Столетний блог. Окончание

Екатерина Кун
В 1912 году в Вятке было немое кино. Шла картина Сервантеса "Камо грядеши",в теплое время кино было открыто и двери никогда не закрывались. Билетов не требовалось, скамеек не было и зрители стояли.Проучилась я год(ей 17 лет) и надо было ехать домой, а у меня 3 руб.долгу. Хожу расстроенная, как расплатиться? Упала и порвала единственную юбку.Наложила громадную зарплату из другого материала и так ходила на экзамен.Три рубля долга меня очень беспокоили и мне посоветовали сдать бархатную жакетку в ломбард. Получила деньги и расплатилась с долгами. Еще осталось на билет на пароход.Нужно было ехать до Яранска на лошади 140 верст или идти пешком.Денег на лошадь не было. Хожу на пароходе и спрашиваю, кто едет в Яранск?Один человек говорит, что едет в Яранск и меня подвезет. Лошади у него казенные, он был на съезде по внешкольному образованию. От Яранска 40 верст я прошла до дома пешком.Летом ушла с отцом на заработки за 80 верст- косили и жали.
Заработала 5 рублей и мне хватило на дорогу до Вятки.На втором курсе я пошла на операцию. Увидала на живом человеке кровь и убежала. На следующий день попала на рынок, увидала мясные туши и не стала есть мясо. Была вегатерианкой с 1913 года по 1941 год.Дежурила в больнице и встретила человека, который довез меня до Яранска.Говорит, что жена его заболела и остается в больнице. Мое дежурство кончилось и он проводил меня до квартиры и посмотрел на мое житьё.Через месяц получаю от него письмо, где он предлагает написать заявление в Земскую управу, чтобы дали работу библиотекаря. И еще через месяц я получаю назначение с описанием места работы, предоставляется квартира, отопление,освещение и 25 рублей зарплаты, вложен документ на проезд от Вятки по железной дороге и на лошадях.С января 1914 года (ей 18) я уже работала библиотекарем.Когда я написала заявление в Земскую управу, то домой в деревню приходил урядник и проверял мою благонадежность. Это мне сообщили из дома..


Когда я приехала в библиотеку, все стены были увешаны иконами, брат хозяина был монах. Надо было иконы убрать и я сказала хозяину, что нужно повесить карту военных действий. Читателей у меня было много, крестьяне приезжали в воскресенье в церковь и шли в библиотеку узнать, что делается на фронте. В Земскую управу на меня поступил донос, что библиотекарша отвращает православных от церкви. Приехал в библиотеку исправник и урядник. Исправник посмотрел на меня и сказал уряднику, что он не нужен.Урядник ушел, а исправник положил на моё плечо руку и говорит:"Я тебя знаю,когда ты училась, моя дочка была у вас классной дамой и ты у нас бывала.В раппорте напишу все хорошо, а книжечки припрячь".Летом был съезд библиотекарей, за работу меня похвалили.Во время перерыва я пошла на улицу и со мной пошел заведующий внешкольным образованием. Он сделал мне предложение, чтобы с ним жить:"Смотрю на тебя,какие бы от тебя хорошие дети были, я люблю детей, а жена не может их иметь".-"Василий Петрович, я Вас очень люблю (это была моя первая любовь), но расстраивать вашу жизнь не буду. Вскоре он ушел на фронт и погиб.За книгами я ездила в Земскую управу, там был книжный склад, а заведовал им бывший школьный учитель, которого уволили из школы за свободное воспитание.Однажды он приехал ко мне в библиотеку и сделал мне предложение.Я говорю, что живу работой и замуж не собираюсь. Говорит:"А если разочаруешься в работе?" и заплакал. Мне стало его жаль и я дала согласие.(Так поженились мой дед Устюжанин Павел Семенович и бабушка Куликова Евдокия Михайловна, шел 1915 год.)И жили мы прекрасно до 1920 года. Муж получил назначение в Ярославскую область работать заведующим внешкольным образованием, а я работала библиотекарем. Читателей было очень много, была самодеятельность, муж организовывал спектакли. Молодые читатели были артистами.В 1916 году в конце декабря у меня родилась дочка. Мужа дома не было, акушерка понесла ребенка крестить в церковь, а креста не было.В губернию пошел донос от церкви,что библиотекарь лишила креста при крещении ребенка. В это время революция и все кончилось благополучно. В 1919 году родилась вторая дочка (моя мама).Муж нянчится с детьми, мечтает когда они подрастут, будут учиться. Я плачу и прошу его замолчать. Спрашивает - почему?Отвечаю, что когда я думаю о жизни, то девочки со мной, а тебя нет.Мужа арестовали в апреле 1920 года. Меня уволили с работы и выселили из квартиры. Четыре человека остались на улице, была еще младшая сестра.Одна крестьянка нас приютила и мы жили у нее неделю. Потом приходит читатель и говорит, что на хуторе освободилась хата и её можно занять.Я сделала кирпичи для русской печи, вставила стекла и переселилась в эту хату. Была у меня швейная машинка, шила крестьянам брюки, полушубки и подшивала валенки. Дочки мои всегда имели молоко.

