Иные берега - Иоганна фон Рас - Анна Андреевна 1

Каким Бейсембаев
         Предвоенная (около 1941) Москва на старой фотографии: моя няня в окружении воспитанников, сейчас, если они живы, - это пожилые люди и как бы мне хотелось, что бы они увидели, вспомнили и написали мне о нашей воспитательнице Анне Андреевне - Иоганне Генриховне фон Рас.  Все лица  на фото мне кажутся знакомыми и нас что-то объединяет - надеюсь доброе и вечное.  Моя же семья проживала  в   мало кому известной Карагандинской области, в селе поочередно носившей имена октябрьских вождей: Троцкое,  Ворошиловка,  Ульяновка. Особенно не повезло Троцкому, а память о Климе Ворошилове держалась с 20-ых годов до конца 50 - ых, когда была развенчана "антипатрийная группа". Название Ульяновка имело место быть свыше 50 лет, а затем, лишь в угоду моде на новые названия, победило простое природное образование - сопка у поселка  - Бота - кара (верблюжонок). Имя же Ленина в Казахстане и до сих пор не вызывает порицания, и даже у  протестовавшей молодёжи в известных на весь Союз декабрьских 1986 г. событиях, окрещенных Горбачёвым как "казахский национализм", транспарант "Поддерживаем ленинскую национальную политику"  был популярным. 
       С  началом войны немцы были депортированы из столицы СССР и мой отец, занимавший не малую должность поступил дальновидно,  решив обучить своих детей русскому языку. Так Анна Андреевна оказалась  в нашей семье. Но кем же стали дети на фото - хотелось бы знать. Ну хотя бы этот высокий мальчик на заднем плане, никак сам Олег Басилашвили? А эта закутанная девочка с проницательным взглядом, или косящийся исподлобья на объектив  мальчик справа в первом ряду - он, вероятно, стал крупным ученным. Впрочем, ни так это важно, но, думаю, что все они стали настоящими людьми. И не потому, что Анна Андреевна искренняя христианка баптистской церкви, а потому что она была прирожденным интеллигентом старой закалки, умеющим воздействовать мудрым словом. Жизнь представила ей возможность работать с детьми избранными: княжеского рода - наследниками империи, и детьми простых людей из немцев, русских, казахов,  грузин. Многим она смогла стать мамой и другом, сочувствующим и помогающим, заботящейся о предстоящей судьбе. Примеры добрых отношений между людьми она часто приводила нам, включая и прибывавших из - за рубежа. Как - то, по протекции церкви, в конце 50-х ей удалось съездить в Москву на всемирный съезд баптистских общин. Она была взволнованна  увиденным и особенно выступлением американского пастора - афроамериканца. "Кожа у меня черная - говорил пастор, - а сердце белое". Наверное не случайно она часто повторяла эту фразу, потому что  в Москве  и сёлах Карагандинской области проблема совместного существования людей разной национальности в любви была без альтернативной.  И она наполняла суть библии к которой люди обращаются постоянно. Судя по составу делегации из США баптистская церковь решала её, хотя в по тем временам расовая сегрегация  в Штатах существовала и я это говорю не только опираясь на содержание советской пропаганды тех лет, но и по прослушиванию голосов "Немецкая волна", "Голос Америки". Мой приемник "Урал 57", которым партия и правительство наградили отца за  "Освоение Целинных и залежных земель"создавал в этом все возможности, а поэтому  для тех кто хотел закрытого общества, как бы не было. В США же вопросы любви к ближнему  в церквях решались гораздо проще. Напомню, что борьба с расовой сегрегацией активизировалась там в 60 годах благодаря энергии президента Джона Кенеди, который был убит, думаю за это, в штате Техас, где рабовладение имело сильные корни (официальный  причины убийства до сих пор не установлены).
