. О смертоносной цикуте пишут в римское время Плиний, Тацит, Сенека: «Цикута, яд, страшный при потреблении, использовали в Афинах,чтобы убивать преступников» (Плиний Ст.); «Это яд, которым убивали преступников в Афинах» (Тацит); «Яд, которым умерщвляются осужденные уголовным судом афиняне» (Сенека). Афины, как и другие полисы, не сразу дошли до народовластия, но реформы Солона (594 г. до н.э.), правление и законы Перикла (около 490...429 гг. до н.э.) укрепили в Афинах демократическое управление, которое нужно понимать как наличие определенных правовых норм всех свободных граждан полиса.
Conium maculatum – болиголов пятнистый, омег пятнистый, или цикута (название, сохранившееся с древнейших времен), – относится к семейству зонтичных, все части его ядовиты. Ядовитым началом является алкалоид кониин (C8H17N). Минимальная смертельная доза для человека не выяснена, но она, безусловно, составляет всего несколько миллиграммов. Кониин – яд, вызывающий паралич окончаний двигательных нервов, по-видимому мало затрагивающий полушария головного мозга. Судороги, вызываемые ядом, приводят к удушью.
Феофраст дает подробное описание способа изготовления яда из стеблей растения и отсылает своих читателей к врачу Фрасию, который «нашел, говорят, такое средство, которое делает смерть легкой и безболезненной. Он брал сок болиголова, мака и других таких же трав и приготовлял крохотные пилюли, весом около драхмы... Противоядия от этого средства нет вовсе». Плиний Старший, автор «Естественной истории», живший в эпоху, когда самоубийство считалось достойным выходом, среди прочих ядовитых растений описал и действие цикуты. При этом он подчеркивает, что природа сжалилась над человеком и послала ему различные яды для безболезненной смерти. Вполне возможно, что древние называли цикутой вех ядовитый – Cicuta virosa, – содержащий ядовитый алкалоид цикутотоксин.
После выделения из растения алкалоида были сделаны попытки использовать его как лекарство; действие яда изучалось на животных, но лекарственного значения алкалоид не получил. Уже в XIX в. в Венской фармакологической школе широко проводились автоэксперименты, позволяющие проанализировать действие ядовитых веществ на человека. В этих опытах участвовали врачи или студенты-медики. Историческая слава цикуты вызывала к ее яду особый интерес. Опыты на себе поставили несколько студентов, принимавших внутрь разовые дозы кониина от 0,003 до 0,008 г. Они выявили местное раздражающее действие на слизистые, резко выраженную мышечную слабость, которая при малейшем мышечном напряжении приводила к болезненным судорогам. Отравление сопровождалось головной болью, головокружением, расстройством со стороны желудочно-кишечного тракта, сонливостью, помрачением сознания.
Век Перикла» это расцвет афинской демократии и вместе с тем гегемония Афин в греческом мире: их обогащение, широкая торговая деятельность, предпринимательство, успехи искусства и литературы. Политические и экономические условия приводят к тому, что философы от вопросов космологии начинают обращаться к человеку: его инициативе, предпринимательской деятельности, знаниям. Любой афинский гражданин может выступить в народном собрании, но он должен хорошо и ясно высказать свое мнение. Нужны теперь новые навыки: логическое, последовательное изложение, нужно красноречие. Учителями этих современных требований выступают философы-софисты, платные учителя логического красноречия, мало интересующиеся вопросами морали. Вот на этом фоне увлечения софистикой появляется Сократ, о котором пойдет наш дальнейший рассказ. О Сократе потом скажет Сенека: «Цикута сделала Сократа великим... он выпил сок цикуты как способ стать бессмертным».
Сократ, вместе с некоторыми софистами, впервые обратился в философии к проблеме человека и, в частности, к проблеме разума. Это было ново. Его стремление анализировать обычные человеческие поступки и понятия вызывали у многих его современников неприязнь, а порою даже испуг. Сократ излагал свои взгляды устно, ведя разговоры на улицах, площадях, в общественных и частных местах. Жизнь его прошла в беседах, но манера бесед как по стилю и содержанию, так и по своей цели резко отличалась от внешней напыщенности софистических риторов. Эти беседы-полемики, часто иронические, обычно ставили собеседника в тупик, так как они задевали его самомнение. Аристократы считали Сократа развязным простолюдином, а демократы видели в нем своего разоблачителя.