Бабушка в Москве с утюгом и двумя дочерьми. (Часть дневника опускаю по личным причинам)." Я заехала к В.Г.Черткову (друг и единомышленник Л.Н.Толстого) и жила у них целую неделю. Они устроили меня в коммуну!В коммуне хозяйство было большое: много коров, лошадей и земли. А сахара и сливочного масла не было. Молоко продавали деревенской женщине и она возила в Москву. Во время Пасхи она не пришла за молоком, пошла к ней и вижу на столе торт лежит и разные сладости. Говорю коммунарам, что нужно молоко возить в санаторий "Высокие горы". Коммунары - молодежь отвечают, что не будут.Тогда я сама стала возить молоко. Брала два бидона на плечо и бидон в руки,и шла 3 километра до ст."Перловка". Лошадей мне не давали. У меня была язва 12-перстной кишки. Идешь, схватит приступ, полегчает и опять двигаешься. Дойдешь до станции, едешь до Москвы, а там опять пешком до Курского вокзала, где был санаторий. Возила молоко месяц и получила 50 рублей. Тут коммунары купили обуви, сахару и стали возить молоко в Москву на лошадях. А я попала в больницу. Стали делать операцию, наступила клиническая смерть и язву мне не удалили. Не выходя из больницы, заболела брюшным тифом и проболела 4,5 месяца. Когда я лежала в больнице, знакомая учительница забрала моих дочек к себе. Врач хирург лечил меня при брюшном тифе, язва зарубцевалась.В больнице мне делали уколы камфары, а после уколов были абсцессы и мне делали операции.(Предположительно, камфару делали для поддержания сердечной деятельности, но препарат был некачественный, прим.Е.К). Жена хирурга готовила мне питание, а коммунары каждый день ко мне приезжали и привозили молоко.

С 1925 года я работала в коммуне. Доила 7 коров, кормила,убирала навоз,носила воду, выращивала телят. Питание было готовое, но денег не получала.Кормить, доить, и убирать навоз надо было три раза в день. С одеждой было плохо.Сшила себе халат из мешка и ходила в мешочном платье.Еще в 1914 году, во время уборки урожая, из Земской управы попросили меня заведовать яслями на 2 месяца (работать с детьми, отцы у которых были на фронте). Детей я очень любила и после ликвидации коммуны поступила работать сестрой - воспитательницей в ясли Почтамта с оплатой 30 руб. в месяц.(1927 год)Одежда для детей была казенная и я шила эту одежду,подрабатывала 20 руб. в м-ц.Работала в яслях до ноября 1929 года.В яслях я организовала передвижную библиотеку профсоюза Медсантруда и заведующий библиотечным фондом предложил мне работать библиотекарем."
На этом кончается дневник бабушки , но продолжается ее жизнь полная лишений и преодолений. Её не стало в 1983 году.