        В Россию Анну Андреевну вместе с мужем   закинуло развитие капитализма в Германии, когда многие из обедневшего дворянского сословия  отправились за лучшей судьбой  в иные страны. Своих детей у них не было, к тому же её супруг долго в России не прожил, скончавшись от туберкулёза. Не помню год выезда Анны Андреевны из Германии, но  на русском она  говорила без акцента,  что предполагает не малый разговорный  опыт и достаточно длительный период проживания в России. В тоже время   и на немецком она говорила свободно. Я  мог оценить это косвенно по попыткам  научить меня языку, а также судя потому, что   в    90 - летнем возрасте имела привычку со сна переходить на немецкий, чем не раз озадачивала меня.  Родилась на рубеже 1872 г., а следовательно к октябрьской  революции ей было около 45. Судя по всему в России она оказалась задолго до начала 1 мировой войны  и скорее всего на рубеже 1905 года.    
      Жизнь  после войны 1941-1945 г. была не легкой и эта модная,  когда то в Москве, шляпка - котелок и габардиновое темно-синее с фиолетовым отливом  пальто с меховым  воротником  и отстроченными тем же мехом рукавами в которых она изображена на фото,  еще  держались очень долго, кажется вплоть до того как я уже закончил школу.  По -видимому, пальто и мех было дорогим и такой покрой я не раз встречал на фотографиях старинных журналов и в кинохронике тех лет. Впрочем и одежда детей традиционна - так одевались многие и в селе Киевка, куда мы впоследствии по работе отца переехали в  лето 1952 г. Село было районным центром Карагандинской области и насчитывало до 5 тысяч человек, что  по тем временам было не малым, а название  происходило от переселенцев из Киева, основавших село в столыпинские времена.
       С переездом в Казахстан, а это случилось в годы войны,   Анна Андреевна    была свидетельницей  не одной смерти от голода у стен нашего дома, хотя с моей мамой как могли помогали бедным людям. Вот что говорила няня: "Мы подкармливали тех кто приходил к дверям, поили сурпой, но наутро часто видели их трупы на улице". Что это было - воспоминание военных лет, когда, возможно,  продукты питания в основном доставались работающим на войну (трудфронт)  или это мои, соединенные в воображении, воспоминания  о рассказанном родителями  голоде 30-х годов, унесшего в республике миллионы людей. Хорошо помню что смысл воспоминаний няни был как о лично виденном и содеянном для спасения голодающих. 
       Нет худа без добра - утверждает поговорка и война принесла в наши поселки новых людей повлиявших на мышление. К нам часто заходили подруги няни в том числе гречанки и еврейки также высланные из Центра, вспоминаю их веселый нрав и доброту, которую они уделяли нам.  Меня они почему -то иной раз считали еврейчонком и всячески тискали.  Скорее всего дело было в моем отце, хотя и не высоком, но видном казахе  рода Каракесек. И как я теперь понимаю его спокойный нрав и благородная   внешность  воспринимались как семитские метки. Но  в 70-е года мне доводилось слышать замечания о  Каракесеках как о казахских евреях - это, по-видимому, вытекало из распространившихся работ Льва Гумилёва, а также  Мухамеджана Тынышбаева  в книге "Материалы по истории казахского народа", изданной в Ташкенте в 1925 г.,  расстрелянного в 30-е годы.  И, в целом в те годы  этноизыскания  стали модными, что было связано и с "переселением народов" в бывшей российской империи.
        Среди подруг Анны Андреевной была и  работник культуры и образования Марья Николаевна Дефриде - бывшая оперная певица, вернувшаяся из Гонконга. В школе она открыла культурно просветительный кружок и создала актерскую группу для достаточно больших детских спектаклей, где сочетались мастерство традиционной игры и балета. Помню постановку спектаклей "Золушка" и "Снежная королева". В которых количество актеров в версии спектакля принимало гораздо большее количество участников (не менее 30 школьников в каждом), чем в одноименных сказках. Были созданы группы по подготовке костюмов, декораций актерского и танцевального мастерства. Какое воспитательное значение для села имели эти спектакли, как их поддерживали родители, как старались принять в нём участие и внести что-то свое! Наверное это и есть понятие народного театра. Люди жили им, как воплощением лучшего.  Спектакли вызвали огромный ажиотаж в селе и поселках района куда выезжала труппа. Они были платными и проходили при заполненных залах. В тоже время не могу не отметить, что зрители и в те трудные времена имели определенный вкус и умение оценить режиссуру. Дело в том что городские театральные труппы постоянно направлялись по селам - это было в их обязанностях, сформированных коммунистическим руководством тех времен. Все актеры должны были играть для народа, выезжать не только в города,  но и сёла. Так у нас несмотря на тесноту  (2 комнаты разделенных кухней с большой русской печью и отделением отгороженным шторой, где жила моя няня) останавливались известные актеры Республики, например, зас. арт КазССР Жамиля Шашкина, а также актеры союзного значения о которых вы может и слышали:  В. Нечаев и В. Бунчиков певцы - теноры, из РСФСР пластинки которых я потом не раз прослушивал на доисторическом патефоне:

Летят перелётные птицы в осенней дали голубой
                Летят они в жаркие страны, а я остаюсь с тобой
                А я остаюсь с тобою Родная моя сторона
                Не нужен мне берег турецкий и Африка мне не нужна...