Философия Сократа сводилась к пониманию добродетельной жизни, достигаемой умеренностью, воздержанием, разумными потребностями. Прямо или косвенно осуждались или высмеивались честолюбие, стремление к богатству, роскоши, подчинению человека своим страстям, чувствам, прихотям. Эти беседы сделали Сократа уже при жизни популярнейшей фигурой не только в Афинах, но и во всей Элладе. Сократ ничего не писал. О его взглядах, разговорах, привычках можно судить по записям его друзей и учеников, по диалогам Платона и по воспоминаниям Ксенофонта.
Большое волнение в февральские дни 399 г. до н.э. вызвало в афинском обществе сообщение, что молодой, малозначимый писатель Мелет подал жалобу на семидесятилетнего философа, требуя его смерти. Текст обвинения следующий: «Это обвинение составил и, подтвердив присягой, подал Мелет, сын Мелета из дема Питтос, против Сократа, сына Софроникса из дема Алопеки: Сократ повинен в отрицании богов, признанных городом, и во введении новых божественных существ; повинен он и в совращении молодежи. Предлагается смертная казнь».
Свыше 500 судей приняло участие в процессе. Триста человек против двухсот пятидесяти приговорили Сократа к смерти. Что же произошло? Власти, считавшие себя демократическими, не выдержали добродушной иронии Сократа, и ему был вынесен смертный приговор – такой, какого до сих пор еще никогда не произносили в Афинах в случаях отвлеченных идейных несогласий. Сократ не хотел просить о помиловании или смягчении наказания. Он сказал своим судьям: «...не жизнь, а хорошая жизнь является для смертного наибольшим благом». По ряду соображений его казнь была отложена на 30 дней. Его уговаривали бежать, но он оставался в заключении и продолжал беседовать со своими друзьями, рассуждая о жизни и смерти.
Платон познакомился с Сократом, когда Сократу было уже 60 лет, и Сократ навсегда остался для него идеалом человека и философа: в сочинениях Платона Сократ выступает как действующее лицо. Смерть Сократа описал Платон, хотя он не присутствовал во время последней с ним беседы, так как был болен (Платон «Федон»).
Когда Сократ увидел тюремного служителя, то спросил его: ну, милый друг, что я должен делать с этим кубком? Тот ответил: ты должен только испить его, затем ходить взад и вперед до тех пор, пока у тебя отяжелеют бедра, а потом лечь, и тогда яд будет продолжать свое действие... Сократ очень бодро и без злобы опорожнил кубок. Он ходил взад и вперед, а когда заметил, что бедра отяжелели, то лег прямо на спину, как велел ему тюремный служитель. Затем этот последний стал дотрагиваться до него время от времени и исследовать его стопы и бедра... После этого служитель сильно сжал ему стопу и спросил, чувствует ли он что-либо при этом. Сократ ответил: нет. Служитель надавил сначала на колено, затем надавливал все выше и показал нам, что тело становится холодным и оцепенелым. После этого он прикоснулся к нему еще раз и сказал, что как только действие яда дойдет до сердца, то наступит смерть. Когда живот уже сделался совершенно холодным, Сократ раскрылся (он лежал прикрытый) и сказал: мы должны Асклепию принести в жертву петуха, сделайте это немедленно, – это были последние его слова. Будет исполнено, ответил Критон, но подумай, не имеешь ли еще чего-нибудь нам сказать. Но Сократ ничего не ответил, вскоре после этого тело его вздрогнуло. Когда служитель раскрыл его, то глаза были уже неподвижны. Увидя это, Критон закрыл ему рот и глаза.
Жертвоприношение петуха Асклепию, богу врачевания, обычно полагалось за выздоровление. Имел ли в виду Сократ выздоровление своей души и освобождение ее от бренного тела? Или это была обычная его ирония?
