Анаит - богиня любви

Ольга Меликян
     Прошлым летом, в июле 2014 года это было...
     Взволнованным голосом по телефону моя подруга приказала:
     - Так, берешь закатки, побольше; я нажарила котлет, сварила борща;заедем в магазин, наберем разных круп, макароны купим - мы едем к беженцам!!!
     Не успев ничего ответить, так как Полинка бросила трубку, я послушно стала собирать сумку...
     Вскоре под моими окнами засигналил автомобиль Полинки. По дороге она принялась мне объяснять: вчера ее муж, Славик, отправился в Центр оказания помощи беженцам с Юго-Востока Украины. Стал спрашивать, что именно надо привезти, в чем нуждаются эти люди? Ему ответили, что самой хорошей помощью будет адресная - не каким-то абстрактным "беженцам", а конкретному человеку. На вопрос Славика - какому конкретно человеку, дайте координаты - последовал ответ: в одном из общежитий Жиголово (есть у нас в городе такой район!) находится молодая армянка с двумя шестимесячными девочками-близняшками... Вот ей почему-то всегда не хватает продуктов, одежды и лекарств. Якобы она не нашла общего языка со своими товарищами по несчастью, все ее там обижают...
    - Тогда надо по дороге еще и подгузников купить малышам! - тут же решила я, и мы заехали в ближайший супермаркет.
     "Мудрые" люди из Центра помощи беженцам не удосужились даже назвать Славику имени обделенной женщины, да и адрес общежития уточнить тоже "забыли". В общем, мы поехали в Жиголово, рассчитывая на собственную интуицию.
      Путем несложных рассуждений, выбор нашего маршрута пал на пустующие полуразрушенные общаги на улице Тенистой. В некоторых из них еще теплилась жизнь; там влачили жалкое существование маргиналы. В трех общагах никто из обитателей ничего не знал о беженцах с Юго-Востока; а во дворе четвертой нам несказанно повезло - мы увидели двойную коляску!!! Именно в таких счастливые мамаши катают по улицам двойни!!!
     - Наверное, наша армяночка находится тут! - радостно воскликнула Полинка, и мы заехали во двор.  Вытащив из багажника увесистые сумки и пакеты, мы решительно двинулись в сторону общаги.
     Коляска была пуста; неподалеку несколько мальчишек что-то громко обсуждали, совершенно не обратив внимания на нашу "гуманитарную миссию". Где искать нашу мамочку с двойней?!
     И тут из обшарпанных дверей ветхого строения вышла невысокая полненькая брюнетка. Недоверчиво глядя на нас, она решительно зашагала к коляске, возле которой мы с Полинкой держали совет: зайти в общагу или все-таки спросить ребят?
     - Гай ес?!(ты - армянка?!) - негромко произнесла я. Лицо брюнетки моментально преобразилось: - Айё, гай эм эс! (да, я - армянка!) И тут же по-русски: - Что вы хотите?
     Мы рассказали, кто мы и зачем ее ищем.
     - Меня зовут Анаит. Я из Донецка, мы здесь уже два дня... У меня трое детей - старшему сыну девять лет, младшеньким мальчикам по семь месяцев... Муж остался там... Жив ли он - не знаю, связи нет... Он успел нас вывезти из Донецка, ехали под обстрелом... Страшно?! Нет, это не страшно! Это страшно до безумия!!!
     - Два дня... И как же вы без помощи?!
     - Мне выделили комнату на пятом этаже... Люди привозят сюда продукты, вещи... Но я не успеваю - почти все забирают местные "аборигены": алкоголики, наркоманы... Люди ведь не знают, кто они! А те и рады стараться: да, мы - беженцы! Еще и истории разные сочиняют, на ходу! Что поделаешь, им тоже кушать хочется! - и Анаит невесело улыбнулась, сверкнув ослепительно белыми зубами.
     Мы помогли женщине затащить коляску по лестнице наверх, заодно втянули и наши сумки. В комнате на двух сдвинутых вплотную кроватях барахтались двое смешных толстячков-карапузов, черноглазых и темноволосых. У одного из мальчиков на макушке красовался свежий багровый рубец-шов.
     - Что это?! - ужаснулись мы с Полинкой.
     - Это след от операции. Малыши родились недоношенными, слабенькими. Тогда у нас еще было все спокойно. В возрасте 4 месяцев Вазгенчику поставили страшный диагноз: краниостеноз. Выход был один: операция. Только вот счастливый исход этого вмешательства - 20% всего лишь! Остальные 80% - летальный исход и инвалидность...Но вариантов у нас не было! Нам назначили день операции. А город уже обстреливали вовсю! Было очень,  очень страшно...
    И вот все позади - наркоз, сложная многочасовая операция... Мой малыш попал в счастливые двадцать процентов - все прошло удачно! Мы как раз проходили послеоперационную реабилитацию, когда эти гады начали обстреливать детскую больницу... Мы накрывали наших деток своими телами; нам на головы и спины летели разбитые стекла, обломки дерева и куски бетона...Медицинский персонал изо всех сил старался соблюдать режим стерильности в послеоперационных палатах, операционных...  До снятия швов оставалось два дня; я со слезами отпросилась у лечащего врача домой - мне казалось, что дома будет не так страшно; к тому же, там ждал второй из двойни малыш, Арсенчик, и старший сын, Геворг... Доктор отпустил, сказав, что швы снимет через два дня...
     Дозвониться до мужа я не смогла; взяв Вазгенчика на руки, отправилась домой - благо, мы жили недалеко. На месте нашего дома была глубокая воронка. Дома у нас больше не было! На мой звериный вой из соседнего дома вышла соседка, тетя Катя, успокоила, сказав, что мои мужчины живы, и забрала нас к себе. Наши мужья работали вместе, жили мы с соседями душа в душу, и сейчас нашу семью приютила добрая, славная тетя Катя...
     Тут Анаит прерывисто всхлипнула...
     - Я даже не знаю, жива ли тетя Катя сейчас!!! - и она продолжила свой печальный рассказ:
      -А потом обстрелы участились и усилились; мы прятались в подвале,а вскоре и перебрались туда насовсем, ведь в доме оставаться было опасно.  Муж принял решение вывезти нас из Донецка. Тетя Катя уезжать отказалась наотрез - было некуда, да и не хотела она покидать родной дом... Что с ней сейчас - я не знаю; плачу каждую ночь и прошу помощи у Бога...
     Мы с Полинкой слушали нашу "адресную помощь" - Анаит - с ужасом. Ну как же это так?! У нас - лето, море, пляж, а там - война?! В голове это никак не укладывалось!!!
     Анаит, усевшись на кровати, приложила к груди своих мальчишек - Вазгена и Арсена. Глаза ее излучали неимоверную любовь. По щекам катились слезы... Она, казалось, вновь слышит свист снарядов и ощущает на своей спине удары битого стекла...
     - Спасибо вам, мои хорошие! Спасибо!!! - она смотрела на нас своими бездонными карими глазами.
     В дохристианской армянской мифологии Анаит - богиня любви. Мне показалось в этот момент, что богиня спустилась на землю - так лучились любовью глаза этой матери, бежавшей из Ада...
     Уходили мы с Полинкой с тяжелым сердцем...
     Когда через день мы снова приехали к Анаит и ее детям, оказалось, что их из общаги куда-то отправили... Куда - маргиналам было неинтересно.
     Где ты, Анаит?! Как ты устроилась где-то на новом месте?!
     Почему-то мне кажется, что все в ее жизни постепенно наладится. У богини не может быть иначе!