       Ни в Бунчикове, ни в Нечаеве не было никакой спеси и за столом они вели себя так как будто давно проживали с нами делясь кстати и своими семейными проблемами. Этому способствовал и роскошный стол который могла мастерски накрывать мама и никогда более я ни встречал ничего вкуснее её ватрушек  и торта Наполеон, здесь и оптимальная толщина лепешек из которых он составлялся, состав и консистенция крема для пропитки и время его  выдержки, Наполеон должен быть и не сухим и не излишне влажным, а вкус - его не опишешь.  Приготовленные в огромной русской печи, потом они еще доводились на высоком под потолок лежаке, накрытые белым полотенцем.  У нас  останавливался и депортированный чеченский мулла, вызывавший у меня почтенный страх строгим и регулярным творением намаза. Молится, таким образом не запрещалось, но этого не могли совершать мы - члены семьи  руководителя - коммуниста. У нас почти месяц  проживал и писатель из Украины Ю. Слива, который писал книгу о целине, но, к сожалению, никакой информации о нём в "паутине" я не нашёл.
       Прямо скажу что в нашем деревенском клубе  Вольф Месинг не выступал, но и другие гипнотизёры потрясали воображение и ныне помню одного из земляков, ставшего впоследствии секретарем райкома, вызванного на сцену и изображавшего из себя под действием силы гипнотического внушения маленькую обиженную  девочку. Объяснялся такой грандиозный наплыв довольно просто: наше село относилось к зоне огромного разворачивающегося действа вошедшего в историю СССР как "Покорение целинных и залежных земель" и сюда для поднятия духа первоцелинников принудительно направлялся весь советский бомонд.
       А в общем Караганде в этом смысле везло. Основные мероприятия Советской страны её непосредственно касались:  Освоение целины , Освоения космоса, а также развитие 3 -ей угольной кочегарки страны, а затем и Казахстанской Магнитки. "Караганда - космическая Гавань" - так называли её в прессе. И тогда в 60- ые  как и по ныне космонавты, а теперь и астронавты возвращаются на землю через наш город. Какие - то силы влекли к этой местности людской Дух. В конце 80 десятых не задолго до своей кончины Караганду посетил патриарх московский и Всея Руси Пимен, помню его высокого и чуть сутулого шествующего по Советскому проспекту (ныне п. Бухар Жирау). Мне, как пропагандисту (хотя и беспартийному)  центрально-казахстанского отделения АН Каз ССР довелось присутствовать  на его встрече.  Пупом земли он назвал землю Караганды, её нервным центром принимающим людскую боль. Одной из целей визита было посещение захоронения его близких. Думаю среди них были и священники русского православия сосланного сюда  сразу же после октябрьской революции во времена красного террора, а затем  и в 30 е годы. Привожу ссылку считанную с интернет:  "Достаточно вспомнить имена лишь некоторых из них, которые прославлены на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Так, например, для священномученика Уара (Шмарина), Епископа Липецкого, Карагандинская область стала местом мученической кончины. Из лагеря он писал письма родным. Сообщал, что живет, слава Богу, и жаловаться не на что. И физический труд на пользу. Ему приходится дороги мостить. Через некоторое время  у Владыки были обнаружены миокардит и пляска святого Витта. Из-за тяжелых болезней Епископа перевели на должность счетовода. Все это время Владыка содержался в бараке, где в основном размещались осужденные по политическим статьям. Но в 1938 году его перевели на участок под названием Меркеле и поместили в барак, где были собраны одни уголовники. 23 сентября 1938 года они убили Владыку. Епископ Уар (Шмарин) был погребен на кладбище самарского отделения Карагандинского лагеря; ныне это село Самарка Мичуринского района Карагандинской области. Еще одно известное Православным имя - священномученик Дамаскин, Епископ Стародубский. В заключении в Карагандинском лагере он работал бухгалтером. В это время уже были запрещены посылки заключенным и переписка с ними. Владыку с разными этапами переводили с места на место. Отстающих по дороге пристреливали. Святитель, чтобы спасти от такой участи своего друга- священника Иоанна, донес его на себе до стоянки. По постановлению Тройки УНКВД по Карагандинской области от 10 сентября 1937 Святитель Дамаскин был приговорен к расстрелу. Он принял мученическую кончину 2 (15) сентября 1937 года в Караганде. Теперь этот день стал днем его памяти".