Вернемся несколько назад: когда Александр ушел в азиатский поход, правителем Македонии оставлен был Антипатр, один из полководцев Филиппа. Антипатр был враждебен афинскому оратору Демосфену, так как Демосфен еще во время мира всячески настраивал греческие города против Филиппа и против их подчинения Македонии, порицая все действия Филиппа и любой его шаг используя для того, чтобы восстанавливать греков против македонского царя. Разъезжая по Греции, он произносил зажигательные речи против Филиппа (знаменитые «филиппики»), чем навлек на себя ненависть македонян. Когда весть о неожиданной смерти Филиппа стала известна Демосфену, он с радостью сообщил об этом Народному собранию, не рассчитывая, что молодой наследник пойдет по стопам отца. Теперь Александра не было, но наступил час расплаты: Антипатр требовал от афинян выдачи Демосфена, и, когда стали поступать сведения, что македонское войско движется на Афины, Демосфен бежал на Калаврию (остров у северо-восточного берега Пелопоннеса) и искал защиты у алтаря Посейдона*. Посланники македонян стали уговаривать Демосфена выйти из храма и поехать к наместнику Македонии, который, дескать, не сделает ему ничего дурного. Когда уговоры перешли в угрозы, Демосфен сказал, что хочет написать несколько слов своим близким. Он удалился в глубь храма и взял палочку для письма, в которой был спрятан яд (цикута). Делая вид, что он пишет и раздумывает, Демосфен медленно пожевывал палочку. Когда он почувствовал, что яд оказывает свое действие, он завернулся в тогу, подошел к алтарю и, сказав несколько слов, упал. Существуют и другие рассказы о его смерти: говорили, что Демосфен хранил яд в пустом кольце и носил это кольцо как браслет. Демосфен умер в 322 г. до н.э. и был похоронен в ограде храма. Прах его позже перенесли в Афины, которым он был так предан. Афинский народ поставил в честь Демосфена медную статую, на пьедестале которой была сделана известная надпись: «Если бы мощь, Демосфен, ты имел такую, как разум, власть бы в Элладе не смог взять македонский Арей» (Плутарх «Демосфен»).
* Находящийся под защитой бога в его храме считался в Элладе неприкосновенным и не должен был подвергаться обиде.
Противники и поборники Македонской династии равно не избегли гибели, которую им принесла цикута. Расскажем еще о Фокионе. Сорок пять раз выбирали его афиняне стратегом за его рассудительность и справедливость. Фокион не заискивал ни перед царями, ни перед народом. В свое время, когда молодой Александр только вступил на престол, при встрече с ним Фокион советовал ему положить конец войне в Элладе и «возложить ее на плечи варваров, если он стремится к славе». Тем не менее вспыльчивый Александр настолько ценил Фокиона, что выслушивал его всегда доброжелательно. Когда Демосфен осыпал бранью Александра, Фокион увещевал оратора известными словами из «Одиссеи»: «О злополучный! Зачем раздражаешь ты грозного мужа?».
После смерти Александра снова кипят политические страсти, и афиняне под влиянием антимакедонских настроений приговаривают Фокиона к смерти. В тюрьме, когда уже терли цикуту, кто-то из друзей спросил Фокиона, что он хочет передать своему сыну. «Я хочу ему сказать, – ответил Фокион, – чтобы он не держал злобы против афинян» (Плутарх «Фокион»).


Помимо религиозных культов всевозможные природные стимуляторы с более или менее сильным действием на организм человека люди издревле применяли и в делах любви. Это второе после религии спасение от одиночества. Таким допингом стали афродизиаки.
Наши далекие предки были уверены: для человека нет ничего невозможного. Если только знать, где искать помощь в осуществлении этих возможностей. Ответ прост: нужно лишь оглянуться вокруг, и матушка-природа подскажет пути к воплощению самых смелых желаний. Да-да, речь идет о растительных афродизиаках — травах и цветах, содержащих вещества, возбуждающие и усиливающие сексуальную активность.
Само слово «афродизиак» было образовано от греческого «любовный» (aphrodisiacos), а значит, параллели с богиней любви Афродитой более чем очевидны. Начать с того, что сама первая красавица Олимпа всегда окружала себя зеленью, цветами, которые современные ученые с полным правом относят к афродизиакам — мирт, маки. Вспомним, хотя бы, картину первого явления Афродиты — перед глазами восхищенных богов из набежавшей на берег волны появилась юная красавица, морская пена на груди которой превратилась в благоухающие розы. Собственно, розы — это также афродизиаки. Недаром розовыми лепестками впоследствии усыпали ложа новобрачных, а обитательницы гаремов умащивали тело розовым маслом, чтобы привлечь внимание своего возлюбленного султана.

