Про пафос и мажоров

Виктор Притула
В последнее время писать мемуары стало модно. Делают это  политики, актёры, изредка писатели, чаще театральные деятели. Теперь вот пришёл черёд – эстрадным знаменитостям. А то какая же «попса» без мемуарной составляющей.
Автор книги «И жизнь, и слезы, и любовь» - певица Валерия. Несколько лет назад Валерия на самом пике своей карьеры оставила сцену и вернулась с детьми в родной город, где прошли ее детство и юность. Покинула Москву, чтобы больше не возвращаться. Что заставило ее так поступить? И почему она все-таки вернулась и по-прежнему радует нас своими песнями? Впервые Валерия делится шокирующими и сенсационными подробностями своей семейной жизни. Сегодня Валерия счастлива, но она не забывает о страшном прошлом, с которым у нее хватило сил порвать. Она говорит: «Я написала эту книгу для того, чтобы подарить надежду тем, кому сейчас плохо».
Наталье Штурм в попсовой табели о рангах с Валерией не сравниться. Хотя и у неё были взлёты, были и падения. Обо всё этом, а попутно о своей любви к богатому бизнесмену, певица поведала в книге «Любовь цвета крови».
И в издательстве «Азбука-классика», выпустившем исповедь Валерии, и в «Эксмо», с помпой презентовавшим опус Натальи Штурм в казино «Голден Пэлас»,  обе книги именуются романами. Если это так, то Лев Николаевич писал не романы, а «эвересты» среди «бугорков» наших «поп-див».
Иное дело, книга воспоминаний Максима Капитановского « Во всем виноваты «Битлз». Экс-«машинист времени» рассказывает с присущим ему блеском и юмором про эпоху, канувшую в Лету. Всё же 60-80-годы ушедшего века были легендарными не только в музыке, но и в той жизни, которая исчезла как Атлантида. Спасибо «Вагриусу» за сладкую горечь воспоминаний.
Но ещё большее спасибо издательству «Гаятри» за трилогию известного ди-джея Михаила Козырева «Мой рок-н-ролл». Мне пока достался всего лишь первый том, но могу сказать, что как по содержанию, так и по форме эта книга в российском современном книгоиздании о русской рок-культуре аналогов не имеет. Изданные в салонно-альбомном формате три тома козыревской антологии - это субъективная история русского рока, а какой ей ещё быть в авторском исполнении, со всеми его пристрастиями и антипатиями, написанная душелюбом рок-н-ролла.   
В «Эксмо» вышла книга популярного телеведущего Андрея Малахова «Мои любимые блондинки», которую он со свойственной ему высоковольтной энергетикой презентовал в модном московском ресторане «Савой». Том самом, где Жеглов и Шарапов брали «Фокса». «Мои любимые блондинки» - роман про Малахова, написанный Малаховым, так и напрашивается на сравнение со знаменитым  романом Андрея Битова «Остановите Малахова». Но, в отличие от рафинированного интеллектуала Андрея Битова, его тёзка Малахов, честно признал, что писателем себя не считает. К  своим писательским способностям Андрей Малахов относится с иронией и о возможном  продолжении  литературной деятельности говорит: «Очень хочется сначала  оценить  интерес  людей к книге. Кстати, весь тираж напечатан на бумаге,  прошедшей  вторичную  переработку, поэтому, если роман никому не понравится,  можно  будет  утешаться  тем,  что при его издании ни одного дерева не пострадало». «Мои  любимые  блондинки»  -  это откровенное повествование о современном телевидении.  Многое  было взято телеведущим из реальной жизни работников «Останкинwoodа».  «Некоторые  моменты  я  слегка  утрировал,  но от этого повествование лишь выиграло. Я бы мог написать и больше, но есть истории, которые  я  не  включил  в  роман,  чтобы никого не обидеть и не лишиться любимой работы». Ещё одну яркую книжку в «Эксмо» издал человек театра Иосиф Райхельгауз. Сборник театральных баек «Мы попали в запендю. Жизнь в театре. Театр в жизни» представляет жизнь театра в его игровой сути. Рассказанные легко, с юмором, эти анекдоты из театральной жизни  представляют мир театра притягательным  и всегда неожиданным. В них – дух театра  сегодняшнего, с Валентином  Гафтом  и  Олегом  Табаковым,  Галиной  Волчек  и   Анатолием Васильевым,  и того, ушедшего, легендарного, с Марией Кнебель и  Георгием Товстоноговым. Как  режиссер,  Иосиф  Райхельгауз  часто  наблюдал  за  артистами «из-за кулис»,  запоминал и записывал смешные, нелепые, парадоксальные, а иногда и  вовсе  абсурдные ситуации их жизни. Книга журналиста Бориса Кудрявова «Интимные тайны», вышедшая в издательстве «Алгоритм», приоткрывает некоторые стороны жизни знаменитых артистов, писателей, музыкантов, о которых не всегда принято говорить. Что получилось из этого набора интервью, опубликованных в разное время в разных периодических изданиях, сказать трудно. Кому-то книга, может быть, покажется интересной, кому-то - циничной. У каждого свои вкусы и свои критерии.
А вот близкое к идеологическим институтам Кремля издательство «Европа»
выпустило комплиментарный сборник «Звёзды о России». Книжка с ярким дизайном отчего-то напомнила мне забытые издания  «Агентства Печати Новости», о том, «как хорошо в стране советской жить!». Теперь «старые песни о главном» наша артистическая тусовка перевела в буклетно-книжный формат. Красиво? Да! Искренно? Не очень! Родину надо любить тихо.
Особо хочу остановиться на двух книгах, вышедших в горячо любимом мною екатеринбургском издательстве «У-Фактория». На фоне вышеперечисленной «попсы», эти мемуарно-биографические книги, абсолютно не позиционируемые как романы, смотрятся настоящими явлениями современной культуры. Ибо отражают они действительно феномены западной культуры последней четверти ХХ столетия.  Книга Тома Санчеса «Я был драгдиллером «Роллинг Стоунз» скорее даже не столько обо всей легендарной рок-группе», сколько о её «анфан террибле» Ките Ричардсе. В оригинале название книги звучит «Я был драгдиллером Кита Ричардса». Впрочем, представить Кита, вырванного из контекста «роллингов» невозможно. Мик Джаггер может быть сам по себе, Кит Ричардс – никогда. Для всех поклонников «роллингов», а себя я от этой категории населения России не отделяю, книга Тони Санчеса уже стала «культовой».
О Джоне Ленноне или хорошо, или  ничего. После скандальной биографической книги Альберта Голдмана «Джон Леннон», выдержавшей два издания в «ЖЗЛ», составленная Йоко Оно книга «Память о Джоне» содержит около 80 воспоминаний выдающихся музыкантов и деятелей современной культуры. Это очень трогательная и деликатная книга о человеке, который сделал революцию в музыке для миллионов. Некоторые пишут о Ленноне несколько страниц. Некоторые несколько строк. Как жесткий американский живой классик Норман Мейлер. У него и вовсе четыре слова: «Мы потеряли гения духа». Возможно, Йоко решила вновь напомнить о себе, но даже если это так, то дай Бог ей удачи и спасибо за собрание воспоминаний. А издательству «У-фактория» отдельное спасибо за эту выдающуюся книгу, украсившую 8-ю московскукую книжную ярмарку «Нон-фикшн».