          В 2000 г. Астану посетил Папа Иоан Павел второй он собирался посетить и Караганду,   где были похоронены его родственники и только состояние здоровья и занятость во встречах устроенных ему в столице бывшего Целинного края не позволили ему это сделать.
          Конечно сравнивая Анну Андреевну с другими местными баптистами в основном немецкого происхождения  в их общей культуре можно было видеть большую разницу. Она не только не возражала против просвещения, что приписывалось сектантам, но и  всячески стремилась развить его в детях и  уже в раннем детстве дарила мне книги Корнея Чуковского,  Агнии Барто, Ганса Христиана Андерсона,  не говоря уже о поддержке школьной художественной самодеятельности. К секте же  баптистов администрацией поселка претензии  выдвигались  не раз. Случалось  секта  закрывалась, хотя собрания верующих продолжались, на что администрация смотрела спустя рукава, и я думаю,  причиной этого  были порядочность, добросовестность и интелегентность  одного из членов секты, которого знали руководители района и даже области. Тем не менее,  однажды состоялся суд над Тимом (имя я не запомнил), - одним из районных руководителей секты, который держался стойко, но без излишнего возбуждения. Насколько я помню он так и остался одним из твердых последователей баптистской общины республики,  его помнят и поныне. 
       Осень в Киевке вероятно самая прекрасная пора, В сентябре, когда вечера всё ещё согреты излучением земли, я сижу на скамейке откинувшись на высокую спинку и запрокину голову в безбрежье. В темноте уже не пламенеют георгины, и лишь белые гладиолусы  еще видны в сумраке. А от  низкорослых фиалок и незабудок ковром покрывающих пространство до площадки перед домом запах уже не дурманящий как летом, а больше отдает зеленью, пылью, влагой и  холодком.  Выпит кофе, размолотый няней на скрипучей мельнице из тонких пластин красного дерева, съедена тонкая лепешка, которую на Руси называют Скороспелкой, а в Казахстане Шелпек.   Чистые  осенние звезды мерцают - каждая о своём.  Небо затянуто редкими тучами и очень высокое. Осень располагает к размышлениям и печалям. И где то далеко в вышине поплыли темные тени, совсем не большие, но излучающие глубокую тоску - это кричат журавли покидающие родину. Тысячи лет переводят эти звуки на слова человека о расставании с родными местами и теми с кем уже не свидится.   

                ..  А я остаюсь с тобою Родная моя сторона
                Не нужен мне берег турецкий и Африка мне не нужна
      
Но птицы улетают не за легкой жизнью, а затем что бы жизнь менялась, и можно было увидеть иные её берега, так мне подумалось  уже через много лет. Литературу преподавали уже другие учителя: ни Дефриде, и не Шаталова. Новые учителя об этой песне говорили уже по иному: сравнивая улетающих птиц  с белым движением. Возможно они были по своему правы, поскольку именно здесь проходили последние бои  с отступающими частями  адмирала Колчака. А их  деды и отцы преследовали Белую армию уходящую по старому  мосту  через реку Нура, чьи развалины на берегах до сих пор волнуют местных мальчишек и где они до сих пор отыскивают остовы шашек, русских трёхлинеек, а иной раз и кости расстрелянных красноармейцев.  Местный же фольклёр считает ординардца  В. Чапаева Петьку одним из родственников фамилии  Самойлюк, издавна проживающих в Киевке.   