Давным-давно…
Хотя свое название афродизиаки получили у вездесущих греков, сами они и их воздействие на человеческий организм были известны задолго до рождения легенды о златокудрой Афродите. Археологи подтверждают, что еще первобытные люди знали и умели пользоваться силой растений. Шумеры, жители Древнего Египта и Месопотамии тоже владели искусством извлекать из самого сердца растений ту потаенную природную мощь, что делает человека равным богу. Нередко афродизиаки использовались в ходе таинственных ритуалов, в ходе которых жрецы и жрицы принимали снадобья, многократно обострявшие их чувственность и попутно вызывающие галлюцинации, следствием чего становились легенды о любви смертных и богов.
К примеру, в древние времена коренные жители Америки в процессе оправления обрядов использовали дурман, пейот и, конечно же, печально известное в наши дни растение коку (из ее листьев производят кокаин). Помимо воздействия на психику, эти растения вызывают еще и сильнейшее выделение гормонов. Вот только передозировка такими афродизиаками была чревата печальными последствиями: нередко «боги забирали с собой» особо отличившихся в любовных сражениях. Неудивительно, что обряды, в ходе которых использовались сильно действующие афродизиаки, впоследствии оказались поставлены в один ряд с ритуалом кровавого жертвоприношения и осуждены.
Оглядываясь назад, понимаешь: это в наши дни слово «афродизиак», сказанное по отношению к тому или иному растению, служит ему рекламой. Вспомним, хотя бы, аннотацию, приложенную к популярным духам или ароматическому маслу, которым приписывают чудодейственные, едва ли не магические, приворотные способности, поскольку в их состав входят экстракты растений-афродизиаков! А для наших предков, с принятием христианства, слово «афродизиак» стало синонимом слова «грех», как относящееся к плотской стороне жизни. По всей Европе пылали на кострах «колдуны» и «колдуньи», замеченные (или заподозренные) в приготовлении приворотных зелий, в состав которых обязательно входили афродизиаки. То, что считалось таким естественным у жителей античного мира, в средние века считалось мерзостью, идущей от прихоти самого дьявола.
Но ошибочно думать, что европейцы окончательно вычеркнули «маленьких помощников Афродиты» из своей жизни. Их продолжали использовать по назначению, придумав этому применению вполне невинное объяснение. К примеру, фаворитка Людовика XV легендарная маркиза Помпадур регулярно пила черный кофе с сельдереем и заставляла своего повара обильно приправлять все блюда грецкими орехами и, опять же, сельдереем (все — афродизиаки). Это, якобы, позволяло улучшить цвет лица и нормализовать пищеварение. Но, как поговаривали злые языки, настоящая причина крылась в том, что маркиза, обладая от природы весьма вялым темпераментом, пыталась всеми силами удержать при себе венценосного поклонника. Что ей с успехом и удалось.
Наши предки прекрасно знали о том, что растения могут лечить, убивать и… соблазнять. Эта способность «детей Флоры» широко использовалась знахарями, которые составляли рецепты приворотных зелий, и… поэтами. Да-да, авторы средневековых баллад, воспевавшие подвиги рыцарей «без страха и упрека», очень часто объясняли слабости своих героев воздействием «любовных напитков». Вспомним, к примеру, историю благородного Тристана, который полюбил Изольду, жену своего дяди, короля Марка. В легенде такой неблаговидный с точки зрения средневековой морали поступок объяснялся тем, что не властны были сердца Тристана и Изольды противиться великой страсти, охватившей их, ведь им довелось испить «любовного напитка». Таким образом, мы находим и в литературе свидетельства о присутствии в жизни наших предков афродизиаков. А древний мудрец назвал растения-афродизиаки искрами, воспламеняющими костер страсти. Не правда ли красиво?
В Индии говорят: «Страсть имеет вкус и запах». Для кого-то это манящий, затягивающий точно зыбучие пески аромат ветивера, для кого-то — свежий как дыхание самой весны вкус шалфея на губах любимой.
Если в христианском мире ценителям утонченных удовольствий приходилось проявлять чудеса изобретательности, чтобы не попасться на заметку святой инквизиции или досужим сплетникам, то в странах, проповедовавших, к примеру, ислам, мы встречаем иной взгляд на рассматриваемую проблему. Здесь использование афродизиаков не прикрывалось стремлением добиться лечебного, общеукрепляющего эффекта. Широко применялись специи, которые возбуждают не только аппетит, разжигающие чувственность фрукты и овощи. А чего стоят ароматические масла, благоухающие томными розами, многозначительными гардениями или знойной страстью жасмина?! Не говоря уже про особые отношения мусульман с наркотическими веществами, которые, помимо прочего, выполняли функции афродизиаков!
