Кистелёво. Встреча с Историей...

Игорь Петрович Из Полоцка
Что такое История? Думаю, каждый мало-мальски образованный человек ответит на этот вопрос по-своему… Для кого-то это «политика, опрокинутая в прошлое», а для кого-то – обыкновенная наука, а точнее «гуманитарная научная дисциплина».
Для меня же История есть не что иное, как жизнь! И ведь правда – мы сталкиваемся с ней практически каждый день, зачастую всего-навсего не замечая подобных «столкновений». А История на самом деле совсем рядом – в названиях городов, улиц, государств, в наших именах и фамилиях, в наших семьях. Вспомните, как многим из нас в детстве доводилось неоднократно слушать рассказы родителей, бабушек и дедушек о том, как жили они раньше, когда были немножечко моложе, когда на дворе стояло иное время, а страна была совершенно другой…
Не так давно – в один из летних деньков две тысячи четырнадцатого года – мне довелось столкнуться с Историей… в лесу! Однако не в простом, а в бескрайнем лесу одного из чудеснейших уголков белорусской земли – Лепельщины. Здесь я живу каждое лето – и ежегодно на велосипеде объезжаю окрестности городского посёлка (бывшего военного городка) «Боровка 1-я», где находится дом моей родной бабушки. Стараюсь как можно чаще открывать для себя новые маршруты, тем самым изучая местность, чтобы лучше уметь ориентироваться на ней. Ведь для меня Лепельский район родной Витебской области – не пустой звук! В этих краях когда-то родилась моя мама (и практически все мои предки и родственники по материнской линии), здесь я познавал основы жизни в первые годы после своего появления на свет, а в далёком 1996-м году в лепельском храме святой Параскевы Пятницы принял православное Крещение…
И вот, однажды мне посчастливилось ехать на верном двухколёсном друге по довольно-таки узкой лесной стёжке. Напевая известную песню («Выйду ночью в поле с конём…») и любуясь окружающей природой, я, сам того не замечая, в течение часа достиг деревни Матырино, где вовсю кипела простая крестьянская жизнь – люди работали на огородах и на дачных участках, многие собирали урожай на полях, а откуда-то издалека доносились мычание пасущихся на лугу коров, блеяние овец и баранов.
Место это было увидено мною, можно сказать, впервые в жизни. Цель, таким образом, стала достигнутой – новый веломаршрут открыт! И я, естественно, встал перед выбором: возвращаться обратно в Боровку или же возобновить путешествие (дорога обнаруженным мной населённым пунктом не заканчивалась – впереди, вдалеке от различных городов, посёлков, районных и областных центров стояли такие деревни, как Костинка и Караевичи, которые мне также хотелось увидеть). Назад ехать, честно говоря, желания не было, а посему мой импровизированный «поход» продолжился…
…После велосипедного «пересечения» Костинки (она находится не так далеко от Матырино) я вновь обрёл возможность насладиться внезапно открывшимся передо мною чарующим белорусским лесом. Подобно Млечному пути пролегала по нему широкая дорога, ведущая всякого путника к уже упомянутым выше Караевичам. Однако, выехав на неё, я вдали увидел не деревянные хаты, не дымок, идущий из труб крестьянских печей, не трудолюбивых селян, а таинственное сооружение, похожее на монумент. Когда приблизился к нему, понял, что ничуть не ошибся – это действительно было памятное место, своего рода маленький мемориал, увековечивающий, вероятно, какое-то событие кровопролитной войны с нацистами, которую наш народ вёл в 1941 – 1945 годах…
Разумеется, не остановиться мне было никак нельзя! Оставив свой велосипед у края дороги, я медленным шагом подошёл к небольшой памятной доске, на которой прописными буквами были написаны печальные и скорбные слова:

ТОВАРИЩ, ОСТАНОВИСЬ!

ЗДЕСЬ БЫЛА ДЕРЕВНЯ КИСТЕЛЁВО.
10 ИЮНЯ 1942 ГОДА НЕМЕЦКИЕ КАРАТЕЛИ
СРАВНЯЛИ С ЗЕМЛЁЙ И РАССТРЕЛЯЛИ
30 МИРНЫХ СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН

Пока я читал эту надпись, перед моими глазами проносилась история Великой Отечественной войны, одновременно далёкой и необыкновенно близкой, многими безжалостно оболганной, но несмотря ни на что Священной. Стоило только представить увиденные нашим народом ужасы оккупации, как к глазам невольно подступили слёзы, а к горлу – комок… Мне буквально на мгновение показалось, что здесь, метрах в десяти от меня, стоят каратели. Стоят и хладнокровно (а может даже и с нескрываемым удовольствием) стреляют по жителям деревни Кистелёво, которые провинились перед захватчиками лишь тем, что имели, по мнению гитлеровцев, «неарийское происхождение»…
О мучительной смерти тридцати наших соотечественников напоминало также захоронение – большая братская могила, где покоится прах жертв одной из многочисленных карательных операций, проводимых нацистами на временно оккупированной ими белорусской земле. Рядом с ней стоял небольшой венок, возложенный, видимо, совсем недавно – он был довольно-таки ухоженным, не потрёпанным ветрами и дорожной пылью. Сразу видно, что местные жители хранят память о войне, помнят, каким огромным количеством смертей, какой ценой была завоёвана наша нынешняя вполне благополучная и безоблачная жизнь!..
Помимо обелиска и захоронения на посещённом мной памятном месте находился (и ныне находится) ещё один монумент. Помните, на территории мемориального комплекса «Хатынь» можно увидеть много своеобразных «печей», увенчанных «колоколами», звон которых никогда не смолкает? Это, как известно, символизирует сожжённый в годы Великой Отечественной войны деревенский дом. Так вот, а там такая «печь» стоит одна, только рядом с ней размещается символическая «крыша» - олицетворение белорусской крестьянской хаты, уничтоженной захватчиками-нацистами 10 июня 1942-го года – без малого на год раньше Хатыни…
…Поклонившись погибшим землякам, я вновь сел на велосипед и поехал дальше. А после того, как вернулся в Боровку, принял решение каждое лето хотя бы один раз приходить к этому траурному, печальному, но в то же время памятному, исторически значимому и, несомненно, святому для нас месту! Ведь о войне мы забывать не в праве – не только из-за того, что не знающие своего прошлого не имеют будущего, но и во имя мира, ибо пока народы, победившие нацистов, будут помнить о той кровавой схватке, в которой им довелось столкнуться с преступной «коричневой чумой», подобное, я надеюсь, никогда не повторится!..



2015-й год, Боровка 1-я
(Лепельский район,
Витебская область,
Республика Беларусь)