        В крике  улетающих журавлей ни когда не слышал  агрессии и мести, он   полон печали и в нём не только тоска, но что то не выражающее словами, лучшее из души живого, напоминание о краткости бытия.
       Так и - Анна Андреевна - думал я покинула свою страну и вот живет в этой "деревеньке" и любит людей и помогает чем может, она оказалась здесь в силу обстоятельств и ещё раз убедилась:звания, богатство, цвет и форма глаз не определяют любовь. Но и её зовут воспоминания родины и тогда в её глазах слёзы. Ни один раз мне приходилось видеть их  и только теперь понимаю, что только Бог позволяет унять печаль и соединить душу с Родиной.  Пути тысяч немцев (дворян и простых  "работяг") разны. Кто то из них от военнопленных двух последних мировых войн или от убывших из фатерланд в поисках работы и, вероятно,  с разочарованием о своей стране.. Но было у них и общее - арбайт унд орднунг. Я каждый раз убеждался в справедливости этой фразы, выполняя  на заводах тот или иной проект по изготовлению горной техники, где среди рабочего персонала  было не мало немцев. Терпение и сдержанность - вот их черты, хотя конечно это нельзя распространять на всех. Точно также как и казахское гостеприимство. Но с немцами было проще ещё и потому, что они пытались говорить на твоём языке (родители многих из них  изначально попадали  в казахские аулы).  Главная же причина  была всё же в стремлении проявить уважение к языку коренной нации. Поэтому зная свою няню и многих других немцев мне иногда были не приятны фильмы, где тупость  и злость  немецких солдат зашкаливала через край. Мне казалось что факт активного участия в двух мировых войнах причём потерпевших поражение формировал у немцев некоторый комплекс сдерживания. Но всё- таки "наш" немец отличался от "выращенного на родине". И главный  фактор - это религиозность -  не малая часть из них становилась католиками или, как в нашем селе, баптистами. Говорят к вере человек легче подходит в лишениях. И жизнь на "чужбине" этому способствует. Точно также более религиозными были и афроамериканцы в США. Технократия же придает человеку уверенность иногда переходящую в самоуверенность и тогда кажется, что самостоятельность человека в том, что достаточно в проблеме обсосать технические стороны  и создав материальный перевес в средствах решительно приступить к решению задач - тогда всё будет Ok. Разрешу отвлечься от основной темы: как то прочитал у М. Веллера (Легенды Арбата) - популярного в России писателя (и особенно среди оппозиции) цитируемую им фразу А. Лебедя (ныне покойного при странных обстоятельствах генерала): "В этом и есть суть истинной демократии. Подогнал авианосцы, нанёс ракетный удар, после чего собрал корреспондентов и поставил им задачу аплодировать. Учиться надо!" Лебедь здесь иронизирует над событиями в Ираке (военная операция США в 90- х "Буря в Пустыне"), а я думаю что это обычные правила всех технократов, разложивших по полочкам "Что такое хорошо и что такое плохо" и как оказалось мало зависящие от общественного строя и географического местоположения их исполнителей.