В наши дни подобные экстремальные пути пробуждения и усиления чувственности также актуальны.
Какую женщину мужчина считает самой сексуальной? Ту, которой ему удалось продемонстрировать максимальные возможности в сексе! Поэтому, если женщина хочет оказаться в жизни мужчины самой-самой-самой, она должна позаботиться о сексуальных стимуляторах. Существует в науке и в литературе понятие афродизиака (от греч. aphrodisiacos - любовный), то есть вещества, стимулирующего сексуальное влечение и половую активность. К афродизиакам относятся чаще всего различные средства растительного и животного происхождения. С древнейших времен люди предаются любовным утехам, и издавна пытаются найти различные универсальные средства, дабы усилить, улучшить, продлить. В мифах, легендах и сказаниях упоминалась живая и мертвая вода, а также чудодейственные средства, способные якобы превратить глубокого старца в красивого юношу, почувствовать себя вновь молодым, здоровым, полным сил, активной потенции и способности к сексу. Мужчины молились богу, обладающему огромным "мужским достоинством", знахари предлагали им вещества, усиливающие половое влечение - афродизиаки. Но важно было поверить, что порошок из рога носорога, корень мандрагоры, блюда из яичек животных непременно возымеют чудесное действие. Бытовало мнение, что возбуждающим эффектом обладают устрицы. Объяснение было вполне "научным": устрицы относятся к гермафродитам, то есть двуполым существам, следовательно, несут двойной заряд сексуальной энергии. Лишил устриц почетного звания афродизиака другой упорный слух: поедание моллюсков вызывает нетрадиционную половую ориентацию. На самом деле никаких оснований подозревать в этом устриц нет. Еда как еда. Древние снадобья, дававшие неугасаемую любовную энергию, часто имели наркотические свойства. На Востоке в качестве возбуждающего средства традиционно курили опиум. В Центральной Америке в ритуальных оргиях активно использовали галлюциногенные кактусы и грибы. В Европе очень почитали грибы-трюфели, способствующие "воспламенению потухшего огня". Именно поэтому они были непременным компонентом диет секс-легенд - Казановы и Людовика XIV.
Мускатный орех, перец, гвоздика, шафран, имбирь, розмарин, - как и многие другие ароматические приправы и специи "располагают к сладострастию" и возбуждают любовный аппетит; ваниль, кофе и какао - тонизируют. Мед, оливковое масло, орехи (миндаль, арахис, грецкие, фисташки, кокосы), лук, чеснок, финики, бананы - вот далеко не полный перечень традиционных и совсем не мистических мужских "энергоносителей". Да, мы совсем забыли о корне женьшеня. Он - король среди растительных афродизиаков, не теряющий своей славы уже 4 тыс. лет. Свойствами, близкими к женьшеню, обладают аралия, лимонник, элеутерококк. Настойки этих биологически активных растений сегодня можно купить в аптеке. В Камеруне в отсутствие женьшеня, много веков пользовались корой дерева йохимбе, усиливающей половое влечение и вызывающей эрекцию. Сегодня экстракт йохимбе используется в составе многих биологически активных добавок (например, йохимбина). "Бобровую струю" и мускус кабарги считают одними из самых сильных афродизиаков. Масса, выделяемая мускусными железами этих животных, считается сильным возбудителем и давно применяется в виде мазей, пилюль и порошков. Препараты эти не дешевы: 1 кг мускуса кабарги (его, кстати, используют еще и парфюмеры) стоит до 60 тыс. долларов. Уже давно замечено, что у народов, традиционно питающихся рыбой, мужчины гораздо активнее в сексуальном плане, а сексуальная жизнь их дольше, чему у любителей мяса? Особенно полезны рыбные молоки и икра, - продукты, богатые незаменимыми аминокислотами и фосфором. Не нуждаются в дополнительной рекламе креветки, крабы, морские моллюски, кальмары. По преданию, Юлий Цезарь любил виноградных улиток, вызывающих сильнейшее сексуальное влечение. Арабские шейхи перед любовными марафонами ели жаренные в масле яйца (попросту яичницу). На Алтае местные жители, чтобы придать себе силы, использовали панты пятнистого оленя - марала. Сегодня