Абитуриент

Петр Панасейко
             
   

          От наплыва абитуриентов университетский коридор третьего этажа гудел как паровоз, проделавший путь от Москвы до Владивостока. На дворе стоял сентябрь, но здесь температура воздуха зашкаливала за тридцать градусов. Сидевшая у двери кабинета, где шёл вступительный экзамен по русскому  языку и литературе, студентка, контролировавшая вход и выход абитуриентов и участвовавшая в этом мероприятии как минимум года два-три, то и дело громко произносила фамилии, кому следует заходить в таинственную дверь.
       - Литвинов Дмитрий Сергеевич, - услышал я неожиданно, - заходите.
      
        В кабинете у окна стояло два дубовых стола, за которыми сидели две женщины- экзаменаторы, а около них – две девушки-абитуриентки. Слева от них за столами по одному сидели и готовили свои ответы три парня и девушка. Я подошёл к первому столу у окна, отдал документ, удостоверяющий мою личность в качестве абитуриента, взял первый попавшийся под руку экзаменационный билет и направился к свободному столу готовиться. Развернув билет,  ахнул, ибо меня сильно встревожил второй вопрос. Абитуриент должен  отвечать сначала на первый вопрос по русскому языку, а затем – по русской литературе. Русским языком я владел в совершенстве и с его правилами «дружил». По нему  решил отвечать без подготовки. А вот второй вопрос заставил меня задуматься.
      
       - А если сразу встать и уйти, - носились мысли в голове. – Нет,  не пойдёт. Не поймут. Но  что-то надо делать, ведь роман «Преступление и наказание» в школе я так и не прочитал. Просто не любил писателя Достоевского, за то два раза перечитал «Войну и мир».
       Я всё рассуждал, а время бежало так, как будто за ним кто-то гнался.
       - А если поменять билет, - чесал свой затылок я, - что тогда? Нельзя, будет оценка на один балл ниже.
      
         Снова и снова перечитывал вопрос: «В чём трагедия Раскольникова?». И думал, думал.
      - Значит так, он кого-то убил, его арестовали, отправили на каторгу. Туда к нему приехала его любовница Соня. Да-да, убил старушку, забрал у неё деньги, и кажется, пропил их в кабаке. А когда деньги закончились, то у него заговорила совесть и он пошёл сдаваться следователю. Что-то не то, а в чём же его трагедия? И тут я обрадовался: как известно убийство любого человека – это и есть трагедия. Одновременно услышал в свой адрес: «Дмитрий Сергеевич, подходите с ответом ко мне».
      
        Не прошло и двух минут, как я услышал: «Достаточно. С русским языком у Вас всё в порядке. Ответ на пять с плюсом».
       - А вот я вынуждена поставить двойку, - улыбаясь произнесла наша соседка по столу.
       Я повернул голову и увидел ту, которая получила неудовлетворительную оценку по литературе. На неё в этот момент было страшно смотреть: из глаз катились слёзы, руки дрожали. Всем своим видом она просила о пощаде,  но пощады не последовало: перед этим она на три с минусом ответила  по русскому языку. На что  надеялась? Я то надеялся, что вопрос по этому противному  роману Федора Михайловича  мне не достанется. Однако, как видим, во всей своей красе сработал знаменитый «закон  подлости», и я вынужден был теперь говорить о какой-то трагедии, какого-то Раскольникова.
      
        - Ну что же Вы, я внимательно слушаю, рассказывайте, - это вопрос ко мне уже по литературе.
       - Значит, так, - смело начал я, - Раскольников плохо учился в институте, поэтому ему не платили стипендию, а кушать-то хочется. Он пошёл к богатой старушке, убил её и забрал деньги. Когда вторая старушка, видимо, соседка по площадке, застала его на месте преступления он, не задумываясь, убил и её.
      
         Лица обеих женщин резко изменились: они смеялись до слёз. Мне же хотелось плакать.
      - И что же Раскольников сделал с деньгами? - спросили меня.
      - Потратил, разумеется.
      - А знаете, он до тех денег так больше и не дотронулся.
      - Надо же, а зачем тогда убивал?
      - Вот это я и хочу от Вас услышать, Дмитрий Сергеевич.
      
        Я на мгновение задумался: что-то тут не так, зачем она со мной теряет время? В тот миг отчаяния я просто не знал, что в том  году на заочном отделении юридического факультета шёл недобор абитуриентов.  И принимавшим вступительные экзамены преподавателям дали негласную установку: к сочинениям относится со всей серьёзностью, так как будущий юрист должен грамотно составлять правовые документы. По этой же причине  особое внимание уделять и русскому языку. Что же касается литературы, то её на отлично должны  знать, как известно,  абитуриенты-филологи, а не юристы.
      
      - И так,- продолжали сыпаться в мой адрес наводящие вопросы. – Вы, как будущий юрист, сидите в своём кабинете следователя, а к Вам с повинной заходит Раскольников, что Вы будете делать?
      - Пусть он заходит в соседний кабинет, а я, пожалуй, пошёл.
      
        Когда подходил к двери, то услышал, как одна другой сказала: «Лично в моей практике это первый случай. Сдать на «отлично» русский язык и историю, написать на «отлично» сочинение и просто так уйти с экзамена по непрофильному предмету. Так не бывает.
      
        Ещё как бывает.

24.07.2015 г.

Фото из Интернета