         Пронзительный, с хитрецой взгляд М. Веллера с  обложки книги как будто подталкивает искать в описаниях и событиях некую интригу, а глубоко надвинутая на лоб шляпа, позволяет со скоростью фокусника извлечь из неё скабрезную историю, об известных деятелях, казалось бы задевающих их под корень. Основательность историй, например,  по "делу" Нестора Махно вытекает из исторических ссылок и цитат приведённых вначале книги, а вот по "делу"  Михалковых (М. Веллер  о них отзывается не лицеприятно), они таковыми не кажутся и, по-видимому, всё ещё в шляпе. "Вот я вам сообщил факт, а вы проверяйте, если не так - сомневайтесь и ищите. В моих мыслефантазиях он отвечает на мое недоумение так: "Я человек сдержанный и поэтому нынче от греха подальше живу в Прибалтике, здесь, отсюда с "берега турецкого" могу и покритиковать  президентов, что бы вы учились включать мозги, и не верили  на вскидку, и вообще не следует отдаваться технократии ибо для неё, например, отверстие это то во что можно, что то вставить, а жизнь не такова: она эти отверстия строго различает". Мне бы хотелось что бы так ответил М. Веллер  спроси я его.Но помню как выдворяли из СССР Александра Солженицина: в печати тогда не скрывали, что это произошло вопреки воли писателя, перед этим же ему пришлось не один год отсидеть в карагандинских лагерях. Велеру же с этим не повезло.  Времена не те. Тогда же и официально изданную повесть  "Один день Ивана Денисовича"  под большим секретом передавал мне на одну ночь мой старый друг и одноклассник, как я теперь разумею, мой лучший учитель литературы В. Гринько. И в плаче журавлей проплывавших над нами разворачивалась в ночи степная  юдоль Ивана Денисовича.   
      Немцы, начали и проиграли две мировые войны,  в которой погибли (если сюда условно отнести и войну Наполеона) около ста миллионов людей. Возможно - ли такое? Во времена перестройки в СССР были попытки переоценки причин последней войны. А я сам анализируя конфликты людей в большей части находил в них: взаимную неприязнь, недопонимание и даже совершенно одинаковые позиции спорящих, которые выражались, разными терминами с непониманием того, что говорят одно и то же.   Мы даже придумали такую басенку о перемещении душ: сознание человека в самом деле постоянно перемещается в параллельных мирах перепрыгивая из одного в другой. Просыпаясь в следующей ипостаси  иного мира сознание мыслями и действиями, окунается в текущий мир, а прежнее работает на уровне подсознания, и поэтому человек не считает, что он постоянно "скачет". События в них похожи, если миры близки, поэтому людям вернувшимся к спору кажется,  что поступки о которых они дискутируют однозначны, и их глубоко возмущает, что кому - то из них теперь приписывают то, что он никогда не говорил, ведь он помнит всё на 100 %.  Поэтому в споре люди противопоставляют друг другу события хотя и близкие по форме, но имеющие различия, поскольку считаны с разных горизонтов действия и поэтому вызывающие активное неприятие  и  мыслительные мутации. Этим, мягко говоря неожиданным заявлением,  мне удавалось сбросить накал кипящих страстей, хотя мой оппонент и задумывался: всё-ли со мной в порядке.
         Анна Андреевна  уже в возрасте за 80 лет без давления влияла  на моё  восприятие мира, её слова могли сыграть свою роль и через год и через 10 и по- видимому в этом смысл известной поговорки: "Тише едешь - дальше будешь" (об этом детально продолжу  позднее).  Иногда  такой стиль позволяет переосмыслить свои поступки и  эпизоды истории,  рассмотреть белые нитки сшивающие её куски. Поэтому так важно в вере покаяние. Оно полезно и государству и человеку.  Так СССР извинялся за многочисленные жертвы репрессий, а Б. Ельцин за своё президентство. И в советские времена приходилось читать вышедшие в СССР книги вызывающие сомнение в причинах последней войны, и даже в возможности, извините, холокоста. И никто не пытался их судить. А предпоследний папа Бенедикт XVI позволил себе сомневаться в библейских историях (читайте его трилогию "Иисус из Назарета").  Не припомню правда извинений США (ну конечно не за то что они способствовали развязыванию 3 - ей мировой войны, а хотя бы за атомную бомбардировку городов Японии),  в гораздо большей степени им аплодируют и они привыкли к ним! Вероятно, в современной демократии стали бы не модны и извинения за крестоносные войны Папы Иоанна Павла 2 - го также произнесенных во времена перестройки, который также  мог допустить молитву христианина в исламской церкви. И не пугайтесь, что я не умею считать мировые - почему то забывают о войне их первоначинателя  - Наполеона Бонапарда осуждать которого тоже стало почти грешно, так же как и рассуждать о половой не идентичности людей. А вообще как сказал философ - вините себя за начало войны, не потому что вы её развязали, а за то что допустили. И мы тоже ответственны за 100 млн. жертв.