препараты пантокрин и пантогран можно купить в обычной аптеке. Прекрасным афродизиаком является этиловый спирт в малых количествах. Увы, при передозировке он делает мужчину совершенно "недееспособным". Но бокал хорошего сухого вина или рюмка десертного ликера часто оказывается незаменимым средством, чтобы снять стресс и заставить мужчину заметить, что кроме работы, деловых встреч и переговоров рядом есть женщина, которая все еще хочет любви. Коренные жители Тайваня и Малайзии, чтобы усилить желание, употребляют кровь только что убитой змеи и порошок из высушенной кожи ящериц. В Африке до сих пор в ходу "чудодейственный" порошок из рога бедного носорога. Жук-скарабей считался у древних египтян символом вечной жизни. Соответственно настои из этого священного насекомого принимали как мистический любовный напиток. В Европе пальму первенства среди афродизиаков много веков удерживала шпанская мушка, тельце и крылья которой содержат кантаридин (вещество, раздражающее мочевой канал и вызывающее возбуждение). Во времена Великой французской революции шпанская мушка была неотъемлемым компонентом любовных конфет, лепешечек и напитков. Многие возбуждающие снадобья, изготавливаемые в древние времена, содержали яды. А посему последствия бурных ночей любви часто были печальны. Чтобы предотвратить массовые отравления, в Древнем Риме даже появился закон, запрещающий продажу любовных зелий. Однако афродизиаки живы и сегодня. Стоит только заглянуть в секс-шоп... Тут и кремы, и капли, и порошки, и тоники. Но их передозировка может быть опасна. Современной фармацевтической промышленностью афродизиаки выпускаются в виде мазей, жидкостей, спреев и порошков. По основному компоненту их можно условно разделить на три основные группы. Первая группа препаратов содержит, как основное активное вещество кантаридин. Кантаридин - химическое соединение, содержащееся в организме жучков-нарывников. Это очень сильное вещество (пожалуй, из всех афродизиаков самое сильное), поэтому использовать его можно только в микродозах. Он вызывает механическую эрекцию и жжение в области слизистой оболочки половых органов. Лучше без рекомендаций врача не использовать этот афродизиак. Вторая группа содержит уже знакомый отечественному потребителю йохимбин - препарат, получаемый из коры дерева. Он расширяет сосуды и улучшает кровоснабжение половых органов. Йохимбин повышает сексуальную чувствительность и координацию движений. К третьей группе относятся самые безобидные препараты, их даже трудно назвать афродизиаками. Скорее это просто тонизирующие препараты, улучшающие общее состояние организма. Побочным эффектом является снижение кровяного давления, поэтому людям с пониженным давлением нужно применять йохимбин очень и очень осторожно. В их состав, как правило, входят витамины, экстракты женьшеня, элеутерококка, кола-реха. Они немного повышают давление (внимание гипертоникам!), ускоряют обменные процессы. Происходит стимуляция организма, повышается интерес к жизни, в частности, к ее сексуальной стороне.

Афродизиаки мифы и факты.

Информация об афродизиаках настолько обширна и разнообразна, что практически невозможно отделить зерна от плевел - а мифы, соответственно, от реальности. Но мы, не претендуя на владение истиной в последней инстанции, все же попробуем: ведь, несмотря ни на что, люди по-прежнему продолжают экспериментировать в этой области, в попытках улучшить свою сексуальную жизнь и сделать ее более яркой. На протяжении многих веков люди со всех концов света пробовали различные виды пищи, напитков и всякой химии в надежде, что хоть что-нибудь возымеет желанный волшебный эффект.
От внимания древних экспериментаторов не ускользнуло, например, сходство некоторых растений с мужскими или женскими половыми органами - вспомним хотя бы корень мандрагоры. Да и сегодня нередко можно услышать мнение, будто в постели очень способствует корень петрушки; с другой стороны, со временем было утеряно существенное дополнение к этому совету, а именно - каким образом его, этот корень, лучше всего привязывать...
