Мона, купи себе сапоги

Юрий Сарычев
Эта заметка о постмодерне в Коми. Вряд ли она заинтересует многих. Но некоторым, кто захочет подумать, «почему так в Коми» она, может быть, поспособствует в размышлениях…

Постмодернизм, как становится сейчас понятным и общепринятым, – это этап культуры-механизма, как порождающего, сохраняющего, и транслирующего социальный опыт (Г.Л. Тульчинский).
 
В Штатах и Европе принято понимать зарождение и проявление постмодерна 60-70-ми годами ХХ века. Тогда в западной культуре на фоне её столетнего кризиса и связанных с ним войн ХХ века утверждались странные для современников ценности;

В отличие от европейского гуманизма, набирал силу и притягательность европейский трансгуманизм (концепции людей-киборгов, соединённых с высокотехнологичными гаджетами, развитие сервисного трансплантологического банка человеческих органов и систем, гомосексуальность, создающая в человечестве третий пол, феномен трансвеститов как результат медико-демиургической активности медицины и подобное).

Во-вторых, в отличие от казавшейся тогда общепринятой и устойчивой, структурированной в деятельности культурообразующих конфессий и их церквей  идеи Бога, появились иные концепции Бога. Речь идёт о развитии широкого теологического движения New Age – тут и сайентологи, и движение последователей Карлоса Кастанеды, и множество многих подобных движений вослед тому или иному гуру в Индии или Америке.

Вобщем, в старой, четырёхсотлетнего этапа Модерна (с 1500 года), англосаксонской культуре к рубежу 60-70-х ХХ века стала очевидна смерть и потеря  старых пониманий Бога и человечности (Гуманизма). Вот почему далее, на фундаменте англосаксонского экономического развития, культура англосаксов трансформировалась в постмодерные формы… Механизм этой конкретной культуры продолжал осуществлять свою основную функцию - порождать, сохранять, и транслировать социальный опыт…
   
К России и Коми региону эта история  культуры имеет прямое отношение. Можно предположить, что русский постмодерн проявился в СССР принципиально сходным с англосаксонским вариантом способом – на кризисе старых ценностей, но только как смерть наших собственных старых представлений о Советском Боге (дедушке Ленине) и о Советском Гуманизме (как Моральном кодексе строителей коммунизма).

В СССР процесс накапливался следом за европейскими культурными сдвигами - в течение 70-80-х годов - и обнаружил себя на волне постулированных М.С. Горбачёвым культурно-политических реформ 1987 года (перестройка, гласность, демократизация, ускорение, общечеловеческие ценности, новое мышление). Но надо отметить, что в отличие от англосаксонского постмодерна, развивающегося на экономической основе высокой производительности труда, наш российский постмодерн растёт на бедной экономике…

В Республике Коми постмодерные проявления культуры можно отнести к ещё более позднему периоду времени – 90-м – началу 2000-х. Именно в этот период в Коми регионе начался слом старых модерных (социалистических, госкапиталистических) традиционных структурных направляющих регионального развития – понятия о регионе как об индустриальной составляющей большой советской экономики, как об одном из значительных центров финно-угорского мира, о республике как о форпосте ближнего советского Севера.

В то же время в Коми регионе проявились некоторые типичные постмодерные, постструктурные явления:

• Процессы пост-гулаговской (как признак постмодерна) открытости;
• явное отделение экономической машины региона от её антропологической машины (Ф. Энгельс, Джорджо Агамбен);
• в региональном искусстве -  заявила о себе сыктывкарская группа художников-этнофутуристов;
• в региональной науке  - новой точкой научной интеграции стали некоторые постмодерные научные тексты региональных историков и теоретиков культуры;
• в социальном управлении – проявился рост культурно-информационных индустрий (интернетизация Коми) и явно прослеживается появление регионального  слоя «новой кочевой элиты» (Ж.Аттали).

Словом, орбита европейского постмодерна втянула на свою траекторию советский/российский общественный дискурс и на наших глазах трансформировала его эпистему (структуру мышления, выражающую образ мыслей, присущий определённой исторической эпохе).

Это обстоятельство, похоже, некоторым образом проясняет последнее 25-летие жизни Коми региона… 

Но остаётся вопрос – при нынешней возникшей напряжённости Российской и Западной культур, как сложится судьба двигавшегося за европейским и российским постмодерном Коми региона?

P.S.

Ах, да…
 
на фото к заметке Мишель Фуко (1926-1984) – гей, философ, теоретик культуры, автор оптимистического метода «строительства себя» как способа бытия в среде постмодернизма.

«Мона, купи себе сапоги!» - это реплика-ответ героя Киану Ривза из фильма «Дом у озера» («The Lake House») девушке на её вопрос к нему о покупке стеклянного дома у озера: «Ты что, с ума сошёл? Зачем тебе эта халупа, Алекс? Она же стеклянная, там не спрячешься».