Соответствующего эффекта издревле пытались добиться употребляя в пищу половые органы различных животных - например яички быка, которые и по сей день предлагают отведать в латиноамериканских странах. А иногда афродизиастические свойства и вовсе приписывались совершенно невообразимым субстанциям, вроде порошка из рога носорога, цена на который доходила по этому поводу до астрономических сумм и провоцировала геноцид ни в чем не повинных зверьков. Кстати, способность благотворно влиять на произведение потомства приписывалась любым рогам, вследствие чего незавидная участь носорогов постигала также оленей, быков и прочий разноразмерный рогатый скот. Отсюда же, пройдя совершенно немыслимые преобразования, рога стали считаться символом измены, украшающим, совершенно непонятно почему, голову потерпевшего.

Впрочем, все вышесказанное не означает, что настоящих, действующих афродизиаков на свете нет. Просто за ними не обязательно так далеко ходить, а еще - в большинстве своем они также имеют, помимо желаемых и искомых, отрицательные побочные эффекты, мешающие их использовать. По исследованию американской комиссии по пище и лекарственным препаратам, ни один из известных в наше время афродизиаков не обладает заявленными свойствами и не обходится без последствий. А некоторые из них были недвусмысленно признаны опасными для здоровья. Так, наиболее известным из действенных афродизиаков считается насекомое "Lytta vesicatoria", известное в просторечье как «шпанская мушка». Тельце и крылья ее содержат соединение под названием кантаридин, которое засоряет кровяные пути в области половых органов, создавая ощущение тепла и возбуждения. Естественно, подобное воздействие вызывает устойчивую эрекцию у мужчин и недвусмысленные ощущения у женщин. Однако продолжительное применение подобного препарата может привести мужчин к постоянной эрекции, приапизму (что, говорят, очень и очень болезненно), а женщин - к набуханию половых органов, вызывающему довольно неприятные ощущения, вплоть до неспособности сидеть. Так что, покупая бутылочку «чудесного средства», лучше удостовериться в том, что вы точно знаете, из чего оно состоит и к каким может привести последствиям.
Иногда в качестве афродизиака пытаются использовать алкоголь или наркотические вещества: будь то марихуана, амфетамины или что-то другое. Естественно, при отключении центров самоконтроля в голове люди могут вытворять абсолютно дикие вещи, а определенные амфетамины в соединении с другими веществами, свободно продаваемыми в аптеке (только не спрашивайте точный рецепт!) могут превратить любую женщину в совершенно дикое, желающее только секса существо. Однако подобные эксперименты, во-первых, ассоциируются с провалами в памяти, а во-вторых - большинство судей обязательно признают спаивание кого-либо подобной смесью самым настоящим изнасилованием.
Кстати, с подобной практики начинал свою карьеру сексуального хулигана небезызвестный маркиз Де Сад. Сегодня он известен нам в основном по своим литературным произведениям, однако прижизненным репрессиям он подвергся не за них, а за способы сбора материала для плодотворного творчества... Маркиз устраивал званые приемы, балы и прочие великосветские развлечения, на которых подсыпал приглашенным гостям в пищу кое-что из обсуждавшихся ранее средств, а именно - широко распространенную в те времена шпанскую мушку. В результате, когда гости как следует наедались, Де Саду предоставлялась возможность созерцать разразившуюся безумную оргию, подкармливая тем самым свою прихотливую музу... Когда же правда о том, что происходит в гостях у великосветского хулигана, вышла наружу, маркиз был изолирован от общества в средневековом аналоге психбольницы, где и написал свои произведения, принесшие ему вековую славу.

А ныне... "Племя младое, незнакомое", к чему стремится?

Стремление человека получать удовольствие старо, как мир. Пожалуй, эта страсть и есть самая непознаваемая и разнообразная в человеческом сознании. Поделись своим опытом и узнай много такого, чего ты, возможно, и не знал.
Потому интересно развить эту тему. Так сказать, пустить её в народ...Это интересно тем, что помимо признанных авторитетов обычные люди тоже находят в чём то кайф для себя. Но вся сложность в том, что обычные люди стесняются об этом говорить. Особенно когда и говорить не о чем. У обычных людей - обычный кайф. Если, конечно, их тупое времяпрепровождение можно назвать кайфом.Но хотелось бы собрать людей, у которых интересы идут дальше пьянок и дешёвой наркоты, которую они, кстати, и принимать толком не умеют. Взять те же 60-е с их громким призывом "Секс, наркотики, рок-н-ролл". Да, ребята эти порой злоупотребляли. Но они, сжигая себя, создали Такие нетленки! А ныне... "Племя младое, незнакомое" к чему стремится?